Почему святая великомученица Анастасия Узорешительница именуется как Сирмийская

Житие святых

Святая Анастасия почитается как Православной, так и католической Церковью, празднование ее в Православной Церкви приходится на 4 декабря.

Сремска-Митровица

В русской традиция святая именуется как «Узорешительница», так как оказывала помощь заключенным в темницах христианам, гонимых римскими властями за свою веру. Название «Сирмийская» она получила в западной традиции, поскольку Сирмия – это город в Римской Паннонии (на территории нынешней Сербии), который служил резиденцией императора Галерия.

Почему святая великомученица Анастасия Узорешительница именуется как Сирмийская

Значение города в эпоху поздней античности было столь велико, что известный историк Аммиан Марцеллин назвал его «преславной матерью городов». Сейчас это город в Сербии, именуемый Сремска-Митровица, – он известен с глубокой древности, в нем, в частности, проходил обучение святитель Амвросий Медиоланский.

В этом городе и пострадала Анастасия, стараясь облегчить участь заключенных христиан, которых ждала впереди мучительная смерть либо на арене цирка, либо на площадях, где выставляли распятия или же зажигали из живых людей факелы, обмазывая несчастных смолой и сажая в плетенные из ивовых прутьев корзины.

Житие Анастасии

Согласно дошедшему житию мученицы, датируемого VI веком, Анастасия происходила из знатной римской семьи. Ее отец был язычником, а мать, напротив, являлась тайной христианкой и воспитала дочь в христианской вере. Ее учителем был известный мученик – Хрисогон, муж праведный и благочестивый.

Девушка воспитывалась в целомудрии и чистоте; родители всеми силами старалась дать дочери хорошее образование и воспитание. И действительно, Анастасия отличалась острым умом, глубоким знанием античных философов, кроме того, была красива и, как полагалось, должна была выйти замуж, или же, отказавшись от замужества, согласно языческой традиции, стать весталкой – служительницей богини Весты.

Когда приблизился брачный возраст, отец начал искать дочери достойного жениха с тайным умыслом отвратить ее от христианства.

Несчастливое замужество

Следует отметить, что в римском обществе отец семейства не только управлял домом, но имел непререкаемый авторитет главы – его решение было законом, и домочадцы должны были беспрекословно ему подчиняться. Женщина-римлянка занимала подчиненное положение и была полностью во власти своего супруга. Также и дочь находилась в полной власти от своего отца, и по римскому обычаю, достигнув совершеннолетия, должна была выйти замуж.

Отец Анастасии, вопреки желанию дочери хранить девство, привел в дом будущего жениха – богатого молодого человека по имени Поплий в надежде на то, что дочь его вернется к языческой вере. Будучи ревностным язычником, Поплий требовал от невесты отказаться от Христовой веры. Но Анастасия не отреклась от христианства и, более того, продолжала жить целомудренной жизнью, храня обет девства, выйдя под давлением отца замуж.

Жизнь в замужестве была несчастной. Разгневанный супруг непрестанно бил и истязал свою жену, наконец, попросту заточил ее в одной из комнат своего богатого дома. Тогда святая Анастасия обратилась с письмом к своему духовному отцу, священнику Хрисогону. Уверенная, что рано или поздно муж в гневе убьет ее, она писала: «Муж мой… томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою»[1].

Ответные слова учителя укрепляли святую деву в терпении: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь»[2]. Хрисогон предсказал, что вскоре Анастасия освободится от власти своего жестокосердного супруга. По Божественному промыслу ненавидевший святую деву муж погиб: будучи отправлен послом в Персию, он сел на корабль, но судно во время странствия попало в бурю и разбилось. Анастасия не только освободилась от ненавистных брачных уз, но унаследовала богатое имение Поплия. 

Полученные от умершего супруга средства Анастасия направила на помощь христианам, помогая страждущим, утешая несчастных.

Гонения на христиан: помощь узникам

Во время ее бескорыстного служения произошло одно из самых жестоких гонений, чинимых императором Диоклетианом: тысячи христиан были схвачены по приказу императора и заключены в темницы. Началось самое массовое гонение, в результате чего увеличилось и количество узников не только в самом Риме, но и в других городах империи. 

Диоклетиан еще задолго до принятия эдикта о гонениях на христиан, вместе с тремя остальными тетрархами, начал избавляться от них в собственном окружении и в армии. Нетерпимость Диоклетиана привела к череде жестоких пыток и суровых казней. По его приказам солдаты заставляли христиан признать языческих богов и принять участия в жертвоприношениях. За отказ от идолослужения, христиан подвергали истязаниям, морили голодом, держали в тюрьмах.

Святая Анастасия, несмотря на эдикт императора и начавшиеся массовые гонения, посещала заключенных, томившихся в самых тяжелых условиях, без хлеба и воды, постоянно подвергавшихся издевательствам и самым изощренным пыткам. Она жертвовала средства, залечивала раны, приносила воду, хлеб, продукты, утешала, беседуя с несчастными узниками, наставляя их в вере.

Пытки и мученическая смерть святой

Когда убили ее учителя, Анастасия решила отправиться в странствие, чтобы в пути помогать своим братьям и сестрам по вере. Она не ограничилась городом Римом, а шла дальше – в те города, где требовалась ее помощь – она смогла пройти через Македонию и Грецию.

Почему святая великомученица Анастасия Узорешительница именуется как Сирмийская

Так, в 304 году Анастасия оказывается в городе Сирмии, где посещает находящихся под арестом христиан. И вот однажды, решив в очередной раз навестить страждущих собратьев по вере, она открыла двери темницы и ужаснулась. Ее глазам предстала страшная картина: тюрьма оказалось пуста, всех узников увели на казнь.

Не сумев скрыть свои чувства, охватившие ее при виде этого печального зрелища, она громко заплакала, чем выдала себя перед римскими солдатами, охранявшими тюрьму. Анастасия тут же была схвачена. Учитывая знатное происхождение девы, император Диоклетиан оставил ей возможность сохранить жизнь: верховный жрец Ульпиан должен был убедить Анастасию принести жертву языческим богам. В противном случае, святую ждали муки и смерть. Но, несмотря на то, что Ульпиан уговаривал Анастасию, прибегал к разным хитростям, святая осталась непреклонна. В ярости Ульпиан хотел надругаться над Анастасией прежде, чем отдать ее на пытки. Но как только его рука коснулась святой, жрец ослеп. В ужасе кинувшись к языческим идолам за помощью, он упал замертво.

Перед смертью мужественную деву подвергли самым жестоким пыткам, требуя от нее отречения от христианской веры. Святую деву морили голодом, и эта пытка продолжалась долго, но благодаря поддержке своей подруги, мученицы Феодотии, являвшейся ей после своей смерти в самые тяжелые минуты, святая осталась жива.

Затем святую Анастасию пытались утопить: вместе с большим числом заключенных, ее посадили на корабль с прорубленным дном и пустили в море. Судно ушло под воду, вместе с несколькими узниками святая выжила, доплыв до берега. Исповедовавшие прежде веру в языческих богов узники приняли христианство, услышав слова Анастасии о Спасителе рода человеческого Иисусе Христе. Разъяренные римские воины казнили их, а Анастасии приготовили особое наказание: медленное и мучительное сожжение на костре. Но когда святую подвели к месту казни и зажгли огонь, пламя не коснулось ее тела, но душа мирно отошла к Богу. Это случилось в 304 году в Сирмии.

Тело Анастасии погребла христианка Аполлинария, а память о святой сохранилась в пламенных сердцах христиан как пример твердой веры и безграничного милосердия.

Почитание святой

После кончины святой Анастасии за ее могилой ухаживали хорошо знавшие мученицу при жизни верующие христиане. Известно, что в IV веке в Риме был в честь святой возведен христианский храм – к этому времени гонения прекратились; в 313 году вышел эдикт императора Константина, согласно которому, христианство уравнивалось вместе с другими религиями.

В Риме в это время сложилась традиция служить в особую мессу памяти святой на Рождество Христово. С V в. честные останки Анастасии Сирмийской перенесли в столицу Византии – Константинополь, откуда их частицы попали как на Восток, так и на христианский Запад. Ныне святые мощи Анастасии Узорешительницы находятся в Риме, Задаре (на территории Хорватии), Баварии (в монастыре Бенедиктбойерн), а также в России (в Благовещенском Соборе Московского Кремля), в монастыре Фессалоник до 2012 года (в этом году была похищена святая глава Анастасии).

В христианской иконографии святую Анастасию изображают в красном одеянии, символизирующем мученическую кончину. В руке она держит горшочек с маслом, которым святая врачевала больных узников. Таким образом, мы знаем, что Анастасия именуется Сирмийской не случайно: Сирмия – место ее пламенного служения и мученической кончины.


[1] https://www.miloserdie.ru/article/svyataya-anastasiya-uzoreshitelnitsa-tihaya-blagorodnaya-vernaya/

[2] https://www.miloserdie.ru/article/svyataya-anastasiya-uzoreshitelnitsa-tihaya-blagorodnaya-vernaya/

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.