Значение всех дней Страстной седмицы

Праздники и посты

Воскресение Христово, Светлая Пасха для православных – не просто радость вселенская, а праздников праздник и торжество из торжеств. Это центр всей нашей духовной жизни, незыблемый фундамент православных церковных богослужений, торжество жизни и победа над смертью, свидетельство бессмертия души.

Традиционно Пасху предваряет особая Седмица – Страстная. Эти шесть самых важных дней в церковном календаре и жизни любого христианина посвящены последним годам земной жизни Того, Кто сознательно, ради спасения мира, взошел на Голгофу. Что означает каждый день, который называется Великим?

Значение всех дней Страстной седмицы

Название Седмицы

Ее называют и Великой, и Страстной. Правда, Великая она, в основном, – у греков, а в наших книгах это название редко встречается (Синаксарь Великой Субботы). Зато Великими мы называем каждый в отдельности день этой важной Седмицы. 

То есть у нас не просто понедельник, а Великий Понедельник, не вторник, а Великий Вторник и т.д. И если второе наименование, Страстная седмица, в Типиконе указывается только в 17-й главе, то в обычной жизни и церковной практике используется почти постоянно.

Кстати, Страстная седмица не относится собственно к Великому посту, хотя он в этот период, как никогда, строг. Она последняя – перед Пасхой. Страстно́й называется, поскольку в этот период воспоминаются в том числе Крестные Страсти (слово «страсть» в церковнославянском языке означает «страдание»).

Значение Седмицы

«Все дни превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы – Святая и Великая седмица (Страстная)». Синаксарь.

Особое выделение предпасхальной седмицы неслучайно. Именно в этот период произошли многознаменательные события, к которым мы благоговейно относимся, и к пониманию которых нас усиленно подготавливает Церковь.

Значение всех дней Страстной седмицы

Эти события тесно переплетены с Крестным путем Спасителя, на который Он добровольно ступил из любви к человечеству и во имя его спасения. Мы вспомним Тайную вечерю, арест и предание на суд, распятие, страдания и погребение Сына Божия.

Цель богослужений этих дней – более глубокое погружение в евангельскую историю Боговоплощения Христа и Его служение людям, возвышение нашего духа через молитвы и песнопения, содействие нашему духовному соединению со Спасителем и познанию тайны Искупления, к воспоминанию которой мы готовимся.

Первые три дня, а у них даже один тропарь («Се Жених грядет в полунощи»), являются особенным периодом интенсивной духовной подготовки, направленной на воспоминание Страстей Господних. Церковь предлагает чтение всех четырех Евангелий и Псалтири и более продолжительные богослужения, как пример того, что и Спаситель в последние дни Своей земной жизни много времени проводил в храме и вразумлял Своих учеников, благочестивых иудеев и фарисеев с книжниками.

Прочтение всего Четвероевангелия на Часах трех первых дней помогает лучше понять ключевые моменты земной жизни Спасителя, смысл Его общения с учениками, книжниками и фарисеями и т.д.

Посещая регулярно храм и внимательно вслушиваясь в каждое слово богослужения, мы проследуем вслед за Ним до Голгофы.

Дни Страстной седмицы – почему они Великие

Эти шесть дней в году называются Великими не из-за своих каких-то размеров, а потому что в этот период совершались значимые дела. Каждый день Страстной седмицы буквально проникнут особым символическим смыслом и насыщен церковными службами. Церковь предлагает нам для размышления важнейшие темы и красивейшие богослужения.

Великий Понедельник

Все тексты, читаемые и поемые на службе Понедельника, посвящены подготовке к личной нашей встрече со Христом. Церковь преподает нам притчи, поучения Спасителя, ветхозаветные истории.

Значение всех дней Страстной седмицы

В этот день, день памяти библейского патриарха Иосифа, который был продан в Египет жадными и завистливыми братьями, и стал прообразом страждущего на Кресте Христа, Церковь воспоминает и вторую тему – проклятие обильно покрытой листвой смоковницы, которая не приносит плодов. 

Проклятие смоковницы, как пишется в Евангелии (Мк 11:12-26), случилось в первые дни, как только Христос въехал на осле в Иерусалим. В понедельник Он, увидев это дерево, проклял его за отсутствие на нем плодов, а во вторник ученики удивлялись, увидев, что оно засохло.

По учению отцов Церкви, нам всем следует осознать, что душа, не приносящая плодов духовных, подвергается проклятию и погибает. И это урок для всех людей.

Вспоминаются также история про двух сыновей и злых виноградарях (фарисеях и книжниках), убивших Сына Хозяина виноградника, слова Христа о будущем нашего мира и о Своем втором пришествии, и т.д.

В этот день совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Побывать в храме на такой службе очень спасительно для души.

Великий Вторник

В этот день Христос общался с самыми разными людьми. Последний раз проповедуя в Иерусалимском храме, Он был особо близок и откровенен с учениками.

Сын Божий много говорил притчами (о дани кесарю, воскресении мертвых и пр.), призывающими к готовности к последнему моменту истории человечества, когда «…приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним… и соберутся пред Ним все народы» (Мф 25:31-32).

С особой ясностью давая ученикам понять, сколь мощны грядущие испытания: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф 26:2), Господь призывал бодрствовать.

Так, притчу о талантах (Мф 25:14-30) можно расценивать как продолжение ситуации с проклятием смоковницы, потому что дарованные нам таланты необходимо реализовывать.

А притча о десяти девах (Мф 25:1-13) открывает новую тему – о приближающемся Втором Пришествии Иисуса Христа.

Значение всех дней Страстной седмицы

В притче о Страшном Суде Спаситель уточнил, что там-то и будет определена вечная участь всех людей, в зависимости от того, проявляли ли они к ближнему любовь или ленились, оставаясь равнодушными к чужой беде (Мф 25:31-46).

Проповедовал Христос и вне святых стен, уча благочестивый иудейский народ пути Божиему. А книжники и фарисеи, приняв решение убить Его, попытались устроить ловушку Ему.

Притворно восхваляя мудрость и справедливость Спасителя, они задали Ему провокационный вопрос, который должен был настроить народ против Него: «Платить ли кесарю налоги или нет?!» (Ин 8:49). Но Христос провалил и эту интригу, мудро ответив: «… отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф 22:21).

Гневно обличив фарисеев за лицемерие и неискренность, Спаситель горько сказал на прощание:

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф23:37-38).

В этот день в храме в предпоследний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Посещение храма благотворно повлияет на душевный настрой в том числе. 

Утром читаются Часы, Изобразительны, совершается Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров, а вечером служится Великое Повечерие.

Значение всех дней Страстной седмицы

Великая Среда

Этот день был страшным. Он был скорбным. Ведь на Страдания и Смерть был предан Господь и Спас наш Иисус Христос. И мы будем воспоминать не только жену-грешницу, совершившую беспрецедентно бескорыстный поступок.

Помазание

Когда Спаситель находился в доме Симона прокаженного, некая грешница приготовила Его для погребения. А именно так Христос расценил и пояснил такое движение души незнакомки, омывшей Ему ноги слезами и возлившей драгоценное миро на Его главу (Мф 26:6-12).

Предательство

Ученики не поняли благородного жеста блудницы, и возмутились неразумной растратой. Один из двенадцати, негодный апостол Иуда, не потрудился принять вполне понятные пояснения Сына Божия.

Выказав мнимую заботу о нищих, он отправился к иудейским первосвященникам и, предложив сдать Сына Божия за 30 сребренников прямо им в руки, осуществил позднее преступное намерение, зародившееся в его душе (Мф 26:14-16).

Кстати, 30 сребреников – это не так уж и мало по тем временам. На эти деньги можно было купить небольшой земельный участок рядом с Иерусалимом.

В это же время первосвященники, книжники и старейшины, собравшись во дворе первосвященника Каиафы, решили осуществить свой подлый план – уничтожить Иисуса, применив хитрость при аресте. Ведь эти трусы боялись, что народ прогневается, увидев, что они Его, Невинного, арестовывают в праздник (оставалось два дня до Пасхи).

Жену-«грешницу» Церковь прославляет в церковной службе Великой Среды, как образец покаяния для всех нас:

«Паче блудницы, Блаже, беззаконновав, слез тучи никакоже Тебе принесох: но молчанием моляся припадаю Ти, любовию облобызая пречистеи Твои нозе, яко да оставление мне яко Владыка подаси долгов, зовущу Ти, Спасе: от скверных дел моих избави мя».

А Иудино предательство и сребролюбие порицает и проклинает. В том, что Сын Божий был предан одним из ближайших Его учеников, святая Церковь усматривает трагедию общечеловеческих масштабов.

В этот день в храме служится Литургия Преждеосвященных Даров, где после заамвонной молитвы в последний раз в посту звучит молитва преподобного Ефрема Сирина, сопровождаемая тремя великими поклонами.

Значение всех дней Страстной седмицы

Этим вечером в церковных песнопениях уже нет плача и сетований души грешной – ему на смену приходит плач иного плана, которым пронизана вся служба. Но, несмотря на трагические ноты молитвословий, наша душа, созерцая Крестные Страдания безвинно страждущего Сына Божия и проливая слезы, благодарит Искупителя и предвкушает радость спасения нас, погибающих.

Утром в храмах читают Часы и Изобразительны, служится Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров. Вечером совершается Великое Повечерие.

Великий Четверг

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26:26-28).

С этого дня, который и открывает собственно страстной цикл, разворачиваются не менее важные события не только самой Страстной седмицы, но и всей истории. В этот день святая Церковь, и мы вместе с ней, воспоминаем четыре важнейших евангельских события.

Омовение ног

В Великий Четверг, накануне ветхозаветной Пасхи, перед Крестными Страданиями и Смертью, Спаситель собрал учеников, и перед последней Своей трапезой, в знак глубокого смирения и любви к своим ученикам, омыл их ноги.

Значение всех дней Страстной седмицы

Этим Спаситель преподал беспрецедентный урок служения ближним. В воспоминание события в наше время в храмах после заамвонной молитвы на Литургии, и особенно при архиерейском служении, этот умилительный ритуал омовения ног повторяется.

Двенадцать священников, по примеру учеников Христовых, собравшихся на Вечерню, принимают омовение от архиерея, который отирает их ноги длинным платом.

Установление Евхаристии

После Тайной вечери Господь установил новейшее Таинство Причащения, которое по Его заповеди, совершается до сегодняшних дней на престолах Церкви Вселенской.

И с того момента каждый православный человек, стремясь очистить душу покаянием, подходит к Чаше со Святыми Дарами, приобщаясь Христовых Таин на Божественной Литургии

Христос предсказал, что Его скоро предадут, вручив Иуде хлеб, обмакнутый в соль. Когда-то самый способный, любимый Его ученик тут же принял в сердце сатану и покинул помещение.

Молитва в Гефсиманском саду

Здесь, на горе Елеонской, Христос стал скорбеть, тосковать и молиться до пота, изливавшегося в виде крови. А Его ученики так и не справились с усталостью – несмотря на просьбу Христа бодрствовать, крепко уснули.

Предательство Иуды

Иуда-предатель привел сюда около полуночи вооруженных людей. Спаситель мог бы призвать Небесные Силы в помощь, но не стал этого делать. После поцелуя Иуды, выдавшего Его врагам, сдался, потому что знал, что идет на страдания и смерть ради спасения мира.

В этот день прекращается вычитывание Псалтири (до воскресенья Фоминого) и не кладутся земные поклоны.

Утром Великого Четверга в храмах совершается Вечерня и полная Литургия Василия Великого, а вечером служится Утреня с чтением двенадцати Страстных Евангелий.

Великая Пятница

«Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение…».

Трагичный день. День Крестных Страданий и Смерти Господа нашего Иисуса Христа, снятия Его с Креста и погребения. Этим событиям посвящены богослужения и евангельские повествования, не раз читаемые в течение дня. И мы собираемся в храме, чтобы оплакать почившего Спасителя.

Тем утром арестованный Христос был доставлен иудейскими первосвященниками к прокуратору. Но Понтий Пилат не усмотрел в Нем никакой вины. Не желая проливать кровь невинную, просто велел солдатам бичевать пленника.

Значение всех дней Страстной седмицы

Толпа, которая еще недавно кричала «Осанна!» и постилала пальмовые ветви Ему на дороге, возмутилась этим решением и, подзуживаемая первосвященниками и книжниками, громко требовала казни. Чтобы Иерусалим спал спокойно, прокуратор умыл руки, показывая этим, что снял с себя ответственность, и приказал предать Иисуса казни.

На Голгофу измученный Спаситель Сам нес крест. Помочь нести непосильную ношу враги поручили некому Симону. Почитатели, шедшие за Ним, громко выражали свое сочувствие, хотя это строго запрещалось делать. 

Распяли Господа на Кресте на Голгофе (лобное место) между двумя разбойниками, которые, как писал евангелист Лука, вместе с Ним шли к месту казни. Ему предлагали принять питье, полагавшееся осужденным на такую смерть, для притупления боли, но Христос отказался, чтобы до конца испить чашу.

Даже претерпевая нечеловеческие муки, Он не молчал. Молился за распинателей. Заверил покаявшегося благоразумного разбойника в том, что тот сегодня же будет в раю. Доверил Мать Свою, Пречистую Богородицу апостолу Иоанну. А последними Его словами стали: «Отче, в руки Твои предаю дух мой…».

Страшное твориться стало, когда Христос испустил дух:

«… завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли… Случилась тьма на земле и землетрясение, потрясшие римского сотника, воскликнувшего: «Воистину Он был Сын Божий»…» (Мф 27:51-54).

Предав своего Учителя, Иуда внезапно осознал весь ужас содеянного, и возвратил 30 сребреников, которые ему за предательство заплатили заказчики. Можно только представить себе, какие муки совести одолевали его. Но, так и не принеся покаяния, предатель повесился.

В этот день скорби и строгого поста, пища не вкушается до выноса Плащаницы с изображением положения Спасителя во гроб. В храме читается канон о распятии Христа, на плач Пресвятой Богородицы. 

Значение всех дней Страстной седмицы

Под пение тропарей верующие прикладываются к Плащанице, которая остается на середине храма все эти три неполные дня (в напоминание трехдневного нахождения Христа во гробе).

Из благоговения к Жертве, принесенной Спасителем, в храмах Литургии не бывает – утром читаются Царские часы, днем совершается Вечерня, вынос Плащаницы, а вечером, под Пасху, служится Утреня Великой Субботы с чином Погребения Плащаницы.

Великая Суббота

«Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин.16:22).

Это последний перед Пасхой день печали и покоя. Его называют Тихим, а тишина в этот день всегда какая-то пронзительная, ведь небо молчит и земля. Но он и Преблагословенный. Ведь вот-вот, и мы начнем проникновенно петь тропарь праздника и, проникнувшись невероятной пасхальной радостью, христосоваться, радуясь несказанной пасхальной радостью.

Значение всех дней Страстной седмицы

В этот день, которым завершается Страстная седмица, Христос еще во гробе Телом, но душою уже сошел во глубины ада, чтобы всем, там находящимся, сообщить о Победе над смертью и об избавлении душ тех, кто жаждал Воскресения Господня и пришествия Сына Божия.

Утром в храме читаются Часы и Изобразительны, служится Вечерня, которую продолжает Литургия святителя Василия Великого, перед началом которой с черных на белые меняются облачения священнослужителей. Песнопения и молитвословия богослужений все еще траурны, но уже обрели праздничные черты. 

В храме, который на время Седмицы служил нам то Сионской горницей, Гефсиманией, то Голгофой, царит какая-то особая тишина. Православные благоговейно ждут полночи, когда наступит долгожданная пасхальная радость вечной жизни и блаженства.

Между дневными богослужениями принято освящать куличи, пасхи и пасхальные яйца. А в Иерусалиме в Великую Субботу ежегодно свершается уникальное событие – схождение на Гроб Господень Благодатного огня.

Про святое миро

В этот день Патриарх освящает миро, используемое в Таинстве Миропомазания сразу после принятия Крещения. Этот чин, возглавляемый Предстоятелем Церкви, совершается, согласно церковным правилам, раз в году (или в два года), и исключительно в период Страстной седмицы – последней недели, предваряющей праздник Светлого Христова Воскресения. 

Налитое в специальную емкость миро в начальной фазе доводят до кипения, потом доваривают на слабом огне при непрестанном перемешивании. Процесс варки продолжается с утра Великого Понедельника и до вечера, весь Великий Вторник и утро Великой Среды.

Значение всех дней Страстной седмицы

Во время этой священной процедуры священнослужители поочередно читают святое Евангелие, а диаконы с помощью специальных весел активно перемешивают содержимое емкости. Миро освящает Святейший Патриарх Московский и всея Руси за Божественной литургией Великого Четверга после Евхаристического канона при распахнутых Царских вратах.

В состав миро входят до пятидесяти различных веществ (растительные масла, душистые травы и благовонные смолы). Раньше, в ветхозаветные времена, миром помазывали Скинию, первосвященников, пророков и царей. Именно такое благоуханное миро несли с собой и жены-мироносицы, пришедшие к могиле Иисуса.

В наше время его рассылают по приходам для использования в определенных священнодействиях. Например, во время Таинства Миропомазания, для освящения новых алтарей (в том числе антиминсов, на которых будет совершаться таинственная Жертва Христова) и пр.

Как правильно провести Страстную седмицу

Конечно же, в искреннем сопереживании Спасителю и очищении сердца, пройдя с Христом путем страданий. Ведь со дня на день мы встретим праздник Воскресения Христова, которое невозможно без Креста и страданий.

Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за Спасителем. Богослужения отличаются целым рядом глубоко знаменательных служб, которые совершаются только в эту Седмицу.

Надо не дать себе расслабиться, не принимать ничего суетного, мирского и, следуя за Христом, попасть на самые лучшие в церковном году службы, осмысленно участвовать в них, вникая в каждое слово. На богослужениях, преисполненных песнопений, мы легко проникнемся состраданием к Распятому на Кресте и настроимся на покаяние.

Церковь рекомендует посещать храм утром и вечером, побывать у исповеди и причаститься, посвятить эти дни чтению всех четырех Евангелий. Вникая в каждое слово, мы преодолеем время и пространство, приобщимся реальности и переживем эти евангельские события.

Значение всех дней Страстной седмицы

В эти дни любому, кто считает себя верным учеником Спасителя, желательно усердно молиться, посвящая Страстную своей душе, читать Евангелие, проникаясь атмосферой этих скорбных дней, прочувствовать которую позволяет церковная служба каждого дня Седмицы.

Правда, всего этого, как и одного ограничения себя в еде недостаточно. Важно обращать внимание на тех, кто рядом и, если надо, оказать посильную помощь; постараться избавиться от греховных привычек, грехов (особенно от самых старых, въевшихся в душу). Например, научиться проявлять терпение к чужим недостаткам, не осуждать ближних, не нарушать верности супругу/супруге, распрощаться с дурными привычками и т.д. А еще желательно хорошенько внутренне собраться, сосредоточившись на главном (а не распыляться на мелочи, которыми можно заняться в другое время), творить добрые дела и т.д.

И еще. У всех нас есть дом, быт. При этом, к сожалению, многие на Страстной седмице стараются не причаститься в храме (это сделать желательно до Входа Господня в Иерусалим), а убраться в доме, напечь куличей, яйца пасхальные окрасить, вкусняшек наготовить, чтобы разговеться, и т.д. Предпасхальные приготовления должны иметь место. Но, главное, не ставить все это в приоритет. Пасха Христова важнее пасхи творожной.

Значение всех дней Страстной седмицы
Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.