Как бороться со злом, если нужно не противиться злому?

Человек

Как известно, христианство есть религия любви. Об этом свидетельствует учение Спасителя, Его дела милосердия, самопожертвования, служения людям.

Как бороться со злом, если нужно не противиться злому?

О чем пойдет речь в статье?

В Нагорной проповеди Христос говорит своим ученикам:

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5,38–42).

В отличие от Ветхого Завета, где основным принципом морали было «око за око», в Новом Завете, в заповеди, данной Спасителем, провозглашается совсем иное – прощение обидчика, и, более того, добровольное принятие чинимых им злодеяний. Также и по отношению к просящему мы видим призыв отдать вдвое больше того, чем он попросит.

Для современного человека данный отрывок, наверное, самый сложный. Действительно, как понимать слова Иисуса Христа «не противиться злу?». Насколько этот принцип применим в жизни; что значит подставить щеку под удар вместо того, чтобы защищать себя перед обидчиком?

Конечно же, в данном отрывке нет и не может быть учения известного писателя Л. Н. Толстого о непротивлении злу силой. Здесь не говорится также и о полном безразличии как к добру, так и ко злу, свойственному буддизму, философским учениям стоиков с их идеалом этики ненасилия. Смысл данных слов гораздо глубже, и чтобы понять их верно, необходимо рассмотреть подробнее исторический контекст и богословское толкование, данное святыми отцами Церкви.

Ветхозаветная заповедь «око за око»: исторический и богословский контекст

Чтобы понять смысл заповеди Иисуса Христа, которую Спаситель провозглашает, обращаясь к своим ученикам, необходимо сначала сделать небольшой экскурс в прошлое, обратившись к существующим нормам Ветхозаветного права, которое неукоснительно соблюдалось израильским народом не только в древности, но и во время общественного служения Иисуса Христа.

Согласно источникам, касающихся правовых и моральных норм, известно, что в ветхозаветные времена у еврейского народа существовал закон мести за совершенное преступление, однако его можно было применять на практике только после постановления суда. Закон Моисеев был призван сдерживать совершенные преступником злодеяния путем четко сформулированных постановлений и правил. Месть предполагалась, но она очень жестко ограничивалась, чтобы не перерасти в полный произвол. Никто не имел права наказывать обидчика самочинно, о чем свидетельствует Писание:

«Не говори: «я отплачу за зло»» (Притч.20:22).

«Не говори: «как он поступил со мной, так и я поступлю с ним»» (Притч. 24:29).

«Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется» (Притч.24:17).

Более того, для людей, совершивших непреднамеренное убийство или какое-либо иное преступление, существовали специальные города, где человек мог укрыться, избегнув преследования. Цель таких мест «служить убежищем всякому убийце … дабы мститель за кровь в горячности сердца своего не погнался за убийцею … и не убил его, между тем как он не подлежит осуждению на смерть» (Втор.19:3–6). Однако на людей, совершивших преднамеренное убийство, такой закон не распространялся, и город-убежище отказывал им в своей защите.

Ветхозаветный Закон не отрицал также дел милосердия по отношению к неприятелю, о чем свидетельствуют следующие слова:

«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Притч.25:21–22).

«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18).

В первом случае говорилось о том, что, творя добро по отношению к врагу, человек выжигает страсти и греховные помыслы обидчика. Под горящими углями здесь понимается не осуждение и месть, а наставление, о чем свидетельствует толкование блаженного Иеронима:

«Если враг твой причинит тебе зло, а ты сделаешь ему добро, то соберешь горящие угли на голову его; иначе говоря, очистишь его от пороков и выжжешь в нем зло, дабы обратить его к покаянию»[1].

«Собрать горящие угли» означает еще и призвание обидчика к раскаянию и стыду, который, подобно раскаленному углю, сжигает его злые мысли и исцеляет сердце. Однако этот принцип соблюдался только по отношению к соплеменникам: если человек не принадлежал к богоизбранному народу, то данное правило по отношению к нему не действовало. Таким образом, в Ветхом Завете месть с одной стороны, каралась Законом, а с другой – попускалась по отношению к чужеземцам. 

Итак, в Законе четко разделялась «ненависть вражды» (odium inimicitiae) и «ненависть отвращения» (odium abominationis). Ненависть вражды основывалась на том, что оскорбленная сторона требует от обидчика адекватного ответа – наказания, а ненависть отвращения основывается на принципе восстановления правопорядка из любви к справедливости.

Итак, Ветхий Завет говорит об адекватном воздаянии за несправедливость, где действует известный принцип вышибания «клина клином». В Новом Завете мы видим иной подход, где зло истребляется посредством добра. При внешнем сходстве заповедей, мы видим кардинальное отличие.

Как бороться со злом, если нужно не противиться злому?

Заповеди Христа и этика ненасилия

Слова Иисуса Христа, произнесенные ученикам, апеллируют к Ветхому Завету, но имеют совершенно иное, не юридическое, а нравственное значение. На это указывает сама форма проповеди Спасителя, которая не носит законодательный характер. С одной стороны, Иисус не отвергает применения правовых норм по отношению к преступнику (здесь нет проповеди пацифизма или принципа непротивления злу насилием, которое проповедовал Л. Н. Толстой), но с другой стороны – Христос проводит четкую границу между законом земным и законом Божественным, следуя принципу отдать кесарю кесарево, а Божье Богу (Мф. 22:21).

На протяжении всей проповеди Сына Божия мы не найдем призывов к изменению политической власти, общественного правопорядка, – напротив, Христос говорит, что пришел не нарушить закон, а исполнить. Проповедь Спасителя направлена на изменение души, ее совершенствование и возрастание в добродетели. Ради спасения рода человеческого, Христос дает новую заповедь, которая не отменяет ветхозаветное установление, но дополняет его. В ней говориться о том, что целью жизни христианина является обожение во Христе – оно предполагает не только внешнее, но и внутреннее благочестие.

Будучи образом и подобием Божиим, человек уподобляется Ему, став причастником божественной любви, подобно Богу проявляя милосердие к ближнему. Как Бог прощает наши прегрешения, так и человек прощает прегрешения ближнего; как Бог милосердствует, отпуская человеку его прегрешения, так и человек отпускает оскорбившему его злые слова.

В словах Спасителя мы видим, что соблюдение внешнего закона, ветхозаветного права дополняется и усовершенствуется учением о любви к ближнему, не причинении ему вреда, отмене мести, основанной на принципе «око за око, зуб за зуб». Таким образом, можно сделать вывод, что ветхозаветный закон дополняется новой заповедью, которая как бы «отменяет» прежнюю, ибо здесь говорится не столько о внешних делах, сколько о сердечных устремлениях человека.

Слова Спасителя дают схему правильного поведения, адекватного ответа на причиненное обидчиком зло. Здесь нет призыва попустительствовать злому, но говорится о том, что человек побеждает зло достойным поведением, без раздражения, истерики, драки, стремлением поглумиться над неприятелем. Об этом говорит святой апостол Петр:

«…Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры» (1Пет.3:8)

«Кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?» (1Пет.3:13).

Свидетельство апостола подкрепляется и комментариями известных богословов на слова Нагорной проповеди. Так, святой Иоанн Златоуст отмечает, что кротость и смирение при нанесении обиды подобны воде, погашающей разгоревшееся пламя гнева[2]. Об этом свидетельствует и святитель Григорий Богослов:

«Гневных мы лучше всего исправляем тем, что в момент возмущения их гневом уклоняемся от них»[3].

В приведенных словах не говорится о попустительстве злу, – напротив, смысл проповеди Христа состоит в активном противостоянии греху, который побеждается любовью. Любовь обезоруживает врага, направляя его не на дальнейшее разжигание конфликта, а на его прекращение. Призыв «не противиться злому» означает упование на волю Божию, ибо Всевидящий и Всеслышащий Бог, попуская преступление в первый раз, дает время принести согрешившему покаяние. Даже если в земной жизни такого человека не постигнет кара, то в загробной жизни, на Страшном Суде, отказавшийся от добродетельной жизни грешник, пренебрегший милосердием Господним, понесет тяжкое наказание за нераскаянные грехи.

Как бороться со злом, если нужно не противиться злому?

Не нарушая свободы человека, Господь каждому дает выбор: жить добродетельно, следуя заповеди любви, данной Богом, или же, потворствуя своим страстям, творить зло и нести впоследствии полную ответственность за свои поступки. Не противящийся злому христианин, не совершая месть, отдает обидчика на Суд Божий.

Итак, чтобы избежать зла, его необходимо изгнать из человеческого сердца, из глубин души. Чтобы возвести человека к высшему идеалу и спасти мир от зла, нужно создать такую мораль, которая переродила бы полностью сердце человеческое, искоренив из него всякую мысль о ненависти по отношению к другому человеку. Этот идеал высшей всепрощающей любви осуществляется в следовании Христу, Его заповеди. Борьба со злом ведется в сердце человека; победа осуществляется путем перерождения человека, очищения сердца от яда гордости, самопревозношения, злопамятства, злобы, ненависти к другому человеку.

Итак, слова Спасителя не являются проповедью этики ненасилия, предполагающей невмешательство в дела беззакония и потворство совершаемому злу. Напротив, грехом является отступление от дела добра. Христианин должен прощать обидчика, нанесшего ему оскорбление, отдавая его на суд Божий, но он не должен попустительствовать врагу, отказавшись от защиты слабых и обездоленных.

В случае нападения врага, христианин имеет право дать отпор, пресекая зло силой. Так, никому не придет в голову в здравом уме и трезвой памяти спокойно наблюдать над насильником, пристающему к беззащитной женщине в темном переулке или же группе хулиганов, отнимающих кошелек у прохожего. Также христианин смело возьмет оружие и отправится в бой при нападении врага на свою страну. И большим грехом в данных ситуациях будет трусость, боязнь дать адекватный отпор, безразличие к происходящему беззаконию. Этика Толстого хороша в теории, но неприменима к практике.

На страницах Евангелия мы видим, как активно выступает Спаситель, изгоняя торгующих из храма, обличая фарисеев, указывая на их грехи, наставляя своих учеников. Христианство не является культом пассивного страдания и боязливой безучастности. Свидетельством этого является Распятие Христа на Кресте, смысл которого заключался не в пораженческом ложном смирении, а в спасении рода человеческого, его искуплении и очищении, благодатным плодом которого стало Воскресение Христово, победившее смерть, разрушившее узы ада.

Примеры активного противостояния злу силой мы находим в истории нашего отечества: об этом свидетельствуют подвиги христианских воинов, поднявшихся на защиту своей страны, своей веры. Самые яркие примеры – подвиг преподобного Сергия Радонежского, благословившего воинов Дмитрия Донского и иноков Осляблю и Пересвета на битву с монголо-татарами, подвиг патриарха Гермогена, призвавшего русский народ, православных христиан на борьбу с польскими захватчиками, а также дела многих других представителей священства и монашества, благословляющих сражаться за свое отчество и веру. Об этом активном противлении злу свидетельствуют слова святителя Филарета Дроздова: «Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите врагов ваших»[4].

Как отмечает архиепископ Аверкий (Таушев): «Неужели в наше время каждому честному и сознательному христианину еще может быть не ясно, что безусловное «всепрощение» нужно лишь врагу Христову – антихристу, дабы люди окончательно потеряли чувство различения добра и зла, помирились бы со злом, охотно приняли его, а затем – и самого антихриста, не помышляя о борьбе с ним? Это – не больше, как лицемерно-фарисейское лукавство врага, жаждущего нашей погибели! Ведь если бы христианское всепрощение, дарованное нам Воскресшим Христом-Спасителем, простиралось, так сказать, автоматически и на тех, которые не желают каяться и исправлять свою жизнь, тогда не давал бы Господь своим апостолам, а в лице их и всем их преемникам, пастырям Церкви, наряду с властью «разрешать грехи» власть «вязать» их и не сказал бы, явившись им по Воскресении: «Им же отпустите грехи, отпустятся им, и им же держите, держатся», то есть: не отпустятся (Ин. 20: 23). Какая, в самом деле, беспредельная и безрассудная дерзость – считать себя любвеобильнее Самого Бога и «исправлять» Евангелие Христово, сочиняя какое-то свое собственное «евангелие»»[5].

Как бороться со злом, если нужно не противиться злому?

Итак, христианину необходимо бороться со злом. Зло внутреннее – грех жестокосердия, злобы, осуждения побеждается любовью и милосердием к ближнему. В молитве Господней звучат такие слова: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим… Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 12, 14, 15).

Однако эти слова не относятся к злу внешнему, требующему от христианина активной позиции. Мы должны защищать нравственные ценности, бороться против лжи, лукавства, агрессии и насилия. Как отмечал известный философ И. Ильин:

«Злое начало едино и агрессивно и в агрессивности своей лукаво и многообразно. Тот, кто ему не сопротивляется, тот уступает ему и идет в его свите; кто не пресекает его нападения, тот становится его орудием или гибнет от его лукавства»[6].

Трусливое предательство и потворство злу означает согласие со злом, следование дьявольскому соблазну. И это мы видим на примере нашей многострадальной страны, которая всегда поднималась на борьбу с врагом ради защиты веры христианской. Сложение оружия здесь означает поражение – не только в войне внешней, но в войне внутренней, духовной, открывающей двери диаволу ради ложного милосердия. Такая «забота» и «любовь» приводят только к еще большей беде; расплатой за подобное попустительство является гибель страны, ее поражение и адский огнь «пацифистов», подобно волкам в овечьей шкуре ведущих стадо в разверстую пропасть.


[1] Иероним Стридонский. Беседы на псалмы https://bible.optina.ru/new:rim:12:20#prp_maksim_ispovednik

[2] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. СПб., 1897, с. 740

[3] Григорий Богослов. Слова. https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/entsiklopedija-izrechenij-svjatyh-ottsov-i-uchitelej-tserkvi-po-razlichnym-voprosam-duhovnoj-zhizni/46

[4] Житие свт. Филарета Дроздова http://www.pravoslavie.ru/50209.html

[5] Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том 2. Слово 61: Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/?Averkij_Taushev%2Fsovremennost-v-svete-slova-bozhija-slova-i-rechi=2_61

[6] Ильин И. А. О сопротивлении злу силой. — М., «ДАРЪ», 2005. с. 252.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.