Архимандрит Софроний (в миру Сергей Семенович Сахаров) – москвич, выходец из купеческой семьи. Рос православным, но имел опыт восточного мистицизма. Встретив старца, ответившего на его вопросы своей святой жизнью, кардинально изменил свою и открыл миру преподобного Силуана. Бросив карьеру живописца, жил простым монахом и нищим отшельником. Как священник служил людям, оставив после себя духовное наследие.
Родившись в России, современник нашей эпохи долго жил, творил и умер на Западе. Живя многие годы в нищете и трудностях, известный афонский духовник щедро делился своим опытом, знаниями, и стал для некоторых ступенькой к Богу. Те, кто общался лично с ним или читал что-то из его творений, говорят, что пережили духовное рождение.
- Семья
- Отступление от Бога и самоопределение
- Карьера живописца или…
- Личная драма
- Европа. Париж. Поиски себя и возвращение к христианству
- Поворот к Богу
- Афон и монашеский постриг
- Знаковая встреча
- Пустыня и некие превратности жизни
- И снова Париж
- Великобритания: создание монастыря. Кончина
- Конец земной жизни
- Творения
Семья
Пытливого мальчонку, родившегося 22 сентября 1896 г., звали в миру Сергием. Многодетная семья Сахаровых (а это были состоятельные предприниматели – простые, но образованные) исповедовала православие, и детей растила в духовной атмосфере молитвы и общения с Господом.
Но, по словам иеромонаха Николая (племянника старца), на духовное развитие его дяди, зачитывающегося в детстве книгами русских писателей, во многом повлияла няня. Она, будучи человеком крепкой веры, брала ребенка с собой в храм, где он, слабый здоровьем, вовсе не роптал, а, научившись навыку молитвы, мог сам подолгу молиться своею детскою искреннею молитвою.
Сам архимандрит, описывая свою жизнь, часто вспоминал очень важный эпизод.
По его словам, это было детское озарение, и оно укрепило как его самого, так и уклад жизни семьи.
Отступление от Бога и самоопределение
Но, как это часто случается в отрочестве и юности, Сергий тоже получил неприятный опыт отступления от веры. Практически девять лет он, не признавая христианских истин любви, переживал своей личный мятеж.
В поисках некого вечного Абсолюта и ответов на свои давние вопросы о бессмертии, юный Сергий оставил веру свою и русскую литературу, глубоко увлекся чтением вредной для души литературы, остановил молитву и начал медитировать.
Карьера живописца или…
Любовь к рисованию, казалось, определяла дальнейшую жизнь юного дарования, и после гимназии Сергий поступил в Академию художеств, где учился в период 1915-1917 гг. Потом становление свое, как художника, продолжал в 1920-1921 гг. в Свободных художественных мастерских, объединившихся в Высшие художественно-технические мастерские (Московская школа живописи, скульптуры и архитектуры).
Здесь, во ВХУТЕМАСе, увлекшись абстракционизмом, юноша продолжал и дальше увлекаться идеями восточной философии.
Это длительное отступничество от веры и уход в восточные духовные практики отец Софроний будет оплакивать всю свою жизнь, сравнивая их со страшным падением, подобным Адамову греху, когда, первый человек, удалившись из рая, разорвал живую связь с Создателем и помрачился умом.
Личная драма
Первая мировая война и ряд трагических моментов в истории России прервали на время его настойчивые поиски себя. Так, Сахаров в 1916 г. был призван в армию юнкером. Через год его, как студента художки, отправили не воевать, а в подразделение военной маскировки.
В дни Октябрьского переворота, заболев тифом, Сергий, вроде бесстрастно наблюдал за внешними катастрофами. Но, сумев несколько самоустраниться, все-таки оставался в гуще жутких событий и, видя весь трагизм человеческого бытия, чувствуя дыхание и своей смерти, и смерти живого мира, переживал собственную драму. Его в 1918 г. дважды арестовывали органы ВЧК.
Европа. Париж. Поиски себя и возвращение к христианству
Политическая обстановка в России накалялась и оставалась очень непростой. Сергий Сахаров, по примеру других живописцев, решил доучиваться в Европе, и в 1921 г. покидает Отечество с тем, чтобы продолжить карьеру художника.
Сначала была Италия, Германия, а затем Франция, где о нем, как о даровитом художнике, почти сразу заговорила вся страна. Однако попав в художественную элиту, юноша не прекращал искать себя и все дальше проникал в тайны познания.
Правда, через несколько лет, после безуспешного поиска ответов на мучившие его вопросы, не получившие разрешения в восточных практиках, Великой Субботой Сергий с невероятной силой переживает после причастия второе Богопосещение в виде Нетварного Света. Это был 1924 год.
Поворот к Богу
Сомнений не оставалось, и 29-летний Сергий Сахаров принимает вполне взвешенное решение – связать свою жизнь с Господом. Навсегда. Он почувствовал жажду постоянной молитвы и потому немедленно оставил занятие художеством и поступил в 1924 г. в Свято-Сергиевский православный богословский институт при Сергиевском подворье в Париже (это были подготовительные курсы).
Но и тут называли лишь сухие цифры и факты, и молодой человек скоро понял, что академическое богословие – это тоже не то, чего ищет его душа.
Афон и монашеский постриг
Вот тогда и пришло решение жить монашеской жизнью, которая должна быть непременно подчинена все время этой главной, единственной цели. Поэтому следующим шагом Сергия стал категорический разрыв с миром.
С конца 1925 г., присоединившись к братии русского монастыря в честь великомученика и целителя Пантелеимона, испытывая себя и свою совесть, Сергий и посвятил свою жизнь покаянным молитвам.
Здесь, в Греции, где родилось его богословие откровения, в марте 1927 г. будущий старец принял постриг, получив монашеское имя Софроний, а через 3 года (по другим источникам – в 1932 г.) принял сан иеродиакона.

Знаковая встреча
Переломным моментом, который определил, по словам старца, дальнейший строй его души и жизни, он считает март 1931 г. (по другим источникам – 1930 г.), когда случилась знаковая встреча с Силуаном Афонским, причисленным позднее к лику святых.
Став учеником старца потрясающего духовного опыта, молодой инок Софроний остро ощутил родство их духовных переживаний и получил ответы на давно мучившие вопросы. Преподобный стал для него и духовным наставником, и самым близким человеком в монастыре.
Наставления и откровения, сказанные ему простым языком, не только помогли начинающему монаху в его дальнейшей жизни, но и легли в основу аскетического учения будущего богослова.
Пустыня и некие превратности жизни
Отец Софроний все время находился рядом с Силуаном Афонским на протяжении 8-ми лет, внимая каждому его слову. А перед своей кончиной старец, однажды вымоливший своего ученика и будущего биографа из лап смертельной болезни, благословил стать отшельником.
Вот так в 1938 г., после смерти духовника, успевшего передать своему чаду сделанные им при жизни записи, иеродиакон Софроний, постриженный в 1935 г. в великую схиму, и попал в пещеру-келью в пустынных скалах Карули Афонского полуострова, а потом в пещерку рядом с обителью святого Павла. Здесь, в скитах, он посвятил свою жизнь, исполненную бедности, голода и других искушений, непрестанной молитве.
В непростой 1941 г., когда нацисты оккупировали Грецию, отец Софроний Сахаров принял священнический сан в греческом монастыре святого Павла и приступил к духовническому служению, а в период 1943-1947 гг. жил и молился в Троицкой келье в Новом Скиту (все, что наблюдал он, исповедуя христиан-пустынников и общежительных монахов, помогло позднее систематизировать принципы православного подвижничества).
То, что непростой период жизни в пустыни отца Софрония совпал со Второй мировой войной, описывается разными жизнеописателями по-разному. Богу судить, что правда, а что нет, но, по словам самого старца, его жизнь в этот период снова была преисполнена молитвами за человечество.
Некоторые историки, говоря о сделанных старцем в тот период высказываниях о России, утверждают, что они патриотичны, и что он, живя далеко от своего Отечества, духом был всегда с Россией.

И снова Париж
За счет противоречивости мнений жизнеописателей, мы не можем правильно судить о причинах, которые вынудили отца Софрония однажды вдруг оставить Святую гору, где он жил и творил 22 года.
Можно предположить, что иеромонах Софроний, серьезно заболев зимой 1946 г., покинул свою пещеру и ушел в Андреевский скит, однако в следующем году, не имея возможности находиться на Афоне и желая представить людям написанное преподобным Силуаном Афонским, таки покидает свои скиты. Навсегда.
В 1947 г. он возвращается в «духовное сердце русской эмиграции», чтобы спокойно воплотить вот эти свои намерения. И здесь, в Париже, принимает еще одно важное решение – окончить Свято-Сергиевский институт. Но, по некоторой информации, из-за приверженности Московской Патриархии, был позже отвергнут вузом.
В том же году местом его службы становится приходской Свято-Успенский храм при кладбище в Сен Женевьев де Буа, а местом жительства его, помощника настоятеля, – Русский старческий дом. Несмотря на сложность послевоенных лет, они, по мнению самого иеромонаха, стали плодотворными для него.
Великобритания: создание монастыря. Кончина
Еще при жизни отца Софрония посещали самые разные люди, ищущие Бога. Их, желающих вести монашескую жизнь, объединившись в общину, становилось больше и больше. Но законы Франции не давали таким объединениям должной свободы, какую позволяли англичане.
И в 1959 году, когда старец уже был достаточно известен в христианских кругах Британии по своей, частично переведенной на английский язык, книге про старца Силуана, он переехал с некоторыми духовными чадами в Великобританию.
Здесь, в юрисдикции Константинопольского Патриархата в графстве Эссекс, на базе купленного имения, и создал он Свято-Иоанно-Предтеченскую обитель, которая со временем обрела статус ставропигиальной.
Монастырю этому, как пишут историки, старец посвятил всю жизнь, вплоть до 1993 г. Первый настоятель обители, духовник с даром духовного рассуждения, по чьей молитве исцелялись люди и при его жизни, и по смерти, ученик Силуана Афонского сделал все, чтобы воплотить в жизнь аскетическое богословие своего учителя.
Конец земной жизни
Онкология истязала отца Софрония, который в 1974 г. оставил настоятельство и взял на себя бремя духовника, на протяжении долгих десяти лет. При неуклонном снижении зрения и слуха, постоянных изнуряющих болях, все более затруднительным становилось для него и передвижение.
Но, вопреки всему, старец сохранял любовь к братии, которая отвечала взаимностью, и до последнего служил людям с терпением и заботой. Жизнеописатели говорят о том, что в свои предсмертные часы духовник, аскет и богослов, всю жизнь раскаивающийся в своих грехах и молящийся за весь мир, говорил о своем ничтожестве и об истинной молитве.
А 27 ноября 2019 г. он был канонизирован Константинопольской Православной Церковью, как преподобный Софроний Афонский.
Творения
Историки пишут, что тысячи и тысячи людей всего мира, имея возможность на разных языках читать произведения отца Софрония Сахарова, обретали и обретают веру, учатся молитве и сердечному деланию.
Возьмем его богословский бестселлер «Старец Силуан», который, по мнению специалистов, очень повлиял на положительное решение по канонизации преподобного Силуана Афонского Константинопольским патриархатом.
Первое, ронеотипное (ронеотип – печатающее вручную устройство) издание произведения в количестве полутысячи экземпляров увидело свет в 1948 г. Через 4 года выпускается первое типографское издание. Через несколько лет книга выходит на английском. А через годы печатается на 20 языках, благодаря чему люди в разных концах земли узнают о преподобном старце Силуане Афонском.
В первой части этого значимого житийного произведения («Жизнь и учение старца Силуана») ученик афонского подвижника и его жизнеописатель сумел в этом своеобразном портрете души преподобного понятными и такими пронзительными словами донести до нас житие монаха, которого после прочтения невозможно не полюбить и не принять в свое сердце, а во второй («Писания старца Силуана») – автор предлагает познакомиться с учением, богословским наследием, оставленным старцем.
Потрясает современного читателя и книга «Видеть Бога как Он есть», где простым, понятным даже для неверующих языком рассказано все самое важное о жизни старца в Боге и которая, по его словам, представляет собой настоящую исповедь за всю его жизнь.
Не менее важными для Богопознания и укрепления веры творениями отца Софрония, кому и принадлежит фраза «Жизнь без Христа безвкусна, грустна и беспросветна», являются «Подвиг богопознания. Письма с Афона», «Его жизнь – это моя жизнь», «О молитве».