Эта тема долгое время замалчивалась в нашем обществе, хотя и очень цепляла. Особенно в советское время не принято было обсуждать ее. Но люди, прячась по кухням, таки обсуждали. Но потом, однажды, словно краник открылся. И из него буквально хлынул вал интереснейшей информации. Как раз той, которую боялись озвучивать и даже думать о ней, в том числе те, кто перенес состояние, граничащее со смертью, и вернулся обратно, в этот мир.
На самом ли деле есть жизнь за гробом? Куда «уходит» душа усопшего, что с ней потом происходит? Что Церковь Православная говорит по этому поводу? Что думают ученые? Как государство в разные периоды смотрело на странную и чуждую теорию?
- Отношение государства к религии
- Борьба с религиозными «пережитками»
- Что говорит наука
- Ощущения людей, побывавших «на том свете»
- Что же ученые?
- Что говорит Писание
- Что будет после смерти
- Что происходит с душой
- Третины
- Девятины
- Сороковины
- Где окажется душа, продолжающая жить после смерти
- Где находится душа после смерти?
- Мытарства – духовная таможня?
- Суд после смерти
- Поминки
Отношение государства к религии
Конечно же, наше небольшое исследование о жизни души после смерти будет более полным, если мы вернемся в недалекое прошлое и напомним, что за ситуация с религиозной жизнью была в СССР. Без подробностей, несколькими акцентами.
В стране религию официально никто не защищал, но государство сделало много для того, чтобы в обществе не говорили о Боге и даже боялись о Нем думать. Для этого в разные годы в Стране Советов практиковались антирелигиозные преследования и методологии.
Борьба с религиозными «пережитками»
Возьмем эпоху Никиты Хрущева. Так называемая «оттепель» в экономике, культуре и других сферах радовала советского человека. Но, увы, не сказалась на религии. Напротив, с приходом во власть человека, развенчавшего культ личности Сталина, антирелигиозная борьба активизировалась.
Партийным, комсомольским и общественным организациям было велено усилить пропагандистскую атаку на «религиозные пережитки». Госучреждения получили наказ – максимально ужесточить условия жизни религиозных общин. Причем, как выяснилось, многие распространители научного атеизма не имели даже базовых знаний о вере.
Сколько было указов и других документов, вредящих верующим, – не сосчитать. Абсурд заключался в том, что ограничивали их во всем. Так, ни религиозным центрам, объединениям, ни духовенству нельзя было устраивать шествия (то есть крестные ходы), паломничества по святым местам, заниматься благотворительностью, использовать пожертвования на поддержку храмов и монастырей и т.д. Высокие налоги наносили серьезный финансовый ущерб.
Впрочем, крепко доставалось и Совету по делам Православной Церкви, который занимал тогда «защитнические позиции по отношению к Церкви» и ограждал церковные интересы. А сам Хрущев, при котором был зафиксирован упадок религии в СССР и высокий процент сокращения численности православного священства, однажды заверил страну в том, что уже в 1980-м покажет «последнего попа по телевизору».
Неофициальная политика государственного атеизма, направленная на искоренение религиозных убеждений в стране, не ослабла и после смены руководства СССР. Хуже того, в постхрущевский период, начиная с 1970-х гг., меры эти ужесточились. Люди, кто открыто исповедовал веру, не могли стать членами КПСС, а значит, не имели надежд на тот или иной политический пост.
В 1987 году количество действующих в стране храмов уменьшилось до 6893-х, а монастырей – до 18. Источники пишут, что при Горбачеве по-прежнему практиковались аресты и преследования верующих. Не уменьшился и объем антирелигиозной пропаганды.
Но, при всем том (и это просто потрясающе), население огромной державы в большинстве своем оставалось религиозным. Согласно официальной статистике, в РСФСР в 1987 году почти половина новорожденных были крещены.
Даже первые партийные лица крестили своих детей, да и сами нередко тайно принимали крещение. Более того, оказывается, в конце 70-х гг. к Богу пришли и стали обращаться в веру православную многие молодые люди. Даже несмотря на то, что большинство активных преследовали.
Но обо всем этом и другом советская пресса молчала. Ведь, по мнению тогдашнего руководства, все это – а именно сохранение и проявление веры советскими гражданами – стало происками Запада, который использовал культивирование религиозности в Стране Советов в качестве метода подрывной деятельности.
Не до разговоров о будущем души человеческой было в те времена.
Но однажды вдруг все заговорили о жизни после смерти. И многие люди, пережившие эти очень необычные состояния, которые в близком кругу боялись даже намекнуть на свое чудесное возвращение «с того света», тоже стали делиться деталями своего «второго рождения». Специалисты старательно собирали эти свидетельства.
Что говорит наука
Человек (а ученые – и того больше) всегда искал ответ на вопрос: есть ли жизнь после смерти? И в каждом периоде времени он, так или иначе, находил ответ. Даже в наш неспокойный век прорывов, когда надо всем и вся довлеет искусственный интеллект и прочие навороченные технологии, градус интереса к загробному существованию отнюдь не падает.
Ощущения людей, побывавших «на том свете»
Миру известны откровения людей, побывавших за гробом, то есть переживших клиническую смерть или другие похожие состояния. Многие из них убеждены, что побывали за гранью жизни и смерти, как бы в потустороннем мире. В подтверждение слов приводят в пример свои состояния и ощущения, которые в большинстве своем аналогичны и пересекаются с тем же, что видели и ощущали другие люди.
Вот только ученые не видят ничего странного в том, что практически все, а именно – каждый десятый из тех, кто перенес клиническую смерть, говорят о замедленном течении времени, движении (как бы парении) их самих в пространстве и наблюдении себя со стороны (например, сверху видели себя лежащим на кровати, полу или операционном столе в соответствующем ситуации виде).
Науку не удивляет и тот факт, что многие люди во время этого своего состояния отчетливо наблюдали целый калейдоскоп картин из жизни (причем, чаще всего, это были плохие поступки, в которых они в тот момент начинали раскаиваться, жалея о содеянном), которые будто мелькали с огромной скоростью на не имеющем границ экране.
Люди эти все ощущали, все видели и слышали то, что происходило, например, в операционной или в другом месте, где их душа с легкостью покидала тело. Но ученые не принимают во внимание и то, что все эти описания умерших, а потом оживших людей подтверждают присутствовавшие на том месте люди. А это были врачи, медсестры, родные и близкие, случайные прохожие и проч.
Кроме всего прочего, специалисты, собирающие реакции и впечатления побывавших за гробом людей, отмечали, что многие выжившие из них не только чуть ли не слово в слово передавали разговоры медперсонала, но и очень четко описывали происходившее там, где их душа покидала тело, восстанавливая очередность действий каждого человека.
Почти все, кто пережил клиническую смерть (или другие состояния, при которых фиксировалась физическая смерть), вспоминали бледный свет в конце сужающегося или расширяющегося туннеля, который становился все ярче по мере приближения к выходу. Многие также говорили о том, что видели своих усопших родственников и знакомых, которые не говорили ничего, а только смотрели с разным выражением лица, словно ждали.
Большинство из опрошенных описывали свое состояние как благостное, потому что они видели светлых существ и испытывали легкость, когда душа покидала тело. Но были и те, кто говорил о том, что этот процесс был тяжким и невыносимым, ведь сопровождался появлением каких-то жутких сущностей. Потрясенные своим опытом потустороннего мира, многие приходили к Богу, кардинально меняли свою жизнь и самих себя; кто-то даже уходил из мира, в монастырь.
Что же ученые?
Ученые мужи ни с этими, ни с другими свидетельствами не считаются, потому что не считают их факторами, доказывающими жизнь после смерти, и стеснительно разводят руками, мол, однозначного ответа на вопрос «есть ли жизнь после смерти?» дать не могут.
Все, что могут, так это проанализировать, что происходит с физикой и химией, с телом умершего человека. Говоря о пережитом людьми околосмертном опыте и научно объясняя загробный опыт, специалисты ссылаются исключительно на физиологию, то есть на работу мозга, который продолжает какое-то время (вплоть до восьми минут) функционировать после остановки сердца.
То есть, речь о том, что вся физиология – функционирование организма человека и умирание – основывается на одной схеме. После остановки сердца, которое прекращает качать кровь, наступает кислородное голодание. Нервные клетки не сразу погибают, более того, выбрасывая в этот момент колоссальный объем норадреналина, становятся еще активнее.
Внимание в этот момент обостряется. Многократно увеличившаяся концентрация серотонина в организме вызывает галлюцинации. Ощущение тепла и радости обеспечивает дофамин, который и поступает как раз в тот самый, последний миг. Этим фактом медики и поясняют то, что человек перед наступлением смерти вдруг успокаивается. При этом уточняют, что у каждого умершего и ожившего – свой околосмертный опыт.
Американские медики ли, канадские или врачи из других стран – все, связывая эти состояния только с физиологией, дружно сходятся на этом, за небольшим исключением. А многие наши медики, в том числе и постсоветские, фиксировавшие клиническую смерть, чаще говорят о бессмертии души и божественном происхождении всего этого процесса.
Что говорит Писание
В наш материалистический век медики научились, что называется, вытаскивать с того света порой даже очень безнадежных пациентов. И материала о состоянии людей, побывавших на грани или за гранью между жизнью и смертью, более чем достаточно.
Имеются тысячи тысяч свидетельств людей разного возраста, образования и социального положения, живущих на самых разных концах земли и никогда друг друга не видевших.
Все они, даже закоренелые атеисты, или те, кто всегда критиковал или смеялся над идеей бессмертия, словно договорившись, говорят об одном и том же. О том, что жизнь после смерти таки есть, и что душа после физической смерти тела продолжает жить отдельно.
Как сомневаться в очевидности произошедшего с миллионами воскресших людей и рассказанного ими? Особенно тем, кто читает Священное Писание, которое постоянно показывает нам картины загробной жизни, и в котором написано вот это: «При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово» (2-ое послание к Коринфянам апостола Павла, 13:1).
Что значат эти слова? А то, что если все эти люди, опрошенные в разных местах земного шара, говорят практически об одном и том же, то есть свидетельствуют истину, им нельзя не верить. Так говорит Писание.
Что будет после смерти
Как человек проживает свою земную жизнь? Как воспринимает ее смысл? От этого во многом зависит и то, как он будет относиться к последнему мгновению своей жизни – либо будет каждый день помнить о смерти и быть на страже, либо постарается забыть о ней, постоянно вычеркивая из памяти смертной.
Православным людям в этом плане намного проще. Они знают, что смерть – это не окончательное исчезновение. Согласно православному вероучению, мы будем вечно жить, ведь бессмертие – цель нашей жизни. Поэтому последний день жизни земной по сути – это день рождения в новую жизнь для каждого скончавшегося, чья душа отправляется навстречу Господу.
Поэтому все, кто верует, кто посвятил себя Господу и служению ближним, не считают приближающуюся смерть трагедией, не отодвигают ее, трясясь от страха. Ведь для них это радостная встреча с Создателем. Другой вопрос, каким будет этот путь к Господнему Престолу, как пройдет встреча с Отцом Небесным и что дальше будет.
Серафим Саровский учил: «Если бы ты знал, какая сладость ожидает душу праведного на небеси, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби, гонения и клевету с благодарением».
Что происходит с душой
«У Бога нет мертвых, у Него все живы, а значит впереди у вас еще встреча с любимыми, Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:34-38).
В православии не существует четких догматов в отношении пути души в мир иной. Но у нас есть традиция – поминать усопших в особые дни. Некоторые церковные авторы предполагают, что поминание души в этот период неслучайно, а вызвано посмертными этапами по дороге к Богу души умершего.
Этого не оспаривает Православная Церковь. Но она не признает это и как строгий вероучительный догмат. А что касается важных этапов посмертного существования человека, то это третий день после смерти, девятый и сороковой день.
«Спрашиваете, почему мы поминаем усопших? – отвечает святитель Феофан Затворник. – Потому, что так заповедано нам делать. А что заповедано – видно из того, что в Церкви Божией не было времени, когда бы не творилось это поминовение. Значит, это идет от Апостолов и Самого Господа».
Третины
У нас принято хоронить усопшего на третий день. И это не случайно, поскольку цифра эта имеет отношение не только к Воскресшему на третий день после Крестной смерти Христу и победе жизни над смертью:
«Если ты хочешь узнать и о третьем дне, то вот объяснение. В пятницу Господь испустил дух. Это один день. Всю субботу Он пребывал во гробе, потом приходит вечер. С наступлением воскресенья Он восстал из гроба – и вот тот день. Ибо из части, как ты знаешь, познается целое. Так и мы установили обычай поминать усопших». Святой Исидор Пелусиот.
Святитель Симеон Солунский, как и другие церковные писатели, считал, что поминание в этот день совершается и по той причине, что усопший крестился во имя Святой Троицы. А еще цифра эта символизирует три евангельские добродетели (вера, надежда и любовь) и действие человека в силу своего разума, воли и чувства действует и проявляет себя в деле, слове и помышлении, и т.д.
Напомним и другую причину, которая должна нас побудить встать на молитву в этот день. По словам святых отцов Церкви, в третий день душа проходит мытарства, или муки.
По Преданию, душа два дня (до третьего) скитается там, где проходила ее земная жизнь – посещает с Ангелами родные места, своих родных и близких.
Девятины
Девятый день поминовения в церковной традиции, словам святителя Симеона Солунского, напоминает о 9-ти ангельских чинах, «к которым – как нематериальный дух – мог бы быть сопричислен и наш усопший близкий».
И он, как другие дни, служит для усердной молитвы о тех, кто за гробом, которая является тем единственным средством, которое по нашей вере поможет покинувшим мир сей. Мыслимо ли, ведь на 9-й день душу умершего, по словам преподобного Макария, Ангелы возносят ко Господу, и она поклоняется Ему. Можно только себе представить, что чувствует грешная душа, поняв, что напрасно суетилась в грешном мире.
Насколько страшно состояние души грешника, чья смерть, по словам святого Паисия Святогорца, сравнима разве что с отрезвлением опьяневшего, который не разумеет, что творит, и что он виноват:
«Однако когда они умирают… они приходят в себя. У них открываются душевные очи, и они осознают свою вину, потому что душа, выйдя из тела, движется, видит, ощущает все с непостижимой скоростью».
Почему еще важна молитва о тех, кто перешел в иную жизнь? Тем, что для них уже навсегда заперта дверь к исповеди и покаянию. В аду невозможно покаяться. Вспомним притчи о богаче и бедном Лазаре (Лк.16:19-31) и о десяти девах (Мф.25:1-12), которые говорят о том, что только мы в своей жизни сможем бороться за освящение души.
Сороковины
По словам святителя Симеона Солунского, этот день в церковной традиции появился «ради Вознесения Спасителя», свершившегося на 40-й день после Его Воскресения. Кроме того, «Апостольские постановления» указывают поминать и на третий, и на девятый, и на сороковой день по примеру древнего Израиля, оплакивавшего Моисея.
Для нас, живых, сороковой день особо важен, ведь связан с посмертной судьбой усопших. Ангелы ведут душу в ад между 9-м и 40-м днями. А на сам 40-й, как пишет преподобный Макарий, Господь «определяет приличное ей (душе) по делам место заключения».
Вот почему важно совершить в этот день особое поминовение с сугубой молитвой о душе, чтобы, смирившись с разлукой, вручить ее судьбу в руки Господа. Здесь, в храме, все, утратившие своих близких, единым сердцем молят Господа простить согрешения близких и даровать им Царствие Небесное.
Кстати, есть ученые, которые говорят о неком обмене веществ, совершающемся в теле умерших до 40-го дня, и о некоторых живых функциях в нем.
К этому дню нити, связывающие каким-то образом душу с покинутым и постепенно угасающим телом, обрываются, и душа, как пишет святитель Феофан Затворник, «получает от Господа особое некое место по своему устроению, где и пребывает до окончания века, в чаянии радостном или в нечаянии ужасательном».
Где окажется душа, продолжающая жить после смерти
Никто нам не сможет отчетливо в земных категориях ответить на этот вопрос. Как указать пальцем на место бестелесного мира, который простирается далеко за границы нашего материального?
Намного проще сказать, к кому она пойдет. У нас есть учение Церкви Православной, согласно которому, все мы уповаем на то, что душа каждого человека после смерти окажется у Бога, святых и всех тех усопших, кого мы любили в земной жизни.
Но, опять же, составить путь души, следующей из места своей земной жизни к Престолу Божию, как выверенный маршрут, невозможно и, наверное, нет смысла.
Где находится душа после смерти?
«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся». Первое послание к Коринфянам 15:51-52.
Любой, даже ребенок, может ответить на этот вопрос примерно так – в аду или Раю, где живут вечно о Господе. Все верно. Вот только окончательное решение о том, куда попадет после смерти человека его душа и где она будет находиться до Страшного Суда, принимает только Создатель.
По учению Церкви, это решение основываться будет только на состоянии отдельно взятой души и ее расположении – в свете или тьме она жила в земной жизни, в грехе ли прозябала или выбрала добродетель.
Православные (а они и по смерти своей продолжают оставаться членами Святой Церкви, сохраняя реальное общение с ней и другими ее чадами) свято верят в то, что перед Страшным Судом все, кто умер, воскрешенные Господом, соединятся со своими телами.
Мытарства – духовная таможня?
Да, путь души ко Господу, сопровождают мытарства, которые являются своеобразным испытанием души. Церковь, уточняя суть мытарств, говорит в предании, что на мытарствах бесы обличают душу в грехах.
Разумеется, мытарства – это не какая-то дань Богу за прегрешения. Скорее всего, здесь душа человеческая полно и ясно осознает все то, что ее отягощало в жизни, и чего она не прочувствовала до конца.
Кроме того, вспомним евангельские слова, вселяющие в нас надежды на то, что мы можем и не оказаться на этой духовной таможне: «…слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит» (Ин 5:24). Остается только построить правильно свои отношения с Господом и другими людьми при нашей земной жизни.
Суд после смерти
По учению Церкви, душа умершего попадает на частный суд, где ей будет определено место нахождения до Страшного Суда, когда все мертвые воскреснут. После частного суда ее участь могут изменить живые – молясь в церкви и дома, делая добрые дела в воспоминание человека, поминовение на Литургии, панихиде и т.д.
Поминки
Тут уточним, что поминки в этом контексте – это, в первую очередь, молитва с просьбой простить усопшему грехи и даровать Царство Небесное (совершаемая не только в виде заупокойного богослужения на третий, девятый и сороковой день, но и ежедневно – в храме или дома). Хорошо бы и на кладбище в важные для усопшего поминальные дни попасть, раздать милостыню, устроить поминальную трапезу.
Как пишут святые отцы, нашим усопшим мы можем помочь еще и своей праведной жизнью, добрыми делами. По словам святого Паисия Святогорца, «полезнее, чем все поминовения и заупокойные службы, которые мы можем совершить за усопших, будет наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем ради того, чтобы отсечь свои недостатки и очистить душу».