Постоянно мучает обида, как с ней бороться

Человек

Обида – это один из самых распространенных грехов нашего времени. Причиной ее является человеческая гордость, из которой вытекает гипертрофированное чувство самопревозношения над другими. Как говорится в известных строчках А. С. Пушкина, из романа в стихах «Евгений Онегин»:

«Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно».
Постоянно мучает обида, как с ней бороться

Двуногие творения – это, конечно, люди. И каждый человек считает себя чуточку выше, лучше другого, и если кто-то другой его заденет каким-либо замечанием или просто неуместно сказанным словом, нелицеприятным высказыванием, то человек тут же начинает возмущаться: иногда в достаточно грубой форме, иногда, напротив, якобы смиряясь, не отвечая на брошенное ему грубое слово, но на самом деле тая внутри себя злобу и ненависть к тому, кто посмел задеть его самолюбие. Об этом опять же говорят строчки гениального поэта:

«Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя».

Чему можно уподобить обиду? Огромной раздувшейся жабе, готовой лопнуть от чувства собственной значительности и превосходства. Но как преодолеть это болезненное гипертрофированное состояние? Как научиться адекватно реагировать на грубые слова, нападки, неприятные высказывания в наш адрес? На этот вопрос дают ответ святые отцы, научающие христианина аскезе – упражнению в стяжании любви и добродетели.

Борьба с обидой в святоотеческой традиции

Христианина можно представить чайкой, качающейся на волнах. Этой небольшой по размеру птице подвластна морская стихия: когда море бушует и вздымается, она поднимается вверх, к небу; когда море спокойно – она легко скользит по тихой мирной глади; когда на море рябь – она, поддавшись ее движению, не оказывает сопротивления волне. Можно сказать, что чайка дружит с морской стихией, не идя наперекор ей, но ловко обходя большие волны, лавирует между ними.

Точно так же серфер скользит по воде, стараясь не бороться с волной, а, подчиняясь ее движению, стремится ловко пройти под волной. Напротив, неопытный пловец, оказавшись в воде, начинает сопротивляться и, в результате, тонет. Точно так же и человек, не умеющий любить по-настоящему других людей, воспринимая их как своих врагов, в любой момент раздражается. Любое не понравившееся ему высказывание вызывает гнев. В результате вспыхивает ссора, которая, естественно, ни к чему хорошему не приводит.

Постоянно мучает обида, как с ней бороться

Обида, затаенная внутри человеческого сердца, еще более коварна – она поедает его, подобно червю, высасывающему все соки из организма. Постоянно уязвленный, загнанный в угол своими собственными предрассудками, человек уничтожает самого себя. Жизнь становится для него мучительна, действовать продуктивно в этом состоянии он не может. Результат – полная утрата творческой активности, адекватного видения окружающей действительности.

Святые отцы Церкви называют обиду скрытой формой гордости, злопамятства и гнева. По словам святителя Григория Богослова, обида, «если устремляется наружу, есть гнев, а если остается внутри и строит зло, есть злопамятство».

В основе обиды – неправильное устроение души: когда человек зацикливается на себе, своих переживаниях и чувствах, он теряет благоразумие, не может адекватно воспринимать окружающую действительность. Следствием этого является его еще большее падение: к обиде прибавляются гнев, печаль, уныние, злопамятство. Об этом говорит и святой Иоанн Златоуст: «…Обиды и унижения, соединенные с обидами, происходят не от злобы обижающих, но от слабости обижаемых»[1]. И далее он продолжает:

«Если бы мы были мудры, то могли бы и не обижаться и не чувствовать никаких оскорблений. Тебя обидел кто-нибудь, но ты не почувствовал обиды и не опечалился? Тогда ты не обижен: напротив, скорее, ты поразил, чем сам поражен.

Когда обидевший видит, что его удар не достигает до души оскорбляемых им, тогда сам он сильно терзается; и как обижаемые молчат, то удар обид сам собою обращается назад и поражает того, кем он послан»[2]

Есть прекрасные примеры борьбы с этой разъедающей язвой. Часто, находясь в транспорте, мы замечаем такую ситуацию: кто-то в толчее и суматохе толкнул другого человека, или наступил ему на ногу, или же бросил в сторону другого грубое слово. Если ответить на это тем же, то исход известен: разгорится скандал или драка, которые не приведут ни к чему хорошему. Ни та, ни другая сторона не обретет мира и, более того, ситуация и вовсе может выйти из-под контроля. Напротив, принесенное извинение, доброе слово погасит начинающие разгораться угли гнева.

Иногда возникший спор можно завершить шуткой, не задевающей обидчика, а иногда можно просто промолчать, не обращая внимания на обидное высказывание. Здесь важно чувство такта. Владеет этим чувством как раз человек незлобивый, говоря современным языком, открытый людям. Святой Иоанн Златоуст писал:

«…Ближний обидел и огорчил тебя, и сделал тебе множество зла? В этом случае ты сам не мсти ему, чтобы не оскорбить тебе своего Господа: предоставь Богу, и Он устроит дело гораздо лучше, нежели как тебе хочется. Тебе Он повелел только молиться за оскорбившего, а как поступить с ним, – это повелел предоставить Ему.

Сам ты никогда не отомстишь за себя так, как Он готов отомстить за тебя, если только Ему предоставишь это, – если не будешь молиться о наказании оскорбившего, но предашь суд в Его волю.

В самом деле, хотя бы мы и простили обидевшим, хотя бы примирились с ними, хотя бы молились за них, но, если они и сами не переменятся и не сделаются лучшими, Бог не простит им, не простит, впрочем, для их же пользы. Тебя Он похвалит и одобрит за любомудрие, а (врага) накажет, чтобы он не сделался худшим от твоего любомудрия»[3].

Иногда можно слышать такое высказывание: «Я не желаю зла своему обидчику, но испытываю боль, не могу с ней справиться». И кажется, что действительно обида – это причиненная несправедливым поступком душевная боль. Но это – самообман. Причиной этой боли является раздутое самолюбие. Обида, подобно жабе, раздувающейся до огромных размеров, лелеет собственное самолюбие, раздутое до космических масштабов.

Единственный способ борьбы – самоуничижить себя, избавиться от чувства собственного превосходства и значительности; увидеть, что вокруг тебя такие же люди, как и ты, со всеми недостатками, какие имеет и твоя душа.

Постоянно мучает обида, как с ней бороться
Обида – первый признак гордости.

Упражнение в любви

Святые отцы единодушно утверждают, что единственное средство победить в сердце чувство обиды – это самоукорение и покаянная молитва Господу Богу.

Для современного человека эти слова не совсем понятны. Что значит самоукорение, если я не виноват? Но самоукорение – не садомазохизм – это адекватный взгляд на себя со стороны. Это признание своих ошибок с желанием исправить их. Можно сказать, что вся наша жизнь – это научение в праведной, добродетельной жизни. Оно начинается в познания самого себя, которое предполагает признание того, что и другой человек такой же, как и ты, со всеми своими ошибками, падениями, взлетами. Такой подход уравнивает нас: мы все имеем недостатки и достоинства, но главная задача – не возносить себя до уровня Наполеона, не уподобляться раздутой до гигантских размеров жабе.

С обидой очень трудно бороться, и это требует определенного усилия со стороны души. Святые отцы обычно выделяют следующие этапы:

  • Молчание. Не выказать оскорбления вовне; при возмущении сердца – хранить уста.
  • Принимать все происходящее с нами как от руки Господа, как дело Его промысла о нашем спасении.

Второй пункт очень важен – ведь терпим мы не потому, что жизнь плохая и ничего хорошего в ней не предвидится. Такой подход, напротив, приводит к еще худшему греху – унынию. Мы терпим наносимые обиды, обстоятельства и тесноту как упражнение в любви. Мы доверяем себя Богу, ведущего нас к вечной жизни. И если будем адекватно воспринимать обиды, а не бросаться в гнев, то уподобимся той самой чайке, легко скользящей по волнам, и опытному серферу, сумевшему непринужденно и легко укрощать бушующую волну, идя не поперек нее, а вдоль.

Сила слова

В качестве заключения хотелось бы привести цитату из Древнего Патерика: «Некий старец сказал: если кто будет помнить об оскорбившем, или порицающем, или причиняющим вред ему, тот должен помнить о нем, как о враче, посланном от Христа, и должен считать его за благодетеля; а оскорбляться сим есть признак болящей души. Ибо если бы ты не был болен, то не страдал бы. Ты должен радоваться о таком брате, потому что чрез него узнаешь болезнь свою, должен молиться за него и принимать от него все, как целительное лекарство, посланное от Господа. Если же ты оскорбляешься против него, то с силою говоришь Христу: не хочу принимать врачеваний Твоих, а хочу гнить в ранах моих. Еще сказал: отметающих меня я не обвиняю, но называю благодетелями, и не отвергаю врача душ, приносящего лекарство бесчестия тщеславной душе»[4].


[1] Свт. Иоанн Златоуст. Слова. Слово 45:41 https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/vyborki/45

[2] Свт. Иоанн Златоуст. Слова. Слово 45:41 https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/vyborki/45

[3] Там же. Слово 45:229 https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/vyborki/45

[4] Древний Патерик. О терпении зла https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/drevnij-paterik/16

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.