Рождество Святителя Николая

Праздники и посты

Николай Чудотворец имеет в церковном году шесть памятных дат. Среди них Рождество – праздник одновременно и старый, и новый.

Возникновение праздника: загадки истории

С именем этого святого связано много преданий, и помимо двух основных праздников, которые знает фактически каждый христианин: Успения, Перенесения мощей в итальянский город Бари, – есть еще праздник Перенесения Образа Святителя Николы Зарайского из Корсуни в Зарайск, находящийся в Рязанской области, Явления иконы Святителя Николы под Вяткой, Принесения образа Святителя Николы в стольный град Москву.

Также Святитель вспоминается в праздник Святых Отцов Первого Вселенского Собора, осудившего ересь Ария: известно, что Святитель Николай, отстаивая Православную веру, дал нечестивому Арию пощечину за богохульство, что свидетельствовало о его ревностной вере, заботе о чистоте церковного Предания.

В 2004 году по настоянию Святейшего Патриарха была возрождена еще одна традиция, существовавшая еще в XVI столетии, но впоследствии, упраздненная указом императрицы Екатерины II – это празднование Рождества Святого Николы, которое приходится на 11 августа.

Рождество Святителя Николая

Празднование Рождества Святителя на Руси. Исторические свидетельства

По историческим свидетельствам известно, что вначале это был местночтимый праздник, отмечавшийся на месте правления Святителя в Миррах Ликийских, находящихся в настоящее время на территории Турции, затем перешел в Патары – место рождения Святителя Николая, распространившись со временем в Никейской империи и из нее перешедшей на Русь. Но и это предположение подвергается сомнению: у историков нет единого мнения, где появилось празднование: зародилось ли оно в Византии или изначально возникло на Руси.

Тем не менее, нам известны три праздника Рождества – это Рождество Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, Господа нашего Иисуса Христа. История их установления достаточно хорошо изучена, но с Рождеством Святителя Николы возникает множество предположений, и ни одно из них не может быть доказано. Возможно празднование возникло по аналогии с особо почитаемыми образами Иоанна Предтечи и Божией Матери. Но тогда логично было бы всем известным святым установить такое празднование, чего мы действительно не наблюдаем в месяцесловах. 

Самые ранние свидетельства празднования Рождества Святителя Николая – это глаголические рукописи, датируемые XII-XIII столетиями. Первый русский месяцеслов, упоминающий о празднике Рождества Святителя, датируется XIV в. Упоминается этот праздник и в более поздних месяцесловах XVII-XVIII вв. Но приблизительно во второй половине XVIII в. он исчезает, что и стало причиной его отмены указом императрицы Екатерины II. В настоящее время в богослужебной практике используются две разные службы Рождества Святителя Николы – они известны по двум рукописям: Новгородской и Вятской.

Что касается новгородской рукописи, то появление праздника Рождества Святителя Николы вполне логично – именно здесь культ свт. Николая был особенно распространен, поскольку здесь было чудесное явление на воде образа Николы Липенского, здесь же, в 1556 году, был основан монастырь Рождества Святителя Николая на улице Розважа. 

О песнопениях праздника Рождества Святителя Николая мы узнаем уже из более поздних источников: это рукопись из Новгорода, датируемая 1657 годом.

На Вятке была составлена специальная служба, посвященная Рождеству Святителя Николы, она датируется уже XVIII веком. Список службы Рождества Святителя Николы хранится также в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры и датируется он 1723 годом. 

Установление же праздника относится приблизительно к XVI столетию, отмечается этот праздник 29 июля, совпав по дате с прославлением Зарайского образа в Рязанской области.

Рождество Святителя Николая в богослужебных текстах

Если мы обратимся к богослужебным текстам Рождества Святителя Николая, то увидим, что празднуемое событие в них приобретает вселенский масштаб: «Приидите вси добрыи Святителие убо цари же и князи и сановницы и вси людие, мужи еже и жены, юноша и девы и всяк возраст и всяко достояние согласно воспоем, всечестное и преславное рождество Николы всеблаженнаго…»; «Чудное и славное рождество твое, Святителю Николае, Церковь православных днесь светло празднует…»; «Торжествуйте вси земнороднии, ликовствуйте духовно вси празднолюбцы, в преславное рождество Святителя Христова и чудотворца Николы, молящася Христу Богу непрестанно за душа наша», – слышим мы призыв снова и снова приблизиться сердцем к великому угоднику Божию.

Рассмотрим содержание песнопений праздника – это всем известный тропарь, глас 4, начинающийся со слов «Чудное и славное рождество твое…».

Видим сходство песнопения праздника Рождества Святителя Николая с Рождеством Иоанна Предтечи и с Рождеством Пресвятой Богородицы, где мы слышим следующие строки: «Жилищем всех Царя и Зиждителя», которые указывают на общую тему, некое событие, которое сближает Матерь Божию, Святого Иоанна Предтечу и Святителя Николая. Но что же это за событие?

Во-первых, это чудесное рождение у престарелых родителей, которые, будучи бесплодны, по молитве Господу, в чистоте без кровей, рождают долгожданное чадо. Вероятно, это особое чудо, дар Божественной благодати. «Днесь благоплодная Нона раждает отроча богоизбранное в Жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога…», – поется в одной из стихир, где прославляются родители Святого Николы. Тоже самое мы находим и в празднике Рождества Богородицы, где также прославляются праведные Иоаким и Анна: «Днесь неплодная Анна раждает Боготроковицу, от всех родов произбранную в Жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога….».

Что касается строк «Жилище Царя и Зиждителя», то эти строки относятся и к Божией Матери, и к Святителю Николаю, они свидетельствуют о том, что с пришествием Христа Спасителя в мир, человеку открывается путь святости, богоподобия, обожения во Христе. Вратами этого и становится Божия Матерь, рождающая истинного Сына Божия, Сына Человеческого Иисуса Христа.

Подобным Богу в своем самоотверженном служении, своей праведной ревности, безграничной любви и милосердии становится Святитель Николай. Те чудеса, которые он совершает, являются результатом его праведной жизни. Своим служением он уподобляется Христу, своей проповедью – Иоанну Крестителю, приготовившему путь к Господу, путь покаяния.

Не случайно Святитель Николай именуется чудотворцем, его чудеса – свидетельство праведной жизни, самоотверженного служения людям. Все эти качества должен иметь каждый христианин, стремясь полностью свою жизнь посвятить служению Богу. Сделать это порой очень сложно и трудно, особенно в юношеские годы, когда человек особенно подвержен различным страстям. И опять же, примером является юность Николая Чудотворца. Святителя называли уже в эти годы старцем, так как плотские страсти были им умерщвлены: он вел очень строгий, аскетический образ жизни, уподобившись пустынножителю Иоанну Предтече, носившего одежду из верблюжьего волоса, питающегося акридами и диким медом. По этой причине мы и видим сходные песнопения, которые как бы задают обычному человеку высокую планку – быть во всем подобным образу Спасителя Нашего Иисуса Христа.

Как пишет священник Роман Савчук, «Дивный праздник Рождества Святителя Николая раскрывает нам величие того дара Благодати, которым наделяет Спаситель каждого приходящего к Нему с чистым сердцем. Это удивительный гимн единения человека с Богом, прославление Сына Божия, совершившего искупление человеческого рода. Здесь все напоминает о близости Бога к человеку. Все исполнено умилительных обетований истинной радости, славы и вечной жизни для тех, кто будет неустанно укрепляться в решительности следовать Христу»[1].


[1] Савчук Димитрий, иерей. Рождество Святителя Николая https://nupds.ru/tpost/7b2gl3ayd1-ierei-roman-savchuk-vipusknik-nikolo-ugr.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.