Я – православная, он – мусульманин, мы планируем свадьбу. Как поступить, чтобы не согрешить

Другое

В последние десятилетия на территории России происходят существенные изменения не только в экономической, но и духовной жизни. Меняется не только этнический состав населения, но и религиозная картина.

Я – православная, он – мусульманин, мы планируем свадьбу. Как поступить, чтобы не согрешить

Немного статистики

Несмотря на то, что православие является самой распространенной религией, крещеными себя назвали по статистике 66% взрослого населения; людей, постоянно посещающих храм и участвующих в жизни Церкви, – гораздо меньше (около 10%). На втором месте после православия находятся неверующие – их число достигает 14%, на третьем месте – представители ислама – их 10%, и колеблющиеся между верой и неверием находятся на четвертом месте, их приблизительно 6%.

В последние годы представителей исламской религии становится все больше, распространенным становится переход в иную веру, который происходит в большинстве случаев по причине межэтнических браков. В связи с этим, весьма актуальным является вопрос – как поступить женщине, исповедующей христианство, но планирующей выйти замуж за представителя ислама? Как сохранить свою веру? Насколько это возможно? Можно ли попытаться «договориться» с будущим супругом, что он ходит в мечеть, а она – в храм, и следует ли по настоянию будущего супруга и его родственников принимать иную веру? Не менее важный вопрос: как вести себя в исламской семье? Как наладить отношения с представителями иной конфессии, и будут ли они плодотворны, если муж и жена разной веры?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, следует сначала разобраться в сходстве и различии этих двух, на первый взгляд близких религиозных учений, чтобы понять особенности супружеских взаимоотношений в христианстве и исламе.

Все ли религии равны и все ли равно, как верить?

Как известно, наше время характеризуется своеобразным синкретизмом, проявляющимся в смешении различных традиций – национальных, культурных и, конечно же, религиозных. Однако очень часто из уст людей можно слышать такие выражения: «Какая разница, как верить? Ведь Бог един», «Все религии равны, каждая вера имеет право существовать в общественном пространстве», «Нужно быть толерантным к различным религиозным учениям: все они говорят об истине».

В этих выражениях есть определенное рациональное зерно: уважительное отношение к религиозному выбору человека, но здесь же присутствует достаточно грубая ошибка, состоящая в том, что все религии учат об одном и том же, и различия заключаются в лишь каких-то несущественных особенностях обрядового характера. Данное заблуждение чаще всего возникает при сравнении авраамических религий: иудаизма, христианства, мусульманства, где очень много можно найти перекличек с Ветхим Заветом. Человеку, воспитанному в атеистическом обществе, из всех вышеперечисленных религий наиболее проще понять ислам, поскольку в нем все как бы унифицировано, все достаточно ясно и просто. Но эта простота только кажущаяся. Более углубленное изучение этой религии показывает, что обыденное представление об исламе отличается от того, что исповедуют его последователи.  

Популярность ислама объяснима. В последние годы с ростом миграции во многих городах открываются исламские духовные организации, организуются общины, строятся мечети, школы, культурные центры, большое распространение получают исламские кафе, магазины и т. п. Ислам становится популярен в среде молодежи – представителей данной религии можно встретить практически везде – в учебных заведениях, метро, торговых центрах, рынках. На книжных полках магазинов появляется все больше книг, посвященных данной религии. Согласно статистическим данным, наряду с православием, второе место среди населения Европы и Америки занимает ислам. На первом месте – атеизм. Все чаще можно видеть супружеские пары в соответствующей одежде, и очень примечателен факт, что в хиджабы все чаще облачаются европейские женщины, что говорит о росте межэтнических браков.

Для многих девушек, проживающих на территории России, такой брак является привлекательным, благодаря сложившемуся мнению, что в мусульманской семье женщина не чувствует себя одинокой: муж-мусульманин берет обязанности по ее содержанию и воспитанию детей, а в случае неудачи у женщины есть возможность развода. Да и мужчины-мусульмане не пьют, так как им запрещено пить вино, с женщинами очень обходительны, умеют красиво ухаживать, дарят подарки, всячески опекают свою вторую половину. А что касается религии – то какая разница, как верить? Лишь бы жизнь сложилась более или менее удачно, чтобы было крепкое мужское плечо, на которое можно опереться.

Но годы, как известно, идут, а мужа все нет и нет: да и русские мужчины, как правило, избалованы в семье, инфантильны, склонны к страсти винопития и не проявляют в большинстве своем стремления завести семью, предлагая, в основном, сожительство, не желая брать на себя какие-либо обязанности и ответственность. И подумав, поразмыслив, женщина делает решительный шаг в неизвестность – была не была, а все же будут семья, дети, дом очаг. Но увы, не все так радужно в нашем многострадальном мире, и часто такие браки быстро распадаются при самых драматических и трагических обстоятельствах.

Особенно тяжело в такой ситуации женщине: она отрывается от привычного круга, разрывает связи с родственниками и друзьями, замыкается в себе, находясь под непрестанным надзором членов исламской общины, родственников мужа, его друзей. Казалось бы, такие браки должны вести к согласию супругов, но, но на самом деле, напротив, они порождают множество проблем и, как показывает статистика, крайне редко бывают счастливыми.

Однако часто люди относятся легкомысленно к перемене религии, полагая, что «любовь все преодолеет», «Бог един», что и в исламе, и христианстве больше сходства, чем различия, да и главное – чтобы «Бог был в душе».

Если рассматривать ислам и христианство поверхностно, то можно действительно увидеть много общего: и та, и другая религия говорит о Едином Боге, Сотворении мира, Страшном Суде, упоминаются часто общие пророки, в числе которых – Иисус Христос. Так в чем же разница? Исключительно в некоторых обрядах, особенностях культа, культурном колорите? 

Я – православная, он – мусульманин, мы планируем свадьбу. Как поступить, чтобы не согрешить

Так думает большинство обывателей, не зная, что есть существенное различие между Исой-пророком и Иисусом Христом Сыном Божиим, Истинным Богочеловеком, что в христианстве исповедуется Бог-Троица Единосущная и Нераздельная, а в Исламе этого учения нет, что тот же Страшный Суд понимается по-разному, и связано это как раз с самыми важными – догматическими различиями. Но, воспринимая догматику как нечто ненужное и пустое для жизни, следуя своим заблуждениям, современный человек, воспринимает религию на уровне чувств, каких-то смутных фантазий, как поется в песне известного музыканта Ляписа Трубецкого: «Я верю в Иисуса Христа, я верю в Гаутаму Будду, я верю в пророка Мохаммеда, я верю в Кришну, я верю в Гаруду»[1]

Такая позиция порождает поверхностное отношение не только к области религии, но и в целом к жизни, что впоследствии приводит к печальным последствиям.

Брак – это не только чувства

Еще одно заблуждение современного человека состоит в том, что любовь воспринимается им на уровне чувств, эмоций, а основной движущей силой такой «любви» является половое влечение. Конечно же, чувства играют роль, но настоящая любовь ими не ограничивается. Брак подразумевает еще и взаимопонимание друг друга, некую синергию, совместную работу над собой, внутреннее сродство. Возможно ли оно в межрелигиозном браке? Вряд ли. Если говорить о христианстве, то православные и католики еще могли до недавнего времени[2] как-то между собой сосуществовать, с протестантами разногласий уже гораздо больше. Но все же, с большим скрипом, даже в традиционных христианских конфессиях можно найти некоторые точки соприкосновения, однако риск распада такой семьи весьма высок.

Если говорить о браке христианки и мусульманина, то такой «паритет» в принципе невозможен. Во-первых, женщина в исламе всегда занимает не просто подчиненное положение – женщина фактически мало чем отличается от животного. Она не попадает в рай, она не заслуживает любви. В Коране сказано, что «Бог возвысил мужчин по их существу над женщинами, а кроме того мужья выплачивают брачное приданое… Браните их, запугивайте, когда не слушаются… бейте их. Если же жены послушны, то будьте к ним снисходительны» (Коран 4,38; 4, 34).

Согласно нормам шариата, «женщина обязана внимать своему супругу и оказывать ему полное послушание, за исключением тех случаев, когда он требует запрещенное исламом».

Во-вторых, закрепленное в исламском праве превосходство касается не только каких-то бытовых ситуаций, но и самого главного – веры. Неверующая женщина должна принять ислам. Это касается и крещеной в невесты христианки – выходя замуж за мусульманина, она однозначно и бесповоротно должна отказаться от своей прежней веры и перейти в ислам.

Чтобы выйти замуж за мусульманина, она должна совершить никах, произнося при этом шахаду: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Его». Иными словами, перед свадьбой она должна отречься от Христа навсегда и бесповоротно. Пути обратного у невесты не будет – если жена пожелает вернуться к вере Христовой, то по законам шариата ее переход карается смертью. Даже если она сохранит веру тайно, то, согласно исламскому праву, муж-мусульманин обязан принудить ее к принятию ислама, хорошенько побив. Вышедшая за мусульманина девушка должна воспитывать родившихся в таком браке детей исключительно в исламе. Муж, если пожелает, может вовсе забрать у нее детей, может просто запретить их видеть, передав их на попечение своей семье.

В-третьих, исламский брак имеет свои специфические особенности совместной супружеской жизни. Женщина, входя в дом мужа, не имеет права отлучаться из него без его согласия. Ее будни и праздники протекают в доме, в общении с родственниками супруга, в строгом подчинении мужу. Ни о какой культурной жизни, учебе, самостоятельном путешествии речи быть не может. Иногда, по согласию супруга, женщина может навестить родных и близких, но зависит это не от нее, а от желания супруга и членов его семьи: есть настроение – разрешил, нет настроения – оставайся дома. Жена не имеет права отказаться от супружеской близости, если это не оговорено в специально составленном договоре, супруг же может изменять своей второй половине направо и налево, не требуя какого-либо согласия благоверной.

Я – православная, он – мусульманин, мы планируем свадьбу. Как поступить, чтобы не согрешить

В исламе разрешено многоженство, по своему желанию супруг может легко и непринужденно развестись со своей женой, произнеся единственную фразу: «Ты отлучена» или «Соединись с родом». Дети при этом остаются в семье супруга и воспитываются там без участия жены. Если же желание развестись возникнет у жены, то осуществить ей это предприятие будет трудно и порой очень рискованно: такой развод по заявлению супруги осуществляется исключительно через суд при условии невыполнения мужем супружеского долга, физических недостатков, отказа содержать жену, выделять ей средства на существование. Если же жена пожелает вдруг вернуться к своему «бывшему», то согласно Корану, «если же он дал развод ей, то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними, что они вернутся» (Коран 2.230). Таким образом, жене необходимо дважды выйти замуж и дважды развестись.

Итак, мы видим, что свободолюбию супруги в исламе места нет и быть не может, равно как и жертвенной любви, предполагающей взаимоуважение и равенство полов. Причина этого – в сущности самой религии, в ее догматическом учении. При внешнем сходстве, ислам кардинально отличается от христианства: как было упомянуто выше, в исламе нет учения о Боге-Троице, Сыне Божием – Спасителе мира, нет учения о богочеловечестве Христа, об абсолютном благе Бога.

Бог мусульман (Аллах) является подателем добра и зла, о чем свидетельствуют слова Корана: «вводит в заблуждение Аллах, кого захочет, и ведет прямым путем, кого захочет» (Коран.74, 34). Аллах совершенно произвольно наказывает, обманывает, проявляя по отношению к человеку жестокость и коварство (Коран 17.58, Коран 10.107). Здесь нет места милосердию и любви: от человека требуется покорность, отсюда и само название религии «ислам». Согласно Корану, с иноверцами нужно поступать решительно: либо они принимают ислам, либо нет. С представителями иной веры следует вести священную войну по принципу «те, кто не с нами, те против нас» (Коран 2.193).

Исламский Бог не дает свободы человеку – он все уже заранее предопределяет: кто предопределен к спасению и жизни в раю, а кто к погибели в аду (Коран 33.38). В христианстве человек свободен – созданный по Образу и подобию Божию, человек может быть с Богом или же не быть, все зависит от его воли.

Если говорить об аскетике, то христианство учит человека борьбе с собственными страстями, преграждающими путь к Богу, препятствующими обожению во Христе и спасению. В исламе, напротив, потакается убийство, блуд, обман и иные телесные и душевные страсти. По отношению к жене не соблюдается верность, напротив, приветствуется сожительство. К ним нет ни уважения, ни снисхождения – с ними можно делать все, что угодно.

Можно долго говорить о различиях в вере, обрядах, учении о рае и аде, соблюдении молитвенного правила. Главное же отличие в том, в христианстве человек есть образ и подобие Божие – таким его создал Господь – по образу Своему. В исламе человек не сотворен по образу Бога, он сотворен по собственному виду (Коран 64:3; 82:6–8). Аллах не желает спасения людям: «Если бы Нам было угодно, то мы наставили бы на прямой путь каждого человека, однако стало истиной Мое слово: непременно Я наполню ад джиннами и людьми – всеми вместе!» (Коран. 32:13). Напротив, в христианстве, целью Господа Нашего Иисуса Христа является спасение всего человечества.

Можно приводить множество сравнений, но даже при этих, самых существенных различиях, мы видим, насколько далеки ислам и христианство друг от друга – знак равенства поставить между ними невозможно. А это значит, что в реальной жизни брак с представителем религии ислама не сможет принести супругам желаемого счастья по той простой причине, что нет единства взглядов, той общности духовной, которая скрепляет узы мужа и жены. Здесь просто не на чем построить отношения, и даже сильная привязанность друг к другу и симпатия не поможет решить возникшие проблемы. 

Выход есть

У христианки есть одна возможность в данной ситуации: открыть возлюбленному свет Христовой истины и предложить ему подумать, что для него важнее в жизни: жить в истине или во лжи. Если супруг не согласится, и его сердце откажется принять учение Христа-Спасителя, то следует от брака воздержаться. Бывают случаи, когда премудрость православной женщины, ее тактичность, понимание и, вместе с тем, духовный стержень рождает в будущем супруге живительное чувство истинной любви.

Открыв пред будущим супругом свет Христовой истины, такая женщина не будет отступать от веры, а видя отклик в сердце своего избранника, тактично, терпеливо станет просвещать его, открыв пред ним сокровища Христовой веры. Приняв учение Спасителя, возлюбленный жених войдет в открытые врата Христовой Церкви, прильнув к нетленному источнику Божественной любви. Супружеская жизнь таких людей наполнится глубоким смыслом. Конечно, путь к ней будет сложен и тернист, но он впоследствии преподнесет прекрасные плоды совместного труда, молитвы и терпения.

Увы, но крайне редко происходит в наши дни такое чудо. Обычно женщина, спеша, пытается быстрее выйти замуж, не разобравшись толком ни в себе самой, ни в будущем супруге. Впоследствии, оставшись в одиночестве, фактически на улице, она поймет весь ужас свершенного предательства Христа. Но годы улетели, убежали, нет ни детей, ни дома, – лишь чувство одиночества и горечь от перенесенных потрясений и обид.

Я – православная, он – мусульманин, мы планируем свадьбу. Как поступить, чтобы не согрешить

Поэтому, всегда перед замужеством необходимо не спешить, а посоветоваться с духовником, родителями, близкими, весьма критично, осторожно относясь к красивым фразам, широким жестам и пылким клятвам будущего жениха.

Восточный колорит прекрасен в сказке, но в жизни все иначе: ухаживания, уговоры, цветы, подарки, конечно же, приятны сердцу, но нужно понимать, что после свадьбы откроется иная жизнь – реальная, далекая от романтических мечтаний. Слова священника, родных и близких порой играют роль лекарства для будущей невесты, дают возможность влюбленной девушке внимательнее приглядеться к ситуации, понять, что хочет ее будущий супруг. И если любит он действительно той искренней любовью, которая переворачивает горы и останавливает бурные потоки рек, то примет просьбу девушки принять Христа-Спасителя всем сердцем и душой, увидев в Нем источник жизни вечной. Тогда и будущая жизнь откроет верным и отважным Христовым чадам свои неведомые горизонты достойной, радостной и светлой жизни.


[1] Ляпис Трубецкой. Я верю https://pesni.guru/text/%D0%BB%D1%8F%D0%BF%D0%B8%D1%81-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%8F-%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8E?ysclid=lswwxnu1ln395781855

[2] До недавнего признания католической церковью однополых браков.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.