Неделя вторая по Пасхе. Апостола Фомы. Антипасха

Праздники и посты

Спустя семь дней после Светлого Христова воскресения православные отмечают праздник, именуемый Антипасхой. Многие недоумевают, почему такое название? Антипасха – это не против Пасхи, не замена Пасхи. В переводе это слово означает «праздник, подобный Пасхе, осознание апостола Фомы». Этот праздник всегда связан с апостолом Фомой.

Немного истории

Первые упоминания об этом празднике появились еще в четвертом веке. Раньше на праздник Пасхи древние люди принимали Таинство Крещения. После этого надевали белые крещальные одежды, которые носили всю Пасхальную седмицу и снимали их только на восьмой день (Антипасху). Отсюда и обычай – служить в белых облачениях всю седмицу, отсюда и название седмицы – Светлая.

В католичестве с семнадцатого века появился обычай – в день Антипасхи совершать Первое причастие детей.

Значение праздника

Иногда Антипасху называют восьмым днем Пасхи. Это символизирует восьмой день существования этого мира. Сейчас идет седьмой день от сотворения мира, когда Господь почил от дел своих. А в восьмой день Христос придет на землю, чтобы судить всех людей. Тогда настанет Страшный суд.

Мироносицы у Гроба Господня

Но самое главное значение – все же уверование Фомы в воскресение Христа. Как повествует нам евангельская история, в самый день Воскресения Христос явился перед учениками, которые сидели в запертом доме «страха ради иудейска». Апостолов, которые недоумевали, куда пропало Тело Христа из гробницы, а также удивленные рассказами Жен-Мироносиц и Луки с Клеопой о воскресении Христа, Он Сам вдруг стал среди них.

Апостолы ужаснулись, потому что двери были заперты. Проникнуть в дом иначе было невозможно. К тому же они видели, как Христа распяли и похоронили в гробнице. В душах учеников родился ужас, что они видят призрака.

Но они не могли произнести ни слова от страха и оцепенения. Тогда Христос, узнав их помышления, заговорил первым, сказав им и успокоив, что Он – не призрак. В доказательство Он показал им Свои раны на ногах, руках и ребре. Потом он попросил еды и ел перед удивленными учениками рыбу и мед.

В евангельском повествовании от Иоанна сказано, что с учениками не было одного апостола – Фомы. Когда он пришел, то ему рассказали о чудесном происшествии. Фома не захотел поверить своим друзьям, сказав, что пока он сам не увидит живого Христа, не потрогает Его ран на теле от гвоздей и копья, то не поверит.

И вот, спустя восемь дней, когда ученики опять были все вместе, и Фома вместе с ними, Христос снова явился Своим ученикам, на этот раз именно ради Фомы. Он сказал снова: «Мир вам!», а потом обратился к Фоме и приказал ему вложить перст в раны от гвоздей на теле Христа и руку в ребра Его, раненные копьем.

Далее история умалчивает, сделал ли это Фома, вложил ли свою руку в ребра и перст (палец) в раны от гвоздей. Вряд ли он стал это делать, потому что в Евангелии сказано, что Фома был в особом, возвышенном состоянии. Скорее всего, апостол упал на колени перед Спасителем и воскликнул: «Господь мой и Бог мой». Он был поражен увиденным и тем, что Христос соизволил явиться еще раз и именно ради него.

Уверование Фомы в Воскресение Христово

После того, как произошло уверование Фомы, Христос сказал: «ты уверовал, потому что увидел, но блаженны не видевшие и уверовавшие». Эти слова Спасителя относятся ко всем нам, которые живут спустя две тысячи лет со времен тех событий, но всем сердцем веруют в истинность их. Мы верим в Живого Бога, спасающего нас и грядущего судить мир в конце веков.

С первого взгляда мы можем пожурить Фому за его неверие. Появился даже термин «Фома-неверующий». Но почему же Цветная триодь называет неверие Фомы святым? Потому что оно привело ко второму явлению Воскресшего Христа. А еще потому что через осязание Фомы подтвердился догмат о телесном Воскресении Христа.

Итак, радость воскресения Христова продолжается вплоть до восьмого дня – Второго пришествия Христа.

Особенности богослужения

Антипасха не относится к двунадесятым праздникам, но богослужение служится именно по типу их. Отменяется Октоих, служба идет только по Цветной Триоди. На литургии положены праздничные антифоны.

Вечером в день Антипасхи служится праздничная вечерня с великим прокимном («Кто Бог Велий»). Текст службы на Антипасху написаны святыми: Романом Сладкопевцем и Иоанном Дамаскиным.

Праздник Антипасхи называется в Триоди «весной», т.е. временем обновления.

Какова же была дальнейшая судьба апостола Фомы? Он раскаялся в своем неверии, стал проповедником Слова Божия. Он обошел почти весь мир, устрояя церкви в разных странах. Когда Фома обратил ко Христу семью индийского правителя, его схватили, бросили в темницу. Затем его предали страшным пыткам и убили, пронзив пятью копьями.

Когда отмечается

День Антипасхи – переходящий праздник. Он отмечается в восьмой день после Пасхи.

Проповедь Патриарха в неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.