Как священномученик Игнатий стал Богоносцем

Житие святых

2 января и 11 февраля Православная Церковь отмечает память святого Игнатия Богоносца, который своим мученическим подвигом и ревностной верой подал пример истинного мужества и стойкости в христианской вере.

Носимый Богом на руках, носящий Бога в сердце своем

Родившись в Антиохии, Игнатий воспитывался в благочестивой семье, и он был тем ребенком, которого Иисус Христос взял на руки и, поставив в пример апостолам, сказал: «Аминь глаголю вам, аще не обратитеся и будете, яко дети, не внидете в Царство Небесное, и: иже аще приимет отроча таково во имя Мое, Мене приемлет» (см.: Мф. 18, 2–5; Мк. 9, 37). Так святой Игнатий и был назван Богоносцем, потому что он был носим руками Воплощенного Бога, а также и потому, что он носил Бога в сердце своем и в устах, будучи сосудом Божиим, проповедовал учение Христа перед народами и царями.

Как священномученик Игнатий стал Богоносцем

Помня эту удивительную встречу с Сыном Божиим, мальчик возгорелся любовью к Господу, желая всюду следовать за Ним, но в силу малолетства, оставшись в послушании у родителей, он набирался мудрости и силы, и вскоре, достигнув возраста совершеннолетия, примкнул к апостолам и сделался учеником святого Иоанна Богослова и апостола Петра. Проповедуя Евангелие среди язычников и иудеев, он прославился своим красноречием и ученостью.

Когда в Антиохии после смерти епископа Евдокия опустела кафедра, на нее по совету учеников Христовых был возведен Игнатий. По свидетельству Иоанна Златоуста, его рукоположил апостол Петр, напутствуя Игнатия служить своей пастве с истинной ревностью и глубокой верой. Игнатий исполнял все лежащие на нем обязанности: управляя вверенной ему общиной христиан, он все силы свои направлял к духовному окормлению паствой. Неоднократно подвергаясь гонениям язычников, которые усилились при императоре Домициане, достойный пастырь Игнатий утешал страдающих от гонений христиан, утешая и ободряя их. Однако преследования вскоре коснулись и его.

Мученичество святого Игнатия: несение креста Христова

В правление императора Траяна разгорелась война со скифами – племенем воинственным и диким. Траяну удалось одержать над скифским племенем победу, и в честь этого события Траян решил принести жертвы языческим богам, но был весьма удивлен отказом христиан участвовать в жертвоприношении. Тогда император усилил гонения, которые распространились по всей Римской империи. Но вскоре ему снова пришлось идти войной против армян и парфян.

Проходя с войском Антиохию, Траян продолжал преследовать христиан за то, что они отказывались поклоняться языческим богам, отстаивая свою веру. В результате, многие из них были схвачены римскими солдатами и подвергнуты жесточайшим пыткам: их бросали на съедение диким зверям, заживо сжигали; привязав к столбу, всячески истязали, подвергая невыносимым мукам. Но христиане стойко переносили мучения, отказываясь отречься от своей веры. С именем Христа на устах они уходили в вечность.

Этой печальной участи не избегнул и Игнатий. Будучи епископом Антиохийским, он открыто исповедовал учение Иисуса Христа, продолжая проповедовать в храмах и домах, наставляя, утешая свою паству. Укрепляя ее в вере, он призывал стойко переносить страдания, следуя крестным путем, предав свою волю Христу, положившись полностью на Бога. Эти слова шли от самого сердца проповедника, ведь его носил на руках Сам Христос, призывая учеников быть как дети, то есть полностью положиться на Бога, уверовать в него всем сердцем.

Как в детстве святого Игнатия Бог носил на руках, так в зрелом возрасте Игнатий нес Христа в своем сердце, исповедуя его учение.

Но жестокая участь не избежала и епископа – он был схвачен по ложному доносу одного из завистников и заключен под стражу. Произошло это во время прибытия Траяна в Антиохию, в 107 году.

Разгневанный император приказал привести к нему проповедника и заключить его в тюрьму, но Игнатий сам пришел к императору, вразумляя его прекратить жестокие гонения на ни в чем не повинных христиан. Возмущенный такой неслыханной дерзостью провинциального епископа, Траян потребовал от него отступиться от своей веры и поклониться идолам. Получив отказ, он приказал надеть на Игнатия оковы и в сопровождении воинов отправить в Рим, чтобы предать его публичной казни на глазах тысячи людей.

Во время своего шествия в Рим, Игнатий пишет семь посланий, которые сохранились и стали свидетельством его учительного подвига. Всего им было написано 15 посланий, но не всеми учеными они принимаются за подлинные. Шествие Игнатия на казнь в Рим имеет параллель с шествием Христа на Голгофу. Осужденный епископ проповедует веру христианскую: как прежде Господь носил его на руках, так теперь он несет Христа, прославляя Его устами.

Игнатий носил имя Богоносца потому, что оно указывало на совершенную любовь к Богу и праведную жизнь – он носил Бога в сердце своем. Приняв мученическую смерть на арене цирка, растерзанный дикими зверями, он славил Господа, неся страдания, уподобляясь Распятому Христу. Своим ученикам, желающим ходатайствовать за него в суде, он говорил: «Умоляю вас, не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога».

Как священномученик Игнатий стал Богоносцем

В мученических актах IV–V вв. сам Игнатий объясняет свое имя Богоносца в беседе с императором Траяном в том смысле, что он «имеет Христа в своем сердце». На основании этих слов позднее возникла легенда, что будто после мученической смерти Игнатия, когда сердце его было вынуто и разрезано пополам, на каждой стороне золотыми буквами было написано имя Христа-Спасителя. Эта легенда свидетельствует о том, что святой Игнатий носил имя Бога в сердце своем, непрестанно произнося Иисусову молитву, которая именуется еще сердечной молитвой.

Пламенная вера святого Игнатия, его стойкость и мужество потрясли императора Траяна: услышав о кончине святого, он впоследствии раскаялся, и прекратил преследовать христиан. После прекращения гонений по приказу Траяна, мощи святого Игнатия перенесли в пригород Антиохии, а затем и в сам город Антиохию на радость и утешение его ученикам. В 540 г. они были перенесены обратно в Рим, в Храм священномученика папы Климента, где и находятся по сей день.

Игнатий-богослов: «носите имя Божие в сердце своем»

Игнатий именуется Богоносцем и за следование истинному слову Божию: он был блестящим эрудитом, богоносным проповедником и выдающимся богословом. В его сочинениях мы находим четкое и истинное учение о Христе. Святитель полемизировал с гностиками; в своих трудах он также высказывался против еретиков-докетов, считающих вочеловечение Спасителя неистинным. Они полагали, что Христос лишь временно принял на себя человеческую плоть, и эта плоть была призрачной, неистинной.

В «Послании к Ефесянам» Игнатий писал, что «Единый плотский и духовный врач, рожденный и нерожденный, воплотившийся Бог, истинная жизнь в смерти, от Марии и от Бога, сначала страдающий и потом бесстрастный Господь наш Иисус Христос»[1]. В послании Траллийцам он поясняет эту мысль: «Если, как говорят иные безбожники, т. е. неверующие, Он страдал только призрачно, – сами они призрак, – то зачем же я в узах? Зачем я так пламенно желаю бороться со зверями? Стало быть я напрасно умираю? Стало быть я действительно говорю ложь о Господе?»[2].

Игнатий Богоносец внес также вклад в разработку экклесиологии: «Я узнал, – пишет он филадельфийцам, – что епископ ваш не сам собою и не чрез людей принял это служение обществу верующих, и не из тщеславия, но по любви Бога Отца и Господа Иисуса Христа», «и председательствует вместо Бога…Прекрасное дело – знать Бога и епископа. Почитающий епископа почтен (будет) Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа служит диаволу»[3].

По учению святого Игнатия Богоносца, все епископы, пресвитеры и диаконы поставлены на служение самим Господом Иисусом Христом, которых по благоволению Своему Он утвердил непоколебимо Святым Духом Своим. Задача священника состоит в непрестанной заботе и попечительстве о пастве своей; при этом, священник должен быть примером для прихожан – он несет образ Христов в себе. И здесь Святой Игнатий является истинным пастырем – образом Спасителя Иисуса Христа.

Все вышесказанное доказывает, что имя Богоносца он получил неслучайно – вся жизнь священномученика была связана с Богом, с несением на раменах своих креста Господня.


[1] Игнатий Богоносец. Послание к Ефесянам https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-efesjanam/#0_6

[2] Игнатий Богоносец. Послание к Траллийцам https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-trallijtsam/#0_10

[3] Игнатий Богоносец. Послание к филадельфийцам https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-filadelfijtsam/#0_2

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.