Святые мученики-страстотерпцы Борис и Глеб

Житие святых

Святые князья Борис и Глеб известны каждому христианину – их мученическая смерть является примером глубокой жертвенности и человеколюбия. Они были благородного происхождения, их отец, Святой равноапостольный князь Владимир, приняв христианство, крестил Русь. Но еще задолго до этого события на Руси начало распространяться христианство, о чем свидетельствует крещение великой княгини Ольги.

Житие Святых мучеников Бориса и Глеба

У князя Владимира было много детей. Борис и Глеб – не единственные сыновья; они были младшими детьми великого князя, их матерью была некая болгарыня[1], о которой не сохранилось никаких сведений. Позднее, с XVI столетия, их родство стали возводить от византийской царевны Анны, и до сих пор нет единого мнения о том, чьими же сыновьями они были.

Святые мученики-страстотерпцы Борис и Глеб

При крещении они получили имена Роман и Давид, однако в истории сохранились имена, данные им от рождения. Старший сын Владимира – Борис, согласно житию, составленному Нестором летописцем, был весьма умен, получив хорошее образование, он много времени проводил за чтением Священного Писания, читал он также Святых Отцов и был весьма сведущ в богословии. Его брат Глеб хотел свою жизнь посвятить служению Господу Нашему Иисусу Христу – оба брата отличались благочестием, имея открытый и добрый характер, правда Глеб, как младший брат, был более нежен, обладал, как бы мы сейчас сказали, чувствительным характером.

Оба брата получили от своего родителя хорошее наследство: Борису достался город Ростов, а Глебу в удел достался Муром. Оба брата были хорошими правителями, отличаясь милосердным отношением к своим подданным и мудростью в управлении вверенной ими землей. Их отличала также воинская доблесть – князья были искусными и храбрыми воинами. Эту доблесть и смелость в бою они проявили на полях сражения. Так, незадолго до своей смерти, князь Владимир посылает Бориса в поход против печенегов. Борис одержал над неприятелем победу, обратив свирепого противника в бегство. 

Однако вскоре случилось несчастье: когда Борис выступил против печенегов, к нему пришла печальная весть, что отец его князь Владимир преставился. Но смерть его была насильственной, и виновником ее был один из сыновей великого князя, сын гречанки Святополк, который восхотел править в Киеве. Смерть своего родителя он утаил, завернув тело в ковер, отправил тайком его в храм Пресвятой Богородицы, спрятав в подполье.

Исполненный тягчайшим горем, оплакивает Борис своего отца, желая ехать в Киев к брату Святополку, которого любил и почитал. Болью и глубокой скорбью исполнено его сердце – ведь он любил и отца, и брата своего, содеявшего страшное злодеяние. Его беспокоит мысль о том, что отец его не похоронен по-христиански, и что брат его, совершивший злодеяние, живет не раскаявшись в страшном грехе.

Не месть, но человеколюбие движет им, и хочет он укорить своего брата, пробудив в его исполненной тягчайшим грехом душе раскаяние. Он также знает, что Святополк готовит и ему расправу, приглашая в Киев. Но, как повествует автор Жития, «так помышлял в сердце своем богоблаженный Борис и говорил: «Знал я, что брата злые люди подстрекают на убийство мое и погубит он меня, и когда прольет кровь мою, то буду я мучеником перед Господом моим, и примет душу мою владыка». Затем, забыв смертную скорбь, стал утешать он сердце свое божьим словом: «Тот, кто пожертвует душой своей ради меня и моего учения, обретет и сохранит ее в жизни вечной». И пошел с радостным сердцем, говоря: «Господи премилостивый, не отринь меня, на тебя уповающего, но спаси душу мою!»»[2],

Итак, несмотря на совет своей дружины пойти и захватить Киев, свергнув Святополка, утвердить свою власть над городом, Борис решает принять мученическую смерть и, зная о коварном замысле своего брата, решил не противиться ему, положившись во всем на волю Божью.

Святополк же, видя в Борисе соперника, решил от него избавиться, придумав коварный план: подослать к нему тайно убийц в шатер, в место близ реки Альты, где Борис остановился со своим войском. Зная об этом, Борис начал готовиться к смерти, ожидая своих убийц. От их рук он и принял смерть, уподобившись первым христианским мученикам.

Это произошло в воскресный день 24 июля (с.ст.) 1015 года. Перед смертью Борис произнес следующие слова, адресованные убийцам: «Братья, приступите и окончите повеленное вам, и да будет мир брату моему и вам, братья». Тело убиенного Бориса было привезено в Вышгрод и тайно захоронено у церкви Святого Василия.

Но Святополк не остановился на этом злодеянии. В его ожесточенном, исполненном мрачной злобы и ненависти сердце зародилась мысль уничтожить и брата Глеба. Для исполнения своего коварного замысла он использовал обман, сказав Глебу, что брату его нездоровиться, необходимо срочно прибыть к нему. Обеспокоенный Глеб тотчас же оседлал коня, ничего не подозревая о затеянном коварстве. Однако, из-за спешки у устья реки Тьмы, под ним споткнулся конь и повредил ногу. Ехать дальше было невозможно, и юный Глеб остановился недалеко от Смоленска, не берегу реки Смядыни.

В этот момент к нему пришла весть от другого брата – Ярослава, извещающего о смерти отца и убийстве его брата Бориса, и предостерегающего от встречи со Святополком, явно задумавшем еще одно преступление. Но было поздно – подосланные Святополком окаянным убийцы были уже рядом. Увидев сидящего в лодке Глеба, убийцы подтянули лодку к берегу. Юный Глеб, увидев убийц, бросился пред ними на колени, умоляя о пощаде. Но тщетно – его стенания только развеселили убийц. Предвидя свою кончину, Глеб воззвал к Господу: «Прещедрый, премилостивый Господи, не презри слез моих, но с жалостью посмотри на сокрушение сердца моего. Вот я закалаем, но за что и за какую обиду – не знаю. Ты сказал Своим апостолам: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк.21,19). Смотри, Господи, и суди. Вот готова душа моя перед Тобою, Господи, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу»[3], приняв мученическую смерть от рук убийц.

Святые мученики-страстотерпцы Борис и Глеб

Перерезав юному Глебу горло, убийцы бросили его тело в пустынном месте, вырубив гроб из двух бревен. Убийство князя Глеба случилось 5 сентября 1015 года.

Убийство, совершенное Святополком, не осталось безнаказанным: властолюбивый Святополк и его дружина были разбиты войском Ярослава, прозванного «Мудрым», в 1019 году. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит князь Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно библейскому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

Как повествует летопись, «с того времени, затихла на Руси крамола» и воцарился на земле киевской мир. Бразды правления перешли впоследствии к Ярославу Мудрому, княжение которого было отмечено величайшими подвигами – строительством храмов, монастырей, организацией книжного дела, основанием школ. К этому времени Русь по своему культурному развитию не уступала Европе.

Почитание святых Бориса и Глеба: история канонизации

Вопрос о времени канонизации святых до сих пор не прояснен. Неизвестно, когда же были канонизированы святые – При Ярославе Мудром или же его потомках? Известно, что Ярослав, узнав о мученической кончине братьев, около 1020 года перевозит тело Глеба с берега реки Смярдыни в Вышгород и погребает его в храме св. Василия. Этой версии придерживается известный историк А. А. Шахматов. Митрополит Макарий Булгаков называет другую дату – 1021 год, и еще другую дату – 1039 г. – называет известный историк В. П. Васильев.

Однако большинство ученых: Е. Е. Голубинский, М. К. Каргер, А. Поппэ полагают, что канонизация святых произошла не ранее 1072 года при участии детей Ярослава Мудрого. Но существует также мнение, что канонизация святых произошла позже – 2 мая 1115 г., но и она подвергается сомнению.

Первоначально святых Бориса и Глеба почитали как чудотворцев, впоследствии уже им молились как мученикам-страстотерпцам. Отсюда еще одна особенность – это дата почитания страстотерпцев, которые были канонизированы как первые русские святые. По одним источникам, это 2 мая – перенесение мощей святых в церковь-усыпальницу Борисоглебской церкви в Вышгороде, построенную князем Изяславом Ярославовичем, но разрушенную полностью во время нашествия Батыя в 1240 году. Во время него мощи святых оказались утрачены, равно как и хранившийся в качестве реликвии меч Бориса.

Также указываются даты:

  • 24 июля – совместное почитание, которое датируется приблизительно XII столетием. Это дата гибели Бориса.
  • 5 сентября – память князя Глеба.

Заключение. Тайны истории

Несмотря на общепринятое почитание святых мучеников-страстотерпцев Бориса и Глеба, в их истории остается много «белых пятен»: во-первых, следует отметить, что летописные сведения крайне скудно описывают историческую канву. Отсюда возникают вопросы:

  • как Святополк Окаянный, княживший в Турове, мог оказаться в Киеве во время кончины князя Владимира, если эти города находятся далеко друг от друга, а скоростных поездов еще никто не изобрел;
  • зачем Святополку было дважды посылать убийц к Борису;
  • почему Глеб выбирает путь из Мурома в Киев через Смоленск и др.

Читая жития святых, следует помнить про постоянные ссылки на Священное Писание, здесь и аллюзии с историей Иосифа, которого братья хотели убить, здесь же и история братоубийства Авеля Каином, здесь же и еще один источник: «Эймундова сага», повествующая о трех братьях и дележе наследства.

Но, тем не менее, остается бесспорным факт почитания этих мучеников на Руси, а также их добродетели беззлобия, милосердия, любви к ближнему, готовностью пожертвовать собой. Эти черты стали для русских людей высоким идеалом благочестия.


[1] Поппэ А.В. Земная гибель и небесное торжество Бориса и Глеба // Труды Отдела древнерусской литературы. — СПб.: Д. Буланин, 2003. — Т. LIV. — С. 309 – 310.

[2] Житие Бориса и Глеба http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00863131190309174741?ysclid=lpitenuhdi269448627

[3] Там же. 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.