Святитель Игнатий Брянчанинов

Житие святых

Игнатий Брянчанинов — святитель и духовный писатель, очень популярный в наше время. Всякий христианин, ратующий о деле спасения, непременно читал творения святителя, ну, или, хотя бы, приобрел их для домашней библиотеки. 

Святитель Игнатий Брянчанинов

Часто его творения рекомендуют читать духовники всем, кто хочет жить духовно, в том числе и мирянам, достигшим определенного уровня духовного развития. Сочинения святителя высоко оценивали современники, сравнивая его ум с ангельским, и называя их “азбукой духовной жизни”. Пройдя путь духовного возрастания, святитель Игнатий Брянчанинов адаптировал учение христианских аскетов древности для своих современников.  

Особенности эпохи

Святитель Игнатий Брянчанинов — духовный писатель и монах-аскет — был выходцем из знатного рода, обладал многими дарованиями, и его стремление к единению с Творцом порой превышало разумение окружающих. Это вызывало зависть и непонимание со стороны многих и духовных, и светских лиц.


Чтобы прочувствовать то положение, в котором находился святитель Игнатий Брянчанинова, нужно понимать некоторые особенности социально-культурной и религиозной жизни Российской империи 19 века.

Святитель Игнатий Брянчанинов
Дворяне начало 19 века

Петровские реформы, направленные на изменение быта и культуры русского народа по образцу европейских стран, преобразовали только знатную, привилегированную часть населения, не затронув при этом жизнь простого народа. Европейская культура на то время уже не имела сакрального значения, Церковь больше не регламентировала общественную и частную жизнь. Сложилась модель культуры, в которой отношения человека с Богом стали личным делом человека, именно в таком виде она проникла в высшие слои общества. В то же время простой народ сохранил старый жизненный уклад. Помимо культурного расслоения углубилась межсословная пропасть — духовенство замкнулось в отдельное сословие, сохранив свои устои и принципы. 

Святитель Игнатий Брянчанинов
Святитель Игнатий Брянчанинов

Если в допетровской Руси митрополитами становились выходцы из знатных родов, то в Синодальный период епископами становились исключительно выходцы из духовного сословия. Кроме сословного различия, духовенство и знать имели еще одно разделение — образование. В Российской империи духовное образование получали в специальных заведениях — духовных семинариях и академиях, в отличие от Европы, университеты которых всегда имели богословские факультеты. Поэтому духовное образование в России можно было получить лишь тем, кто принадлежал к духовному сословию, и святитель Игнатий Брянчанинов, например, многое вытерпел из-за этого — ему отказывали в епископской хиротонии на том основании, что он не заканчивал Духовную Академию. 

Жизнеописание 

Происхождение 

Будущий святитель принадлежал к высшему обществу, его отец, Александр Семенович, был пажем при императоре Павле I, ко времени рождения Димитрия (имя святителя в святом крещении) в 1807 году, стал помещиком. Мать, Софья Афанасьевна, занималась домом и семьей, имела хорошее образование и добрый нрав. 

Димитрий выделялся среди детей склонностью к чтению, учебе, он хорошо рисовал, пел, играл на скрипке, имел способности к изучению иностранных языков. Рано проявилась и склонность юноши к молитве и духовной жизни, но отец не воспринимал всерьез его желание стать монахом.

Святитель Игнатий Брянчанинов
Главное инженерное училище г. Санкт-Петербург

15-летним юношей будущий святитель поступил в Главное инженерное училище в городе Петербурге, при этом он не только успешно прошел большой конкурс, но и был зачислен сразу во второй класс. 

Учеба

Димитрий прилежно учился, благодаря своим выдающимся успехам был представлен Великому князю Николаю Павловичу. Семнадцатилетнему Брянчанинову было присвоено звание инженера-прапорщика. 

За время учебы у Брянчанинова завязались знакомства с знаменитостями — Пушкиным А.С., Крыловым И.А., Жуковским В.А., Глинкой М.И. Димитрия принимали в свете, чему способствовали не только принадлежность к хорошему роду, но также воспитанность и образованность молодого инженера.   

Однако Димитрия не прельщала светская жизнь и разворачивающиеся перед ним перспективы карьерного роста. Он исправно посещал службы в Александро-Невской Лавре и Валаамском подворье. В 1826 году Димитрий окончил училище и подал в отставку, но безуспешно. 

Вскоре на пути к монашеству встало еще одно препятствие — туберкулез, но все же Брянчанинов выздоровел, и настаивал на отставке. Ему предлагали на выбор службу в любом гвардейском полку, расположенном на юге Российской империи, однако Димитрий отверг все предложения. Упрямца определили на службу в крепости Динабург на западной Двине. 

Начало монашеского пути 

Решение уйти в монастырь окрепло после знакомства с будущим оптинским старцем Львом, иеромонахом Леонидом. В 1827 году Димитрий добился все же отставки, и первое время подвизался в Александро-Свирском монастыре, выполнял послушания пекаря, кучера, рыбака. Тяжелый труд, а затем переезды вслед за иеромонахом Леонидом истощили силы Брянчанинова, он постоянно болел. Чтобы восстановить здоровье, Димитрий приехал на время в родительский дом, где выслушал много уговоров бросить мысли о монашестве. 

Святитель Игнатий Брянчанинов
Александро-Свирский монастырь

Стараясь уберечь сына от ложного, как им казалось, пути, родители будущего святителя прибегали к помощи власти, и Димитрию с трудом удалось найти себе обитель. Благодаря помощи Стефана, епископа Вологодского и Устюжского, Димитрий в 1830 поступил в Семигородную пустынь. В 1831 он перешел в Глушицкий Сосновецкий монастырь, и летом этого же года принял монашеский постриг, имя же новоначальному иноку дали в честь Игнатия Богоносца. Вскоре Брянчанинова рукоположили и поставили служащим иеромонахом при архиерейском доме. 

Некоторое время иеромонах Игнатий был настоятелем Григорьева
Пельшемского Лопотова монастыря. В 1833 году был возведен в сан игумена. Родители будущего святителя в это время уже смирились с выбором сына, и восстановили с ним родственные отношения. 

Неподходящий климат, постоянное душевное напряжение из-за хлопот по восстановлению монастыря вновь ухудшили состояние здоровья игумена Игнатия, и он просил перевода в другое место. 

Троице-Сергиева пустынь

Игнатия Брянчанинова перевели, по настоянию императора Николая I, в Троице-Сергиеву пустынь, которая находилась на дороге из Питера в Петергоф. 

Святитель Игнатий Брянчанинов
Троице-Сергиева пустынь

Эта обитель надолго стала местом служения будущего святителя, отняла много сил, но его трудами и молитвами преобразилась как внешне, так и с духовной стороны. Сам же святой впоследствии отзывался о проведенных здесь годах достаточно резко. 

Монастырь находился в оживленном месте, игумен Игнатий застал совершенно заброшенную обитель с пятнадцатью насельниками, ведущими не самый подобающий образ жизни. В 1834 году Брянчанинова возвели в сан архимандрита. Постепенно он смог восстановить монастырь, тот снова обрел доброе имя, пополнился насельниками.

Келейник архимандрита Игнатия, арх. Игнатий (Малышев) с любовью вспоминал своего духовного отца, как доброго пастыря, готового душу положить за ближнего своего.

Буквально каждого насельника отец архимандрит опекал как родного ребенка, приучал к чтению Священного Писания и откровению помыслов, для каждого был близким человеком. Он терпеливо нес немощи братии, увещевал их с любовью и кротостью. 

По воспоминаниям арх.Игнатия (Малышева) архимандрит Игнатий обладал всеми христианскими добродетелями, был великодушным, восприимчивым и обладал возвышенной, пылкой душой, умел радоваться всему хорошему. Он часто претерпевал нападки от ближних — на него клеветали завистники, враждовали и некоторые из тех монахов, пришедших из других обителей.

Святитель Игнатий Брянчанинов
архимандрит Игнатий Малышев

Ко всем добрый и благожелательный, архимандрит Игнатий пережил немало оскорблений, грубых и несправедливых притязаний и полных лжи укоров. Переживая эти скорби, архимандрит Игнатий предавался молитве, во всем обвиняя антихриста и его слуг. Он запирался в своей келлии на несколько недель, сказывался для всех больным, и писал боговдохновенные творения. Из такого затвора он выходил с просветленным лицом и радостным настроением.   

Понятный и любимый большинством братии, архимандрит Игнатий к светским посетителям относился неодинаково: мог раскричаться, или молчать часами, так, что посетитель не знал, что и делать. Когда келейник замечал ему это, архимандрит Игнатий отвечал, что он человек не светский, рассчитывать не умеет. 

Святитель оставался непонятым для большинства современников — ни светские лица, ни монахи, большей частью из простого народа, не могли понять и оценить красоту души Игнатия Брянчанинова —  кротость сердца и простоту нрава, всеобъемлющее милосердие, прячущееся за видимой вспыльчивостью. 

Святитель Игнатий Брянчанинов
Игнатий Брянчанинов

Отличался архимандрит Игнатий и крайней нестяжательностью — жалование свое передавал, не считая, келейнику, и тот распоряжался средствами по своему усмотрению.  

В 1838 году архимандрит Игнатий получил новое назначение — он стал благочинным всех монастырей Санкт-Петербургской епархии.

Для поселковых детей Брянчанинов открыл начальную школу, где преподавался краткий курс Священной истории, катехизис, русская грамматика, арифметика, чтение. 

Начатые архимандритом Игнатием положительные преобразования в обители продолжались до начала 20 века, за это время на землях, принадлежащих монастырю, было построено 7 каменных церквей с одиннадцатью престолами и 4 каменных часовни.

Архимандрит Игнатий оказался успешным администратором, за время его настоятельства обитель достигла расцвета, ее благосостояние улучшилось. Именитый настоятель привлекал внимание высшего света, монастырю оказывали значительную материальную помощь некоторые представители самый именитых российских родов — князей Голицыных, Юсуповых, Кочубеевых, графов Зубовых и Кошелевых, наследников мецената Саввы Яковлева.     

На епископской кафедре

Святейший Синод не хотел совершать епископскую хиротонию над архимандритом Игнатием, основанием для отказа послужило то формальное обстоятельство, что Брянчанинов не имел духовного образования. В епископы его рукоположили по личной просьбе императора Александра II. Хиротония совершилась в 1857 году, и святителя Игнатия направили в Ставрополь, на Кавказскую и Черноморскую кафедру.    

Святитель Игнатий Брянчанинов
Казанский кафедральный собор, г.Ставрополь

Дела в епархии обстояли неважно, край был населен множеством раскольников, шла война. В епархии ощущалась катастрофическая нехватка финансирования, кроме того, возник конфликт с местной консисторией и князем Барятинским, кавказским наместником.

Все это закончилось тем, что святитель, имея ослабленное здоровье, в 1861 году ушел на покой. 

За четыре неполных года, которые святитель провел на Кавказской кафедре, он провел в непрестанных трудах: 

  • ввел торжественное богослужение;
  • организовал прекрасный архиерейский хор;
  • привел в порядок органы епархиального управления;
  • посещал многочисленные приходы, невзирая на опасности военного времени;
  • настоял на повышении окладов для епархиального духовенства;
  • построил дом для архиерея;
  • преобразовал в монастырь Иоанно-мариинскую общину;
  • заложил Покровскую церковь в г.Ставрополь;
  • стал соавтором проекта храма в с.Ново-Григорьевском;
  • при святителе была сооружена колокольня Казанского кафедрального собора г.Ставрополь.

На покое Игнатий Кавказский жил в Николо-Бабаевском монастыре. Много трудился над своими творениями, несмотря на уединенность, не отказывал в общении тем, кто нуждался в его наставлении. Помогал настоятелю в управлении хозяйственной частью, служил. 

30 апреля 1867 года святитель тихо почил, не оставив после себя никаких материальных богатств, но стяжав спасение своей душе и оставив духовное наследие для всех, желающих спасения.

Самобытный новатор

Святитель Игнатий Брянчанинов был первым мыслителем и духовным писателем, который в своих творениях использовал новый язык, сложившийся благодаря бурному развитию науки, особенно физики, химии, астрономии. Благодаря этому он сделал более близкими и понятными труды святых отцов древности, язык которых давно устарел.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Кроме того, Игнатий Брянчанинов учил, что на Священное Писание нужно смотреть через творения святых отцов, воплотивших Евангелие в жизнь, в первую очередь, авторов “Добротолюбия”. До этого было принято рассматривать святоотеческие сочинения на соответствие Евангелию. Святитель полагал, что Евангелие нужно не только знать, но и правильно понимать, а помочь в этом как раз может святоотеческое наследие.  

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий