Святитель Григорий Богослов

Житие святых

Святителя Григория Богослова Святая Церковь почитает в числе трех Вселенских учителей. До сих пор званием Богослова Церковь называла лишь друга и апостола Господня Иоанна, но благодаря необыкновенной ясности ума и стройности речи святитель Григорий тоже удостоился от Бога чести быть прославленным как Богослов.

Поэт

Кроме ясного и возвышенного ума святитель Григорий Богослов обладал такой же ясной и возвышенной душой. Святитель был поэтом, и оставил внушительное поэтическое наследие — 507 стихотворений. 

Святитель Григорий Богослов
Святитель Григорий Богослов

Каждый христианин немножко знаком с творчеством Григория Богослова — ему принадлежат чудесные слова приветствия, произнесенного в день Рождества Христова — “Христос рождается! Идите ему навстречу!”. Жители Константинополя, к которым было обращено это радостное приветствие, так полюбили эти слова, что без устали повторяли их, и даже сложили праздничное песнопение — “Христос рождается! Славите! Христос с небес, срящите” — ирмос первой песни рождественского канона. 

Сын по обету

Григорий Богослов был рожден в состоятельной и религиозной семье около 325 года. Отец святителя, Григорий, происходил из аристократического рода, был епископом в городе Назианзе Капподокийском. Мать, Нонна, родилась в семье христиан, и, как писал святитель, все ее устремление было к Небесному Отечеству, и заботы ее лишь настолько касались мирского, чтобы и земную жизнь переселить в небесную. Мама была тем добрым корнем, из которого питались не только дети, но и муж.

Родители святого долго не имели детей, и непрестанно умоляли Господа даровать им ребенка. Святая обещала посвятить мальчика Богу, если просьба ее будет услышана. Во сне она увидела, что родит сына, и даже имя его было указано — Григорий. Господь услышал молитву Нонны, и обет был исполнен. Мать наставляла сына в православной вере, и во многом повлияла на его желание жить богоугодно и не вступать в брак.

У святителя были брат Кесарий и сестра Горгония. Вся семья была прославлена в лике святых, как и Боговдохновенный святитель Григорий Богослов.

Учеба

Общее образование святитель получил дома, затем учился в Кесарии Каппадокийской и Кесарии Палестинской, в Александрии и Афинах. Это были лучшие школы того времени, и несмотря на то, что обучение в них было недешевым, родители поощряли стремление сына к знаниям. 

В Кесарии Каппадокийской Григорий сблизился с Василием Великим, позже они вместе учились в Афинах, их знакомство переросло в крепкую дружбу.

Юноша изучал самые различные науки, его интерес простирался на риторику, как одну из важнейших наук того времени, и поэзию, изучал геометрию и астрономию, труды Платона и Аристотеля. 

Святитель Григорий Богослов
Юлиан Отступник

В то же время в Афинах учился и Юлиан Отступник, впоследствии император и гонитель Церкви Христовой. Позже по его приказанию были направлены войска, чтобы захватить храмы города Назианз.

Друг и единомышленник

Крестился Григорий в 30 лет от своего отца. Стремясь к созерцательной жизни, Григорий уехал в Понт, где его друг, Василий Великий основал монастырь. Он вел подвижническую жизнь, постился, молился и размышлял о Боге, часто совместно с Василием Великим. Друзья занимались составлением труда “Филокалии”, который содержал выписки из сочинений греческого христианского богослова и философа Оригена. 

В 361 году Григорий возвратился домой, выполнив настоятельную просьбу отца, и был хиротонисан им в священники в праздник Рождества Христова. Однако подвижник стремился к созерцанию, и в священстве видел препону к аскетической жизни, поэтому отбыл обратно в Понт. Спустя год Григорий все же вернулся в Назианз, и помогал отцу в управлении епархией. В первую Пасху по прибытии домой Григорий произнес первое Слово, в котором объяснил причины своего промедления и поздравил жителей Назианза со Светлым праздником, уча их быть доброй паствой, слушать голос Пастыря и стремиться во всем уподобляться Христу. 

Святитель Григорий Богослов
Святитель Василий Великий

Начало священнического служения Григория совпало со временем правления императора Юлиана Отступника. Гонения коснулись и христиан города Назианз, по команде императора в город ввели войска с целью занять христианские храмы. Отец Григория организовал из христиан сопротивление правительственным войскам, и этим смог предупредить захват церквей. 

В то же время распространилась ариева ересь, и Григорий-старший, не вникнув в богословскую суть документа, подписал еретический Символ Веры, чем привел свою паству в замешательство и вызвал раскол среди пасомых. Григорий-сын выступил в защиту отца, который публично покаялся в своем заблуждении.  

Святитель поневоле 

В 365 году епископскую кафедру в Кесарии Каппадокийской занял святитель Василий Великий. Он боролся с арианством, что вызвало недовольство императора Валента. Император, в отместку за отказ святителя Василия признавать арианскую ересь истиной, разделил Каппадокию на 2 части. Это уменьшило канонические земли Василия и отрицательно повлияло на его авторитет в Церкви. Чтобы защитить истину Православия и удержать свои позиции в церковном сообществе, святитель Василий смог продвинуть на епископские кафедры в ключевых городах епархии своих друзей — Григория Нисского и Григория Богослова. 

Таким образом в 371 году Григорий Богослов был хиротонисан в епископы и поставлен на Сасимскую кафедру. Григорий, как мог, старался избежать епископства, как суетной должности, не соответствующей его душевному расположению и стремлению к аскезе. Он долго колебался, однако, убежденный отцом, все-таки принял на себя сан архиерея и кафедру. 

На кафедре в Сасимах святитель Григорий пробыл совсем мало, и не отслужив в городе ни единой литургии, покинул его. Он описывал Сасимы как бесплодное и дикое место, наполненное бродягами и чужеземцами, как город страданий и мук. 

Три года святитель Григорий пробыл в пустыни. Он состоял в переписке со святителем Василием, и в письмах излагал свое недовольство ролью, навязанной ему святителем Василием. Он укорял друга в излишне активных мерах, признавал ненужной борьбу за распространение христианства. По мнению Григория Богослова, лучшее действие — бездействие. (письмо 32 к Василию Великому).

Святитель Григорий Богослов
Святая праведная Нонна

По просьбе отца Григорий Богослов возвратился в родной город, и помогал управлять делами епархии до самой смерти Григория-старшего. На похороны приехал святитель Василий Великий и произнес погребальную проповедь, восхваляя заслуги усопшего. 

Горе Григория Богослова вновь сблизило сподвижников, и славная дружба была восстановлена. 

Вскоре после преставления отца почила и мать, причем совершенно внезапно, не поболев ни одного дня. Она посетила церковь, в которой ранее служил ее супруг, а теперь сын, чтобы помолиться, почувствовала вдруг дыхание смерти и, сотворив молитву, предала душу Богу.

Мать Григория Богослова прославлена в лике святых, память святой праведной Нонны Назиазинской совершается 5 августа. 

Кончина родителей стала причиной настолько сильной болезни святителя Григория, что некоторые не ждали его выздоровления. Он покинул родной город, частью из-за болезни, а частью из смирения, так как считал себя недостойным занять отцовскую кафедру. Святитель ожидал, что в его отсутствие будет избран другой епископ. Жители Назианза рассудили по-своему, и просили Григория Богослова заступить на епископскую кафедру. 

В 379 году умер Василий Великий. Это событие поразило святителя Григория Богослова. Позже, уже отойдя от дел, он написал “Надгробное слово”, посвященное другу. 

Константинополь

В тот же год и месяц, когда умер Василий Великий, императором стал Феодосий Великий, приверженец никейцев. Для борьбы с ересью нужен был хороший проповедник и убежденный противник ересей. Слава о святителе Григорие Богослове как о красноречивом и убедительном проповеднике и приверженце ортодоксальной ветви христианства достигла до Константинополя. К нему прибыли несколько христин-никейцев и просили приехать в столицу, чтобы помочь в борьбе против еретиков. Григорий Богослов согласился, и переехал в Константинополь. 

Святитель Григорий Богослов
Нечестивый Арий

Святитель был удручен тем зрелищем, что открылось перед ним. Ариане пребывали в городе около 40 лет, все храмы принадлежали им. С горечью святитель Григорий писал о том, что богословием теперь занимаются люди невежественные, необразованные, вчера еще занимавшиеся черным трудом, а сегодня с важностью рассуждающие о Непостижимом. Среди христиан не было единства, поведение горожан отличалось распущенностью и разнузданностью.

Святитель Григорий остановился у своих родственников, и стал служить в домовом храме, который назвал “Воскресение”. Здесь он написал 5 сочинений о богословии, за которые и получил свое выдающееся прозвище.

В “Словах о Богословии” святитель дал точное определение того, кто с кем и когда может богословствовать. Согласно Григорию Богослову, право на рассуждения о Боге имеют опытные подвижники, просвещенные Иисусовой молитвой, предающиеся созерцанию, стремящиеся к очищению души, чистые телом. Святитель Григорий указывает на то, что Бога невозможно познать логическими умозаключениями, а познание приходит в том случае, когда божественное начало (ум) соединяется с родственной Сущностью — Богом. В качестве примера непостижимости Господа для человеческого разума святитель Григорий Богослов приводит патриархов, пророков, апостолов. 

С самого начала служения в Константинополе его преследовали ариане, обвиняя в многобожии, и не раз пытаясь расправиться силой. По благодати Божией святитель не пострадал физически, и избежал преследования городских властей.  

Осенью 380 года император Феодосий посетил Константинополь и издал указ о передаче никейцам кафедрального храма Двенадцати апостолов и Святой Софии. Однако побеседовав со святителем Григорием, император решил лично ввести епископа в храм Святой Софии. 

Святитель Григорий Богослов
Император Феодосий Великий

День передачи Святой Софии святитель описал в автобиографическом стихотворении. Григорий Богослов вспоминал, что в тот день город был взбудоражен, на площадь около храма непрестанно подходили люди, все дома были заполнены любопытными. Повсюду слышались крики, рыдания и вопли. Все это походило на взятие города приступом. Впечатление усиливалось от множества вооруженных воинов, оцепивших церковь по кругу.  

Как только святитель Григорий вошел в алтарь, ноябрьское небо прояснилось, выглянуло солнце. Жители Константинополя восприняли это, как знак свыше, и стал требовать от императора Феодосия, чтобы Григория Богослова поставили на патриарший престол города. Такое желание вполне отвечало планам императора, святитель Григорий также дал свое согласие. Для утверждения святителя патриархом и разрешения разногласий, вызванных ересями, был созван Второй Вселенский Собор, известный также как Первый Константинопольский.

Собор

На Собор прибыло 150 ортодоксальных епископов, среди них Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский, Амфилохий Иконийский. Председательствовал на соборе Мелетий Антиохийский, а после его смерти председателем стал Григорий Богослов. 

Первоочередным вопросом  Собора стало рассмотрение дела о назначении Константинопольского патриарха. Так как император, большая часть духовенства и народ поддерживали Григория Богослова, он был избран патриархом. 

После смерти Мелетия антиохийская кафедра требовала нового замещения. Святитель Григорий поддержал одного из кандидатов, Павлина. Обиженная противная сторона стала изыскивать повод о смещении святителя Григория с патриаршей кафедры. Египетские архиереи, прибывшие на Собор с опозданием, также не пожелали поддержать избрание святителя Григория патриархом. Поднялся спор, и противники святителя нашли формальный повод для смещения: он был обвинен в самовольном уходе с Сасимской кафедры и незаконном занятии Константинопольской. Воспользовавшись моментом, против святителя Григория стали высказываться все недовольные — одни обвиняли его в излишней мягкотелости к еретикам, другие — в слишком строгой позиции в борьбе с теми же еретиками.  

Святитель Григорий Богослов
Второй Вселенский Собор

Святитель Григорий, устав от борьбы за ненужную ему власть, и желая мира Церкви, покинул Константинополь. На прощание он произнес проповедь, в которой объяснил свою позицию как христианина и пастыря, доказав при этом ее правоту.  

На закате дней

Из столицы святитель Григорий возвратился в Назианз, и по просьбе властей недолгое время занимал епископскую кафедру. Больше он не посещал ни одного церковного собрания. 

Так как состояние здоровья его значительно ухудшилось, то в 383 году на епископской кафедре его заменил Евладий.

Святитель отбыл в родовое имение, Арианз. Здесь он, по обыкновению, предавался молитве и писательским трудам, написал собственное жизнеописание, путешествовал по монастырям и лечебницам. В 389 году святитель почил в Бозе. Он завещал свое имущество епархии, деньги и вещи — друзьям, рабов отпустил на свободу.

Святитель был погребен в Ариазне, а в 950 году святые мощи перенесли в Константинополь, в церковь Двенадцати апостолов.

Благодаря Преданию сохранилось описание внешности святителя — одухотворенность бледного и смиренного лица подчеркивали приподнятые брови, взгляд отличался кротостью, борода была густой, недлинной, но широкой.

Нам в наследство оставлено 45 сочинений святителя Григория Богослова, называемых “Слова”, около 245 писем, написанных разным адресатам, стихотворения на богословские темы и автобиографические. 

Сочинения святителя открывают всю многогранность личности святителя Григория — его светлый Богопросвещенный ум, стремление к уединению и Богосозерцанию. Неожиданное откровение — письма святого и его автобиографические стихи. Они открывают внутренний мир святителя Григория, делают его ближе и понятней. Григорий Богослов, как истинный интеллектуал, не любил праздных споров, считал, что бездействие в случае хранения и распространения православной веры гораздо предпочтительнее действия. В своих письмах к другу, святителю Василию Великому, Григорий Богослов неприязненно отзывается о суетной епископской должности, о Сасимах, о борьбе за церковную власть. 

Поблагодарим Бога за возможность общения со святителем Григорием Богословом посредством чтения его творений, и по молитвах святого Господь да просветит наши помраченные сердца и умы, да воспримем и мы, грешные, хотя бы малую толику Духа Святого. Аминь.  

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Аноним

    Его увидеть невозможно, Его услышать очень сложно,Но то что есть Он в каждом теле,Все может быть на самом деле

    Ответить
  2. Алексей

    Его увидеть невозможно, Его услышать очень сложно, Но то что есть Он в каждом теле, Все может быть на самом деле

    Ответить