Соловецкий монастырь: остров духовности и испытаний

Церковь

Соловецкий монастырь, расположенный в Соловецком архипелаге, имеет славную и трагическую историю, а его имя известно фактически каждому человеку. Для современника он ассоциируется с ужасами лагерей для политзаключенных, кровавым пятном, лежащим на совсем недавнем прошлом двадцатого столетия. Здесь полегло бесчисленное множество безвинно пострадавших людей, среди которых – известные ученые, философы, писатели, а также представители духовенства: священники, монахи и обычные верующие люди, отказавшиеся отречься от Христа.

Соловецкий монастырь: остров духовности и испытаний

История монастыря: духовных дел благое начало

Суровая природа Соловков – его леса, каменистые берега, серое пасмурное небо – являются своеобразным памятником скорби по всем погибшим и убиенным. Но этот остров является также свидетелем славы, он – символ стойкости и мужества, высоких подвигов, бесчисленных чудес прославленных святых.

Главная святыня острова – Соловецкий монастырь. Его седые стены помнят времена глубокой древности, его прошлое – это история духовных взлетов и падений русского народа, иногда мечущегося из крайности в крайность в поисках высшего идеала и устроении земного царства, богоискательстве и богостроительстве, а также богоборчестве и отречении от веры.

Все видел на своем веку сей славный остров – взирает на паломников, прибывших в этот край, все повидавшая на своем веку древняя обитель. Ее история начинается с заселения этого места в середине XV века монахами-подвижниками (святыми Зосимой и Савватием), которые прибыли сюда в поисках уединения и, увидев суровую красоту острова, основали монашескую обитель.

Герман, который жил в Карелии, часто бывал с рыбаками-поморами на Соловках. Сначала он построил себе келью близ села Сороки возле реки Выг – там уже была построена часовня. Там же он встретился с Савватием, который сначала подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре, а затем – в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре.

Оба подвижника для иноческих подвигов решили выбрать Соловки – место уединенное, подходящее для пустынножительства своей отдаленностью от мирской суеты. Так, выбрав место у Сосновой губы, они соорудили крест и отстроили для себя кельи, пребывая в постоянной молитве и трудах («землю копающе мотыками и тем питахуся»).

Тяжелые условия труда и суровый климат вскоре сказались на здравии подвижников. Савватий, чувствуя, что его дни подходят к концу, вскоре снова переселяется на материк, к часовне в устье реки Выг, и там в 1435 году умирает, а Герман снова возвращается на остров, взяв с собой молодого монаха Зосиму, ищущему уединения для молитвенного подвига. Вместе они селятся в кельях, затем, по прошествии многих лет обитель умножается – у Германа и Зосимы появляются ученики, которые построили небольшую церковь Преображения Господня. Сюда же были вскоре перевезены мощи преподобного Савватия – для них была возведена небольшая часовенка.

В 1478 году преставился Зосима; его тело было погребено Германом в Преображенской церкви. Затем подошел черед и Герману, который по распоряжению игумена Арсения совершал поездку в Великий Новгород и скончался в монастыре в честь Рождества Пресвятой Богородицы, на реке Свирь, в деревне Хевроньино. После его кончины, при игумене Исайе, мощи его были перенесены в Соловецкий монастырь.

Вскоре монастырь, ранее принадлежавший Великому Новгороду, был подчинен Москве и начал активно отстраиваться и заселяться монахами-подвижниками. Огромная заслуга в строительстве монастыря принадлежала митрополиту Филиппу Колычеву, который будучи крупнейшим землевладельцем, отстроил в камне монастырь, что по тем временам считалось не просто крупным, а гигантским денежным вложением. В это время был возведен величественный храм – Спасо-Преображенский Собор, в который в 1566 году были перенесены мощи великих подвижников Зосимы и Савватия. Во время правления праведного митрополита были возведены новые монастырские корпуса, церковь Успения Божией Матери с роскошными палатами и просторной трапезной.

После трагической кончины праведного митрополита Филиппа, при игумене Иакове были отстроены мощные стены монастыря. За это время обитель прославилась многими славными подвижниками – молитвенниками земли русской, среди которых были отмечены: Елисей Сумский, Иоанн и Лонгин Яренгские, Вассиан и Иона Пертоминские, многострадальный митрополит Филипп Колычев, преподобные Елеазар и Иов, и многие другие.

Были и трагические моменты Соловецкого монастыря – так называемое Соловецкое сидение, когда монахи обители отказались подчиняться патриарху Никону, который по иронии судьбы был пострижеником этого самого монастыря. Восемь лет монастырь сопротивлялся, будучи осажденным царскими войскам, однако был сдан одним из насельников, впустившим войска в обитель.

Пережил Соловецкий монастырь и события Северной войны при императоре Петре Первом – в эти годы здесь проходила линия обороны. Во время Крымской войны, обитель выдержала натиск англо-французской эскадры, выступившей с моря.

В XIX столетии монастырь снискал себе известность и славу духовной обители, и сюда устремились тысячи паломников, которых было немало и раньше. В 1858 году монастырь посетил сам император Александр II.

Монастырь на протяжении веков разрастался: к началу XX столетия ему принадлежали уже шесть скитов и три пустыни; здесь же действовала школа для детей поморов, была основана метеостанция, собрана богатейшая библиотека. Удивительно, но монахами монастыря в теплицах ботанического сада и открытом грунте выращивались экзотические фрукты и растения, работала иконописная мастерская, типография. Было также открыто богословское училище.

Именно к этому времени обитель переживала пик своего развития, однако великие начинания, созданные трудами насельников монастыря и трудниками, были внезапно прерваны трагическими событиями – февральской и октябрьской революциями, которые резко изменили ее жизнь и прежний уклад. С этого времени начинается новая история обители – годы тяжелейших испытаний, мученичества и запустения.

Обитель в изгнании

Революция 1917 года и последовавшая за ней гражданская война тяжелым набатом прозвучали по всей стране: в руины обратились тысячи монастырей и храмов, подверглись небывалому расхищению усадьбы, дворцы, больницы, государственные учреждения. Орды пьяных матросов и почувствовавших свою безнаказанность преступников, вторгались в жилые дома, магазины, уничтожая, разоряя, убивая и насилуя невинных граждан. Повсюду слышались стенания и стон – жестокой и кровавой оказалась расплата за мечты построить Царство Божие на земле, до основания разрушив Христову Церковь.

Соловецкий монастырь: остров духовности и испытаний
Соловецкий монастырь. Вид со Святого озера.

Эта горькая участь не минула и Соловецкий монастырь, который был разграблен, осквернен  и превращен в седалище антихриста – концлагерь, кратко именуемый СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения). Это произошло в 1923 году, а в 1937 году, в разгар сталинских репрессий, он был переименован в СТОНСоловецкую тюрьму особого назначения.

Бывшая обитель наполнилась уже иными обитателями – людьми, которые став неугодными власти за свои убеждения, были обречены на медленную мучительную смерть. Здесь был фактически весь цвет интеллигенции – учителя, ученые, врачи, писатели и музыканты, историки и политические деятели. Особенно жестоко здесь обращались с духовенством, попавшим под каток бессмысленных и жесточайших гонений, зачастую ни за что: по оговору, нечаянно брошенному слову, неправильному мнению или просто по непролетарскому происхождению.

Тяжело пришлось всему духовному сословию, не говоря о монахах и просто верующих людях. Здесь, на Соловках, осужденный за антисоветскую пропаганду, будущий ученый Дмитрий Лихачев в нечеловеческих условиях, страдая от ежедневных издевательств и непосильного труда, напишет свои первые научные труды по филологии.

Особенно невыносимо в лагере приходилось людям бывшего дворянского сословия – с особым изуверством над ними издевались, заставляя работать на лесоповале и болотах. Молодых девушек подвергали еще и насилию, а за любое сопротивление наказывали жестоко и беспощадно – морили голодом, «выставляли на комарики» (пытка, во время которой человека полностью обнаженным оставляли на ночь на съедение комарам), специально заражали различными болезнями, пытали холодом.

Здесь же содержались и дети, а так называемые «политические» беспризорники, большинство из которых имели уголовный опыт, никак не перевоспитывались и продолжали жить по своим законам, отнимали еду у более слабых, устанавливая свои воровские законы и правила .

В некогда славной обители, знаменитой своими благочестивыми подвижниками, творилось немыслимое беззаконие:

«На месте, где пятьсот лет чувствовалось дыхание Всевышнего, теперь лилась кровь невинных, и дьявол, ликуя, плясал свою пляску смерти… Слово “Соловки” из символа светильника веры и подвижничества стало “Самым Страшным Словом России” – С.С.С.Р.»[1], – писал известный публицист и заключенный лагеря Борис Солоневич.

Но ни жесточайшие пытки, ни издевательства не сломили духа соловчан. В это страшное время гонений на Церковь произошло еще одно знаменательное событие – в 1926 году был организован так называемый Соловецкий собор епископов. Это было условное название специального церковного органа, своеобразное название Церкви в изгнании. На этом соборе избиралось руководство – его первыми представителями стали архиепископы Евгений Зернов, Петр (Зверев) Воронежский, Иларион Троицкий.

Собором был составлен документ, обращенный к Советскому правительству с просьбой легализовать церковное управление без вмешательства светских властей. В документе, в частности, говорилось следующее: «Церковь признает бытие духовного начала, коммунизм его отрицает. Церковь верит в Живого Бога, Творца мира, Руководителя его жизни и судеб, коммунизм не допускает Его существования, признает самопроизвольность бытия мира и отсутствие разумных конечных причин в его истории. Церковь полагает цель человеческой жизни в небесном призвании духа и не перестает напоминать верующим об их небесном Отечестве, хотя бы жила в условиях наивысшего развития материальной культуры и всеобщего благосостояния, коммунизм не желает знать для человека никаких других целей, кроме земного благоденствия»[2].

В 1939 году СТОН прекратила свое существование – началась Финская война, а затем Великая Отечественная война. С 1942 по 1945 годы на Соловках была организована школа военных юнг, а в послевоенное время на этом месте был создан музей-заповедник. В 1974 году сюда же отправился первый студенческий стройотряд Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Возвращение. Вторая жизнь обители

Новые веяния в истории Соловецкого монастыря начинаются в период перестройки – в 1988 году здесь создается первый церковный приход, а годом позже открывается первый возрожденный храм: часовня Святителя Филиппа.

Полное возрождение монастыря начинается с 1990 года, когда Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви было определено:

«Возродить монашескую жизнь в Соловецком Зосимо-Савватиевском ставропигиальном мужском монастыре, и исполняющим обязанности наместника монастыря назначить игумена Германа (Чеботаря)».

Эта дата и считается днем возобновления Соловецкой обители, ее возрождения.

В настоящее время, за тридцать лет с момента открытия святой обители, были проведены сложнейшие работы по разысканию святых мощей – были найдены могилы Германа и Савватия, надгробие архиепископа Маркелла. Также были заново отреставрированы и воссозданы древние храмы и скиты, построены новые корпуса. Монашеская обитель, возродившись, принесла свои достойные плоды: здесь были основаны издательство и библиотека, действуют воскресные школы для детей и взрослых, для местных жителей открыта музыкальная школа.

Соловецкий монастырь: остров духовности и испытаний

Сегодня монастырь принимает огромное количество паломников, туристов из разных стран мира.

Жемчужиной архитектурного ансамбля является Спасо-Преображенский Собор, сюда же входят и другие храмы, жилые постройки, хозяйственные строения. Суровой красотой и благодатной тишиной наполнен воздух Соловков – величественное здание Собора, его могучие монастырские стены не оставляют равнодушным всех, кто приезжает сюда с экскурсией или в качестве паломника. Обитель снова распахнула свои двери страждущим, гостеприимно принимая каждого под свой покров.


[1] Солоневич Б. Л. Тайна Соловков: Роман из жизни русской молодежи в СССР. 2-е изд., дополненное. Брюссель,1942. с. 15.

[2] https://drevo-info.ru/articles/25710.html

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 1 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.