Неделя о мытаре и фарисее

Богослужения

Великий пост – особое событие для каждого христианина. Это очень строгий и длинный пост, который длится 40 дней. Ему предшествуют три подготовительные недели, в которые каждый верующий христианин начинает постепенно готовиться к посту. В 2024 году он начинается с 18 марта и заканчивается 4 мая, а на 25 февраля приходится Неделя о мытаре и фарисее. Вот что известно о ней, богослужении, и как она помогает подготовиться к посту.

Неделя о мытаре и фарисее

Для чего нужны подготовительные недели к посту

Великий пост требует жестких ограничений и покаяния, особого духовного состояния. Чтобы к нему подготовиться, проходят 3 особые недели, одной из которых является Неделя о мытаре и фарисее. Слово «седмица» означает неделю, «неделя» – воскресенье, то есть день, в который ничего не стоило делать, например, затевать уборку, стирку, много работать. В 2024 году подготовительными неделями к Великому посту являются:

Каждая из недель, посвященная библейским событиям, притчам, заставляет человека задуматься о своей жизни, грехах, покаянии. Первая – помогает христианину переосмыслить свой образ жизни, вторая – покаяться в личных согрешениях, третья – осознать неминуемость Страшного Суда, чтобы постараться избавиться от пагубных пристрастий, отойти от греховного образа жизни. Начало переосмысления начинается с Недели о мытаре и фарисее.

25 февраля: притча о мытаре и фарисее

Во время воскресного богослужения в начале недели читается отрывок из Евангелия от Лук (18-ая глава). Она посвящена мытарю и фарисею, помогая каждому верующему христианину осознать свои грехи и покаяться в них. В причте говорится о молитве разных людей. Мытарь и фарисей молились в храме. При этом, фарисей хвалился своими достижениями, тем, что он правильно исполняет все законы, в отличие от окружающих, и гордился собой, а мытарь молился и говорил: «Боже милостивый буде меня грешному». Господь принял молитву мытаря, а не фарисея, хотя фарисей хвалился своими достижениями, праведной жизнью и исполнением законов.

Притча помогает задуматься над своим отношением к собственным добродетелям и чужим грехам. Если человек считает себя правильным, вспоминая свои дела, то он легко впадает в прелесть и гордость. Тот, кто осознает свои грехи (как мытарь), и искренне раскаивается в них, получает от Господа прощение. Тот, кто гордится – унижен будет, тот, кто осознает свои грехи, кается в них и не пытается превозноситься над грехами других людей, будет возвышен в глазах Господа. Над этим стоит задуматься каждому верующему. Ведь те, кто исполняет правильно заповеди, легко могут вообразить себя безгрешными, впав в неосознаваемый грех, который именуется гордостью, прелестью и осуждением. В результате, человек теряет любовь к ближнему и грешит против заповеди «возлюби ближнего как самого себя». Поэтому тем, кто поступает правильно, безукоризненно следуя христианским заповедям, важно пересмотреть свое отношение к вере. Осуждение, гнев, обсуждение тех, кто поступает неправильно и грешит, – явные признаки гордыни, которая считается сатанинским грехом.

Христос не раз обличал фарисеев, которые в сердце не имели любви, хотя правильно исполняли все законы. Впоследствии, не без их участия, Иисус был распят. Поэтому в Неделю о мытаре и фарисее важно иначе посмотреть на собственные добродетели и задуматься о том, нет ли в нас гнева, осуждения и стремления возвыситься за счет унижения других людей, даже если они поступают неправильно.

Как появилась Неделя о мытаре и фарисее, и что происходит во время богослужений

Константинопольская традиция закрепила Неделю о мытаре и фарисее как третью перед Великим постом. Богослужения, проводимые в это воскресенье, имеют следующие особенности:

  • читается Притча о мытаре и фарисее;
  • на утренней службе читают покаянные тропари;
  • читаются кондаки Триоди и Минеи;
  • поют песнопения Постной Триоди.

С Недели о мытаре и фарисее на церковных службах звучит особое покаянное песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Оно посвящается покаянию, которое помогает человеку следовать примеру не фарисея, который считал себя правильным, а мытаря.

Кроме того, в богослужениях звучат заповеди блаженства из Октоиха, которые напоминают о том, кто наследует Царствие Божье и призывает каяться в грехах. На утренней службе к богослужениям добавляются:

  • «Кондак Триоди», глас 4;
  • «2-е Послание апостола Павла к Тимофею»;
  • «Евангелие от Луки», зачало 89;
  • «Причастен».

В остальном, воскресное богослужение ничем не отличается от остальных. Самое важное, вслушиваясь в слова молитвы, не забывать о том, что презрение к ближним тоже является грехом, которому особенно подвержены те, кто делает все по их мнению правильно.

Неделя о мытаре и фарисее

Протопресвитер Александр Шмеман о мытаре и фарисее

Говоря о причте, Александр упоминает о том, что фарисейство и гордость настолько завладели сердцами людей, что они просто не замечают их. Причем, это происходит не только на уровне единого человека, но и мышления целых государств и стран. В современном мире не обойтись без саморекламы, невольного возвышения над теми, кому нечем гордиться. Без саморекламы непросто продвинуть свои услуги, реализовать себя как профессионала, устроить личную жизнь.

Менталитет общества заставляет людей становиться подобными фарисеям и гордиться своими достижениями ради того, чтобы не только преуспеть, но и выжить в мире. Поэтому возвращение к Притче о мытаре и фарисее заставляет человека задуматься над тем, за счет кого он самоутверждается. Это послание к каждому христианину, чтобы он покаялся в грехах и задумался над тем, не слишком ли часто он осуждает тех, кто не добился того успеха, правильной жизни, как у него.

Протоиерей Алексий Уминский о мытаре и фарисее

Как только мы скажем “Наконец-то мы праведники! Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как прочие человеки!”, мы отворачиваемся от Бога. И уподобляемся фарисеям, которые его и распяли.

Это происходит потому, что правильные люди невольно становятся жестокими к тем, кто не может или не способен быть такими же, как они сами. Это приводит не только к личным конфликтам, но и уменьшает братолюбие и провоцирует конфликты между группами людей и даже странами. Христос говорил о том, что блудники и грешники окажутся впереди фарисеев, которые формально исполняя все законы, наполнены ненавистью к тем, кто находится рядом.

Значение Недели о мытаре и фарисее для христианина и ее особенности

На третьей неделе перед Великим постом можно венчаться, хотя некоторые священники не венчают в это время – все зависит от традиций конкретного прихода. Ведь третья неделя перед постом – особое время, когда начинается подготовка к Великому посту со строгими ограничениями. На ней можно есть любые скоромные продукты в среду и пятницу. Пост можно соблюдать перед Причастием, которое совершается на воскресной Литургии.

Для каждого христианина Неделя о мытаре и фарисее является подготовительной к Великому посту – стоит задуматься о таких грехах, как осуждение, ведь гордость коварна тем, что сам человек ее не замечает. Ему кажется, что он поступает правильно, справедливо, честно, не замечая, как наполняется ненавистью и презрением к окружающим.

По мнению священников, фарисейство перекликается с «синдромом отличника», только свои достижения человек демонстрирует не в школе, а в храме. Особенно этому греху подвержены новообращенные христиане и те, которых с детства воспитывали в вере. Часто дети из верующих семей гордятся тем, что они не такие, как презираемый ими мир неверующих людей. Они гордятся тем, что ходят в храмы и не подвержены тлетворному влиянию окружающих. Часто такие люди делают замечания тем, кто только пришел в храм, ругают девушку с ярким макияжем или разрисованного панка, радуясь, что они не такие. Такое состояние требует исповеди, ведь свои собственные грехи такой человек не осознает.

Один из священнослужителей рассказывал случай. К нему на исповедь пришла пожилая женщина, которая раньше не ходила в храм. Священник попросил ее покаяться, и она назвала только один грех молодости – аборт. Батюшка стал рассказывать ей о других грехах, таких как зависть, осуждение. Но женщина назвала только один грех и больше ничего вспомнить не могла. А потом, после того, как она покаялась, прихожане жаловались на то, как она людей выгоняла из храма и говорила о том, что «ненавидит этих недочеловеков, которые не имеют времени молиться, нарушают пост и одеваются в храм не так, как подобает». Этот пример показывает, как легко уподобиться фарисею и как непросто быть мытарем, искренне раскаивающимся в своих грехах.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.