как подготовиться к великому посту
Как подготовиться к Великому посту
неделя о блудном сыне притча значение
Неделя о блудном сыне
Показать все

Неделя о мытаре и фарисее

С Недели о мытаре и фарисее, которая выпадает в 2020 году на 9 февраля — 15 февраля, начинается четырёх недельный подготовительный период к Великому посту, включающий также недели и седмицы о блудном сыне, мясопустную и сыропустную. Почему же евангельская притча о сборщике налогов и влиятельном представителе одного из религиозных течений открывает этот период? Почему так важно каждому из нас сказать: «Боже! Милостив буди мне, грешнику!»? А ведь только эти слова, не поднимая глаз, смог произнести в храме мытарь. Самые важные для живущего на земле слова. Самые трудные. Слова искреннего покаяния.

Мытарь и фарисей

Итак, самая обычная ситуация: два человека пришли в храм помолиться.  

Фарисей – образованный, начитанный, безукоризненно исполняющий Закон и следующий всем религиозным традициям человек. Хороший человек. Никому не делающий зла.

Мытарь – сборщик податей, презираемый всеми, поскольку служил римскому прокуратору и считался предателем среди иудеев. Хороший человек. Просто работа такая.

Молитва первого – благодарение Богу за то, что он не грешник. Но в этом благодарении не Бог важен, а собственное «я», достигшее, по мнению гордеца, совершенства. Совершенства, которое можно измерить количественно: «два раза пощусь…» Формального совершенства. А где же сердце этого фарисея? Чем оно наполнено?

Молитва второго – раскаяние. Нет никаких дел, оправдывающих его перед Богом, но есть сердце, исполненное осознания собственного несовершенства и греховности. Есть сердце, нуждающееся в Боге.

В конце притчи сказано, что мытарь пошёл домой более оправданным, чем фарисей, ибо сердце его было наполнено сокрушением о грехах, а не бахвальством.

Значение Недели о мытаре и фарисее

Мытарь и фарисей – две крайности. Истина в том, что настоящая духовная жизнь – это баланс между внутренним состоянием и внешней религиозностью. Добрые поступки христианина должны отражать его смирение, его желание угодить Богу, а не прославиться.

На этом примере Христос учит нас, что главным условием для доброделания является смирение и покаяние, а  основным препятствием – непомерная гордость.

Можно прилежно исполнять всё, изложенное в Уставе: молиться, поститься, делать добрые дела, соблюдать заповеди, – но это не приближает нас к святости и спасению, если продиктовано самолюбованием, если цель всех этих действий – превознести себя, а не стать светочем Божиим.

Что такое по сути и пост, и молитва, и доброделание? Это не плюсики мне, прилежному христианину, не мои заслуги, а мой долг – обязательства перед Богом, свидетельствующие о понимании того, что «вера без дел мертва».

И мытарь, и фарисей показаны нам молящимися. Молитва – разговор с Богом, и главное в этом разговоре – услышать Бога. А услышать Бога я смогу, только смирившись. Именно это чувство, без которого нет ни покаяния, ни милосердия, ни любви, ни духовности, лежит в основе молитвы мытаря. И именно к этому чувству, как главному молитвенному состоянию, приучает нас Церковь. Не случайно, каждое утро христианин начинает со слов «Боже, милостив буди мне грешному».

Там же, где человек гордится собой, он не только сам не слышит Божьего гласа, но и непременно осуждает ближнего и наполняет окружающих не Христовой любовью, а своими «добродетелями» и мнениями.

Особенности седмицы

Неделя о Мытаре и Фарисее – это Сплошная Седмица: ни в среду, ни в пятницу поста нет, что напрямую свидетельствует нам о том, что одного внешнего соблюдения правил вовсе не достаточно. Две следующие за этой недели дарованы нам, чтобы приготовить душу к сорокадневному посту. Евангельские отрывки, читаемые в это время за Литургией, говорят о необходимости осознать свою греховность и искренне покаяться. Только так можно избавиться от фарисейской гордыни и обрести истинный путь.

Слово в Неделю о мытаре и фарисее (игумен Никон Воробьев)

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!