Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Седмица 1-я первая Великого поста
Седмица первая Великого поста
Показать все

Прощеное воскресенье. Воспоминание Адамова изгнания

Последний день сырной седмицы называется «Прощеное воскресенье». Праздник имеет и другое название – Воспоминание Адамова изгнания. В самый последний день подготовки к самому строгому посту вспоминается изгнание Адама из рая. И это неслучайно.

Адамово изгнание

Святой праотец Адам, как известно, из Священного Писания был изгнан из рая вместе со своей супругой Евой. Это произошло вследствие грехопадения. Бог по сотворении мира и человека разрешил ему есть любые плоды деревьев, растущих в Эдеме, кроме плодов одного дерева – Познания добра и зла.

изгнание Адама и Евы из рая каринки

Это была первая заповедь Господня, данная первому человеку, о посте. Человек должен был воздерживаться от вкушения плодов от этого дерева. Но всего лишь одна заповедь показалась человеку слишком трудной. Он нарушил ее по совету лукавого. После этого он не раскаялся, а свалил свою вину на жену, сказав, что она дала ему запретный плод. То же самое сделала и Ева.

Тогда в наказание и произошло изгнание первого человека из рая. Адам, который вкусил райской сладости, любви Божией, был разом лишен и того, и другого. Тогда, по преданию, он сел напротив Эдема, который стерег Архангел, и стал горько плакать. Больше он ничего не смог делать. При этом он вздыхал: «увы мне, раю, мой раю!»

Потом ему надо было кормить свою семью, но он продолжал плакать между делом. Говорят, что он, растирая руками зерна, орошал их обильными слезами так, что получалось тесто. Из него он выпекал хлеб.

Это событие вспоминается накануне Великого поста для того, чтобы мы, подражая первому человеку, плакали о своих грехах и вспоминали райское блаженство. Ведь попасть в Царство Небесное можно только через покаяние.

Прощеное воскресенье

Но плакать и каяться мало, чтобы попасть в рай. В Евангелии сказано, что если ты идешь к судье и вспомнишь, что твой брат имеет на тебя обиду, то вернись и помирись сначала с братом твоим. Понятно, что эти слова имеют переносный смысл. Если ты надеешься получить от Бога прощение грехов, то сначала должен примириться с теми, с кем находишься в ссоре, кто тебя обидел, или ты их обидел.

«Прощайте, и прощено будет вам», — эти слова из Евангелия говорят о том, что если мы не простим обидчикам, то и Господь может не простить нам согрешения наши. Обязательно условие прощения грехов дано в молитве Господней: «остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим».

монах около пещеры великий пост

И вообще, как можно молиться с чистым сердцем, если знаешь, что кто-то обижен на тебя, или сам имеешь на кого-то обиду?! Митрополит Антоний Сурожский рассказывал, как он был обижен на одного человека. Тогда его духовник посоветовал ему: когда будешь читать молитву «Отче наш», говори: «остави нам долги наши, но я не буду прощать обиду такому-то человеку!». «Но так сказать я не смогу!»- ответил Антоний. Тогда духовник сказал: «значит пойди и примирись с этим человеком!»

Поэтому накануне Великого поста, для того чтобы молиться с чистой совестью и просить у Бога оставления грехов, мы сами должны простить всем обиды и примириться со всеми.

Праздник «Прощеное воскресенье» — переходящий, он бывает лишь раз в году в последнее воскресенье сырной седмицы. Обычай просить у всех прощения перед постом пришел к нам из монашества. Подвижники уходили на весь Великий пост в пещеры, где никого не видели и не слышали на протяжении сорока дней. За это время напряженной молитвы, подвигов и строжайшего поста многие из них умирали. Поэтому появился обычай: накануне отхода на пустынничество в Великий пост монахи прощались друг с другом. Кто знает, смогут ли они увидеть друг друга еще раз?!

Особенности богослужения

Службы совершается по Октоиху и Триоди постной. На всенощной поются умилительные стихиры на «Господи воззвах», где выражается печаль первого человека об оставленном рае. Тому же событию посвящен и канон.

После полиелея поется в последний раз псалом «На реках Вавилонских», изображающий плачущих израильтян в пленении. Аллегория – души, находящиеся в плену греха.

После чтения Евангелия поется песнопение «Покаяния отверзи ми двери», написанное святым Тихоном Задонским. Во время пения все встают на колени, и гасят свет.

На Литургии читается апостол, в котором говорится, что мы не должны предаваться объедению и пьянству, а также, чтобы постящиеся не осуждали тех, кто поститься не может. А в евангельском отрывке говорится о том, что если мы не простим друг другу согрешений, то и Отец Небесный не простит нам. А также о том, чтобы не делали мрачные лица при посте, лицемеря.

Вечером (или в некоторых храмах сразу после Литургии) служится чин прощения. Это – вечерня, во время которой поется прокимен великий «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего». В конце вечерни настоятель поворачивается лицом к прихожанам, встает на колени и просит у всех прощения. Также и все присутствующие просят прощения друг у друга. Затем все походят к кресту, что в руках у настоятеля, и просят прощения у него. Перед вечерней храм облачают в черное, цвет скорби и покаяния. В конце вечерни читается молитва св. Ефрема Сирина с поклонами. Церковь вступает в Великий пост.

Священник Валерий Духанин. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!