Основные молитвы, которые должен знать каждый верующий

Другое

Молитва является важной составляющей жизни православного христианина, ведь она подразумевает общение человека с Господом.

О молитве

Молиться необходимо после пробуждения, перед едой, перед выходом из дома, перед началом какого-либо дела, перед сном. Но это должно происходить не «для галочки», а искренне и осмысленно. И хотя многие священники рекомендуют молиться не только заученными молитвами, а иногда своими словами (например, во время покаяния), готовые молитвы тоже необходимо знать. Например, «Отче наш» – универсальная молитва, которая содержит в себе основные прошения и хваления, необходимые христианину. Поэтому данная статья содержит в себе основные молитвы, заучить и осмыслить которые было бы хорошим решением для каждого верующего человека.

Основные молитвы, которые должен знать каждый верующий

«Отче наш» 

«Отче наш» – основная и самая известная молитва христиан. В Евангелии от Луки один из учеников Иисуса обратился к Учителю со словами: «Господи! Научи нас молиться <…>». В ответ Иисус привел молитву, которая ныне известна нам как «Отче Наш» (Лк. 11:1-4; сама молитва – 11:2-4). Потому как эта молитва была произнесена самим Спасителем, ее называют Молитвой Господней.

«Отче наш» можно также найти в Евангелии от Матфея, 6:9-13. Здесь она более подробна – в отличие от указанной в Евангелии от Луки, содержит дополнение «Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь». Существует и следующее отличие: в Евангелии от Матфея написано «и прости нам долги наши», в то время как Евангелие от Луки гласит «прости нам грехи наши». У Матфея существует также окончание, которое не вошло в молитву:

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Различия могут быть обусловлены неточным переводом или тем, что евангелисты запомнили слова Иисуса по-разному. Возможно, Матфей решил дополнить молитву Иисуса на основе его проповедей.

Иисусова молитва

Иисусова молитва звучит следующим образом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Ее самое раннее упоминание встречается в первой половине IV века в поучениях преподобного Макария Великого о молитве. Преподобный считал, что во время чтения этой молитвы следует концентрироваться на Имени Христовом, потому что Имя Его, по словам старца, «самая сладкая пища».

Прообразом Иисусовой молитвы считаются 3 евангельских эпизода.

Первый описан в Евангелии от Марка: когда Иисус возвращался из Иерихона со Своими учениками, об этом услышал просивший милостыню слепой по имени Вартимей. Он стал молиться словами «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня». И несмотря на то, что его пытались заставить замолчать, он кричал еще больше, в результате чего Иисус сказал ему: «Иди, вера твоя спасла тебя» и сделал слепого зрячим (Мк. 10:46-52).

Второй эпизод можно обнаружить в Евангелии от Матфея. Согласно ему, женщина Хананеянка, увидев Иисуса, направлявшегося в страны Тирские и Сидонские, закричала Ему: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов <…>». Господь продолжил испытывать веру женщины и ответил, что послан только для израильтян, но женщина, благодаря своей вере, вымолила у Иисуса исцеления своей дочери от бесов (Мф. 15:21-28).

Третий эпизод встречается в Евангелии от Луки, когда Иисус рассказывает Притчу о мытаре и фарисее. Мытарь, молившись словами «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!», ушел более оправданным, чем фарисей, который больше хвалил себя и благодарил Господа за то, что он не таков, как другие грешники. Молитва мытаря также служит прообразом Иисусовой молитвы (Лк. 18:10-14).

Слово «грешнаго» было позже добавлено святым преподобным Григорием Синаитом (XIII-XIV в.), который, как считается, положил начало возрождению чтения этой молитвы для монашествующих.

Существуют краткие формы Иисусовой молитвы:

  • «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»
  • «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй мя»
  • «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»
  • «Господи, Сыне Божий, помилуй мя»
  • «Иисусе Христе, помилуй мя»
  • «Господи, помилуй».

Славословие

Славословие считается молитвой, которую следует знать каждому христианину. Зачастую славословие знают в малой форме: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Но существует также Великое славословие, которое входит в состав богослужения утрени и повечерия. Оно начинается со слов «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», а заканчивается словами «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!».

В будничные и великопостные праздничные утрени заменяется вседневным славословием, которое по объему меньше. Великое славословие составили примерно в IV-V вв.

«Царю Небесный…» 

«Царю Небесный…» называют иногда молитвой Святому Духу, поскольку Он является одной из трех ипостасей Господа и почитается наравне с Богом Отцом и Богом Сыном.

Эта молитва появилась в VIII-IX вв. Поется она на стиховне на великой вечерне Пятидесятницы, но от Пасхи до Вознесения эта молитва заменяется тропарем Пасхи «Христос воскресе…», от Вознесения до Дня Святой Троицы молитву не читают.

Произносят молитву обычно тогда, когда нам требуется помощь в каком-либо деле, перед важным событием, либо в случаях, когда мы находимся под властью греха и хотим избавиться от него, или когда испытываем кризис веры. Этой молитвой призывается Святой Дух, чтобы очистить нашу душу от пагубного воздействия.

«Пресвятая Троице…»

Как уже ясно из названия, в этой молитве мы сразу обращаемся к одному Господу в трех Лицах (Троице): к Богу Отцу («Господи»), Богу Сыну («Владыко») и Святому Духу («Святый»). Обращение происходит сначала ко всем трем Лицам, а далее – к каждому Лицу по отдельности с разными просьбами: у Бога Отца просим очистить грехи наши, у Бога Сына – простить беззакония наши, у Святого Духа – посетить и исцелить немощи наши.

Читают и поют молитву в составе обычного начала и Трисвятого (молитвы «Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Бессме́ртный, поми́луй нас»). Происхождение этой молитвы неизвестно.

Основные молитвы, которые должен знать каждый верующий

«Богородице, Дево, радуйся…»

Молитва основана на словах архангела Гавриила, обращенных к Деве Марии, когда тот принес ей весть о скором рождении Спасителя (Лк.1:28-31; Мф.1:18-25). Слова «радуйся, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах» взяты из приветствия архангела Гавриила. Слова же «благословен Плод чрева Твоего» взяты из приветствия праведной Елисаветы, когда Дева Мария посетила ее после Благовещения (Лк. 1:42).

Разберем подробнее. «Благословенна Ты в женах» означает, что Дева Мария прославлена более других жен, так как стала Матерью Божьей. «Благодатная» – та, что исполнена благодати.

Молитва является славословной. То есть, в ней мы прославляем Деву Марию как Ту, что была удостоена великой чести стать Богородицей. К слову, известная песнь Пресвятой Богородице «Ave, Maria» (Аве Мария) – это молитва «Богородице, Дево, радуйся…» на латыни.

Молитва Ефрема Сирина 

Молитва Ефрема Сирина считается глубокой покаянной молитвой, составленной преподобным Ефремом Сириным в IV веке. Ее начинают читать с Сырной седмицы (в среду и пятницу), продолжают в течение Великого поста по будням и заканчивают в Великую среду Страстной седмицы. Также молитва включена в молитвенное правило.

Молитву читают по-особенному, с земными поклонами на каждое предложение молитвы и повторяют «Боже, очисти мя, грешнаго» 12 раз с поясными поклонами. После этого молитву читают еще раз и под конец совершают земной поклон.

Псалом 50

50-й псалом является одним из самых известных псалмов, поскольку входит в состав Последования ко Святому Причащению и утренней молитвы; читается на богослужениях 3 раза в течение суток (на повечерии, утрене и 3-м часе), а также на молебнах, панихидах и при Таинстве Елеосвящения.

Более того, 50-й псалом считается одним из семи покаянных псалмов христианства. Некоторые богословы признают этот псалом одним из самых глубоких по покаянию, поскольку события, связанные с его написанием, очень трагичны для его автора – царя и пророка Давида.

В Священном Писании пение псалма предваряется пояснением: псалом составлен в честь того события, когда «приходил к нему (Давиду) пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии» (Пс. 50:1-2). Подробнее об этом эпизоде написано во 2-й книге Царств 11 главы, когда Давид вступил в близость с Вирсавией, женой своего военачальника Урии, после чего отдал приказ, чтобы Урий попал в самое ожесточенное сражение и войско бы отступило, так чтобы воин точно погиб. В конце концов, так и произошло. Давид совершил двойной грех: прелюбодеяния и убийства. В этом его обличал пророк Нафан, после чего Давид, сокрушенный сердцем, написал этот покаянный псалом, который считается нередко эталонным примером покаяния.

Старцы рекомендуют читать псалом каждый день, особенно в моменты, когда душа больна грехами, и когда человек осознает свои грехи. 50-й псалом поможет проникнуться чувством искреннего покаяния и настроит на нужную волну верующего христианина, любящего Господа.

Символ веры 

Символ веры понимается как краткое и точно изложение христианской веры. Нередко символ веры относят к молитвам, однако в строгом смысле этого слова он не является молитвой, поскольку разговор с Господом отсутствует. В нем мы не благодарим Господа, не обращаемся к Нему с просьбой, но, читая символ веры, мы говорим себе и всем, во что мы верим и что исповедуем.

Привычный нам православный символ веры несет название Никео-Цареградского, потому что он был утвержден на 1-м и 2-м Вселенских соборах, состоявшихся в городах Никея и Константинополь (второе название – Царьград). Утвержден он с целью избавления от еретических учений, которые именуют себя последователями христианства. В частности, в символе веры содержатся положения, которые противоречат арианству – еретическому учению, согласно которому Иисус признается не Сыном Божьим, а Божьим творением, не подобным Богу Отцу. Православный символ веры отличается от католического тем, что в последнем добавляется «филиокве» (это означает, что Святой Дух «и от Сына сходящий»). «Филиокве» не поддерживается Православной Церковью и в целом отрицается как догмат, который исповедуется католиками.

Состоит символ веры из 12 членов, содержащих догматы православной веры: 1-й член посвящен Богу Отцу, 2-й по 7-й член – Богу Сыну, 8-й – Святому Духу, 9-й – Церкви, 10-й – Крещению, 11-й и 12-й – воскресению мертвых и вечной жизни.

Символ веры включен в утреннее правило, Божественную литургию, Полунощницу, в состав Изобразительных и Великого повечерия. При совершении Таинства Крещения человек обязуется прочитать символ веры в знак того, по какой вере он принимает крещение.

Основные молитвы, которые должен знать каждый верующий

Заповеди блаженства

Заповеди блаженства впервые были произнесены Христом в Нагорной проповеди (Мф. 5:1-11). Такой способ проповедования важных слов был известен еще в Ветхом Завете, когда пророк Моисей, взобравшись на гору Синай, услышал голос Бога, Который дал ему 10 заповедей для народа израильского (Исх. 20:1-17).

Слово «заповедь» означает строгое предписание, которое нужно исполнять. 9 заповедей блаженства отличаются от 10 заповедей, данных Моисею Богом. Если последние содержат императивные постулаты и запреты (не убивай, не кради, я Бог твой и т. д.), то заповеди Христа – наставления о том, как быть человеком совершенным, блаженным (то есть таким, который достигнет счастья от познания и приближения к Богу). Заповеди блаженства также отличаются от прежних 10 еще и тем, что содержат в себе результат, которого достигнет человек, если будет их исполнять.

Заповеди блаженства не отменяют прежних заповедей, а дополняют их. Христианам следует особенно изучить и запомнить заповеди, данные Христом, чтобы следовать им, приближаться своей душой к Нему и быть счастливыми.


В данной статье мы рассмотрели несколько основных молитв, которые рекомендуем заучить. Существуют и другие важные молитвы, которые мы не озвучили в статье, но которые рекомендуем к изучению: «Достойно есть…», Воскресная песнь по чтении Евангелия, Песнь Пресвятой Богородицы («Величит душа Моя Господа»), Молитва праведного Симеона Богоприимца, Вопль к Богоматери, молитва перед исповедью, молитва после исповедания грехов. Рекомендуем также ознакомиться с покаянным каноном и Последованием ко Святому Причащению.

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 3.5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.