Силуан Афонский

Житие святых

Избранник Божий Силуан Афонский известен всему православному миру как новый Боговидец и один из величайших подвижников нового времени. Преподобный Силуан происходил из русских крестьян, подвизался на Святой Горе. Прославлен в лике преподобных русских Святогорцев, Соборах Афонских преподобных и в Соборах Воронежских, Липецких и Тамбовских святых.

Силуан Афонский

По Промыслу Божьему он покинул родину до коронации Николая II. В России бурей пронеслись революция и гражданская война, образовался Советский Союз. На Афоне в это время в буре искушений возрастал духом русский монах. Никому не известный, необразованный крестьянин стал духовным ориентиром для последующих поколений христиан.

Биография

Семен Иванович Антонов родился в 1866 году в селе Шовском Тамбовской губернии. Родители будущего подвижника не были образованы, но обладали крепкой верой и благочестием. Силуан Афонский вспоминал своего отца, как необыкновенно кроткого и человека, и говорил, что хотел бы иметь такого старца. Иван Петрович всегда уповал на Бога, никогда не раздражался, не выходил из себя, хотя бы и случилась в доме беда. Иван Петрович никогда не укорял сына, лишь кротко указывал на ошибки. Уже умудренным афонским монахом Силуан Афонский сказал: “Я в меру своего отца не пришел”. 

В молодости Силуан Афонский отличался хорошим здоровьем, физической силой и выносливостью. Юноша помогал в крестьянских работах, работал на стройке со старшими братьями. 

В 19 лет Семен хотел уйти в монастырь, в Киево-Печерскую лавру.

Желание найти Бога родилось у благочестивого крестьянского парня еще в младенчестве, когда он случайно услышал, как книгоноша доказывал его глубоко верующему отцу, что Бога нет. Потрясенный ребенок решил, что обязательно найдет Бога.

Иван Петрович настоял, чтобы сын вначале прошел армейскую службу, и тот покорился отцовской воле. На время желание стать монахом как бы оставило его. Он очень много работал, гулял с девушками, выпивал, дрался. Скоро ему во сне привиделось, что он проглотил змею. От омерзения Семен содрогнулся и вскочил, услышав тихий женский голос: “Ты проглотил змею, и тебе противно, так и Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь”. Юноша неведомым образом понял, что удостоился посещения Пресвятой Богородицы.

Службу будущий старец проходил в Санкт-Петербурге. Именно во время солдатской службы у Семена зародилась мечта об Афоне: он посылал денежные переводы в святогорские монастыри, чтобы хоть таким образом стать ближе к монастырской жизни. 

Семен жил, как и все солдаты, и был далек от благочестия, но мысль о монашестве не покидала его. Друзья говорили о нем, что он телом в трактире, а умом на Афоне и на Страшном Суде. 

Силуан Афонский
Святой праведный Иоанн Кронштадский

Вместе с ротным командиром Семен ездил к Иоанну Кронштадтскому, но батюшку не застали. Семен оставил записку для о.Иоанна: “Батюшка, хочу пойти в монахи; помолитесь, чтобы мир меня не задержал”. Не прошло и недели, как он уехал на Афон, где поступил в русский Пантелеимоновский монастырь. Произошло это осенью 1892 года.

Необыкновенный послушник

Семен Антонов не искал среди монастырей и старцев, кто больше ему по душе. Поселившись в Руссике, как называют на Афоне Пантелеимонов монастырь, Силуан оставался в нем всю жизнь.

Семен нес послушание на мельнице. Жизнь его внешне не отличалась от жизни других послушников: долгие монастырские службы, послушания, молитвенное бдение в келье, чтение духовной литературы, частая исповедь и Причастие. Новоначальный послушник смирял себя во всем, ограничивал количество еды и сна; спал сидя на табуретке по 15 минут.

Еще будучи послушником, Силуан Афонский стяжал дар непрестанной молитвы, и его разговор с Богом продолжался всю жизнь. У Силуана Афонского не было старца, который помог бы справиться с искушениями и направить в духовной жизни. Он пережил множество бесовских нападок, война помыслов не прекращалась ни на минуту, бесы являлись ему воочию и непрестанно мучили.

Отчаявшись в своем спасении, послушник пережил чувство богооставленности, которое длилось около часа. В тот же день на вечерне, в церкви Илии Пророка, справа от церковных врат, где находится икона Спаса, Силуан увидел живого Господа Иисуса Христа.

Видение продолжалось до тех пор, пока послушник не изнемог. Состояние, в котором он пребывал, невозможно описать — он был объят Божественным светом и возведен духом в Горнее Царство. В своих трудах преподобный неоднократно повторял, что Бога он познал Духом Святым, и что душа, встретившись с Творцом, обязательно узнает своего Господа. 

Благодать, посетившая брата Симеона, была настолько сильна, что он постоянно ощущал пасхальную радость, все давалось очень легко — и службы, и общение с людьми. Спустя какое-то время он пережил второе посещение благодати, уже меньшей силы, действие которой постепенно ослабело. С тех пор все труды подвижника были направлены на то, чтобы возвратить утраченную благодать. 

Монашеские труды

Постриг в мантию над Симеоном был совершен в 1896 году. Он нес различные послушания — был монастырским экономом, заведовал мастерскими и продовольственным складом, а на склоне лет — торговой лавкой. Но внешняя сторона жизни ни в коей мере не передает, что переживал преподобный в сердце своем. 

Силуан Афонский

После ослабления действия благодати, Силуан Афонский стал вновь переживать бесовские нападения, видел бесов наяву, и очень смущался этим. Он решил посоветоваться со старцем Анатолием. Старец наставлял новоначального инока в молитве, а затем, не удержавшись, удивился его дарованию и духовному опыту. И преподобный Силуан начал новую борьбу — с помыслами гордости и тщеславия. Тот, кто хоть отчасти знаком с борьбой против помыслов, может представить себе, насколько ожесточенную борьбу вел подвижник. Несмотря на неопытность, монах Силуан имел мужественную душу, которая без страха встречала бесовские нападения. 

Так, укрепляясь посещениями благодати, Силуан Афонский постигал сердечную молитву сквозь бурю искушений. 

После пострига в схиму в 1911 году, Силуан Афонский написал Записки, который публиковал в 1952 году архимандрит Софроний Сахаров. Книга эта известна среди монашествующих, как “Новое Добротолюбие”.

Смерть подвижника

Силуан Афонский умер 24 сентября 1938 года, поболев перед этим неделю. На Афоне не спешат кого-либо прославлять до смерти, с трезвенным недоверием относясь к каждому человеку. Череп преподобного лежал в усыпальнице, как и прочие, и не привлекал к себе внимания. После того, как архимандрит Софроний опубликовал книгу о старце, она была переведена на французский и английский языки, и о афонском подвижнике узнало множество людей. Они прибывали на Афон, и спрашивали, где бы увидеть главу старца Силуана. Игумен Иустин приказал голову старца утопить, но монахи не выполнили это распоряжение, и прятали ее долгое время у себя. Спустя время игуменом стал один из прятавших честную главу и таким образом святыня была сохранена.

Силуан Афонский

У Бога много подвижников и святых, каждый может найти себе в лике святых друга по сердцу. Если кто-то ощутил особое влечение к старцу Силуану, то может почитать книгу архимандрита Софрония Сахарова “Старец Силуан Афонский”.. Для каждого христианина преподобный Силуан оставил духовное завещание на спасение души: “Через молитву Иисусову приходит в сердце благодать Святого Духа, призывание Божественного Имени Иисуса освящает всего человека, попаляя в нем страсти”.

Силуан Афонский

Оцените статью
( 5 оценок, среднее 5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.