Почему почитают и не захоранивают нетленные мощи святых, и почему они являются святыней

Другое

Очень часто неверующие люди спрашивают христиан: «Почему вы поклоняетесь человеческим костям?», имея в виду святые и нетленные мощи Божиих угодников, которые находятся в храме в специальной раке или же в виде отдельных частиц в специальных ящичках-мощевиках.

Ответ на этот вопрос прост: святые мощи являются свидетельством праведности умершего человека, его святости. Поклоняясь мощам, мы поклоняемся не костям, а самому угоднику Божию, о чем и говорят слова молитвы, читаемые в храме в честь того или иного святого. Святые мощи можно сравнить с иконой, которая является образом Божественного Первообраза. Поклоняясь мощам великих угодников Божиих, мы воздаем честь самому Святому.

Почему почитают и не захоранивают нетленные мощи святых, и почему они являются святыней

Вопрос о нетленности мощей. Традиции Афона

Упоминание о поклонении святым мощам мы находим в Ветхом Завете, где повествуется о пророке Елисее, его смерти и свершившимся чуде на его могиле:

«И умер Елисей, и похоронили его. И полчища моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13:20-21).

Свидетельство нетленности мощей мы находим также и в Псалтири:

«Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится» (Пс. 33:20-21).

В Новом Завете говориться об украшении гробов праведников, которое в фарисейской среде превратилось в чисто формальное, лицемерное поклонение, о котором предостерегал Христос своих учеников (Мф. 23:29-32).

Итак, что же есть нетление, и является ли оно обязательным признаком святости?

Как известно, в существующем мире все бренно: все возникает и уничтожается. Говоря словами известного греческого философа Гераклита, «все течет, все изменяется». Гибель и смерть живого существа является естественным состоянием падшей природы и человека, с момента грехопадения Адама изменившейся, ставшей тленной, подверженной разложению и уничтожению.

Для восстановления первозданного состояния бессмертия, в котором прежде пребывали Прародители, совершается воплощение Бога-Слова, Бог становится человеком, чтобы «человек стал Богом». Через Обожение во Христе мы получаем жизнь, и свидетельством этой жизни является святость. Каждый человек призван к святости, но достигают ее немногие по причине нежелания следовать Христу, исправлять свои грехи, менять самого себя, совершенствуясь в добродетели.

Человеку проще следовать своим эгоистическим наклонностям, различным страстям. А грех, как известно, является источником смерти: «жало смерти – грех», говориться в Писании. Тленность нашей телесной оболочки – это следствие тленности души, ее подверженности страстям, греховному образу жизни. Святость, напротив, побеждает духовную смерть, пробуждает человеческую душу. Соединяясь со Христом, человек приобретает жизнь вечную.

Нетление – свидетельство святости, а святость – это то, к чему призван человек, это его нормальное состояние, какое имел первозданный Адам в Раю, и к которому направляет явившийся в мир, Распятый и Воскресший Христос.

Почитание святых мощей известно еще во времена гонений на первых христиан в Римской империи. Чтобы сохранить память о мученике, погибшем на арене цирка, или же казненном римскими воинами на площадях, в тюрьмах, христиане брали частицу его мощей. Известно, что в катакомбах богослужение совершалось на гробах мучеников, погибших за веру христианскую. До наших дней сохранилось множество свидетельств о чудесах, исцелениях, которые происходили и происходят у раки святого подвижника-христианина. С древних времен сохранилась традиция вшивать в антиминс частичку мощей святых; мощи также полагали в основание церквей. И в наши дни в православном храме соблюдается традиция совершать литургию на мощах святых.

Нетление мощей – не только свидетельство святости отдельного человека, но и напоминание о всеобщем воскресении умерших, жизни будущего века, о чем говорится в Символе веры. Следует отметить, что воскресает человек вместе с телом, но в Царстве Божием это уже иное тело, не подверженное разложению, какому-либо изменению и уничтожению.

Однако следует отметить, что нетленность мощей не всегда является прямым свидетельством святости. В медицине есть случаи относительной сохранности тел обычных людей. Часто в других религиозных культах (буддизме, исламе) наблюдаются подобные случаи. В Православной Церкви нетленность тела является одним из условий канонизации святого, наряду с праведной жизнью, чудесами, исцелениями, но не всегда. Есть случаи, когда тело святого разлагается, но при этом он остается святым, о чем свидетельствует его жизнь и деяния, чудеса.

В практике Афона нетленность тела и вовсе не является условием святости – наоборот, оно свидетельствует об обратном – о греховном состоянии человека, его духовной поврежденности. В афонских монастырях сложилась традиция хоронить умершего в выдолбленной нише в пещере, оставив его разлагаться некоторый промежуток времени. По его прошествии, кости извлекали и помещали в костницу, которая представляла собой сооружение из останков человеческих тел. Если через некоторое время останки полностью не истлевались, то они заново помещались в нишу, а за усопшего читались особые молитвы, так как считалось, что этот человек тяжко согрешил. Такие останки назывались антимощами. Поэтому поклонение мощам афонскими монахами рассматривалось как демоническая вера в тварную благодать, как отголосок идолопоклонства.

Костницы были распространены преимущественно в южных странах – как на Востоке, так и на Западе. Подобный способ захоронения практикуется и в наши дни во многих православных монастырях.

Однако в той же Греции культ мощей не упразднен, и примером может служить поклонение мощам преподобного Спиридона Тримифунтского, где происходит чудесное явление: обувь на ногах святого постоянно снашивается, как будто бы святой Спиридон действительно путешествует по земле, оказывая всевозможные благодеяния по молитвам страждущих.

Святые мощи другого известного святого – Нила Мироточивого – изливают миро, причем, очень обильно.

Неоднократно есть свидетельств чудесной сохранности одежд святых, исходящего от них благовония. Прикосновение к ним также чудесным образом может исцелять болящих, помогать в различных нуждах, испрашиваемых в молитвах к святому – их обладателю.

Почему почитают и не захоранивают нетленные мощи святых, и почему они являются святыней

Воспоминания Амвросия Оптинского

До XVII столетия критерии святости на Руси не включали обязательным условием нетленность мощей: признаком святости являлись праведная жизнь, страдание за веру, проявление различных чудес и пр. 

Приблизительно до XV в. неразложившиеся тела называли «нетленными костями», а не мощами. На это указывал и известный церковный историк Е. Е. Голубинский: «Нетленные мощи – это не нетленные тела, а сохранившиеся, не истлевшие кости»[1].

Известный старец преп. Амвросий Оптинский описывал в своих воспоминаниях следующий случай: в одном монастыре нашли случайно могилу и, открыв ее, увидели неразложившееся тело некогда проживавшего здесь иеродиакона. Когда начали расследовать дело (кем был этот иеродиакон, какую жизнь он вел), то выяснилось, что еще жива его старушка-мать. Епископ вызвал ее к себе и начал расспрашивать о сыне. Оказывается, что сын ушел в монастырь, не испросив благословения и не позаботившись о попечении матери, за что она всю жизнь страдала, пребывая в страшной нищете, претерпевая телесные болезни и страдания. Владыка, узнав печальную историю о поступках сына, стал уговаривать мать простить его, и в результате долгих уговоров старуха простила. В этот же момент «нетленное тело иеродиакона рассыпалось в прах»[2]

Когда же возникло мнение о нетленности мощей как неоспоримом признаке святости? Это произошло в конце XIX – начале ХХ века, когда интеллигенция начала увлекаться различными мистическими учениями. Не только интеллигенция, но и простой народ, не имея должного образования, был склонен к различным мистификациям. В народной среде случались попытки создания подложных мощей, что дало повод для атеистической пропаганды в революционные годы, когда начались гонения на Церковь.

Можно сказать, что в это время, на рубеже столетий, нарастает всеобщая экзальтация, распространяется увлечение всевозможными паранормальными явлениями и «чудесами», якобы свидетельствующими о существовании иного, трансцендентного мира. В моду входят спиритические сеансы, усиливается интерес к восточным учениям, эзотерическим культам. Влияло на это состояние и увлечение западной культурой.

Так, мистика католиков, в отличие от православной веры, носила более чувственный характер. Представление о том, что нетленность является знаком святости возникает на Западе в Римско-католической церкви в эпоху позднего Средневековья и Ренессанса. Результатом такого влияния стал особый культ реликвий, распространившийся особенно в католической церкви. То же самое касалось и мощей святых, их одежд, орудий казни и пр.

В Византийской империи, напротив, был больше развит культ икон. На Руси сохранилась византийская традиция почитания святых мощей. Ярким примером ее являются пещеры Киево-Печерской Лавры, где хранятся мощи многих русских святых: Ильи Муромца, Иоанна Постника, Афанасия Затворника и др. Многие из них действительно являются нетленными. Но, например, в Чернигове этого явления нет, что не означает того, что там нет святых угодников.

Почему почитают и не захоранивают нетленные мощи святых, и почему они являются святыней

Святые мощи – наследие Церкви

Итак, обратимся к этимологии слова «нетленный», которое означает «лишенный тления», «вечный», «неустаревающий», «не подверженный порче». Исходя из этого значения, можно сказать, что нетленность – это знак духовной благодати.  

Мы можем говорить о нетленной, вечной любви, нетленных сокровищах богословской мысли святых отцов, передающейся из века в век, являющейся частью неустаревающего наследия Церкви – ее догматов, богослужений, монашеской практики, благочестия.

Святые мощи – это тоже наследие Церкви. По этой причине мощи не захоранивают, а так же, как иконы, выставляют для всеобщего почитания и поклонения. Обращаясь с просьбой к святым, мы подходим к мощам. Подобно почитанию святых угодников на иконе, мы молимся, почитая их святые мощи, просим, благодарим за содеянное чудо или оказанную помощь. Мы обращаемся к святым как к живым, ибо нет смерти, о чем свидетельствует Воскресение Христово: «Смерть, где твоя сила, ад, где твоя победа?» (1 Кор. 15.55).

Но увы, как часто бывает, явлениям сверхчувственным дается неверное толкование: им приписывают какие-то особые магические свойства. Люди начинают специально искать чудотворные иконы, различного рода реликвии, предметы, якобы исцеляющие от того или другого недуга или приносящие удачу. Такое отношение не имеет никакого отношения к христианству, подлинной вере, основанной на доверии к Богу, Который просто так не дает чудес, предоставляя возможность человеку сделать над собой усилие, открыть свою душу Создателю, опереться на Него, уповая на Его любовь и милосердие. Настоящее чудо – это всегда свидетельство веры, и совершается оно по вере христиан, а не согласно каким-то суеверным представлениям, далеким от истинного учения Церкви.

Итак, как гласит Церковное Писание и Предание, все мы по всеобщем воскресении, обретем нетление. У нас будет иное тело. Но, по нашим деяниям и образу мысли, одни из нас удостоятся вечного райского блаженства и будут с Богом, а отвергшие Создателя, пребудут в аду. Выбор же совершается здесь, на земле самим человеком. Святые мощи и являются свидетельством истинного выбора: праведной и достойной жизни во Христе.


[1] Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории, 1998 [Репринт]. с. 522-523.

[2] Из писем прп. Амвросия Оптинского https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optinskij/perepiska-s-mirskimi-litsami/

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.