Почему православное Рождество Христово празднуется 7 января

Праздники и посты

Рождество Христово – один из великих двунадесятых праздников, по своей значимости он считается вторым праздником после Пасхи – Воскресения Христова. Это объясняется тем, что как и Пасха, Рождество Господа нашего Иисуса Христа,открывает новую эру – осуществление Божественного замысла о спасении всего человечества. Рождество Иисуса Христа и Его Воскресение осуществляют этот замысел, отверзая человеку двери Рая. Вся жизнь человека, его земной путь нацелен на эту встречу с Богом, на обожение во Христе, о чем и говорится в Евангелии от Матфея: «Праведники просветятся, как солнце в Царстве Отца их» (Мф.13:43).

Почему православное Рождество Христово празднуется 7 января

Дата Рождества Христова

Что касается точной даты Рождества Христова, то она неизвестна. Согласно историческим сведениям, летоисчисление от Рождества Христова также имеет неточности – оно было введено в  525 году Дионисием Малым, который, просчитав этапы правления римских императоров и консулов, пришел к дате «754-й год от основания Рима». Но оказалось вскоре, что Дионисий ошибся в расчетах приблизительно на четыре года. В наши дни считается, что правильная дата – это 749 год. Она не противоречит Евангельскому повествованию.

Что касается конкретного дня Рождества, то и здесь существует множество версий относительно этого вопроса, однако официально Церковью установлена дата 25 декабря. Впервые о ней упоминает святой Ипполит Римский, а затем – блаженный Августин. В основу расчета было положено следующее суждение: поскольку Спаситель наш Иисус Христос находился на земле полное число лет, то, скорее всего, он был зачат в тот день года, когда был распят на Кресте. День Зачатия Спасителя – это праздник Благовещения, день Распятия Иисуса Христа в последний год его жизни выпал на праздник Пасхи, которая праздновалась израильским народом 25 марта. В результате, если отсчитать девять месяцев, когда Дева Мария носила будущего Спасителя под сердцем в своей пречистой девственной утробе, то получалась дата 25 декабря.

Существовал также и еще один метод исчисления, который ориентировался на дату зачатия Иоанна Крестителя, а она, в свою очередь, определялась по дате разрушения Иерусалимского Храма – от нее вели обратный отсчет ведущихся священнических чред, доходя до времени Авиевой чреды, упоминаемой в Евангелии. Срок ее датировался с 16 по 23 сентября 747 года от основания Рима. Исходя из этого, получается дата 24 сентября: именно в этот день праведному Захарии является Ангел Господень, предвозвестивший ему чудесное Рождество Иоанна Крестителя. Известно, что Иоанн Предтеча бы старше Иисуса Христа на шесть месяцев. Таким образом, отсчитывая их от дня зачатия Иоанна Предтечи, мы получаем дату Благовещения Пресвятой Девы Марии. Прибавив к ней девять месяцев беременности Пречистой Девы, мы также получаем исходную дату Рождества Иисуса Христа, выпадающую на 25 декабря. Таким образом, именно в этот день был установлен праздник Рождества Христова, который отмечается официально всеми христианами.

Однако всем известно, что католическое Рождество наступает раньше – оно действительно празднуется 25 декабря, тогда как в Православной Церкви этот праздник отмечается 7 января. Разница этих дат объясняется просто: католики празднуют Рождество Христово по григорианскому календарю, тогда как православные – по юлианскому.

Такое расхождение в календарях возникло в XVI столетии в результате реформы, проведенной Римским папой Григорием XIII, – был введен новый календарь, который пришел на смену старому, юлианскому календарю. Различие между старым и новым стилем составляет 13 дней.

Новое календарное летосчисление стало распространяться во многих западных церквях – католических и протестантских. Официально Европа и Америка перешла на григорианский календарь только в XIX столетии. В 1918 году на григорианский календарь перешла и Россия, он был введен в обиход большевистским правительством. Однако Русская Православная Церковь сохранила за собой летосчисление по юлианскому календарю; его придерживаются и некоторые Православные Церкви – такие, как Сербская, Грузинская, Иерусалимская. До недавнего времени по юлианскому календарю отсчитывала время и Греческая церковь, точнее некоторые монастыри на Афоне. Но в связи с политическими событиями и трагическим отпадением Константинопольского патриархата, образования на Украине ПЦУ, на Афоне ввели григорианский календарь; то же самое произошло и на Украине: по григорианскому календарю празднует Рождество Христово ПЦУ, тогда как Православная Церковь Московского Патриархата отмечает праздник Рождества Христова по юлианскому календарю.

Праздник Рождества Христова в раннехристианской Церкви

Самое удивительное, что в раннехристианской Церкви не существовало устоявшейся традиции празднования Рождества Христова. Только к IV веку начали праздновать Богоявление, которое включало и Рождество Христово. Эти праздники были не разделены и отмечались вместе, об их связи свидетельствуют богослужебные тексты. В их одновременном праздновании есть логическая связь: Рождество Христово (явление Бога в мир) и Крещение Господне – звенья одной цепи. На это указывает святой Димитрий Ростовский:

Почему православное Рождество Христово празднуется 7 января

«Бог перестал быть скрытым от людей. Стало ясным все таинственное в Священном Писании. Это не дивно, ибо Он явился среди людей: «Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3, 38); а между людьми что может быть утаенным? «Нет ничего… тайного»… (Мф. 10, 26). Пока Бог пребывал на Небе, пока Он почивал в Своем всемогуществе: «Седяй в славе на престоле Божества», до тех пор никто не знал Его сокровенного. Его тайн не знали даже и Его ближние святые Ангелы, всегда предстоящие Ему: «От века утаенное и Ангелом несведомое таинство». Когда же Он сошел с Неба на землю, когда стал обитать среди людей, тогда о Его сокровенном, о Его тайнах заговорили не только набожные люди, как святой Иосиф, праведная Саломия, не только важные особы, например, три восточных царя, но даже и пастухи беседуют, говорят и рассказывают о сокровенном: «рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем» (Лк. 2, 17[1].

Дата 25 декабря также приходилась на языческий праздник зимнего солнцестояния – в третий день его отмечался «праздник непобедимого солнца», в который возжигали огни, символизирующие солнечное сияние. О нем неоднократно упоминали церковные писатели и, в частности, блаженный Августин, который отмечал, что для христиан солнцем правды является Иисус Христос, победивший смерть, даровавший людям Воскресение.

Еще один обычай, являющийся отголоском язычества – празднование колядок, колядование. Однако под влиянием праздника Рождества Христова, и он претерпел существенные изменения – колядки превратились в славословие родившемуся Христу-Спасителю, а праздничные гуляния – с песнями, величаниями, прославляющими младенца-Христа и Деву Марию, – стали неотъемлемой частью Рождества Христова.

Великий день

Итак, праздник Рождества Христова можно назвать праздником нашего спасения, его можно назвать также малой Пасхой, на что указывает песнопение Великого поста:

«Сын Божий бывает сыном человеческим, чтобы, восприняв худшее, подать нам лучшее; Адам обманулся древле и, вожделев быть Богом, не сделался, – человеком делается Бог, чтобы обожить Адама»[2].

Итак, Господь приходит на землю для того, чтобы послужить людям, открыв им двери Рая, привести к первозданному состоянию богообщения. Господь своей любовью объемлет все человечество – не случайно Ему поклоняются небо и земля, не случайно к Нему устремляются волхвы с Востока и поют славу простые пастухи. Только взаимной любовью к Христу, которая есть и исполнением Его заповедей, человек достигает спасения.

«Присоединим себя к тем, которые с радостию приняли Господа с небес; вспомним умудренных пастырей, пророчествующих священников, веселящихся жен, когда радовалась Мария, посещенная Гавриилом, когда имела во чреве играющего Иоанна Елизавета, когда благовествовала Анна, и принимал на руки Симеон, поклоняясь малому Младенцу, великому Богу, и славословя величество Его Божества. Ибо Господь явился как свет, озаряющий чрез человеческую плоть Божественною силою тех, которые имеют очищенные очи сердца. С ними да обрящемся и мы, созерцая откровенным лицем Славу Господню и преобразуя себя от славы в славу»[3], – писал святитель Василий Великий.


[1] Творения иже во святых отца нашего святителя Димитрия Ростовского. СПб., Изд. Сойкина. С. 103. https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/entsiklopedija-izrechenij-svjatyh-ottsov-i-uchitelej-tserkvi-po-razlichnym-voprosam-duhovnoj-zhizni/71.

[2] Постная триодь. 5-я седмица Великого поста, пяток, стихиры на «Господи, воззвах».

[3] Свт. Василий Великий. Слова. https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/entsiklopedija-izrechenij-svjatyh-ottsov-i-uchitelej-tserkvi-po-razlichnym-voprosam-duhovnoj-zhizni/71.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.