Таинство хиротонии

Таинства церкви

Одно из семи Таинств церковных, в котором дается Божественная Благодать на важное служение людям через священство. Оно совершается исключительно в алтаре, поэтому женщины не имеют права участвовать в нем.

Что такое хиротония в православии

Хиротония — это Таинство, в котором совершается возложение рук архиерея или патриарха на человека, собирающегося принять священный сан.

Хиротония бывает:

  • в чтеца;
  • в иподиакона;
  • в диакона;
  • в иерея;
  • архиерея.

Рукополагать во все чины, кроме архиерея, может епископ, митрополит или патриарх. Архиерейскую хиротонию совершает только патриарх. Равный священный чин не может совершать хиротонию, но только высший.

Таинство берет начало с апостольских времен. В Евангелии описан случай насыщения нескольких тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами. Здесь ведётся аналогия с евхаристией, где апостолы – прообраз священников, раздающих причастие верующим.

Апостолы были первыми священнослужителями.

Требования к ставленникам

Человека, которого рукополагают, называют ставленником. Чтобы стать священником, надо пройти все хиротонии, начиная с рукоположения в чтеца.

Апостол Павел в послании пишет, каким должен быть человек, желающий стать священником, епископом и диаконом. На этом основании составлены апостольские правила, которые учитываются перед рукоположением.

Желающий стать диаконом или священником должен быть:

  • единожды женат;
  • трезвым;
  • целомудренным;
  • честным;
  • не склонным к пьянству;
  • не сребролюбцем;
  • странноприимецем (любящим принимать странников);
  • миролюбивым;
  • не убийцей;
  • хорошо управляющим домом своим (ибо кто не может управлять своей семьей, не сможет управлять и церковью).

Кто не может быть священником:

  • женщина;
  • человек младше 18 и старше 75 лет;
  • имеющий физический недостаток для служения (эпилепсия, глухота, немота, слепота, нехватка пальцев на руке);
  • склонный к пьянству и наркомании;
  • бесноватый;
  • самовольно оскопленный;
  • новообращенный;
  • маловерующий;
  • имеющий смертные грехи (убийство, половые извращения, прелюбодеяние, блуд, ересь и т.д.);
  • женатый во второй раз;
  • женатый на блуднице, вдове, разведенной, актрисе, неверующей, родственнице;
  • находящийся в рабстве;
  • не окончивший службу в армии;
  • находящийся в тюремном заключении;
  • занимающий важный государственный пост;
  • имеющий долги или кредиты.

Такие строгие ограничения налагаются на ставленников потому, что они должны стать примером остальным верующим. На иерейском наперсном кресте написаны такие слова: «образ буди верным чистотой, верою, житием».

Если чтец согрешит блудом (интимной жизнью до венчания) или другими смертными грехами, согласно апостольским правилам, не может стать ни иподиаконом, ни диаконом, ни священником. Тоже самое касается иподиакона и диакона. Жениться можно только чтецам и иподиаконам. Диаконы и священники уже вступать в брак не должны.

Как проходит иерейская хиротония

Все хиротонии происходят в разное время на Божественной литургии. Иерейская хиротония совершается после пения Херувимской. Два диакона берут ставленника, находящегося перед Царскими вратами, под руки и возглашают: «Повели. Повелите!».

Как проходит иерейская хиротония (Таинство Священства)

Все трое входят в алтарь Царскими вратами, подходят к Престолу. Архиерей в это время сидит перед Престолом. Во время пения венчальных тропарей («Исайя ликуй») все трое обходят Престол трижды. При этом ставленник кладет земные поклоны перед алтарем и перед архиереем, целует Престол. Это повторяется трижды. Затем ставленник встает на колени перед Престолом, и архиерей читает специальную молитву, возложив на него руки.

Венчальные тропари поются в знак того, что происходит как бы венчание ставленника с церковью. Это образ того, что он теперь не принадлежит своей семье, но должен служить Богу и верующим ко спасению. В подтверждение тому он снимает с руки своей обручальное кольцо и больше не надевает его.

Архиерей призывает Божественную Благодать, «немощные врачующую и оскудевающия восполняющую». Это означает, что с этого момента Бог Сам будет подавать священнику силы для служения Церкви.

После прочтения молитвы архиерей выводит новоиспеченного священника Царскими вратами на амвон. Вопрошая народ: «аксиос?», что значит: «достоин?», он надевает на него по очереди элементы иерейского облачения (епитрахиль, поручи, фелонь), наперсный крест и дает в руки служебник. При этом хор должен ответить трижды «Аксиос», иначе рукоположение будет считаться недействительным.

Потом архиерей говорит новорукоположенному иерею: «Христос посреде нас» и целует его трижды братским целованием. Облачение у нового иерея должно быть только белого цвета. Это знак чистоты, святости.

Архиерей в алтаре поздравляет рукоположенного иерея и дает ему наставление к предстоящему служению. Священник стоит всю оставшуюся часть литургии возле алтаря и молится. Затем обычно он выходит читать заамвонную молитву.

С этого момента пресвитер может совершать все Таинства, кроме Хиротонии.

Может ли быть снят сан

Священный сан с человека не может никто кроме Ангелов и Бога. Но по совершении иереем тяжких грехов, несовместимых со священническим служением, архиерей может запретить священника к службе на некоторое время. Если же он упорствует в грехах, запрет может быть наложен навсегда.

Коротко о Таинстве Священства от иерея Василия Куценко

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.