Секреты искусства написания православных икон: техники и материалы

Иконы

Икона в жизни христианина играет огромную роль. Она уподобляется Священному Писанию, где раскрывается учение о Боге. Не случайно известный русский религиозный философ Е. Н. Трубецкой назвал икону «богословием в красках», а священник Павел Флоренский сравнивал икону с «окном в горний мир». В отличие от картины, икона есть образ Божественного Первообраза – обращаясь с молитвой к исполненному художником образу Иисуса Христа, Божией Матери, святых, мы поклоняемся не доске или камню, а тому Первообразу, лик которого запечатлен на иконе – Господу Нашему Иисусу Христу, Божией Матери, святым.

Секреты искусства написания православных икон: техники и материалы

Первой иконой считается образ Богоматери, написанный святым евангелистом Лукой – до нас не дошла техника исполнения этого образа, но известно, что в древней Церкви иконы писались на дереве, камне, металле; были иконы, вырезанные из кости и пр.

Техника изготовления иконы

В зависимости от используемого материала, техники изготовления были различны; в наши дни икона традиционно пишется на дереве темперой и золотом, есть энкаустические иконы, написанные восковыми красками. В XIX столетии иконы писались масляными красками или в смешанной технике. Однако наиболее распространенная техника написания – это темперная роспись.

Для написания иконы следует соблюдать определенный канон – строгую систему правил, иконографический язык (систему символов, используемых в иконе), также необходимо знать богословское учение Церкви, Священное Писание. К иконописцу предъявляются определенные требования: это должен быть человек верующий, который участвует в таинствах и соблюдает обряды Православной Церкви. Также ему необходимо иметь художественное образование.

Подготовка доски

Создание иконописного образа начинается с подготовительных работ: художник сначала делает эскиз и подготавливает материал, чтобы доска была нужных размеров. Обычно берется липовая доска, хотя подходит и любая другая порода дерева – кипарис, бук, лиственница, сосна и т. д. Иногда современные художники используют толстую фанеру, хотя используется она крайне редко, обычно для учебных работ на курсах.

Секреты искусства написания православных икон: техники и материалы
Паволока

Доска особым образом склеивается и закрепляется при помощи клиновидных шпонок, которые не дают ей деформироваться, поскольку любое дерево под воздействием влаги, при перепадах температур изгибается, говоря простонародным языком, ее «ведет». Во избежания этого, на доску наклеивается паволока – кусок льняной или хлопчатой ткани иле же отрез медицинской марли. Для лучшего закрепления используют натуральный клей – костный, кроликовый, мездровый, который вырабатывается из мездры (изнанки невыделанной кожи), а также обрезков кожи. В древности клей готовили из хорошо проваренных рыбьих голов и костей.

В качестве клеевой основы иногда используется желатин, который продается в обычном продуктовом магазине. Но среди большого разнообразия данного продукта, нужно подбирать наиболее подходящий: крупнозернистый, хорошего качества.

Затем в емкость с приготовленным клеем погружают ткань и оставляют на некоторое время для того, чтобы она полностью пропиталась раствором. После пропитки, ее приклеивают на доску, слегка приглаживая утюжком или же просто разглаживают руками. Затем доску оставляют сохнуть, обычно на сутки-полтора, пока она не будет готова к нанесению грунта.

Чтобы доска была твердой, имела ровную поверхность, ее покрывают слоем грунта. Для этого приготавливают левкас, который представляет собой смесь алебастра или мела с клеем. Сначала готовится клей, основой которого служит либо мездра, либо костный порошок, либо желатин. Клеевую основу (желатин или мездру, костный порошок) кладут в емкость, заливают водой и оставляют на 3-4 часа для разбухания. Затем приступают к варке, приготовив водяную баню при температуре 60-70%.

Когда клеевой раствор будет готов, в него осторожно засыпают порошок алебастра или мела, и затем размешивают его, не допуская образования комочков. В результате получается однородная сметанообразная масса, которая должна настояться еще приблизительно сутки. После этого массу, слегка подогрев, наносят на подготовленную доску кистью и затем разравнивают грунт по всей доске шпателем. Сначала наносят один слой, потом второй и третий. Грунтуют обычно в три слоя, но можно наносить и четыре-пять слоев, и даже семь.

Секреты искусства написания православных икон: техники и материалы
Грунтовка левкасом

Чтобы грунт был эластичным, для в него добавляют олифу или льняное масло. Некоторые художники использую для этого современное средство для мытья посуды «Фейри», добавляя в грунт несколько капель.

Затем начинается разравнивание – готовый грунт затирают пемзой или специальной шкуркой для шлифовки. Очень удобно использовать специальную машинку для шкурения, которая продается в обычном строительном магазине; можно использовать специальный шлифовальный диск с шкуркой в виде насадки. Использование шлифовальной машинки облегчает работу – здесь нет такой затраты сил как при ручном шлифовании. Еще одно преимущество: машинка делает поверхность доски боле равномерной, гладкой. Затем можно отшлифовать диском с наклеенной байковой тканью – поверхность станет еще более гладкой и ровной.

Приготовление краски

После того, как доска полностью приготовлена для работы, художник наносит на нее кусочком угля, карандашом или сразу же кистью рисунок. Этот процесс называется знамением. Иногда художник просто переводит готовую прорись на доску с помощью копировальной бумаги. Или же прорись накладывают прямо на доску, и контуры слегка пробивают с помощью специального гвоздя, ударяя по нему моточком. Затем по образовавшимся точкам обводят рисунок.

Секреты искусства написания православных икон: техники и материалы
Прорись иконы Божией Матери «Казанская»

Но обычно художник набрасывает рисунок жидкой черной краской, а затем обводит его более густой. Такой метод требует профессионализма, но он хорош тем, что позволяет прочувствовать пространство доски, чтобы правильно построить на ней композицию.

В царской России в художественных артелях обычно написанием иконы занимались несколько мастеров: один писал пейзаж, другой образы – так называемое «личное», от слова «лик», третий – одежды, четвертый выполнял золочение и т. д.

Традиционным материалом для росписи служит темпера – водяная краска, приготовленная из природного материала (различных минералов, глины). Сейчас используют готовые пигменты в виде порошка, которые продаются в художественных салонах. Это титановые или свинцовые белила или церуссит для белой краски; шунгит, сажа, черный марс, слоновая кость – для черной; охра, шафран, аурипигмент и другие минералы – для желтой; сурик, киноварь, реальгар, охра красная, кармин – для красной; сиена, гематит, умбра – для коричневой; индиго, лазурит, вивианит, азурит – для синей; малахит, глауконит, диоптаз, хлорит и др. – для зеленой краски.

Некоторые современные иконописцы могут использовать и искусственные пигменты, например, акриловые краски и др.

Далее  художник готовит эмульсию из куриного желтка. Для этого желток отделяется от белка, освобождается от пленки и помещается емкость. В нее добавляются несколько капель уксуса, но может использоваться также белое вино, квас.

Затем начинается приготовление краски: пигмент растирается вместе с желтком при помощи куранта (специального пестика с плоским донышком) до однородной массы. Для пластичности и консервации краски, в желток можно добавить каплю лавандового масла.

Написание иконы

После приготовления краски начинается уже сам процесс написания иконы. При технике «плавь» краски накладывают – точнее, наплавляют одна на другую, делая переход тонов от темного к светлому. Есть и другие техники: например, в энкаустике процесс написания иконы отличается от техники «плавь»; то же самое обстоит с масляными или акриловыми красками. В целом техник написания достаточно много, и все они имеют свои особенности. Чаще всего используется письмо плавями, но, как мы уже сказали, это одна из множества существующих техник.

Секреты искусства написания православных икон: техники и материалы
Поврежденная икона открывает свою структуру: деревянная основа, паволока, толстый слой левкаса с красочным слоем.

Первый этап при такой технике состоит из нанесения локального цвета. Называется это «роскрышь». Она имеет символическое значение: создание космоса, материального мира. Для роскрыши берется обычно краска, именуемая санкирь. По темно-коричневому цвету она напоминает собой глину – ту самую «землю», из которой был создан Адам, его телесная оболочка.

Следующий этап – высветление или иначе «вохрение». Он символизирует придание материи формы. Высветление осуществляется в несколько слоев: сначала идет первое вохрение, затем второе, третье и завершается процесс подрумянкой, а также нанесением белильных движков, оживок. На иконе в результате получается объемное изображение.

Оживки – это быстрые короткие светоносные удары кисти, наносимые в самых светлых местах изображения; они как бы оживляют, зажигают светом форму, материю. Этот этап соответствует духовной (животворящей) составляющей в антропологической структуре человека: отблески Божественного света, дающие жизнь и дыхание каждому живому существу.  Далее наносится лессировка, и заканчивается работа описью – рисунком.

Фон для иконы может быть разным: есть иконы с красным фоном, желтым, символизирующим золото, голубым, белым или зеленым, золотым. Для создания золотого фона существует отдельная техника – золочения. Наиболее древняя – это клеевое золочение. Здесь также готовится левкас, для чего используют осетровый клей, смешанный с яичным белком. Его соединяют с охрой и наносят в несколько слоев на левкас. Затем по высыхании поверхность полируется тканью. После высыхания берутся листки золота или серебра, которые смачиваются осетровым клеем с добавлением водки, а затем накладываются на поверхность доски. После высыхания золото полируется сердоликом или агатом. Иногда используется лаковое золочение или мордан.

Секреты искусства написания православных икон: техники и материалы
Золочение иконы

Когда икона полностью готова, ее покрывают защитным слоем – олифой, которая защищает красочный слой, дает ему прочность. Однако у олифы есть недостаток: со временем она темнеет – отсюда на старых иконах мы видим темные, почти почерневшие лики. В современной иконописи олифа хотя и используется, но предпочитается покрытие лаком, который хорошо защищает красочный слой и, при этом, не темнеет. Чаще всего используют фисташковый лак – он сохраняет прозрачность, хорошо защищает икону. Используется часто и даммарный лак, но у него есть свой недостаток – со временем он желтеет.

Из различных техник изготовления следует выделить древнюю технику энкаустики. Она использовалась еще в античности, особенно была распространена в искусстве эллинизма. Примером ее служат так называемые фаюмские портреты, созданные в I-II вв. на территории Египта. Они представляли собой погребальные портреты, которые заказывали родственники в память об умерших близких. Найдены они были во время археологических раскопок, и сейчас их можно увидеть в Музее Изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Техника энкаустики заключается в смешивании воска (например, пчелиного) или различных смол с соответствующими пигментами, с дальнейшим нагреванием произведения для придания специфичного эффекта поверхности.  

Технология достаточно универсальна: на доску шпателем или кистью наносятся краски из смеси пигмента и воска, которые предварительно нагревают. В Древнем Риме и Греции их разогревали факелами; в настоящее время используют строительный фен или тепловую пушку, или специальную нагревательную лампу.

Процесс затвердевания происходит достаточно быстро, но получившуюся работу всегда можно отредактировать, повторно подвергнув ее разогреву. Картины и фрески, созданные с помощью этой техники, не желтеют и не трескаются, что дает им преимущество, по сравнению с «традиционной» техникой написания иконы яичной темперой.

Иногда используют и технику масляной живописи – такие иконы пользовались популярностью в XVIII-XIX столетиях в России. В Западной Европе техника использовалась еще со времен эпохи Возрождения, но это уже были не иконы, а религиозные картины.

Секреты искусства написания православных икон: техники и материалы

Икона может изготавливаться и в технике гравюры, также есть резные иконы на кости, на металле, камне, стекле. Но не так важно, на чем изготовлена икона – важен тот смысл, то богословское содержание, которое она несет.

Роль иконы в жизни верующего

Итак, икона, в отличие от картины, является образом Божественного Первообраза. Как отмечает известный искусствовед Л. А. Успенский, «Церковь видит в иконе не просто искусство, служащее для иллюстрации Священного Писания, но полное ему соответствие, а, следовательно, придает иконе то же, что и Священному Писанию, т. е. догматическое, литургическое и воспитательное значение. Как слово Священного Писания есть образ, так и образ есть то же слово… Другими словами, икона содержит и проповедует ту же истину, что и Евангелие, а, следовательно, так же как и Евангелие, основана на точных, конкретных данных, а никак не на вымысле, ибо иначе она не могла бы ни разъяснять Евангелие, ни соответствовать ему»[1]

Поэтому процесс изготовления иконы – это своего рода аскетическая практика: не каждый художник может создать совершенный иконописный образ, не всякий художник удостаивается чести писать иконы. Такие требования указывают на особую роль иконы в жизни христианина – в иконе мы поклоняемся не краске и не доске, а изображенному на ней Богу, святым, мученикам. Мы молим их о помощи в наших нуждах, благодарим за совершенные деяния, за помощь, оказанную в различных жизненных ситуациях.

Секреты искусства написания православных икон: техники и материалы

Не случайно многие иконописцы отмечают, как влияет на изготовление иконы внутренне состояние художника. Иногда икона может писаться очень легко, а иногда – может и не быть написана. Таким же таинственным образом она может явиться храму, или монастырю, или простому человеку, а может «уйти» от него, оказавшись в другом месте.

Очень интересна история с обнаружением иконы «Спаса» из Звенигородского чина, приписываемая преподобному Андрею Рублеву – она найдена была фактически случайно, будучи долгие годы простой доской, ступенькой, положенной Ликом вниз. Так, попирая образ Христа в атеистические времена, люди ходили, не замечая на обратной стороне Божественного Лика. Его обнаружение было промыслительным – Он открыт был тогда, когда в очерствевших сердцах людей затеплился маленький огонек веры, который спустя долгие годы принес свои благодатные дары.


[1] Успенский Л. А. Богословие иконы https://esoterics.wikireading.ru/132889?ysclid=lr9omuqbt296108905

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.