Одеяние (облачение) православного священника: почему оно все время разное

Церковь

С первых времен своего существования одежда для человека служила своеобразным укрытием от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. С развитием цивилизации, одежда стала выполнять множество других функций. По одежде мы можем судить о материальном положении и социальном статусе человека, его профессиональной деятельности и эстетическом вкусе и т. д. Одежда может отражать и духовное состояние: радость и веселье, печаль и горе.

Одеяние (облачение) православного священника: почему оно все время разное

Значение одежды с христианской точки зрения

По мысли известного русского священника и богослова Павла Флоренского, одежда человека таинственным образом связывается с его духовной сущностью: 

«Одежда – часть тела. В обыденной жизни – это внешнее продолжение тела <…> одежда отчасти врастает в организм. В порядке же зрительно-художественном одежда есть явление тела, и собою, своими линиями и поверхностями, строение тела она проявляет».

Мысли о значении одежды, ее символизме и влиянии на духовное состояние человека неоднократно звучит в Священном Писании. В Евангелие от Матфея (Мф.22:11-14), в известной притче читаем, что на брачный пир (имеется ввиду Царствие Божье) нельзя приходить не в брачной одежде. А в «Откровении» Иоанна Богослова (Откр.3:4-5; 19:8) читаем: 

«Ангелу Сардийской церкви напиши: <…> у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны».

Богослужебный Устав, которым руководствуется Православная Церковь, требует от священнослужителей облачаться в одежды, которые специально предусмотрены для совершения богослужений. Эти одежды называются облачениями или ризами. Опять же, облачения  священнослужителей имеют несколько главных функций. Во-первых, облачения  отличают священнослужителей от остальных людей, во-вторых, они являются украшением богослужений. И самое главное – это их глубокое духовное наполнение.

Предшественники современного богослужебного облачения

Церковные облачения, конечно же, имеют свою богатую историю. В ветхозаветные времена, исходя из Священного Писания, у священнослужителей были уже особые облачения, а сделаны они были по повелению Божьему, которое было дано через пророка Моисея: 

«Сделай своему брату Аарону священные одежды – для величия и красоты. Пусть они изготовят нагрудник, эфод, ризу, узорчатую рубаху, тюрбан и пояс ..<…> Пусть возьмут для этого золото, голубую, пурпуровую и багряную пряжу и лен…» (Исх.28:1-2).

Священные одеяния были предназначены сугубо для богослужений и не могли использоваться вне храма, в быту. В книге пророка Иезекииля (Из.44:19) содержится повеление Господа ветхозаветным первосвященникам и священникам при выходе из храма всегда снимать богослужебное одеяние и «облекаться» в другие одежды.

Одеяние (облачение) православного священника: почему оно все время разное

В первые христианские времена не сразу появилось специальное облачение. На Тайной Вечере Христос был в обычной одежде. А затем и апостолы, совершая Евхаристию, не пользовались какой-либо особенной одеждой. Но все-таки некоторые факты, содержащиеся в книге «Деяний святых апостолов» и других источниках, говорят об особенностях в одежде того времени. Например, первый иерусалимский архиерей – апостол Иаков – ходил в одеждах иудейского священника, у Иоанна Богослова была золотая повязка, которая служила знаком отличия иудейского первосвященника. Епископ Кипра – Лазарь, воскрешенный Христом, – имел омофор, который, по преданию, был сделан руками Богородицы.

Были ли специальные облачения у священнослужителей первых трех веков христианства? По этому вопросу нет единого мнения до сих пор. Но то, что уже первоапостолы начали использовать для богослужений специальные, а не повседневные одежды, это подтверждается многими источниками. И, с другой стороны, повседневная одежда Иисуса Христа и апостолов становилась постепенно священной и ныне является прообразом многих предметов современного священнического облачения.

С IV века специальное облачения в христианских богослужениях, однозначно, было. Так как блаженный Иероним, например, говорит: «Недопустимо входить в алтарь и совершать богослужения в одеждах общих и просто употребляемых». Видимо, не сразу это требование стало обязательным для повсеместного выполнения. Так, например, даже в VI в. святой Фульгенций Руспийский говорит, что он совершал службу и спал в одной и той же одежде. И он же советует монахам во время божественной службы «переменять не одежду, а настроение своего сердца».

Известно также, что в те века богослужебная одежда отличалась от повседневной цветом – она должна была быть обязательно белой. С течением времени появлялись новые  богослужебные одежды, среди них были и одинаковые для разных категорий священнослужителей, и особые, отличительные для разных чинов клира.

Богослужебное облачение православных священнослужителей

Для того, чтобы понять правила ношения облачения священнослужителями, надо знать, кто в Православной Церкви к таковым относится. В ветхозаветной Церкви были три степени священства (первосвященник, священники, левиты), они же сохранились и в новозаветной (епископы, пресвитеры, диаконы). Священнослужителями становятся, пройдя Таинство Священства, через которое подается благодать Святого Духа и происходит посвящение в определенный сан.

Таким образом, сан архиерея имеют Патриарх, митрополит, архиепископ и епископ, сан священника иерей, протоиерей, игумен и архимандрит, а сан диакона диакон, архидиакон и протодиакон. Существует также определенный круг православных верующих, которые помогают в проведении службы в храме – это алтарники (пономари, чтецы), певчие, звонари. Их принято называть церковнослужителями

В современной Православной Церкви по Уставу каждый чин священнослужителей и некоторые церковнослужители должны иметь свое, отличное от других, облачение. Есть особое правило: облачение высших чинов священнослужителей включает в себя предметы облачения низших чинов. Например, епископ имеет облачение, которое соответствует его сану и которое использует иерей. А пресвитер, кроме своих, имеет и одежды диакона. Соответственно, диакон облачается в диаконские и одежды алтарника. Исходя из этого, понятен и порядок облачения: вначале церковнослужитель должен надеть одежды низшего сана, затем облачиться в те, которые соответствуют его сану. Таким образом, чем выше сан, тем большее количество предметов входит в облачение и тем сложнее их символика.

Подготовка к Божественной литургии начинается с облачения в специальные одежды. Богослужебное облачение надевают всегда в определенном порядке: сначала стихарь, подризник, затем – епитрахиль, пояс и поручи, и затем фелонь. Для каждого предмета облачения есть определенная молитва (отрывок из Библии), которую священник читает, надевая ту или иную часть облачения.

Для того, чтобы разобраться в этом многообразии элементов облачения, стоит рассмотреть их более подробно.

Одеяние (облачение) православного священника: почему оно все время разное

Одежда церковнослужителей

Стихарь – это один из элементов богослужебного облачения, который используется и церковнослужителями, и всеми чинами священнослужителей. Только у священника он называется подризником, у епископа – подсаккосником. Несмотря на отличие в названиях, все они несут одинаковый символический смысл – ангельская чистота и духовная радость.

По внешнему виду стихарь – длинная с разрезами по бокам рубаха; она всегда имеет свободный и прямой крой и широкие длинные рукава. Стихарь – одна из самых древних литургических одежд. Нынешнее ее название происходит от греческого слова, обозначающего прямую линию, строку. А в древности такую одежду называли и туникой, и хитоном, и альбой (белой). Подобную одежду носили ветхозаветные священники, Иисус Христос и апостолы. Вот почему Православная Церковь приняла эту древнюю одежду в качестве священных одеяний.

В наши дни стихарь носит только алтарник. В другие периоды специальные одеяния были и у остальных церковнослужителей.

Диаконское облачение

В облачении у диакона есть предмет одежды, являющийся самым распространенным как у священнослужителей, так и у монашествующих – это подрясник, который напоминает длинную рубаху с запахом. Он имеет узкие рукава и может быть немного расклешенным книзу. Подрясник иногда украшается вышивкой по воротнику, по линии запаха или по нижней кромке. В вышивке используются растительные орнаменты, лоза винограда, равносторонние кресты. На богослужениях обычно носят подрясник черного цвета. В других случаях он может быть иных цветов – серого, белого, темно-красного и др.

У диакона поверх стихаря, на левом плече, лежит орарь в виде узкой длинной ленты с нашитыми на ней семью крестами. Служение диакона сравнивается с ангельским служением, и в толковании Симеона Солунского «орарь – символ ангельских крыльев». Всякое церковное действие начинается со знака диакона, который подает его, поднимая орарь. В определенный момент (перед принятием Святых Даров) диакон перепоясывает орарем крестообразно грудь и спину.

В Православной Церкви есть традиция награждать диаконов правом ношения так называемого двойного ораря. Существует и протодиаконский орарь, который носят протодиаконы и архидиаконы: он отличается большей шириной, на нем нашиты девять крестов и ангельские слова «Свят, свят, свят». Орарь есть в облачении и иподиаконов, но он повязан крестообразно.

На руки в области предплечий надеваются поручи – узкие короткие нарукавники из плотной ткани с нашитыми на них крестами. Стягиваются нарукавники специальными шнурками, которые символизируют веревки (узы) на руках Иисуса Христа во время Его страданий. А сами поручи – это напоминание о том, что священнослужитель совершает Таинства не своими силами, а благодатью и силой Божьей. Как сказал Феофан Затворник: «Священниковы только уста, произносящие освятительную молитву, и рука, благословляющая дары <…> действующая же сила от Господа исходит».

Одеяние (облачение) православного священника: почему оно все время разное

Облачения пресвитеров

Когда священник совершает службу самостоятельно, то он символизирует Христа, а когда же он сослужит архиерею, то выступает символом одного из апостолов. Символика предметов его облачения подтверждает это.

Облачение священника может быть малым и полным. В малом облачении служат все службы, исключая Литургию: оно состоит из фелони, поручей и епитрахили. А при полном облачении к этим одеждам добавляется еще подризник, пояс и при наличии – набедренник и палица.

Епитрахиль, по своей сути, тот же орарь, но она, огибая шею двумя лентами, спускается спереди. Есть небольшие особенности: фигурный вырез для шеи и скрепление впереди пуговицами (обычно их 7). Такое преобразование из диаконского ораря означает, что священник имеет двойную благодать – он является не только служителем (как диакон), но и имеет право совершать Таинства. Обычно на каждой стороне епитрахили нашиваются по три креста. Иногда это объясняется указанием на право пресвитера совершать шесть церковных Таинств. А крест, который нашит вверху, в области шеи, говорит о том, что священство принято от епископа, и иерей подвластен ему и несет бремя служения Спасителю. Епитрахиль является главным предметом во всем облачении священника, так как без нее иерей не может совершить никакую службу.

Пояс – элемент одежды, который используется всеми и в мирской жизни. В церковном облачении он довольно широкий, сзади завязывается лентами, а спереди на нем изображен крест. С древних времен человек препоясывался, приступая к работе, готовясь к дороге, ратному подвигу. И в облачении церковнослужителей, кроме утилитарной функции удобства, пояс – это символ готовности к служению Господу и, одновременно, Божественная сила, укрепляющая священника. Несомненно, что этот элемент облачения связывается с воспоминаниями о полотенце, которым Господь опоясался, омывая ноги апостолов, тем самым, показав пример служения людям.

Фелонь (риза) – длинная и достаточно широкая одежда, без рукавов c приподнятым сзади жестким воротом. Она надевается поверх других предметов облачения через голову. Сзади филонь длинная, а спереди прикрывает только грудь.

Во время земной жизни Спасителя такого вида одежду из дорогих тканей носили знатные люди, называли ее далматик. Богато украшенный из ткани красного цвета, далматик был также частью одеяния императора. В такую похожую на царскую одежду, багряницу, одели Иисуса Христа, насмехаясь над ним. Поэтому риза священнослужителей напоминает багряницу Спасителя, а ленты, которые нашиты на ней, символизируют потоки крови Христа, текущие по его одеждам. Четыре ленты рассматривают также как символ четырех Евангелий. Сзади на фелони нашиты Вифлеемская звезда и крест – это тоже символы (символ Ветхого и Нового Заветов, то есть символ начала и конца спасения рода человеческого во Христе). Облачаясь в фелонь, священник помнит страдания, унижение и смирение Спасителя и понимает, что в его образе предстает Господь, который принес себя в жертву за наши грехи.

Одеяние (облачение) православного священника: почему оно все время разное

У некоторых священников в облачении присутствует набедренник, который представляет собой прямоугольник продолговатой формы с нашитым в центре крестом. Носят его у бедра на ленте, перекинутой через плечо. Набедренник является наградой за ревностное служение и символизирует «меч духовный, который есть слово Божие» (Еф.6:17). Форма набедренника – форма книги Евангелие, а ношение на бедре подобно ношению воинами меча. Следовательно, священнослужитель вооружен евангельским словом.

Еще одной иерархической наградой служит па́лица, которая представляет собой ромб из плотной ткани, прикрепленный к ленте одним углом. На палице нашит крест или изображение иконы. Надевается она через левое плечо (или прикрепляется к поясу справа) и имеет такое же символическое значение, как и набедренник.

Крест является неотъемлемой частью облачения. На христианина при его крещении возлагается крест, знаменуя то, что отныне он становится последователем Иисуса Христа. По обыкновению крест православный мирянин носит под одеждой. А у священнослужителей наперсный крест всегда находится поверх одежды. Это как напоминание, что Господь у них в сердцах, и они открыто исповедают Его перед всем миром. Кресты золотого цвета или с украшениями выступают также в виде награды.

Облачения архиерея

Епископ (архиерей) как носитель высшего церковного чина, облачается сначала в одежды священника. Только название некоторых одежд отличное от священнических: вместо подризника – подсаккосник, вместо ризы – саккос. В облачении архиерея нет набедренника, а только палица. А сугубо архиерейские элементы облачения – это омофор, митра и мантия.

Подсаккосник отличается от подризника наличием гаммат – полос, которые символизируют кровь Спасителя, истекающую из ран при Его распятии. Саккос более подобен стихарю, но он шире и выглядит богаче. И, в отличии от стихаря, у саккоса не только по бокам есть разрезы, но и рукава разрезаны снизу. Это опять символ единства Ветхого и Нового Заветов. Соединяются две половины одежды особенными «пуговицами» – звонцами, которые при движении издают звон. Вероятно, они напоминают о бубенцах, которые носил ветхозаветный Аарон, чтобы слышно было, когда он входил во святилище Храма и когда выходил из него.

Важной частью богослужебного облачения епископа является омофор – лента с изображением на ней крестов. Омофор называется великим в том случае, если он огибает шею и спускается своими концами на грудь и спину. А малый – более короткая лента, оба конца которой закрепляются на груди. Епископ не может проводить службу без омофора.

Омофор переводится с греческого как «носимый на плечах». Как и епитрахиль у священника, омофор указывает на овцу из известной притчи, где добрый пастырь спас ее от волков и нес на плечах. Этот символ следует рассматривать как душепопечение, которым обязаны заниматься священники и епископы.

Кроме креста на груди, епископ носит панагию, что в переводе с греческого означает «Всесвятая». По-гречески это звучит как энколпион («нагрудник»). В Византии так назывались специальные ковчежцы, в которых находились или частицы мощей святых, или запасные Святые Дары. На лицевой стороне такого ковчежца изображался образ Богородицы. Позже энколпионы перестали использовать в прежнем качестве – они становятся отличительным знаком епископа. И на Руси их стали называть панагиями – это небольшой округлой формы образ, чаще всего Божией Матери, украшенный камнями, который носит на груди архиерей.

Одеяние (облачение) православного священника: почему оно все время разное

Верхнюю одежду архиереев называют мантией – длинная без рукавов накидка. Она появилась еще в первых веках в качестве монашеского облачения. В наше время архиерейская мантия и есть разновидность монашеской. Архиерейская мантия имеет застежки в двух местах: у ворота и обычно внизу. Сзади мантия имеет такую длину, что образует шлейф. Вверху и внизу мантии нашиты скрижали в виде прямоугольников. На двух верхних изображаются кресты (иногда иконы) и серафимы, а на нижних двух – инициалы архиерея. Эти изображения как аналогия скрижалям Заповедей, которые получил Моисей на горе Синай. Соответственно, подчеркивается, что источником власти для архиерея является Бог, и Его Законом должен руководствоваться. На мантии нашиты горизонтально белые и красные ленты – «источники» («струи»). Это напоминание об учении Церкви, которое истекает из Заветов (Ветхого и Нового) и которое обязан проповедовать архиерей.

Во внебогослужебное время архиерей носит обычную черную монашескую мантию. Архиерейская мантия используется на богослужениях, во время крестных ходов. В храме Владыка посредством торжественного ритуала переоблачается из мантии в саккос.

В Русской Православной Церкви мантии отличаются по цвету, в зависимости от сана архиерея. У Патриарха мантия зеленого цвета, голубую или синюю носят митрополиты, епископы и фиолетовую – архиепископы. На Великопостных службах цвет мантии всегда только черный для любого сана.

К облачению архиерея на богослужении прилагается еще один предмет – жезл. Он является одновременно и символом церковной пастырской власти, и символом страннической жизни. Иметь жезл может две формы – перевернутого якоря или двух змей, извивающихся кверху. Изогнутые змеи на архиерейском посохе, взаимно обращенные друг к другу, знаменуют мудрость пастырской власти. На жезл крепится небольшой парчовый платок округлой формы, который закрывает руку архиерея.

Головные уборы духовенства

Интересны происхождения и трансформация головных уборов. В Палестине, в древние времена, платок складывали на угол и закрепляли его на голове повязкой или обручем. По-арабски он назывался куфия, по-еврейски – кефье. Постепенно куфия преобразилась в капюшон, и ее стали называть куколь, а затем в шапочку округлой формы – скуфью. Когда ее делали из шерсти верблюда, то называли камилавкой. Эти названия головных уборов священнослужителей применяются в наше время.

Скуфью священнослужители не носят во время служб – это, скорее всего, уличный головной убор. Изготавливается она из бархата или других тканей, которые вверху образуют складки, напоминающие крест или купол. Скуфья – символ воинского шлема. Соответственно, носящий ее, выступает воином на поле духовной брани.

Камилавка выполняется в виде цилиндра без полей, который имеет расширение кверху. В наше время камилавка черного цвета – элемент облачения иеродиакона. А белое духовенство может иметь камилавку фиолетового цвета как награду. 

Архиерейский клобук – это своего рода камилавка, обшитая тканью, которая спадает на грудь и спину. У митрополита белый клобук, а у епископов, архиепископов – черный. Спереди на клобуках изображен небольшой крест из маленьких белых камней. Здесь символика связана с твердостью и чистотой бриллианта и сиянием Божьей благодати.

В Русской Православной Церкви в настоящее время только Московский Патриарх носит куколь. Он обтянут тканью, которая, разделяясь на три части, спускается на спину и плечи. Куколь Патриарха белого цвета – символ чистоты, святости и света Божественной благодати. Куколь украшен вышитыми образами шестикрылых серафимов, а венчает куколь крест.

Существует и такой головной убор как митра.Носить его могут епископы, архимандриты, а также некоторые заслужившие этой чести протоиереи. Митра олицетворяет терновый венец Спасителя. При надевании митры читается та же молитва, что и при Таинстве брака. Таким образам, митра – символ золотого венца праведников, которым они венчаются в Царстве Небесном.

Цвета облачений

Кроме того, что облачение имеет различия в соответствии с церковной иерархией, его цвет зависит от определенных богослужений.

Одеяние (облачение) православного священника: почему оно все время разное

В Русской Православной Церкви стало традицией использовать в облачении священнослужителей семь цветов: золотой, белый, голубой (синий), красный, фиолетовый (бордовый), зеленый и черный.

Облачения желтого (золотого) цвета мы увидим на священнослужителях по воскресным дням, исключая воскресенья Великого поста. Иисус Христос – царь Славы и Предвечный Архиерей, поэтому и на Рождественских службах чаще всего облачение золотого цвета. Желтый цвет по традиции является цветом апостолов и пророков, святителей и равноапостольных, и других служителей Церкви. И в дни их памяти облачаются в ризы этого цвета.

Одеяние (облачение) православного священника: почему оно все время разное

Белый цвет – символ Божественного Света, который пришел в мир и преобразил его, освятил творение Божие. Поэтому в белом облачении ведутся службы во многие двунадесятые праздники Православной Церкви: Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Вознесение и Обрезание Господне. Первый возглас «Христос Воскресе!» на Пасхальной службе также произносится в белом облачении. 

В белом служат в дни Рождества Иоанна Предтечи и памяти апостола Иоанна Богослова. Совершают Таинства Крещения и Венчания священники также в белых ризах.

Согласно «Откровению», усопшие в Царстве Небесном облачаются в белые ризы Божественного света. Поэтому в Православной Церкви принято и при погребении, и в дни поминовения усопших использовать также белые облачения.

Одеяние (облачение) православного священника: почему оно все время разное

Красный цвет – цвет торжества любви Божией к человеку, поэтому Пасхальная Литургия служится в красных облачениях. Также облачаются и на службах Светлой седмицы. Как символ крови, пролитой за веру Христову, в дни памяти мучеников надеваются ризы красных оттенков. И в память о Тайной Вечере на службе в Великий четверг священнослужители также облачаются в одежды красного, более темного оттенка.

Голубой (синий) цвет символизирует чистоту и непорочность, это цвет Богоматери. Следовательно, во все Богородичные праздники (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во Храм, Благовещение, Покров, Успение), на службах используются голубые или синие облачения. В таких же ризах служат и на праздники особо почитаемых Богородичных икон.

Одеяние (облачение) православного священника: почему оно все время разное

Цвет обновления, вечной жизни – это зеленый цвет. И, конечно же, на службах в День Святой Троицы и День Святого Духа, в праздник Входа Господа в Иерусалим священники служат в одеждах зеленого цвета. Зеленые одеяния на служителях – и в дни памяти преподобных, подвижников и юродивых, потому что их духовные подвиги умерщвляют все греховное, а человека оживотворяют к вечной жизни.

Фиолетовый цвет в церковной практике отождествляется с мыслями о Кресте, и потому он присутствует в облачениях на Великопостных службах, Крестопоклонной неделе, а также в праздники Воздвижения Креста Господня и Происхождения честных древ Животворящего Креста, в День Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

Символично, что фиолетовый цвет, как мы знаем, образуется соединением красного цвета и синего, является началом и концом светового спектра. Господь сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13). Своей мученической смертью Господь победил смерть, так и соединение двух цветов спектра не оставили место символу смерти – черному цвету.

Черный цвет в Церкви – это цвет покаяния и поста. И одеяния священников во время постов могут быть черными, темно-синими или темно-зелеными. А вот Великопостные службы проходят исключительно с использованием черных риз. Исключения составляют большие праздники, которые выпадают на это время и воскресные дни.

Одеяние (облачение) православного священника: почему оно все время разное

Цветовая символика в облачении – это явление относительно новое в Русской Православной Церкви, не совсем устоявшееся. Конечно, цвет облачения, в первую очередь, – традиция, вовсе не догмат. Поэтому в некоторых храмах могут быть те или иные отступления. Например, в сельских небогатых приходах просто может не быть облачений многих цветов. При отсутствии в храме одеяний какого-либо цвета принято служить в желтом (золотом) облачении.

Облачение священнослужителей нашего времени неделимо связано с богословским наследием, историей Православной Церкви. Церковное облачение находится как бы на границе духовного мира и материального, поэтому является одновременно и святыней, и видимым образом Божественной славы.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.