Отношение православной церкви к йоге

Другое

В таких странах, как Европа и Америка, йога уже давно стала частью повседневной жизни, перестав быть исключительно восточной практикой. Теперь ее влияние коснулось и нашего общества. Всюду начали появляться центры йоги. В некоторых из них йога представлена как глубокая духовная практика, направленная на достижение внутренней гармонии, в то время как в других ее рассматривают просто как способ поддержания физической формы.

Многие из наших соотечественников, считающих себя православными христианами, активно занимаются йогой, не видя в этом противоречий со своей верой. Однако они часто сталкиваются с критикой со стороны священнослужителей и богословов, утверждающих, что занятия йогой для православного человека неприемлемы. Это мнение вызывает у них недоумение и даже негодование.

Отношение православной церкви к йоге

Мы решили собрать этот материал, чтобы подробно рассмотреть и осветить православную точку зрения на йогу. Учитывая распространенное мнение среди приверженцев йоги, что критика часто исходит от людей, малознакомых с практикой, мы обратились к мнениям православных экспертов, которые лично знакомы с йогой.

В своей молодости архимандрит Софроний (Сахаров) углубленно изучал йогу, проникаясь не только физическими аспектами, но и медитативными практиками, на протяжении более семи лет. Однако в дальнейшем он нашел свой духовный путь в христианстве, приняв монашество на Святой Горе и став учеником преподобного Силуана Афонского. Пользуясь своим личным опытом, отец Софроний имел возможность сравнивать духовные аспекты православия и индийских практик. Хотя он и не создал отдельного труда на эту тему, его мысли и откровения были отражены в различных беседах, выдержки из которых были впоследствии включены в сборник.

Еще более уникальный взгляд на йогу представляет Христина Мангала Фрост. Будучи индианкой по происхождению и рожденной в семье брахманов, Христина изначально познавала йогу в традиционной индуистской культуре, а не через западные интерпретации, как многие сегодня. Во время своего обучения в Австралии она приняла веру протестантов, но со временем нашла свой дом в Православной Церкви, в которой углубляется уже более десяти лет. Обладая академической степенью из Кембриджского университета, Христина также является преданным членом православной общины в Кембридже.

Но перед тем, как погрузиться в их рассуждения, давайте рассмотрим мнения о йоге, высказанные некоторыми авторитетными представителями Православной Церкви.

В мае 2009 года, выступая перед студенческой аудиторией на фестивале «Вера и дело», Святейший Патриарх Кирилл поделился своим видением относительно йоги. Ответив на вопрос о ней, он сказал: «В йоге можно выделить два аспекта. Один из них – это физическая практика. Эксперты в области физкультуры могут дать оценку этим упражнениям, и в их технике нет ничего вредного». Однако, как подчеркнул Его Святейшество, «йога – это не просто физическая активность. Она базируется на конкретной религиозной традиции, которая включает в себя и духовные практики».

«С йогой идут рука об руку медитативные практики, и я смотрю на это с опаской», – заметил Святейший Патриарх. Он акцентировал внимание на том, что такие методы могут размывать национальное самосознание человека, его культурную принадлежность, и предостерег от бездумного вовлечения в медитационные практики. Подтверждая свои слова, Патриарх рассказал о своем опыте встречи в Индии с русскими, которые глубоко погрузились в индуистские духовные практики.

Патриарх Кирилл не был единственным представителем Православия, высказавшимся по этому вопросу. Архиепископ Албанский Анастасий (Яннулатос) также обратил внимание на эту проблематику, написав статью на тему йоги.

В своей статье Архиепископ подчеркивает, что хотя некоторые практики йоги могут быть полезными для здоровья или общего состояния некоторых людей, необходимо понимать, что они являются частью более широкого культурного и религиозного контекста. Эти практики интегрированы в систему верований индуизма и являются частью пути духовного развития в этой религиозной традиции.

Сравнивая физические практики йоги с христианскими ритуалами, Архиепископ заявляет, что также как коленопреклонения в христианстве не являются простыми телодвижениями, но отражают глубокое духовное состояние и стремление к Богу, аналогично упражнения йоги тесно связаны с индийской духовной традицией.

Анастасий подробно рассматривает структуру йоги, подчеркивая, что хотя на первых этапах этой практики могут сохраняться элементы сознания, на более глубоких уровнях практикующий может потерять даже самосознание. Этот процесс преодоления самосознания ведет к состоянию, которое считается высшим достижением в йоге – «освобождению» или «просвещению». Этот путь и его результаты отличаются от христианского понимания духовного развития, поскольку в нем отсутствует акцент на центральных христианских ценностях, таких как вера в Иисуса Христа, благодать и Животворящий Крест.

В высказываниях архиепископа Анастасия отчетливо прослеживается озабоченность попытками интеграции или адаптации восточных практик в христианскую духовную жизнь. Основной акцент он делает на следующих моментах:

  • Очищение йоги. Архиепископ критикует попытки «христианизации» йоги. По его мнению, если пытаться избавить йогу от индийского культурного и религиозного контекста, то максимум, что можно достичь, – это методику достижения внутреннего спокойствия. Однако такой подход будет противоречить основам христианской духовности, так как в христианстве духовное развитие основано на благодати Божьей, а не на автономной практике.
  • Исихастский опыт. Вместо поиска внешних практик архиепископ напоминает о том, что в православной христианской традиции уже существует исихастский путь – путь внутреннего молчания и молитвы, который позволяет достичь духовной глубины и связи с Богом. Этот путь направлен на воссоединение человека с Божественным и углубление его духовной жизни во Христе.
  • Маскировка истинного значения йоги. Архиепископ также выразил озабоченность по поводу того, что в Греции многие центры, предлагающие изучение йоги, сознательно скрывают или игнорируют ее религиозные корни. Это может привести к тому, что люди, не знакомые с религиоведческими аспектами йоги, будут введены в заблуждение относительно ее истинного значения и целей.

В общем, взгляды архиепископа Анастасия подчеркивают важность понимания культурного и религиозного контекста любой духовной практики и опасность искажения или упрощения таких практик вне их исходного контекста.

Православный эксперт в области религиоведения, священник Михаил Плотников, который глубоко изучал религиозные обычаи Индии, утверждает в своем интервью, что йога представляет собой монашеское усмотрение, начинающееся с отказа от греховных и неправедных желаний, продвигаясь к отказу от обыденных стремлений, таких как желание брака или богатства, и, в конечном итоге, – к полному отсутствию желаний. Так, раджа-йога, основанная на «йога-сутрах» Патанджали, состоит из восьми этапов. Преодолевая начальные этапы, йогин с помощью аскетичных практик усваивает контроль над своим телом. На последних стадиях он обучается управлять своими мыслями и осваивает искусство глубокой медитации. В этом процессе йогин практически не употребляет пищу и воду, спит минимальное количество времени и стремится быть невозмутимым ко всему внешнему воздействию. Главная цель – достичь внутренней гармонии и видеть свет внутри себя как отражение своей «божественности».

Однако современная практика йоги в России отличается от классического подхода. Большинство инструкторов по йоге в России предлагают версию йоги, которая ближе к современным практикам и в которой почти отсутствует аскетизм. Такая йога часто включает в себя временное уединение, медитацию и произнесение мантр, но ее основная цель – достичь состояния релаксации и комфорта, а не глубокого духовного просвещения.

Посмотрим, что по этому поводу считает Христина Мангала Фрост, которая выросла в индийской традиции, обратилась к христианству в возрасте 22-х лет и стала православной христианкой, прожив этой верой уже десять лет. Она пишет, что в детстве ее окружала атмосфера йоги, а ее дедушка был знаком со Свами Шиванандой, одним из пионеров современной йоги. От него все часто получали книги по йоге вместе с вкусным витаминным варевом, которое она очень любила. Еще будучи ребенком, Христине рекомендовали выполнять разные асаны и дыхательные практики, при этом всегда подчеркивая различие в методах дыхания для мужчин и женщин из-за их анатомических различий.

Став матерью, она передала своим детям некоторые полезные аспекты йоги, которыми пользовалась сама в детстве, например, особенности выполнения поз. Растя в христианских традициях, ее дети не были подвергнуты риску восприятия индуистских духовных концепций, таких как «самореализация», которые часто ассоциируются с йогой сегодня. В Индии они столкнулись с такими идеями, но быстро их отвергли, увидев их в контексте культовое окружение ашрама.

Христина подчеркивает, что йога – не просто физическая практика. А сегодня как никогда важно подходить к йоге с пониманием и осознанностью.

В прошлом в Индии йогу рассматривали с глубоким уважением, видя в ней тайную сторону индуистской духовной практики, требующей серьезных физических и ментальных усилий. Те, кто хотел достичь вершин духовного развития по индийским канонам, обращались к йоге, следуя строгому режиму под надзором уважаемого гуру. Финальной целью практики было достижение внутреннего единства с божественным.

Однако, начиная с девятнадцатого века, в особенности благодаря усилиям таких миссионеров-гуру, как Свами Вивекананда, йога утратила свой мистический и сложный характер. В Западной культуре ее стали рассматривать как методичное учение о самосовершенствовании и представляли широким массам как доступный способ достижения гармонии. Сейчас термин «йога» широко распространен как на Востоке, так и на Западе; множество людей практикуют упражнения йоги в различных местах, от школьных залов до спортивных комплексов. Некоторые преподаватели видят в йоге способ поддержания физического здоровья, в то время как другие считают ее универсальным решением жизненных задач. Некоторые ученики и инструкторы йоги нивелируют роль индийской культурной составляющей, в то время как другие, наоборот, активно ее принимают, особенно те, кто ищет альтернативу традиционным религиозным практикам. Многие христиане обращаются к йоге, игнорируя ее духовные корни, хотя некоторые из них испытывают беспокойство из-за этого и сталкиваются с непониманием со стороны религиозных лидеров.

Есть ряд причин, из-за которых духовные корни современной йоги не соответствуют христианским учениям, и ключевой из них – чрезмерное сосредоточение на личности. С точки зрения христианства, эгоцентризм – это начало всех бед. Это приводит к духовному отчуждению человека от Бога и заменяет гармонию самоуверенной, бунтарской самодостаточностью, что, в конечном итоге, ведет к греху и утрате.

Откликаясь на слова Сократа «Познай себя» (что является также концепцией современной йоги), православный теолог Мандзаридис указывает:

«Единственное, что человек может и должен найти в себе – это его перерождение в Христе через крещенское благословение и другие священные Таинства Церкви. Человек может подняться на новый духовный уровень лишь через свою веру в Христе».

Мандзаридис говорит, что истинное понимание Бога приходит к человеку через его участие в Святых Тайнах. Только когда на человека опускается Божественная благодать и соединяет его с Всевышним, он начинает действительно понимать Бога.

Святой Павел говорит нам, что познать Бога – это стать Ему известным, или, иначе говоря, быть Ему дорогим. Любовь – это взаимоотношение, общение, а не самоотверженность или самозабвение.

Учитывая, что духовные основы и цели йоги в значительной степени расходятся с христианскими убеждениями, можно ли христианину практиковать йогу, отделив ее от индийских корней, и при этом сохранить верность христианским принципам? Если только допустить мысль о том, что йогу можно рассматривать как метод поддержания телесного состояния и свести лишь к физическим позам. Однако даже здесь нужно быть осторожными.

Отношение православной церкви к йоге

Прежде чем начинать занятия, необходимо удостовериться в хорошем состоянии своего здоровья, возможно, пройдя медицинский осмотр. Если есть проблемы с давлением, некоторые асаны могут быть опасны. Есть позы, которые могут воздействовать на щитовидку, и в случае проблем с ней, они могут нанести вред. Отдельные сложные позиции, вроде стойки на голове, рекомендуются к выполнению на короткий период. Один гуру из Индии, критически относящийся к йоге, говорил о том, что продолжительные стойки на голове могут навредить мелким сосудам головного мозга, причем некоторые ошибочно могут интерпретировать возникающее после этого состояние как просветление.

Еще более рискованными являются медитации в йоге. Отдельные из них могут менять ритмы мозговой активности, вызывая эйфорические ощущения, которые, в свою очередь, могут стать причиной зависимости. И как с любой другой зависимостью, когда эйфория проходит, возможно появление состояния депрессии. Дыхательные практики могут быть и рискованными, так как они могут вывести определенные психические аспекты из-под власти сознания. Вспомним притчу из Евангелия от Матфея о нечистом духе (Мф.12:43–45).

Многие мастера йоги рекомендуют пение мантр как метод борьбы с беспокойством. Мантра представляет собой короткое обращение к индуистским богам, и считается, что ее звуковые колебания пробуждают неизведанные слои сознания. Однако христианам такие песнопения не требуются. Вместо исследования потенциально опасных духовных горизонтов с помощью мантр, мы можем обращаться к Богу через Иисусову молитву.

Иисусова молитва – это наивысшее обращение к Святому Имени, при помощи которого мы стремимся к освящению. Молитва отражает наше осознание духовной уязвимости и греховности, и мы молимся, говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!».

Хотя повторение имени Иисуса может напоминать мантры, Иисусова молитва в корне отличается от них. В отличие от мантры, которая часто служит средством самовнушения, Иисусова молитва представляет собой взаимоотношения с Богом, наполненные верой и любовью. Целью Иисусовой молитвы, следуя учению апостола Павла, является духовное обновление. В учениях отцов церкви, в исихастской традиции, защищаемой святым Григорием Паламой, а также в размышлениях таких богословов, как святитель Игнатий Брянчанинов и митрополит Каллист, мы находим мудрые наставления о практике Иисусовой молитвы. Святитель Игнатий говорил:

«При помощи имени Господа Иисуса душа, убитая грехом, обретает новую жизнь. Господь Иисус Христос – источник Жизни, и Его имя приносит жизнь тем, кто искренне к Нему обращается».

Призываем вас во всех случаях, когда есть сомнения, поступать осознанно, обдуманно, и, если необходимо, с участием священника, вашего духовного наставника, который поможет мудрым советом и наставлением.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.