Архитектурные особенности древних Православных Церквей России

Церковь

Сложение архитектурной системы православного храма происходило постепенно. История христианской архитектуры начинается с I в., с собрания в Сионской горнице, на которой было установлено таинство Евхаристии. В этот период проповеди апостолов проводятся в синагогах, а собрания верующих – в обычных в домах, где совершалась Евхаристия, трапеза любви. Позднее такие дома стали самостоятельными церквами. Примером такого дома-храма является здание в античном городе Дура-Европос, датируемое III в. н.э.

Архитектурные особенности древних Православных Церквей России
Часть сохранившихся стен Дура-Европос.

Возникновение и развитие христианской архитектуры: формативный период

С началом эпохи гонений на территории Римской империи собрания христиан переместились в катакомбы, которые представляли собой подземные шахты или пещеры, используемые для захоронения умерших. Катакомбы служили местом убежища и потому, тот, кто скрывался в них, избегал преследования римских властей. Христиане на месте мученичества святых устраивали мартирии, где проводились богослужения. Мартирий представлял собой усыпальницу в виде сени. Позднее мартирии стали отдельными архитектурными сооружениями.

С прекращением гонений на христиан в правление императора Константина Великого, богослужение из катакомб перемещается в храмы – базилики, которые прежде были местами общественных собраний, где совершались сделки, проводились судебные заседания.  Единственное, что связывало базилику с культом – это статуя императора или языческого божества, которая находилась в полукруглой пристройке – апсиде. Иногда здесь помещалось кресло магистрата – символ освящения светской власти.

Здание базилики имело прямоугольную форму и было разделено на несколько продольных нефов. Часто перед входом в базилику находился атрий – небольшой дворик с колоннадой, в центре которого сооружали колодец или фонтан, используемый для омовения рук и ног, а также для хозяйственных нужд. Перед входом в базилику появилось еще одно пространство – нартекс, где обычно собирались кающиеся, на которых была наложена епитимья, или же катехумены (те, кто готовился стать христианином, проходя оглашение или катехизацию, которая представляла собой обучение основам христианской веры). Позднее для увеличения алтарной части был пристроен поперечный неф – трансепт.

Общий вид базилики напоминал собой корабль, символизирующий церковь странствующую; вытянутая форма храма также транслировала идею шествия Иисуса Христа на страсти.

Помимо базилик, в раннехристианской архитектуре были распространены и центрические здания: октагональные постройки – преимущественно мартирии и мавзолеи, а также храмы- ротонды – например, храм Сан-Стефано Ротондо в Риме. Характерной чертой его был круглый купол, который символизировал небо.

Примерно с IV в. возникает идея соединения идеи продольного здания с купольной постройкой. Архитекторы назовут такой синтез двух построек лонгитудинальным зданием – его примером является храм в Мариальбе (Испания) или собор в Аруче (Армения).

Приблизительно к V в. в Малой Азии появляется купольная базилика, где купол опирается на четыре столпа. Примерами купольной базилики являются: храм на Елеонской горе, базилика в Вифлееме и др. постройки на территории Сирии, Северной Африки, на Кавказе.

Архитектурные особенности древних Православных Церквей России
Храм Вознесения на Елеонской горе.

Впоследствии купольная базилика стала распространенным типом храма в Византии; самое раннее сооружение – это церковь Святой Ирины в Константинополе и храм Святой Софии, возведенный в правление императора Юстиниана. Из Византии крестово-купольный тип храма распространился в странах византийского содружества, в том числе, и на Руси. Таким образом, можно сделать вывод, что архитектура древнерусских церквей была изначально связана с византийской традицией. 

Древнерусская архитектура. Связь с византийской традицией

Еще задолго до официальной даты Крещения Руси в 988 г., на ее территории стали строиться православные храмы. По апокрифическому преданию, первый христианский храм на территории нашего Отечества был основан в Корсуни, задолго до крещения Руси святым апостолом Андреем Первозванным. Однако легенда остается легендой, а первое летописное упоминание о строительстве храмов повествует о возведенных церквах принявшем православие князем Аскольдом в 882 г. Также в Киеве были возведены храмы во время правления великой княгини Ольги. Приняв крещение, она построила храмы в Киеве, Витебске и других городах. До нас дошли известия о церкви Преображения в Новгороде и церкви Святой Троицы во Пскове.

После того, как крестился князь Владимир, и Русь официально приняла христианство, началось уже массовое строительство церквей. Об этом свидетельствует «Повесть временных лет»:

«Приказал рубить церкви… И поставил церковь во имя святого Василия на холме… И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам».

Известный архитектурный памятник того времени – церковь в честь Успения Божией Матери (или другое ее название – Десятинная церковь), возведенная в 996 г., – представляла собой, вероятно, образец византийского крестово-купольного храма. Само здание не сохранилось, от него остался лишь фундамент нескольких фрагментов стены. Известно, что это было каменное сооружение с достаточно сложной планировкой. Строительство велось мастерами из Византии, которые использовали при возведении храма плинфу – плоский кирпич. Сохранились скудные остатки декора – фрагменты пола из наборной мозаики, а также сравнительно недавно найденный фрагмент фресковой росписи.

Важнейшим памятником архитектуры считается также Спасский собор в Чернигове, который был заложен черниговским князем Мстиславом приблизительно в 1030 г. Некоторые ученые находят в нем сходство с Десятинной церковью; строили его заезжие мастера из Византии. Это трехнефный трехапсидный крестово-купольный храм с хорами, в котором прослеживаются черты византийских купольных базилик. Первоначальный вид его не сохранился, так как собор был перестроен в XVIII в. после пожара. Характерная особенность этого храма, точнее, его загадка – это мраморные колонны с капителями у столпов, поддерживающих купол: они скрыты под кирпичной кладкой.

После кончины Мстислава, во время правления великого князя Ярослава Мудрого, (приблизительно в 1037 г.) был построен Собор Святой Софии – пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью главами, символизирующих Иисуса Христа и апостолов. Тринадцать куполов были необычным явлением – такого количества куполов не было в византийской архитектуре. Максимальное количество – это пять куполов, не больше.

Архитектурные особенности древних Православных Церквей России
Собор Святой Софии в Киеве, XI в.

Храм был украшен мозаиками и фресками, исполненными мастерами из Константинополя, и по своей грандиозности, величию, красоте ему фактически не было равных, так как обычно в данный период строились трехнефные храмы, гораздо меньшие по размеру. 

Храм имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, центральный и поперечный нефы ступенчато поднимались к центральному куполу. Центральный купол на высоком барабане с двенадцатью оконными проемами был окружен четырьмя меньшими, более низкими куполами, еще ниже располагались другие купола. Такая конструкция придавала храму устойчивость – она была заимствована с Константинопольского собора Софии, где также система куполов и полукуполов делала постройку устойчивой, выполняя роль контрфорсов. Храм был опоясан снаружи одноярусной, а внутри – двухъярусной галереей.

Особенность этого храма – огромное количество мозаик, мраморных панелей, которые заполняют все пространство. Внутри храм как бы дробится на ячейки, он не выглядит большим.

Храм в первоначальном виде не сохранился, так как был перестроен в XVII в. в стиле барокко.

В 1045-1050 годах, по благословению архиепископа Новгородского, был возведен Софийский Собор в Новгороде, который стал главной святыней города. «Где святая София, там и Новгород» – говорили местные жители. По сравнению с Софией Киевской, Новгородский собор был гораздо меньше по размерам и количеству глав, что символизировало подчиненность Новгорода Киеву. Сохраняя связь с образцом, новый собор приобрел самобытные черты, связанные со спецификой заказа и местными условиями строительства: это щипцы, двускатные перекрытия вместо позакомарных, своды совершенно иной формы, напоминающие романские храмы.

В данный период также развивается строительство монастырей. Следует отметить, что помимо каменных строились деревянные, так называемые клетские храмы. Но в целом, домонгольский период, несмотря на некоторые самобытные черты, характеризуется влиянием преимущественно византийской архитектуры.

Монголо-татарское нашествие нанесло большой урон храмовому строительству, и в целом, развитию древнерусской архитектуры. С XII столетия храмы уменьшаются в размерах, здесь нет уже прежнего размаха. Но храмы представляют собой традиционный крестово-купольный тип.

На рубеже XIII в. появляются новые черты: усиливается влияние романской архитектуры, в декоре появляются характерные для романики гирлянды, орнаменты, но вместе с тем, здесь же проявляются и самобытные черты. Примером может служить Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове, где можно видеть динамизм форм, стремление к богатой декорации фасада, устремленность ввысь и т.п. Здесь исчезает статичность, простота, на смену приходит усложненность форм.

Особенно сильны были романские мотивы в храмах, расположенных на территориях, граничащих с Польшей, Венгрией. Примером может служить храм Успения Пресвятой Богородицы в Галиче. Несмотря на то, что тип храма вполне традиционный – четырехстолпный, крестово-купольный – галереи, порталы украшены белокаменной резьбой, в которой прослеживается влияние романского стиля.

Другим примером может служить Спасский собор в Переславле-Залесском, который строили галицкие мастера: здесь мы тоже видим детали, свойственные романскому зодчеству.

Иноземные мастера украшают многие храмы колоннами и капителями, аркатурно-колончатым поясом, резными камнями.

Особенности формирования храмовой архитектуры XIII-XVII веков: формирование местных школ и направлений

В период с XIII-XV вв. на Руси складываются архитектурные школы: самые известные из них – Новгородская, Псковская, Московская. Их объединяла византийская традиция, где за основу был взят все тот же крестово-купольный храм. Но, вместе с тем, появляются и новые черты. Архитектура древнерусских городов приобретает в это время свое «лицо», включает ряд особенностей в использовании материала, в декорировании фасада, организации внутреннего пространства и пр.

Так, в Новгороде и его окрестностях стены храмов складывались из камней различного размера – сами церкви были, в основном, небольшие, квадратные, с тремя лопастями и обилием декора на фасадах. 

Для псковской школы было характерным возведение звонницы в виде плоской стены с пролетами, куда помещались колокола. Наглядными примерами являются звонница Псково-Печерского монастыря, церковь Богоявления с Запсковья и др. Также к церквам пристраивали служебные помещения, которые нарушали принцип симметрии. В качестве строительного материала использовалась известняковая плита. Внутри храм не расписывался.

Владимиро-суздальская и московская школы были во многом сходны друг с другом – свидетельством этой переклички идей является Успенский собор Московского Кремля. Для них свойственна гармоничность, уравновешенность, монументальность.

Архитектурные особенности древних Православных Церквей России
Успенский собор Московского Кремля, XV в.

Рубеж XV-XVI вв. – начало поиска новых архитектурных форм. В это время возникает новый тип храма – шатровый. Примерами таких храмов являются храм Василия Блаженного, церковь Вознесения в Коломенском, церковь Иоанна Предтечи в Москве. Однако такие храмы просуществовали недолго – их строительство было запрещено в XVII столетии. Одной из причин запрета являлось несоответствие такой архитектуры канону. Однако, несмотря на запрет, шатровые храмы получили широкое распространение по всей Руси.

В этот же период в храмовом зодчестве появляется стиль «узорочье» – так называли декоративные детали, которые покрывали фасад. В результате, храм напоминал собой расписной терем: фасад был очень ярким, с различными декоративными элементами (богато украшенными изразцами, резными наличниками, кокошниками, витыми столбиками и бочкообразными колонками).

Также в этот период появляются в большом количестве бесстолпные храмы с трапезной, колокольней и несколькими приделами. Характерная деталь таких церквей – перекрытие сомкнутыми и лотковыми сводами. Такие храмы имели одну, пять, реже три главы. Примерами являются церковь Трифона в Напрудной Слободе в Москве, храм Покрова в Рубцове, церковь Николы от Каменной ограды во Пскове и др.

Для второй половины XVII столетия характерно появление монументальных архитектурных ансамблей, например ансамбль Новоиерусалимского монастыря, построенный на реке Истра по заказу патриарха Никона. Комплекс монастырских построек повторял топографию города Иерусалима с главным храмом Гроба Господня.

В это же время существенное распространение получает стиль барокко, который имел свои особенности: это богатство узорочья, использование декора из красного кирпича и белого камня, включение в украшение фасадов поливных изразцов. Особое распространение в Москве и пригородах получил нарышкинский стиль. Название его связано с деятельностью богатого рода Нарышкиных, которые были заказчиками не только светских, но и культовых построек. Для него характерна непрерывная динамика, движение. Здесь же прослеживаются отголоски европейского маньеризма, готики. Для нарышкинского стиля были характерны центрические ярусные храмы с двуцветным сочетанием красного и белого кирпича, использование лепнины, изразцов. Типичный храм нарышкинского барокко – церковь Покрова в Филях.

Архитектурные особенности древних Православных Церквей России
Церковь Покрова в Филях.

Ближе к европейскому барокко были храмы, построенные в голицынском стиле. Заказчиком их был Борис Голицын, для которого идеалом являлось итальянское зодчество. Для этого стиля характерна пластичность форм, богатый скульптурный декор. Но, в отличие от нарышкинского барокко, данный стиль был более сдержанным, гармоничным. Примером служит церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровниках.

Также воздвигались храмы в стиле строгановского барокко – их архитектура была приближена к нарышкинскому стилю, но отличал от него более строгий декор, простота форм, четкие горизонтальные и вертикальные линии. Заказчиком храмов был известный промышленник Григорий Строганов. Примерами данного стиля является Введенский Собор в Сольвычегодске, Рождественская церковь в Нижнем Новгороде, Троицкий собор в Верхотурье. Данные постройки сохраняли традиционное пятиглавие, классическую ордерную систему.


Итак, архитектура древних храмов была разнообразна. Если на Западе утвердились базиликальные, то на Востоке – крестово-купольные храм.

Зодчество Древней Руси, несмотря на тесную связь с византийским, западноевропейским искусством, развивалось самостоятельно. Каждая школа или стиль имели свои характерные черты, но всех их объединяла единая богословская доктрина, где храм олицетворял собой «Небо на земле», являясь прообразом Небесного Иерусалима. Крестово-купольный храм воплощал эту идею наиболее полно. В отличие от базилики с ее идеей шествия, акцент в нем делался на предстоянии перед Богом. Купол символизирует космос, божественный мир, пространство ноумена. Четыре столпа – четырех евангелистов, которые изображались также на парусах. Полукруглые своды означали переход от земли к небу; на них обычно изображались церковные праздники. Алтарь – присутствие Бога, жертву, которую принес за всех нас Спаситель Иисус Христос.

Несмотря на то, что в XVIII-XIX вв. в русском храмовом зодчестве прослеживается влияние европейской архитектуры (барокко, классицизм, эклектика, псевдоготика, модерн), традиция древнерусского храмостроительства не была утрачена окончательно, о чем свидетельствовало возникновение нерусского стиля во второй половине XIX – начале ХХ вв. Некоторые черты древнерусской архитектуры заимствует также модерн. Классическим примером такой «переклички идей» является знаменитая церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве, где мы видим пристроенные к стенам контрфорсы в качестве декоративного элемента.

Модерн заимствует также черты псевдоготики, некоторые элементы барокко, но ориентируется и на древнерусское зодчество. Однако революция не дала возможности развиваться новому стилю дальше – период массовых гонений на Церковь сказался отрицательно на церковной архитектуре и искусстве – ни о каком строительстве храмов не могло быть идти и речи: то, что не разрушалось, перестраивалось, приспосабливаясь под светские нужды.

В советский период в чудом сохранившихся храмах размещались мастерские, фабрики, больницы и школы и другие заведения. Храмы и монастыри приходили в упадок, постепенно ветшая и разрушаясь. В конце 70- начале 80-х годов появляется движение любителей-реставраторов, которые своими силами пытались сохранить наследство средневековой Руси. Храмы, имеющие историческую ценность, сохранялись и государством, превращаясь в музеи. Были и действующие церкви, но их количество строго контролировалось атеистическим государством, всячески препятствовавшим распространению религии.

С возрождением православия в 90-годы начинается активное восстановление храмов. В это же время строятся новые церкви. Однако за основу, как и прежде, берется традиционный тип крестово-купольного храма – он является наиболее распространенным. Но такое следование устоявшейся традиции не означает слепое копирование старых образцов – это и осмысление в контексте современности, и поиск новых форм с той оговоркой, что они строго следуют утвердившемуся канону.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.