Двунадесятые праздники

Праздники и посты

Двунадесятые праздники — это наиболее важные после Пасхи празднества, в которые вспоминаются события земной жизни Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Двунадесятые праздники, в зависимости от празднуемых событий, различают Господские и Богородичные. Господские имеют отношение к Иисусу Христу, Богородичные — к Пресвятой Богородице.

Память о двунадесятых праздниках хранится даже в среде невоцерковленных людей. Для народа Божьего, живущего по-христиански, регулярно посещающего Церковь, двунадесятые праздники служат духовными вехами, ориентирами в обыденности. Они помогают хранить память о Боге, воскрешают души к покаянию, усилению подвига, укрепляют в несении креста.

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники — Господские и Богородичные

Господские праздники в богослужебной практике имеют более высокий статус, чем Богородичные. Это проявляется таким образом: если Господский праздник приходится на воскресенье, то совершают лишь праздничную службу, опуская воскресную. В Богородичные же праздники воскресную и праздничную службы объединяют, причем, главную позицию занимают моления воскресной службы. Помимо этого, богослужения Господских праздников содержат специальные антифоны и входные стихи, а на вечерне в день праздника совершается торжественный вход с кадилом ради провозглашения великого прокимна.

Двунадесятые праздники в богослужебной книге Типикон обозначаются крестом в замкнутом круге. Такие праздники бывают подвижными или неподвижными, или переходящими/непреходящими. Это значит, что одни праздники имеют определенную дату празднования, другие привязаны к Пасхе. Подвижных двунадесятых праздников всего три — Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица.

Хронология двунадесятых праздников

Богослужебный год начинается 14-го сентября, и в хронологии праздников опираются именно на эту дату.

Перечень двунадесятых праздников в хронологическом порядке богослужебного круга:

Перед праздниками принято готовиться, так и Святая Церковь совершает подготовку к празднику за несколько дней. Называются эти подготовительные дни предпразднством. Как в быту иногда праздник продолжается несколько дней, так и в Церкви празднование длится какой-то период под названием попразднство. И, наконец, отдание праздника — последний день празднования, в который повторяются многие из молитв самого праздника.

У большинства двунадесятых праздников один день предпразднства. Исключение составляют следующие праздники:

  • Рождество Иисуса Христа — 5 дней предпразднства;
  • Крещение Господне — 4 дня;
  • Вербное воскресенье — нет предпразднства и попразднства, так как его предваряет Лазарева суббота, а после праздника начинается Страстная седмица;
  • Вознесение — предпразднство отсутствует, так как перед Вознесением празднуется отдание Пасхи;
  • Троица.

Число дней попразднства зависит от близости праздников между собой или к постам и может составлять от 1 до 8 дней. Заключительный день попразднства называется отданием. В отдание праздника служба более торжественная, чем в другие дни попразднства и содержит больше молений из праздничной службы

Особенности богослужений Господских и Богородичных праздников

Богослужебные тексты служб с фиксированной датой празднования напечатаны в специальных богослужебных книгах — Минеях месячных. Службы переходящих праздников помещены в другие богослужебные книги — Триодь Постную и Цветную. В Цветной Триоди содержатся все пасхальные богослужения.

Чем ближе к празднику, тем больше праздничных молений добавляется к рядовым службам, и количество их увеличивается с приближением праздника, достигая пика в день праздника. В период попразднства количество праздничных молений постепенно сокращается. В день отдания праздника вновь преобладают праздничные песнопения.

Всенощное бдение двунадесятых праздников включает Великую вечерню, но в Рождество Христово, Богоявление и Благовещение служат великое повечерие и утреню.

На всенощном бдении перед двунадесятыми праздниками совершается лития — особенные молитвы, более усиленная мольба к Богу. Лития служится посреди храма, на ней упоминаются святые Православной Церкви, и возносятся молитвенные прошения об избавлении от бедствий. Они сопровождаются повторяющимся пением “Господи помилуй”. На литии благословляются пять хлебцов, пшеница, вино и елей. Хлебцы освящаются в память о чуде насыщения 5 тысяч человек. Это древний обычай благословения “плодов земных”, во время которого молятся о благоденствии, мире и о ниспослании изобилия. При каждении хлебов трижды поется тропарь праздника.

Господские праздники имеют свои богослужебные особенности:

  • служба одинакова для всех дней недели;
  • “Блажен муж” поется, если праздник приходится на воскресенье или понедельник, в иных случаях опускается;
  • на литургии поются праздничные антифоны;
  • на Малом входе диакон возглашает входной стих праздника, за которым следуют праздничные тропарь и кондак, “Приидите, поклонимся” опускается;
  • пение “Святый Боже” заменяется в Рождество Христово, Крещение и Троицу пением “Елицы во Христа крестистеся”, а на Воздвижение — тропарем “Кресту Твоему, поклоняемся, Владыко”;
  • службы оканчиваются праздничными отпустами;
  • в отдание праздника на Литургии читают одно рядовое чтение из Апостола и Евангелие дня;
  • в день праздника на вечерней совершается торжественный вход с чтением великого прокимна; если праздник приходится на субботу, то великий прокимен переносится на вечерню праздника вместо рядового.

Господские праздники:

  • Воздвижение;
  • Рождество Христово;
  • Крещение;
  • Вход Господень в Иерусалим;
  • Вознесение;
  • Троица;
  • Преображение.

Сретение хотя и имеет некоторые схожие моменты с Господскими праздниками, но является Богородичным.

Особенности всенощной Богородичных праздников:

  • на “Господи воззвах” поются стихиры праздника;
  • на вечерни после прокимна читаются паремии праздника;
  • после литии 3 раза поется тропарь праздника;
  • после “Бог Господь” 2 раза поется тропарь воскресный, и на “Слава, и ныне” — тропарь праздника;
  • поются полиелей, величание праздника с избранным псалмом и тропари воскресные по непорочных;
  • антифоны воскресные нужного гласа, прокимен и Евангелие — праздника;
  • после евангельского чтения поется “Воскресение Христово видевше”;
  • по Евангелии читается стихира праздника (вместо воскресной);
  • воскресный канон соединяется с 2-мя канонами праздника (Богородице);
  • после 3-ей песни канона читается кондак воскресный, после 6-ой — Богородицы;
  • после 8-й песни поется “Честнейшую”;
  • читается “Свят Господь Бог”;
  • после Великого славословия поется воскресный тропарь гласа.

Богослужебные отличия Литургии, совершаемой в Богородичные праздники:

  • на входе поется “Воскресый из мертвых”;
  • прокимен, аллилуиарий, апостольское и евангельское чтения, запричастный стих — воскресные и праздника;
  • вместо “Достойно есть” — задостойник праздника;
  • по заамвонной молитве поются тропарь, кондак и величание праздника.

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября празднуется первый двунадесятый праздник богослужебного круга. Рождество Пресвятой Богородицы полагает начало делу спасения человеков — Господь приводит в мир Ту, которая станет Богоматерью.

О рождении Богородицы и ее родителях повествует апокрифический текст — Протоевангелие Иакова. Рождество Девы Марии произошло чудесным образом от неплодной матери. Святые праведные Иоаким и Анна были очень благочестивой парой, но не имели детей. Во время молитвы им порознь явился ангел и известил о даровании чада. Престарелые родители дали обет посвятить ребенка Богу.

Зачатие Пресвятой Богоотроковицы не могло быть произвольным событием. Об этом свидетельствуют многочисленные ветхозаветные пророчества и прообразы. Самое первое пророчество приведено в книге Бытия, после событий грехопадения, сам Бог возвестил падшим праотцам о том, что “Семя жены сотрет главу змия”. И затем, на протяжении тысячелетий, следовали пророчества и видения о Пресвятой Богородице как о Таинственной лестнице, соединяющей небо и землю, Неопалимой купине, горящей и не сгорающей, Проросшем жезле, и других.

Родители Богоотроковицы принадлежали к богоизбранному народу, в котором наиболее почитаемые были два рода — царя Давида и архиерея Аарона. Дева Мария по отцу принадлежала к царскому роду, а по матери — к архиерейскому. Так, в Деве Марии соединились благородство царского и высота архиерейского происхождения. Так Бог через богоотцев Иоакима и Анны привел в мир Пресвятую Богородицу, чтобы смог родиться на земле Сын Божий.

Воздвижение Честнаго Животворящего Креста

На Кресте был распят и умер наш Бог. Крестная смерть Иисуса Христа возвела Крест из орудия позорной смерти в символ Победы над Смертью и грехом.

Мы, христиане, хвалимся Крестом Господа и поклоняемся ему. Честный Крест нашел император Константин. Было огромное стечение верующих, и Крест поднимали вверх, осеняя им стороны света. Так и до сих пор в православных храмах праздник Воздвижения Креста Господня происходит в торжественной обстановке. Крест Господень напоминает всем христианам о необходимости несения личного креста.

В народе есть поговорка “Кто не с крестом, тот не Христов”. Христианство — не религия комфорта. Земля — место подвига, это школа, в которой христиане учатся жить так, чтобы наследовать Вечность.  

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Перед рождением Пречистой Богоотроковицы родители Ее Иоаким и Анна дали обет посвятить свое дитя Богу.

Когда Деве Марии исполнилось 3 года, ее с торжеством, в сопровождении девочек-ровесниц проводили в Иерусалимский храм. Там Пречистую встретил первосвященник и, по наитию Духа Святаго, ввел во Святая Святых.

Ранее во Святая Святых находился Ковчег завета, но во втором Иерусалимском храме, возведенном за 515 лет до Рождества Христова, его уже не было. Вместо Ковчега Завета был положен камень от первого храма. Вот сюда, в самый центр богослужебной жизни иудеев, вошла Дева Мария, как одушевленный Божий Кивот, в котором должен был почивать сам Господь.

Таким образом, праздник Введения полагает конец всему ветхозаветному и свидетельствует о приближении Нового Завета, скором пришествии иерея по чину Мелхиседекову, Иисуса Христа.

Рождество Христово

Праздник Рождества — один из самых любимых в народе. В этот день мир празднует Рождение Бога. Цель воплощения Бога в человеческую плоть состоит в изменении человеческого естества, его духовное и физическое совершенствование.

Таким образом, рожденный Бог показывает своей земной жизнью всему человечеству путь спасения. Духовное возрождение человека должно происходить на протяжении всей его жизни, но кардинальное изменение наступит в день всеобщего воскресения мертвых.

Богоявление

День Крещения Господня — особенный праздник. Это напоминание христианам о данных в крещении обетах, о духовном рождении, которое произошло с нами в крещенской купели. Воды крещения, по слову св. Кирилла Иерусалимского, являются гробом для прошлой греховной жизни и матерью новой жизни во Христе.

На Крещение Господне в церквах поется “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся”. Крещенные во имя Господа Иисуса Христа уподобляются Богу, получают силы жить христианской жизнью, наследуют от Бога способность любить всех людей — как бы облачаются вместе с Иисусом в одежды праведности, добра, любви.

Крещение Господне называют также Богоявлением. Во время крещения Иисуса Христа в водах Иордана сошел Дух Святый в виде голубя, и раздался голос Бога с небес. Это было явление Бога в трех ипостасях — Бога Отца, Бога Сына и Бога — Духа Святаго.

В праздник Крещения происходит Великое освящение воды. Святая агиасма не портится, не меняет цвет, вкус и запах, остается свежей по несколько лет. Святой Лука Крымский в качестве священника и врача рекомендовал употреблять крещенскую воду натощак как лучшее лекарство. Обычай вкушать с утра крещенскую воду и просфору называют Малым Причастием, и многие святые предлагали это средство для исцеления и предупреждения болезней.

Сретение

На 40-й день после рождения Младенца, Пресвятая Богородица принесла Сына в Иерусалимский храм. Отроча принял в свои руки Симеон, которого Церковь называет Симеон-Богоприимец.

Вдохновленный Духом Святым, Симеон восклицает “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром”. В этот момент Встречаются Ветхий Завет с Новым, и Ветхий Завет рад окончанию времени ожидания прихода в мир Мессии.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Слова архангела Гавриила “Богородице Дево, радуйся” — архангел Гавриил предстал перед Богоотроковицей Марией и возвестил Ей Божественную волю. Господь исподволь создавал Ту, которой предначертано от века стать Богоматерью. И вот настал момент, в который решалась судьба человечества: от слов Девы Марии зависело, придет ли в мир Иисус Христос. “Се раба Господня да будет мне по слову Твоему” — и совершилась Тайна зачатия Господа.

Вход Господень в Иерусалим

Праздник Входа Господня в Иерусалим в Великом посту стоит на особом месте, он соединяет прошедшие дни Святой Четыредесятницы со Страстной седмицей. Праздник известен под названиями Вербное воскресенье, Неделя ваий, Цветоносная неделя. В этот день православный мир чествует Господа Иисуса Христа, воскресившего Лазаря и входящего в Иерусалим на страдания, муки и смерть.

Вербное воскресенье служит напоминанием смертным о бренности и непостоянстве земной славы и успеха. Сегодня — “Осанна в вышних”, а завтра — “Распни Его”, распни. По традиции, в Неделю Ваий освящают ветки вербы. В храмах читаются молитвы на освящение христиан, пришедших с ветками деревьев почтить Иисуса Христа. 

Вознесение

40 дней после своего Воскресения Господь являлся ученикам, беседовал с ними и разделял трапезу. Утешив друзей, Иисус Христос взошел на гору Елеонскую и вознесся на небо, пообещав прислать Утешителя. Воплотившийся, умерший и воскресший Бог покинул землю до своего Второго и Страшного пришествия.

Нам, христианам нужно ожидать Его, пребывая в молитве и бдении, подобно апостолам. Как Господни ученики ожидали пришествия Духа Свята, Утешителя, непрестанно молясь и трезвясь, так и нам нужно приложить все усилия к стяжанию Духа Свята.

Троица

В пятидесятый день после Пасхи евреи отмечали Пятидесятницу — земледельческий праздник урожая и жатвы. На праздник принято было приносить в жертву Богу плоды, и Иерусалим был полон паломниками из всех уголков Римской империи.

Апостолы и Пресвятая Богородица по повелению Господа находились вместе, молясь и ожидая исполнения обетования, данного Иисусом Христом при Вознесении. Внезапно горница исполнилась шума, на апостолов и Божию Матерь сошел Дух Святой в виде огненных языков. В подтверждение чуда ученики стали говорить на разных языках, изумляя множество народа.

В этот день Новозаветная Церковь празднует свой День рождения. Исполнимся и мы Духа Свята и последуем за Христом, укрепляясь в духе и совершенствуясь.

Преображение

Преображение Господне — это евангельское событие и праздник. Господь взошел на гору Фавор, чтобы помолиться, позвав с собой троих апостолов. Иаков, Иоанн и Петр стали свидетелями Божества Иисуса Христа. Во время молитвы Господь весь осветился, одежды Его стали белыми, как снег. Иисус Христос беседовал с ветхозаветными пророками Моисеем и Илией. Пораженный Петр, не зная что сказать, предложил сделать три кущи (палатки), причем одну из них — для Иисуса Христа и оставаться на этом месте.

К сожалению, в народе праздник известен лишь как Яблочный Спас — время освящать яблоки. Такой подход сводит на нет духовную суть праздника, которая состоит в духовном преображении христианина. Преображению предшествует подъем на гору — духовное возрастание.

Успение Пресвятой Богородицы

Праздник Успения завершает годовой богослужебный круг. Это поразительный для неверующих праздник — мы празднуем смерть Пресвятой Богородицы. Ведь успение значит — смерть. Однако что для христианина смерть? По слову апостола Павла, жизнь для меня — Христос, и смерть — приобретение. Кто родился, должен умереть. Не избежала участи всех смертных и Божия Матерь. Сам Господь принял Пресвятую душу Пречистой Богородицы и вознес на Небо. После земных трудов настало время перехода в Жизнь Вечную.

Преблагословенная Матерь желала скорейшего встречи с Божественным Сыном, чтобы непрестанно глядеть в Его Сладостное Лицо и слышать Его Голос.

Итогом жизни для христианина должна стать радость от скорой встречи со своим Богом. Известно, что многие праведники, труженики Христовы перед смертью удостаивались видения Пресвятой Богородицы, которая утешала и подбадривала перед смертным часом.

Переход в Вечность — это самый главный экзамен в жизни человека, и готовиться к нему нужно на протяжении всего жизненного пути. Помоги нам, Боже, выдержать его.

Двунадесятые праздники

Выводы

Каждый праздник богослужебного круга содержит внешнюю, обрядовую и духовную сущность. Очень важно не забывать в бытовой подготовке к празднику о главной его составляющей — упоминаемом событии и о том уроке, который предлагает нам Церковь.

Перед каждым праздником желательно почитать его историю и обязательно — Евангелие праздника. Конечно же, нужно в двунадесятый праздник стремится в храм на праздничные службы — литургию и всенощное бдение. Лишь живое участие, вхождение в жизнь Церкви, открывает для нас Бога и суть христианства.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий