Крестный путь

Содержание

Так называется дорога от претории, где Пилат судил Христа, до Голгофы, где Он принял крестную смерть. Название это стало нарицательным, означающим скорби, трудности жизненного пути верующих.

Как это происходило

Евангельская история повествует о том, что Христа после взятия под стражу мучили и били. Потом он предстал перед церковным судом, где Ему представили ложные обвинения. Первосвященники осудили Его на смертную казнь, якобы за богохульство, что Он посмел назвать Себя Сыном Божиим.

Затем Его заковали в темницу на всю ночь. На рассвете Христа повели на суд к Пилату. В те времена Иерусалим был под властью Рима. Жители его не имели права никого отдавать на смертную казнь без разрешения римского правителя.

В те года судьей был Пилат. К нему и привели Христа, чтобы он подтвердил приговор. Но Пилат долго сопротивлялся, не мог понять, за что Ему присуждено такое суровое наказание. Кроме того, жена Пилата просила его ничего не делать Христу, потому что ей приснился про Него чудесный сон.

Пилат решил предать Христа бичеванию, думая, что иудеи увидят Его израненным и раздумают убивать Его, пожалев. Но даже после такого сурового наказания, увидев окровавленного и еле живого Христа, не изменили своего намерения. Они кричали и требовали привести смертный приговор в действие.

Распятие считалось самой суровой казнью в то время. Так убивали серьезных преступников, убийц и т.д. Бичевание тоже было нелегким испытанием. Били железными прутьями, а затем бичами (палками с веревками, имеющими на конце железные когти). Они впивались в тело человека, а когда их отрывали, плоть отрывалась кусками. Христу дали число ударов бичами намного выше положенного. Он был почти без сознания, лежал в луже крови. Но и тогда воины не поразились кровавым зрелищем, не пожалели израненного, еле живого Христа, а издевались над Ним, надевая на Него багряницу и терновый венец на голову. Это были прутья терновника с множеством колючек, сплетенные в виде шапочки. Ее надевали Ему на голову с помощью палок, чтоб не уколоться.

Затем Его подняли и потащили обратно к Пилату. Судья испугался вида Христа и сказал Ему: «скажи мне что-нибудь, я имею власть отпустить Тебя или распять». Но Христос ответил: «если б свыше не было дано тебе такой власти, ты бы не смог ничего сделать, но тот, кто предал Меня, больше согрешил». Пилат с тех пор стал уговаривать иудеев отпустить Христа любыми способами.

«Царя ли вашего распну?!» – это было последний шанс уговорить их. Но они кричали, наученные фарисеями, ненавидевшими Христа: «нет у нас царя, кроме Кесаря». Пилат испугался, услышав это. Он знал, что за это он может сам быть наказан Кесарем. Он проявил малодушие, издав смертный приговор. Тем более он видел, что в народе возникла уже давка. «Крики их превозмогли», – написано в Евангелии.

Пилат, умыв при всех свои руки, сказал, что он не виновен в крови Сего Праведника. Это был такой обычай. Пилат, таким образом, хотел снять с себя вину. Народ же был настолько озлоблен, что отвечал: «кровь Его на нас и на детях наших», – подписав себе этим проклятье.

Пилат отдал Христа под стражу, чтобы вести Его на место казни – гору Голгофа. С этого момента начинается крестный путь Спасителя.

Дорога на Голгофу

Приговоренных к распятию заставляли нести поперечную перекладину от своего креста. Вертикальный же столб уже был вкопан в землю на месте казни. В некоторых художественных произведениях, а их немало, изображающих крестный путь, Христос несет весь крест. Но это физически невозможно, потому что он был слишком тяжел.

Разбойникам привязывали перекладину к спине, от одной руки к другой. Человек шел с распростертыми руками, сгибаясь под тяжестью перекладины. Избитый, еле живой Христос, не мог нести такой груз всю дорогу. Предание повествует, что Он трижды упал на всем протяжении этого пути. Его били воины, заставляя вставать и идти дальше.

Когда Он не мог больше нести перекладину, воины схватили первого попавшегося человека и заставили его нести ношу Христа. Согласно Евангелию, это был – простой крестьянин по имени Симон, возвращавшийся в тот момент с поля. Он нес перекладину Христа до самой Голгофы. При этом по преданию, он утешал и подбадривал Христа, увещевая воинов перестать бить Его и издеваться.

Три падения на крестном пути Христа

По преданию Спаситель трижды упал на этом скорбном пути. Во время первого падения к Нему подошла Мать Его, плача и утешая. Во время второго падения Его лицо вытерла святая Вероника платом, на котором отобразился лик Христа. Когда Он упал в третий раз, женщины иерусалимские плакали о Нем, но Он утешил их пророчеством.

Современный вид крестного пути

«Виа Долороза» – так переводится крестный путь, дословно «путь страданий». Он пролегает через Львиные ворота, которые ведут из города на Голгофу. Название свое они получили от львов, изображенных на барельефе. Ворота велел построить султан Сулейман Великолепный. Другое их название – ворота святого Стефана. По преданию мученик был побит камнями около этого места.

Крестный путь содержит четырнадцать стояний. Это – остановки, на которых верующие молятся.

Вот эти стояния:

  1. Первое – Христа осудили на смерть у Пилата.
  2. Второе. Возложение креста.
  3. Первое падение Христа под тяжестью перекладины.
  4. Встреча Спасителя с Богородицей.
  5. Симон Кириниянин помогает нести перекладину.
  6. Святая Вероника отирает Его лицо платом.
  7. Второе падение Спасителя.
  8. Обращение к плачущим женщинам.
  9. Третье падение Христа.
  10. Срывание одежд со Христа воинами.
  11. Пригвождение ко кресту.
  12. Смерть на кресте Христа.
  13. Снятие со креста.
  14. Погребение тела Христа.

Шествие по крестному пути обычно совершается в Страстную пятницу.

Первая остановка – где Пилат осудил на смерть Христа. Это находилось в крепости Антония. Крытый путь с арками вел от Иерусалимского храма в преторию. На одной из арок есть надпись – «Се Человек». Лифостротон – каменный помост, где осудили Христа.

На третьей и четвертой остановке находятся армянские храмы, они католические. На пятой остановке находится Францисканская капелла. На шестой остановке, на месте дома святой Вероники был выстроен монастырь в шестом веке. Сейчас там – часовня в честь младших сестер Спасителя. Алтарь ее находится как раз на месте дома Вероники.

На седьмой остановке находится коптская церковь. На следующей остановке – круглый камень с надписью «Ника». Последняя остановка в городе – Судные врата. Через них Христос вышел на Голгофу. Их нашли во время раскопок в девятнадцатом веке, руководил которыми о. Антонин Капустин, а финансово поддерживал их князь Сергей Александрович. На воротах находится калитка, называемая «Игольными ушками», про которую говорит Христос в Евангелии. Это настолько низкая калитка, что человек может войти в нее только в согнутом положении. Последние пять остановок находятся уже в храме Гроба Господня.

Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on twitter
Twitter
Share on email
Email
Share on telegram
Telegram