Как освящаются воды на Крещение Господне, Богоявление

Праздники и посты

Праздник Богоявления – один из великих праздников христианской Церкви, наряду с Пасхой и Пятидесятницей. Название праздника свидетельствует о явлении Бога-Троицы миру, и это событие мы находим в Священном Писании у всех четырех евангелистов – Матфея, Марка, Луки, Иоанна (Мф. 3: 13–17; Мк. 1: 9–11; Лк. 3: 21–22; Ин. 1: 33–34).

Как освящаются воды на Крещение Господне, Богоявление

Введение в понимание сути Крещения

Другое название праздника – Крещение, так как он повествует о крещении Господа Нашего Иисуса Христа в водах Иордана, свидетельствующем о том, что Иисус Христос – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий, истинный Бог, второе Лицо Пресвятой Единосущной и Нераздельной Троицы. Зачем нужно было Господу креститься, ведь Он был безгрешен, всемогущ, вечен?

Крещение необходимо было не Богу, а падшему человечеству: оно явилось прообразом нашего возрождения, воскресения и очищения от грехов. Троекратное погружение в воды Иордана означало смерть Христову и его трехдневное пребывание во гробе, а исхождение из воды – Воскресение. Именно в этот день народу Израильскому открылась неведомая доселе тайна Троицы, тайна Богочеловечества Иисуса Христа, который принимает Крещение от Иоанна как человек, чтобы исполнить «всякую правду»: верность и послушание заповедям Господним, но, вместе с тем, Он являет Себя как Бог, о чем свидетельствуют Дух Божий, сходящий в виде голубя, и глас Бога-Отца: «Се есть Сын мой возлюбленный».

Праздник Крещения сложился приблизительно к IV столетию и был неразрывно связан с празднованием Рождества Христова, так как свидетельствовал о явлении Бога в мир – сначала младенца, затем отрока и тридцатилетнего мужа. Праздновался он 6 января, как бы завершая праздник Рождества Христова 25 декабря. Весь этот промежуток времени в православной традиции назывался Святками, а все эти дни были праздничными, частью единого праздника. Свидетельство о нем мы находим у римского историка Аммиана Марцеллина, а также у святых отцов – Иоанна Кассиана Римлянина, преподобного Ефрема Сирина, также в сирийском тексте «Учение апостолов». Также день Богоявления назывался еще и праздником света – в этот день возжигались свечи.[1] 

Что касается разных названий праздника (Богоявление и Крещение), то это был один праздник – Богоявление или «Теофания», означающий явление Бога-Троицы во время Крещения.

Канун праздника – навечерие Богоявление или Сочельник – свидетельствует о связи с праздником Рождества Христова: его службы похожи на службы Навечерия Рождества Христова. В Крещенский Сочельник, также как и в Рождественский, предписывается строгий пост.

Чин освящения воды

Великое освящение воды – это воспоминание события, которое произошло на Иордане. В древнехристианской Церкви в этот день совершалось крещение оглашенных или катехуменов – людей, которые, решив стать христианами, проходили обучение основам веры – катехизацию или оглашение. 

Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал святой Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается святому Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают также Тертуллиан и святой Киприан Карфагенский. В «Апостольских постановлениях» содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в книге 8-й говорится:

Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Освящение воды является частью древней традиции – впервые оно начало совершаться в Иерусалимской Церкви, в IV веке. В этот день христиане выходили к реке Иордан и, вспоминая Крещение Иисуса Христа, совершали освящение речной воды. Затем этот обычай распространился и в других церквях: отголосок ее мы видим в Русской Православной Церкви освящать речные воды и другие источники, а также окунаться в «иордань», где прообразом Иордана может быть любой водный источник: река, пруд, море, бассейн, колодец и т. п. 

Во второй половине X века антиохийский патриарх Петр Фуллон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Православной Церкви, по постановлению Московского Собора 1667 г., водоосвящение совершается дважды: в Навечерие и в сам праздник Богоявления. Такая традиция укоренилась в греческой церкви и других православных Церквях. По этой причине в современной богослужебной практике существует правило освящать воду дважды – в храме, в Навечерие Богоявления, и в сам праздник, в воспоминание собственно события Крещения.

Следует отметить, что в связи с этой практикой, в народной среде сложилось ложное представление, что «богоявленская» вода и «крещенская» имеют разную силу. Считалось, и до сих пор считается некоторыми людьми, что богоявленская вода более благодатна, потому что вода, освящаемая в Навечерие Богоявления, освящается в специальных сосудах в храме, а на следующий день – в открытом водоеме. Но такое представление является результатом языческого представления о том, что вода имеет некую магическую силу. И богоявленская, и крещенская вода являются одинаковыми святынями.

Если в Навечерие Праздника служится литургия Василия Великого (в случае, если праздник совпадает с воскресеньем или понедельником), то освящение воды начинается после заамвонной молитвы. Если же вечерня не соединяется с литургией, совершаясь отдельно, то освящается вода после возгласа «Буди держава» в конце вечерни. При пении тропарей «Глас Господень на водах…» священник выходит через царские врата, неся на голове крест, затем приближается к сосудам, наполненным водой, и начинает освящение воды, которое называется великой агиасмой (агиасма по гречески означает «святыня»). Оно сопровождается молитвой, в которой мы просим Господа:

«…прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И даждь ей благодать и избавления, благословение Иорданово…».

Также освящение воды совершается в сам праздник Крещения после заамвонной молитвы по окончании литургии. Последование освящения воды в обоих случаях одинаковое, что является еще одним доказательством в пользу святости как богоявленской, так и крещенской воды. 

Великое водосвятие, в отличие от обычного освящения воды, отмечается большей торжественностью. Сначала поются тропари, затем читаются ветхозаветные пророчества, также фрагмент из послания апостола Павла и Евангелие, повествующее о событии Крещения Господня. 

Затем звучит возглас «Миром Господу помолимся…», и начинаются общие молитвенные прошения. Верующие молятся о том, чтобы вода освятилась «силою и действием и наитием Святого Духа», и о том, чтобы святая вода помогала очищению души и тела от грехов и недугов.

Наконец, священник с чтением молитвы кадит воду, призывая Господа освятить ее, по окончании трижды погружая в воду крест. В это время поется тропарь: «Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

Далее священнослужитель (с крестом в левой руке) правой рукой кропилом крестообразно окропляет водой стоящих рядом прихожан и весь храм.

Как освящаются воды на Крещение Господне, Богоявление

После окропления и слов «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь», поется стихира:

«Воспоим, вернии, еже о нас Божия благодеяния величество: о нашем бо прегрешении быв Человек, нашим очищением очищается во Иордане: Един Чистый и Нетленный, освящаяй мене и воды, и главы змиев сокрушаяй в воде. Почерпем убо воду с веселием братие: благодать бо Духа верно почерпающим невидимо подавается от Христа Бога, и Спаса душ наших».

Точно также освящается и крещенская купель: во льду обычно прорезается отверстие в форме креста, а затем, так же как и в храме, священник совершает чин освящения воды, после чего христиане окунаются в купель, троекратно погружаясь в нее с головой.

Кроме освящения воды в дни Крещенского Сочельника и самого праздника Крещения, в Церкви для повседневных нужд существует малое освящение воды (так называемая «малая агиасма»), которое может совершаться в любой день. Потом этой водой освящают жилье, предметы, окропляют болящих. В отличие от святой воды малого освящения, богоявленскую воду следует пить только натощак, с молитвой:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Святые отцы о крещенской воде

Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен относились с величайшим благоговением.

В Праздник Крещения раньше священники в деревнях обходили дома своих прихожан, окропляя их. Известно также, что при надлежащем хранении, крещенская вода длительное время не портится и сохраняется свежей – ее использовали для окропления могил умерших людей, также употребляли как целительное средство при болезнях.

Однако следует помнить, что святая вода – не магическое средство, а свидетельство Божественного Явления: спасает и исцеляет человека Сам Господь Бог, о чем свидетельствуют слова праздничной ектении: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…».

Еще святой Иустин Мученик писал о крещенской купели: «Именуется эта купальня просвещением, потому что просвещаются умом те, которые познают это»[2]. Святитель Димитрий Ростовский также отмечал, что «тайна Крещения есть дверь Божией благодати. Если не крестимся, даже Кровь Сына Божия не спасет нас. Если же крестимся, получаем оставление грехов, становимся сообщниками заслуг Христа, Сына Божия, призванными ко всему закону христианскому, а особенно же к благоговейному Причащению Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина»[3]

Как освящаются воды на Крещение Господне, Богоявление

«При крещении Своем Христос приходит на иорданские воды, с тем чтобы омыть грехи мытарей и грешников. Говоря о необычайной чудесности такого события, премудрый Павел восклицает: явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков (Тит.2:11). Ибо ныне мир просветляется во всех частях своих. Радуется, прежде всего, небо, передавая людям сходящий с небесных высот глас Божий. Освящается полетом Духа Святого воздух. Освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души. И вся тварь земная ликует. Один только дьявол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества»[4], – писал святой Иоанн Златоуст.


[1] Дионисий (Шленов), игумен. Праздник Богоявления по описанию древних христианских авторов http://www.bogoslov.ru/text/270513.html

[2] https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/entsiklopedija-izrechenij-svjatyh-ottsov-i-uchitelej-tserkvi-po-razlichnym-voprosam-duhovnoj-zhizni/43

[3] Священник Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской веры. Опыт катехизической хрестоматии. СПб., 1900. с. 84.

[4] Иоанн Златоуст. Слово свт. Иоанна Златоуста на Богоявление https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/20

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.