Традиции празднования Рождества Христова в разных регионах России

Праздники и посты

Рождество Христово – один из великих христианских праздников. В этот день оканчивается Филиппов пост, названный в честь памяти апостола Филиппа, и начинается время разговения. Время поста можно назвать временем ожидания прихода в мир Христа-Спасителя. Подобно тому, как волхвы, восточные мудрецы, шли в Вифлеем и ожидали увидеть родившегося Богомладенца Иисуса Христа, неся Ему дары, так и мы, соблюдая пост, совершаем духовный путь и приносим Господу свои духовные дары.

Традиции празднования Рождества Христова в разных регионах России

Подготовка к празднику. Рождественский сочельник

Обычно перед праздником Рождества совершается Рождественский Сочельник – день очень строгого поста, когда верующие вкушают лишь сочиво – специальное блюдо, состоящее из пшеницы с медом. Отсюда и появилось название «сочельник». Значение Сочельника имеет глубокий духовный смысл – это время подготовки к Рождественской службе, исповеди и Причастию.

По народной традиции, после вечерней службы вся семья собирается за столом, на котором ставят двенадцать различных блюд в честь двенадцати апостолов – учеников Христовых. В домах ставится елка – символ вечной жизни, которую даровал нам Христос. Традиция украшать дом елью пришла в Россию из Германии – там она укоренилась еще в XVI столетии, а в Россию пришла в XVIII веке по указу императора Петра Первого. Став традиционным символом Рождества Христова, звезда, которой мы увенчиваем наши елки, напоминает о Вифлеемской звезде, которая вела волхвов к Богомладенцу, указывая им путь.

В Навечерие Рождества, в Рождественский сочельник сохранилась еще одна народная традиция: ставить перед окном на подоконнике горящую свечу, символизирующую свет Христовой истины, ожидание пришествия в мир Спасителя. Подобно Вифлеемской звезде, она горит и освещает путь идущим ко Христу людям. Зажженная свеча в окне перед Рождеством показывает, что в доме ожидают пришествие Христа.

В канун Рождества совершается Всенощное бдение с Великим повечерием, где поются и читаются ветхозаветные пророчества об Иисусе Христе – Мессии, Спасителе рода человеческого. Около полуночи начинается утреня по чину великих праздников: поют отрывки из Евангелия о Рождестве и канон «Христос рождается – славьте!» – один из самых красивых в православном богослужении. Затем совершается праздничная Божественная литургия святого Иоанна Златоуста.

Традиции празднования Рождества Христова в разных регионах России

Ночь перед Рождеством и период до кануна праздника Крещения в русской традиции именовались Святками. Поскольку в раннехристианский период праздник Рождества Христова и Крещения праздновались в один день, но затем разделились, то период с 25 декабря по 19 января считался праздничным – в эти дни проводились массовые гуляния, народ, прославляя Иисуса Христа, ходил по домам, даря подарки, сопровождая посещение радостными песнопениями в честь родившегося Богомладенца Иисуса Христа. Подарки, которые дарят друг другу в этот день, также имеют символический смысл.

В Древней Руси праздник Рождества Христова был введен великим князем Владимиром. К этому времени уже многие русичи были знакомы с христианством, и их число стремительно увеличивалось. Вместе с тем, вчерашние язычники, приняв новую веру, не имея достаточного образования, сохраняли некоторые языческие традиции, пытаясь приспособить их к христианству.

Очень ярко эти традиции проявились в празднование Рождества Христова, совпав с празднованием языческого бога Коляды. Этот бог почитался славянами издревле, а его культ был распространен в Польше, Чехии, Болгарии, у народов Закарпатья. Коляда символизировал начало зимнего солнцестояния – его празднование означало начало нового цикла, возрождение жизненной силы природы. День начинал прибывать, а, значит, прибывала и сила природы. Отсюда и появилось колядование – прославление Коляды. С принятием Русью христианства оно изменило свое содержание – в песнопениях стали прославлять Иисуса Христа – Солнце правды, Спасителя рода человеческого, а сами участники колядований стали именоваться Христославами.

Традиции празднования Рождества Христова в разных регионах России

Колядование начиналось с вечерних обходов и шло сутки. Для этого собирали компанию мужчин, детей, стариков, которую возглавлял опытный колядник. Позднее к ним присоединялись и женщины. Состояло колядование из трех этапов: первый этап – это сбор группы, выбор костюмов, спевки; второй – колядный обход, когда группа собиралась в доме и потом начинала обход по селу, получение даров, и заключительный этап – общая трапеза[1].

От языческой традиции сохранился обычай наряжаться в диких зверей: так, Коляду изображали в виде козла, из соломы делали фигуру лошади, на которую сажали мальчишку, наряженного в горбатого старичка. Горбун пришел из Западной Европы из фольклора дохристианской эпохи. Считается, что он посещает непослушных детей. Именовался он Крампус и олицетворял собой злого духа зимы. В праздник Рождества Христова Крампус навещает семьи в паре с Санта-Клаусом и наказывает маленьких детей за непослушание.

Особенно ярко традиция празднования Рождества Христова проявилась на юге России, Украине, Кубани и в других областях Южной Руси. Накануне праздника и в Святки ряженые ходили по домам, пели песни и колядки-пожелания, а взамен получали угощения. В деревнях также был распространен обычай сожжения соломенного стога, который сооружали во дворе. Считалось, что в эти минуты у костра собирались умершие предки, чтобы погреться; их умилостивление способствовало хорошему урожаю.

Еще одна традиция, оставшаяся от язычества и распространенная на Севере и в центральной России: бросать за забор дома еду для диких зверей. Считалось, что тогда хищные звери не будут нападать на хозяйский дом и красть домашнюю скотину. Также сохранилась традиция стелить на рождественский стол солому, а потом гадать на ней: из настланной соломы наугад тянули веточку. Длинная соломинка обещала хороший урожай, напротив, короткая – плохой.

Девушки гадали на женихов: бросали валенок – в какую сторону он полетит, оттуда и жених придет, или же слепленный снежок – если он упадет со звуком, то придет красивый жених, если нет – то жених будет либо больным, либо невзрачным на вид, либо бедным.

С Западной Украины пришла еще одна традиция – делать рождественский вертеп: импровизированные ясли с фигурками Девы Марии, праведного Иосифа, младенца Иисуса Христа, лежащего в яслях. На самом деле вертеп пришел из Италии, впервые его изготовил Франциск Ассизский в своем городе Ассизи. Он привел к храму живых вола и осла, привязав их к крыльцу. И здесь же горожане соорудили импровизированные ясли с фигурками Девы Марии, Иосифа, Иисуса Христа, волхвов и ангелов.

В народной средневековой традиции также возник рождественский театр – истоки его в мистериях и мираклях (театрализованных представлениях, возникших в городах Европы). Рождественский вертеп пришел в XVII веке в Украину из Польши, а затем распространился по всей территории России.

Традиции празднования Рождества Христова в разных регионах России

Были распространены и кукольные вертепы, особенно на территории Польши, Украины, Беларуси, России. В Беларуси вертеп назывался «батлейка» или «бетлейка» (от слова Bethleem – Вифлеем), в Польше и прилегающих к ней областях Беларуси – «шопка», в Закарпатье«бетлегем»[2]

Ящик для вертепных представлений представлял собой переносную конструкцию с несколькими ярусами для демонстрации представления. Число ярусов могло составлять от одного до четырех. Представление обычно состояло из двух частей. Первая часть была посвящена собственно библейским событиям: Младенцу Иисусу Христу поклоняются пастухи, волхвы, Ангелы славословят. Во второй части показывалась история избиения младенцев и смерти царя Ирода. В ней могли присутствовать персонажи народного фольклора: Дед и Баба, Солдат, Запорожец, Дьячок, Пономарь или Ксендз, Цыган и Цыганка, Жид, Барин и Мужик и др.

Богословский смысл Рождества Христова

Празднование Рождества Христова на территории нашей страны имело свои местные обычаи; с особым размахом его праздновали на юге России.

Традиции празднования Рождества Христова в разных регионах России

Однако, говоря о народных традициях, не следует забывать главного – богословского смысла праздника Рождества Христова. Перед нами в этот день открывается величайшая тайна Боговоплощения. Христос рождается в человеческом роде, принимает плоть человеческую, становится истинным человеком ради спасения всех людей. Ради этого Он проходит весь земной путь – рождение, страдание, смерть, завершая его Воскресением, отверзающим двери Рая, упраздняющего власть греха и смерти.

Каждому знакома радость, которую мы испытываем, когда рождается человек, и каждый из нас, хоть однажды, соприкасался с тайной любви. Именно поэтому события Рождества Христова, при всей их непостижимости, близки сердцу любому человеку.


[1] Виноградова Л. Н. Колядование // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН – М.: Межд. отношения, 1999 – Т. 2 – С. 570-575.

[2] Давидова М. Г. Вертепный театр в русской традиционной культуре // Традиционная культура: журнал. – 2002 – № 1.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.