Христианское отношение к богатству и бедности

Человек

Тема имущественных отношений в христианстве в наши дни – одна из самых популярных. Это связано, увы, не только с существующей экономической ситуацией, которая является на самом деле не такой катастрофический, а с самой постановкой вопроса: должен ли христианин быть богатым? Не является ли его благосостояние грехом?

Все ли бедные спасутся?

Очень часто новоначальные прибегают к известному евангельскому отрывку, где повествуется о беседе Иисуса Христа с богатым юношей. Всем знакомы слова Спасителя: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19.24). На основании этих слов, вырванных из контекста, часто делаются выводы о принципиальной несовместимости христианства и богатства. Однако речь здесь идет не о том, чтобы юноша стал бедным в одночасье, а о том, что при соблюдении всех перечисленных добродетелей его вера была неглубока, и для этого нужно было сделать решительный шаг – преодолеть привязанность к миру, отдав себя на попечение Богу.

Этого-то юноша и боялся: последовать за Христом, оставив все, как это сделали ученики, внезапно вырванные из своей обычной жизни, но нисколько не жалеющие о своем выборе, поскольку целью их странствия было стяжать Царство небесное, по сравнению с которым, все богатства мира ничтожны.

Большинство людей обычно с осуждением относятся к достатку христианина, часто и подолгу обсуждая его внешний вид, имущество, заработную плату. Но на самом деле вопросы о том, что беден человек или богат, и кто из них спасется – не является краеугольным камнем христианства. Но, вместе с тем, в протестантской этике, например, бедность является пороком, бедняк – это тот, кто наказан Господом за свои прегрешения или же за прегрешения своих родителей, близких или дальних родственников. В основе этой установки лежит учение о предопределении, согласно которому Господь уже здесь, на земле, предопределил судьбу каждого человека, его материальное благосостояние.

Православное учение о бедности и богатстве: опыт Святых Отцов

В Православном богословии учение о предопределении отвергается, считаясь ложным, так как отвергает свободу человека, и учит неверно о Боге как строгом Судье. Однако Всемилостивый Господь желает не осуждения, а человеческого спасения. Цель жизни христианина – обожение во Христе, соединение с Богом. Условием этого является борьба с грехом.

«Не слава, богатство и мирская высокость поможет нам в страшный день суда, а только исполнение заповедей. Умоляю, облегчи поскорее тяготящую их скорбь и несчастие, помня Спасителя»[1], – пишет свт. Иоанн Златоуст.

Поэтому не само богатство или бедность портит человека, а правильное или неправильное отношение к нему. Излишняя привязанность к материальным вещам не дает человеку счастья – она сковывает его душу, отдаляет от Бога. Иной раз Господь не дает богатства, побуждая человека к духовной жизни, или же к честному плодотворному труду.

Если человек неправедно пользуется богатством, обладая подобно Плюшкину, всесжигающей жаждой накопительства, или же приобретает богатство с помощью грабежа, сомнительных махинаций, то Господь может лишить его накопленных средств, но может эти средства и оставить, если человек пожелает исправиться. Возможно, что и человек, не желая исправляться, будет по-прежнему грешить, пребывая в прежнем состоянии. Да, здесь он будет владеть богатством по своей воле до самой смерти, и в дальнейшем его участь будет решаться на Страшном Суде.

В целом, в благосостоянии человека, при правильном устроении души нет ничего греховного: об этом свидетельствует Священное Писание. Богатством награждает Господь многих праведников, царей и пророков: можно вспомнить праведного и премудрого Соломона или многострадального Иова, за свою верность Богу получившего еще большее богатство после тяжелых испытаний и утрат. Богатство может быть и даром человеку за его самоотверженный и упорный труд: «От ленивых рук – разорение, а от прилежных – богатство» (Притч. 10: 4).

Итак, богатыми, равно как и бедными, могут быть совершенно разные люди: и праведные, и неправедные, трудолюбивые и пребывающими в праздности. Проблема здесь состоит не в наличии или отсутствии собственности, но в разумном, умелом управлении ею, а также в том состоянии души, которое служит человеку либо во спасение, либо на погибель.

Так, есть богатые люди, использующие свой достаток во благо себе и другим людям, есть бедные, которые по-разному относятся к своей бедности: кто-то с ропотом, усугубляя свое положение, хуля Бога, а кто-то с благодарностью и терпением, благодаря Спасителя за посланные ему испытания. 

Если не впадать ни в ту, ни в другую крайность, то можно сказать, что разумно и полезно для современного христианина, живущего в миру, иметь определенный достаток, но при этом не впадая в крайнюю роскошь или нищету. В таком положении человек может и ближним помогать, и свою семью обеспечить, дать возможность детям получить образование, устроиться на работу и т.п.

«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного», – говорит Апостол Павел (1 Тим. 5: 8). 

Иное дело монашество – там монах отказывается от собственности, посвящая свою жизнь Богу, отказываясь от мира. Его преимущество состоит в том, чтобы не печься о земном, и монашеская жизнь ему дает возможность, не беспокоясь о земном, думать о небесном. «Возлюбив общение и совокупную жизнь, возвращаются они [монахи-киновиты] к тому, что по самой природе хорошо. Ибо то общение жизни называю совершеннейшим, из которого исключена собственность имущества, изгнана противоположность расположений, в котором с корнем истреблены всякое смятение, споры и ссоры, все же общее, и души, и расположения, и телесные силы, и что нужно к питанию тела и на служение ему, в котором один общий Бог, одна общая купля благочестия, общее спасение, общие подвиги, общие труды, общие венцы, в котором многие составляют одного и каждый не один, но в ряду многих»[2], – пишет свт. Василий Великий.

Христианские «социализм» и равенство: понятие общности имущества

Богатство, равно как и бедность – не добродетель, не порок. Благоразумно распорядившийся своим богатством человек ничуть не хуже бедняка. И, наоборот, имеющий в чем -либо недостаток, может возгордиться своим несчастным положением, хуля и понося богатых и удачливых людей. В этом отношении очень поучителен роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», где не нищета явилась причиной бунта Раскольникова, как это полагали революционные демократы, в частности В. Г. Белинский, а его гордость и презрение к людям.

Христианское отношение к богатству и бедности

В миру человек ведет более рассеянную жизнь, которая зачастую создает препятствия для духовной жизни, которую в полной мере ведет монах. Но труды мирского человека, его приобретения, не проходят даром. Напротив, заработанные средства могут быть направлены на помощь ближним: это и дела благотворительности, и помощь в поиске работы, и просто бескорыстные дары и милостыня нищим, инвалидам и пенсионерам, а также элементарная забота и попечение о пожилых родителях, детях, родных и близких, друзей и просто чужих людей, которые нуждаются в средствах пропитания, лекарствах, одежде, жилье.

Об этом очень хорошо и понятно пишет свт. Иустин Попович в своей работе «Философские бездны». Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу не столько из-за нищеты, сколько из принципа, чтобы показать свое превосходство над всем человеческим родом: он идет на преступление, желая убить свою совесть, преступить черту, бросая вызов Богу. Но затем все же наш герой раскаивается, говоря, что он не старуху убил, а себя самого.

Другой герой романа «Братья Карамазовы», Иван Карамазов возвращает, как он говорит, «билет Богу», потому что ему жалко бедных, обездоленных детей. Но на самом деле перед нами тот же бунт: «я не приемлю мира, созданного Богом», – говорит Иван, считая Господа источником зла, себя же ставя судией над миром. Несчастные дети, о котрых якобы печется Иван, являются только предлогом для этого бунта. Примечательно, что имея средства, он нисколько не стремиться оказать ни денежную, ни духовную помощь: ни обездоленным детям, ни своим ближним. Он бесчувственен к людям. Примерно также бесчувственны были те, кто во имя блага всех людей и их счастливой жизни громили церкви, убивали священников, грабили храмы, врывались в дома состоятельных людей, уничтожая нажитое трудом имущество, расхищая его, и, при этом, оправдывая свои деяния во имя равенства, братства и свободы.

Однако эта свобода, братство, равенство присутствовало в первых христианских общинах, которые творили дела милосердия без грабежа и убийства: каждый член общины давал свою лепту на содержание бедных вдов, сирот, стариков.

Также и сейчас, в наше время, по отношению к христианам, живущим достаточно зажиточно, слышны упреки, которые беспочвенны и бесполезны – ведь человек, не зная положения, уже заочно осудил другого за то, что у того квартира или дача, хорошая машина и добротная одежда. При этом осуждающий, считая себя в чем-то обделенным, может и не знать, куда уходят средства, как человек расходует их, кому он помогает.

Конечно, вреден переизбыток благ, равно как и их недостаток, ставящий человека на грань выживания. Об этом очень хорошо говорят Святые Отцы Церкви. Так, например свт. Иоанн Златоуст говорит следующее об устройстве христианских общин: «и великая благодать была на всех их, потому что благодать – в том, что никто не был беден, то есть, от великого усердия дающих никто не был в бедности. Не часть одну они давали, а другую оставляли у себя; и (отдавая) все, не (считали) за свое. Они изгнали из среды себя неравенство и жили в большом изобилии; притом делали это с великою честью. Так они не смели отдавать в руки (апостолов) и не с надменностью отдавали, но приносили к ногам их и предоставляли им быть распорядителями и делали их господами, так что издержки делались уже как из общего (имения), а не как из своего. Это предохраняло их и от тщеславия»[3].

Итак, принцип равенства в христианской общине помогает распределять средства так, чтобы нуждающиеся могли получить помощь, которую оказывают более состоятельные люди. Этот же принцип помощи ближнему должен соблюдаться и в обыденной жизни, но, конечно же, разумно и не во вред другому. И самому себе. Можно сказать, что умеренный достаток, правильное использование полученных средств, трезвое отношение к труду и собственности дают возможность человеку и обеспечить себя, чтобы не нуждаться, и развиваться духовно, помня о своем высшем предназначении:

«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48.).


[1] Иоанн Златоуст, свт. Письмо свт. Иоанна Златоуста к Евдокии https://predanie.ru/book/219870-ioann-zlatoust-o-bogatstve-i-bednosti-dengah-i-sobstvennosti/#/toc262

[2] Василий Великий, свт. Подвижнические уставы подвизающимся в общежительстве и отшельничестве https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/ustavy_podvizhn/18

[3] Иоан Златоуст, свт. Творения святого Отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/vyborki/11

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.