Является ли грехом пластическая операция?

Другое

В наш век новых разработок в области фундаментальных и прикладных наук, сделан огромный шаг вперед. Новые технологии не обошли стороной и область эстетической медицины, которая сделала за последние десятилетия существенный шаг вперед. Это касается разработок, способных замедлить старение человеческого организма. Также развивается и совершенствуется область пластической хирургии, которая в настоящее время переживает небывалый подъем.

Является ли грехом пластическая операция?

Красота требует жертв?

Однако за последние 20 лет такие операции стали настолько популярны, что к услугам пластического хирурга начали прибегать вполне здоровые люди, не имеющие медицинских показаний, но желающие «повернуть время вспять», улучшить свою внешность. Кто-то недоволен формой носа, кого-то не устраивают уши, дамы в возрасте требуют сделать им юношеский овал лица. Несомненно, что огромную роль здесь играет реклама, порой очень агрессивная, а также всевозможные средства массовой информации, пропагандирующие культ молодости, красоты, здоровья. Под их влиянием, пластическая операция стала обыденным явлением, превратившись в некий ритуал, став неотъемлемой частью современной культуры.

К услугам пластических хирургов стали прибегать не только дамы зрелого возраста, но и подростки, что прежде было большой редкостью, ведь любая операция – это очень серьезное вмешательство в организм, и не всегда такая процедура безопасна.

Поскольку индустрия красоты приносит огромные прибыли, очень часто пациенты сталкиваются с врачами-мошенниками, обещающими пациенту сделать все и вся, не учитывая особенностей организма, перенесенных болезней и прочих факторов, негативно влияющих на здоровье. В результате, пластическая операция не только не приносит ожидаемого результата, но и причиняет серьезный вред здоровью пациента. Нередко подобные вмешательства заканчиваются тяжелой инвалидностью или еще хуже – летальным исходом.

Категория красоты в язычестве и христианстве и ее отношение к добродетели

В чем же причина такой популярности бьюти-индустрии в целом, и пластических операций в частности? Конечно, реклама делает свое дело, но причина бешенного бума на пластику не только в коммерческом успехе, но и в определенной идеологической установке на успешность, которая проявляется во внешней привлекательности. В современном обществе царит культ молодости: на обложках журналов, в рекламных роликах редко увидишь женщину старше 45 лет. В обществе не принято упоминать о старости, бедности, болезни. Следствие такого подхода – необходимость «быть на позитиве»: всегда выглядеть успешным, привлекательным, здоровым и молодым. Ради достижения этой цели человек зачастую идет на радикальные меры – в косметический салон, а дальше – на пластическую операцию.

Немалую роль в современной культуре играет также пропаганда разврата, где в женщине ценится исключительно ее сексуальная привлекательность. Более того, само понятие красоты меняется: эталоном становится не просто молодость, а незрелая красота подростка. Угловатая фигура куклы Барби стала иконой стиля, установив немыслимые для нормальной женской фигуры параметры. Тысячи девушек и юношей уродуют себя, идут на операции по откачиванию жира, удалению ребер, ушиванию желудка, лишь бы походить на вожделенный идеал.

Культ молодости и красоты существовал, как известно, и в древних цивилизациях. Но, в отличие от современности, в архаических обществах понятие красоты включало в себя не только красоту тела, но и души. У древнегреческих философов – Платона и Аристотеля – существовал термин «калокагатия», который означал гармонию телесного и духовного начала в человеке. Об этом пишет Платон в диалогах «Пир», «Тимей», «Федр» и др. творениях.

«Человек, очень давно посвященный в таинства или испорченный, не слишком сильно стремится отсюда туда, к красоте самой по себе: он видит здесь то, что носит одинаковое с нею название, так что при взгляде на это он не испытывает благоговения, но, преданный наслаждению, пытается, как четвероногое животное, покрыть и оплодотворить… Между тем человек, только что посвященный в таинства, много созерцавший тогда все, что там было, при виде божественного лица, хорошо воспроизводящего [ту] красоту или некую идею тела, сперва испытывает трепет, на него находит какой-то страх, вроде как было с ним и тогда»[1].

Аристотель посвящает вопросам эстетики один из разделов «Никомаховой этики»: 

«Благо может находиться в душе – таковы добродетели, или в теле – таковы здоровье, красота, или вне того и другого – таковы богатство, власть, почет и им подобное. Самое высокое благо – то, которое в душе»[2].

С зарождением христианства и его распространением в Византии и средневековой Европе, категория красоты находит свое отражение в трудах святых отцов, где человек мыслился как образ и подобие Бога. Здесь внутренняя красота преобладает над внешней, вместе с тем, и внешняя красота не отрицается, ибо Господь Бог устроил мир благим и прекрасным. Именно таким был Рай, такова была земля до грехопадения Адама.

«Прекрасна всякая душа, в которой созерцается соразмерность свойственных ей сил, но истинная и вожделеннейшая красота, созерцаемая только имеющими очищенный ум, принадлежит Божию и Блаженному Естеству. Кто внимательно устремляет взор на сияние и изящество этой Красоты, тот заимствует от нее нечто, как бы от красильного раствора, на собственное свое лицо наводя какие-то цветные лучи»[3], – пишет Василий Великий.

Прекрасные слова о пользе красоты духовной высказывает святитель Иоанн Златоуст: «Не думай, что красота зависит только от телесного благообразия. Представь девицу благообразную, но нескромную, болтливую, сварливую, склонную к пьянству и расточительности: не безобразнее ли она всякой некрасивой?».[4] И далее он продолжает: «Ищи красоты душевной, подражай Жениху Церкви. Телесная красота производит великую наглость и много неразумного, она возбуждает ревность и нередко заставляет подозревать тебя в гнусных поступках»[5].

В эпоху Возрождения понятие красоты меняется – интерес возникает к чувственной красоте, однако и здесь категория прекрасного предполагает гармонию духовного и телесного начала в человеке. Как отмечает известный итальянский гуманист Лоренцо Валла, «человеку хорошо иметь приятный вид, аристократические манеры, обладать утонченным вкусом, но всего этого недостаточно – необходима духовная добродетель, ничто так не красит юношу как добросердечие, милосердие, ум, скромность и целомудрие. Молодость прекрасна, если она добродетельна»[6].

В современной массовой культуре мы видим искаженное понимание красоты, где акцент ставится исключительно на телесной красоте, а добродетель, напротив, оценивается как некий недостаток. Страницы глянцевых журналов пестрят фотографиями известных актрис, звезд поп и рок музыки, которые могут вести себя как угодно – ругаться матом, оскорблять своего собеседника, беспардонно лгать, обманывать публику, но при этом иметь безупречную внешность.

Замечая внешнюю красоту, публика начинает подражать своему кумиру, копируя не только внешний вид, но и душевное состояние. Вспоминается роман известного писателя О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», где главный герой, пожелав оставаться вечно молодым, сохранил внешнюю привлекательность, однако изуродовал свою душу развратом, злобой и жестокостью.

Современная массовая культура, создав культ молодости, красоты, здоровья забыла о нравственной составляющей. Отсюда такое внимание к внешнему виду, физическому здоровью и пренебрежение к здоровью духовному.

Вместе с тем, есть и другая крайность – нарочитая неряшливость, неаккуратность, безвкусица. Подобное воспевание уродства является обратной стороной массовой культуры и пропагандируется маргинальными группами – наркоманами, людьми с низкой социальной ответственностью, живущими в неблагополучных районах с высокой криминогенной обстановкой. Обе крайности – следствие безбожного миропонимания; источником их являются гордость, раздутое до гигантских размеров самолюбие. 

Христианская аскетика не отвергает красоты, но она учит человека быть смиренным и не гордиться ей. Это проявляется и во внешнем виде – христианин приятен и благожелателен в общении, он со вкусом одет, аккуратен, не кичлив и не заносчив. В желании хорошо выглядеть нет ничего плохого. Если говорить о косметике, то в умеренных дозах она весьма уместна.

Также уместны иногда и некоторые медицинские процедуры – массаж, коррекция лица и фигуры и иные процедуры, не вредящие здоровью. При форс-мажорных обстоятельствах, но только в случае крайней необходимости, можно прибегнуть и к пластической операции – например, при приобретенном уродстве, мешающем нормально жить, работать и общаться. Но, конечно же, такая процедура небезопасна. Частые хирургические вмешательства могут привести к тяжелым последствиям и еще большему уродству.

Является ли грехом пластическая операция?
Подобная коррекция является для человека необходимостью, а не данью трендам.

В самой пластической операции, вызванной необходимостью иметь нормальную внешность, собственно, нет ничего греховного. Например, повредил человек нос во время аварии – после проведенной операции он вернул себе прежний облик, вышел смело на работу, и на него не оборачиваются в ужасе, не показывают пальцем. Или же врожденное уродство – заячья губа – пластическая операция дает шанс ребенку не быть осмеянным в коллективе сверстников. Во все времена люди лечились, всегда уделялось внимание здоровью человека и, собственно, не меньшее внимание уделялось его физической красоте, в частности, возможности выглядеть прилично.

Так, например, в Византии женщины-христианки пользовались различными процедурами, средствами ухода за своим телом. Были популярны водные процедуры, всевозможные «ванны молодости» с настоем трав, практиковались также операции по коррекции носа, ушей, изуродованных во время войн, несчастных случаев. Однако телесная красота не была самоцелью, и, конечно же, большей ценностью являлась красота духовная, приобретаемая в добродетели.

И внешняя, и внутренняя красота является потребностью человека. По этой причине христианство не впадает в столь извращенные формы крайнего аскетизма, когда человек себя намеренно уродует и калечит, как это было в некоторых гностических сектах, но и не обожествляет и не преклоняется перед тленной телесной красотой. 

«Будем же заботиться о <душевной> красоте, будем украшаться этим украшением, чтобы нам войти на небеса, в духовные обители, в нетленный Брачный Чертог. Красота телесная от всего повреждается, и если даже хорошо сохраняется, если ни болезнь, ни заботы не искажают ее – что, впрочем, невозможно, – и тогда она не продолжается и двадцати лет; а… красота душевная всегда цветет, никогда не увядает; она не боится никакой перемены, ни наступившая старость не наводит на нее морщин, ни приключившаяся болезнь не заставляет увядать, ни беспокойная забота не вредит, но она выше всего этого. Напротив, красота телесная не успеет появиться, как уже исчезает и, появившись, возбуждает удивление не во многих. Люди благонравные не удивляются ей, а удивляются только невоздержные»[7], – пишет Иоанн Златоуст.

И в наше время женщина-христианка должна стремиться быть аккуратной и опрятной, одетой со вкусом, но не кичливо, с целью избегнуть соблазна. Свою внешнюю красоту она согласует с красотой внутренней, с духовными добродетелями. Быть красивой здесь не является грехом, а вот горделивое стремление всем нравиться, получая похвалы или, что еще хуже, – кокетство ради блуда, безусловно, является тяжким прегрешением. Поэтому важен не сам факт использования уходовых средств или же некоторых не опасных пластических манипуляций, а причина: для чего и зачем.

Коррекция лица, если она действительна необходима, не является грехом (например, после пожара или катастрофы, при врожденных несовершенствах). Но совершенно безумно использовать этот метод без веских причин, исключительно ради собственного самолюбования, тщеславного желания нравится другим, ради соблазна и даже просто ради подражания модным кумирам. Такое желание является греховным; источником его является гордыня, блуд, зависть, самопревозношение. Все это очень тяжкие грехи, с которыми необходимо бороться.

Храм души

Увы, но в наше время культ тела, источником которого является блуд, стал нормой жизни. Отсюда изменился и идеал красоты – целомудрие вышло из моды, а вместе с ним и понятие гармоничности, умеренности, скромности, чувства такта. На подиумах все чаще можно видеть одежду какого-то невероятного кроя с несочетаемыми цветами, на лицах кричащий макияж, уродующий облик, превращающий милое юное лицо в какую-то ужасную размалеванную личину. Небрежно сделанные операции с перекроенными лицами, опухшими глазами, раздутыми губами превращают человека в какого-то ужасного монстра. Сколько сломанных судеб из-за небрежной работы хирурга, который озабочен исключительно извлечением прибыли? Сколько прекрасных лиц, которых красит возраст, но уродует такая «молодость»? 

Подобного рода «красота» отвратительна, греховна – она является свидетельством упадка нравов. Культ тела схож с языческим идолопоклонством. «Не сотвори себе кумира!» – гласит Закон Божий; не уродуй свой облик во имя моды, ведь он не пустая оболочка, а храм твоей бессмертной души. И если Бог не наделил тебя внешней красотой, то дополняй ее недостаток красотой внутренней, которая не истлевает, а остается вечной.  

Является ли грехом пластическая операция?

В современном бешенном ритме жизни с его коммерческим подходом трудно оставаться самим собой и, кажется, сопротивляться невозможно, но дух силен – и с Божией помощью человек одолевает его. Глядя на себя в зеркало, задумайся о своей бессмертной душе, а тело – ведь оно не вечно, и оно истлеет, но там, за гробом, открывается иная жизнь, иная красота, не знающая тления и смерти. И в этом бессмертии и есть наше спасение, к чему и призывает преподобный Ефрем Сирин: «Не будь привязан к данной тебе на время красоте, чтобы не предстать пред Богом лишенным всякой красоты»[8].


[1] Платон. Тимей /пер. С. С. Аверинцева //Он же. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. Москва: Мысль, 1994. с. 421.

[2] Аристотель. Никомахова этика /пер. Н. В. Брагинская // Сочинения: В 4 т. Т. 4. Москва: Мысль, 1983. с. 54.

[3] Василий Великий, свт. Беседы на псалмы https://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrovishnitsa-duhovnoj-mudrosti/138

[4] Иоанн Златоуст https://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrovishnitsa-duhovnoj-mudrosti/138

[5] Там же https://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrovishnitsa-duhovnoj-mudrosti/138

[6] Валла Лоренцо. Об истинном и ложном благе. М. Прогресс. 1989, с.88.

[7] Там же https://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrovishnitsa-duhovnoj-mudrosti/138

[8] Ефрем Сирин. Надгробные песнопения https://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrovishnitsa-duhovnoj-mudrosti/138

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.