Молитвенное правило

Православный словарь

Молитвословы со списками и последовательностями молитв – непременные атрибуты религиозного человека. Для человека, приступающего к практике молитвы, они могут стать ступенями духовного развития. Однако для некоторых молитвенные правила как предписанные порядки молитвы — вызов их свободе богообщения. А также камень преткновения в понимании христианских традиций.

История появления

Современные утренние и вечерние домашние молитвенные правила берут своё идейное начало с первых веков христианства. Для человека, желающего быть мыслями и сердцем с Богом, призыв апостола Павла к непрестанной молитве выглядит вполне понятным. Домашние молитвы были естественным продолжением общественных богослужений.

Утреннее и вечернее молитвенное правило, в том виде, в котором оно нам предлагается сейчас, сформировалось в XVIII веке.  По своей структуре основой для него стал суточный цикл богослужений в храме.

Необходимость и значение молитвы

В чём состоит духовная ценность молитвенного правила?  В первую очередь, в постоянстве и регулярности, который являются его непременным принципом. Известно, что главным условием установления полезного навыка является воспроизведение его снова и снова во время тренировки.

Об этом знают современные тренеры спортивных дисциплин, психологи, педагоги. Это же правило практикуется по отношению к духовным упражнениям у христианских аскетов.

Познавая особенности человеческой природы, христианские подвижники убедились, что не только молитвенное настроение рождает слова молитвы. Но и благоговейное произнесение слов молитвы рождает молитвенное настроение.


Итак, молитвенное правило – пример использования принципа повторения с вниманием изо дня в день. Для того чтобы обрести трезвый взгляд на своё внутреннее состояние и правильные отношения с Богом.


Даже стихотворение, лирическая песня или талантливое музыкальное произведение способны пробудить в душе важные, но трудно выразимые в простых словах чувства, успокоить, вдохновить на доброе. Утренние и вечерние молитвенные правила содержат в себе плоды духовной практики исихастов, отшельников, Отцов и Учителей Церкви.

Для современного человека всё большее и большее значение приобретает погружение своего ума и внимания в тексты, наполненные огнём веры и любви ко Творцу, целительной силой покаяния, трезвым взглядом на состояние своей души.  Это помогает обновить своё духовное состояние.

Итак, сами молитвенные тексты Святых Церкви пробуждают в холодных сердцах теплоту богообщения.

Соответствие критериям угодной Богу молитвы

Молитвенное правило может показаться излишне нарочитым, затянутым, формальным, может стать почвой для духовного лицемерия. Конечно, гордыня и тщеславие способно испортить любое доброе начинание. Но, по своей сути, современное нам утреннее и вечернее молитвенное правило соответствует евангельским критериям угодной Богу молитвы.

Господь предостерегает своих последователей от молитвы «напоказ». Если человек не красуется перед домашними или перед самим собой, то домашнее молитвенное правило вполне соответствует этому критерию богоугодной молитвы.

Выполняется и следующий евангельский критерий молитвы. Она немногословная, не распыляется в подробностях о разнообразных нуждах человека. Сосредотачивает на главном – на чувстве покаяния.

Обвинить человека, что он снова и снова просит Господа помиловать его и очистить от скверны греха, значит уподобиться людям, которые запрещают слепцам кричать Иисусу «Сыне Давидов, помилуй нас».

Интересно, что многие тексты молитв из утреннего и вечернего молитвенного правила взяты из Священного Писания (50 псалом, «Богородице Дево, радуйся…», молитва мытаря, Иисусова молитва, Господня молитва и др.). Некоторые из молитв — опыт откровения мира Небесного («Достойно есть», Трисвятое), некоторые рождены соборным опытом Церкви (Символ веры).

Это истинные духовные сокровища, которые глупо проносить мимо своего сердца.
В практике соблюдения молитвенного правила самая большая трудность — это соблюсти внутреннего внимания к словам молитвы. Случается, что христианин, теряя сосредоточенность, оставляет всё молитвенное правило, опасаясь, что невнимательной молитвой он оскорбляет Бога.

Святые отцы предостерегают от такой порочной практики, настаивают, чтобы человек продолжал регулярно молиться. Внимание и сосредоточенность со временем вернётся.

Пустой кувшин сохраняет запах мёда, даже если его уже вылили. Сердце человека сохраняет прикосновение Божественной благодати. Даже если человек только несколько мгновений, усилием воли возносил его к Богу.

Сохранить золотую середину, между разъедающим чувством вины (за несовершенную молитву) и потребностью в духовной работе над собой, продолжая совершать молитвенное правило — основной вызов молитвенного делания.

Современное понимание

Молитвенное правило не рутина и холодная формальность. Оно выверенное веками средство возвращения духовного трезвения и целостности. Домашняя молитва — способ погружения себя в мир предстояния перед Богом, пробуждения самого необходимого покаянного чувства. К тому же она — маркер и катализатор духовного состояния. Возможность соприкосновения с молитвенным опытом Святых Отцов прошлых веков. В наше время молитвенное правило можно дополнить любимыми молитвословиями.

Наверное, молитвенное правило, как и прочие средства духовной жизни и атрибуты религиозности легко превратить в формальность и лицемерие. В том случае, если форму предпочитать содержанию. Однако, для благоговейно приступающему к нему в тишине смирения, оно открывает мир святоотеческой мысли и покаяния. Являет нашему вниманию образы Священного.

прот. Андрей Ткачев о молитвенном правиле

Мы работаем на добровольных началах. Поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.