Современному человеку, изнеженному и избалованному прелестями мира сего, вряд ли о чем-то скажет слово это – подвижник. И уж тем более – столп. А о столпниках большинство точно не слышали. Если бы и услышали, то брезгливо носом повели бы – мол, ради чего так убиваться. Но если редкий человек и доберется до книг или музея, а потом докопается до сути этой аскетической практики, то и другим с восхищением начнет рассказывать о духовном подвиге, несомым этими людьми.
Их, кто выбрал способом молитвы стояние на столпах, и кто подавал потрясающие примеры подвигов, были единицы. Жили они не в наше время. Сегодня таких нет, и вряд ли будут. К счастью, мы через века можем узнать о том, чем движимы были истинные подвижники веры, избравшие такие необычные виды служения и добровольно лишившие себя благ, которыми человек обычно себя окружает.
Столп, столпничество и столпники
«Я верю, что подобное стояние устроилось не без воли Божией» (о подвиге столпничества) – Феодорит Кирский.
Справедливым будет начать наше небольшое исследование с понимания терминологии – что такое столп, столпничество и столпники.
Слово «столп» является устаревшей формой слова «столб». В нашем случае речь идет не о том значении, к которому мы привыкли (типа фонарный столб и проч.), или которое употребляют в архитектуре для обозначения колонн. И даже не о метафорическом смысле обозначения ярких личностей (столп науки, общества или финансового мира, политики и проч.) и т.д.
Нам ближе в таком контексте случаи их упоминания в Библии, которые относятся в основном к необычным местам и несут в себе не столько архитектурный смысл, сколько символический. Например, Церковь «…есть столп и утверждение истины…» (1Тим.3:15).
Столп в нашей ситуации физически представляет собой некую возвышенную площадку, на которую взбирались сильные духом люди, чтобы постоянно или какое-то время проводить там время в непрерывной молитве. На деле же, это были своеобразные кресты, на которых монахи-столпники, буквально предстоя Богу, распинали свою плоть и очищали свои души. Их, кто сквозь века преподает нам, своим потомкам, беспрецедентные примеры подвижнической жизни, называли столпниками.
Отсюда, столпничество – это особый вид затворничества, состоявшего в непрерывной молитве человека, проводившего свою жизнь «на столпе».
Какой вид имел столп и как был устроен
До нас дошло мало сведений о нюансах. Например, известно, что столпники в основном сами строили эти сооружения, а потом, по мере усиления подвига, достраивали. Святой Феодорит Кирский писал, что высота сооружения первого столпника, Симеона, была 3 м, но потом он достраивал его, пока высота не достигла 18 м.
Эти сооружения имели разные конструкцию и высоту, и представляли собой рукотворный столб или башню, камень или любую открытую (в некоторых случаях – и закрытую, типа кельи, где столпник нес свой подвиг как затворник) возвышенную площадку.
Источники пишут, что некоторые подвижники, чтобы укрываться от жары и дождей, устанавливали на вершине столпа небольшие лачуги. Самым необычным, по преданию, считается столп преподобного Никиты Переяславского, который устроил столп, по сути, в каменной яме.
Краткий экскурс в историю столпничества
Самым ранним упоминанием об этом виде подвижничества является поучение Ефрема Сирина, который видел своими глазами первого столпника и метафорически писал египетским монахам:
«Итак, страх Божий – крепкий столп перед лицом вражеским».
В русскоязычной литературе не так много сведений и о самих подвижниках, и о виде их подвига. Исследователи упоминают труд митрополита Одесского и Херсонского Анатолия (Грисюка), утверждавшего, что именно монашеская практика неподвижного молитвенного стояния и развила сначала в Сирии столпничество.
Он же привел в пример сочинения некоторых исследователей, которые связывали столпничество с языческим его происхождением. Но, сравнивая христиан и язычников, Грисюк уточнял разницу так: христианину-столпнику хотелось больше уединения и молитвы, а язычникам – быть ближе к Небу, т.к. уверены были, что так их лучше услышат.
Иеромонах Алексий (Кузнецов) в своей книге о столпничестве (вторая ее часть посвящена юродству), уподобляя столпничество распятию Христа, писал:
«Что иное были столпы для святых подвижников, как не особого рода кресты, на которых они распинали свою плоть, подвергая ее всевозможным лишениям и жесткому влиянию воздушных перемен» (19, c. 285).
Оба автора защищали столпничество как особую форму предстояния пред Господом и христианской аскезы, хотя поздние исследователи и упрекали их в отсутствии в их трудах ответов на главные вопросы.
Столпники – кто они?
Те, кто внимательно изучал историю Церкви и ее святых, сразу же святого Серафима Саровского приведут в пример. Да, действительно, преподобный, в подражание Симеону Столпнику, стоял на камне тысячу дней, молясь Господу. Правда, это было позднее. Мы же вернемся в то время, когда, собственно, столпничество и началось.
Сколько столпников было всего? Точной цифры нет. До нашего времени дошли жития только некоторых из них. Мы кратко расскажем о самых выдающихся представителях столпничества.
Симеон Столпник
Его считают основоположником новой формы аскезы (V век), т.к. до него подобной практики не было. Нам, кто ленится Господа призвать, сложно представить это, но этот христианин-монах провел на столпе, упражняясь в аскетических подвигах, две трети своей жизни.
Родился Симеон в Антиохии (Северная Сирия). Юному аскету хватило одной евангельской фразы, услышанной в храме, чтобы уйти в монахи. В монастырях он беспрестанно молился, удручал плоть свою сильным изнурением, круглосуточным стоянием на столпе. Привлеченные его подвигом подвижники образовали тут монастырь.
Господь сподобил удалившегося от любого контакта с людьми монаха дара исцеления, разрешения бесплодия, пророчеств и т.д. К словам активного защитника веры прислушивались и просили его помощи даже императоры.
Даниил Столпник
Он жил в то же время, что и его духовный учитель, Симеон, и точно так же рано (в 15 или 12 лет) удалился из мира. Отроку, принявшему монашество, Симеон предрек несение подвига столпничества, и не ошибся в своем пророчестве. Его ученик поселился на идольском капище, превратив его в место служения Богу.
33 года подвижничал Даниил, стоя на столпе в подражание своему учителю в мороз и зной, в дождь и град.
Движимый Духом Святым, пустынник пророчествовал, творил чудеса, окормлял приходящих к нему за помощью, исцелял от бесплодия и т.д., изгонял бесов, помогал словом и делом. Его молитв испрашивали императоры.
Симеон Дивногорец
Святой, который ушел в пустыню для подвига в раннем (согласно житийной литературе) возрасте, жил в начале VI века, в Сирийской Антиохии. Игумена монастыря, в который пришел отрок, благословленный Христом, он нашел на столпе, и тот ему сказал: «Ты же мужайся и крепись, сраспинаясь Мне во все дни жизни своей» (13, c. 682).
Этого подвижника, которому пищу в затворе приносил Ангел, Господь сподобил разных даров. Он различал и изгонял бесов, умел исцелять болящих, возвращать умерших к жизни, возвещать пророчества и т.д. В 33 года, став священником, построил монастырь с помощью исцеленных им людей.
Столпниками были также Алипий Столпник (VII век), Феодосий Едесский (VIII век) Лука Новый Столпник (X век), Лазарь Галисийский (XI век) и др. Всего таких подвижников, по некоторым данным, было примерно 12 человек.
Кстати, на Западе аскетическая духовная практика не привилась. Восточные же отшельники охотно практиковали это сложнейшее служение, как, впрочем, и некоторые русские святые. На Руси этот подвиг повторили Кирилл Туровский (XII век), Никита Переяславский (XII век) и Савва Вишерский (XV век).
Кирилл Туровский
Очевидно, он первым из русских освоил столпничество. Согласно Минеям Димитрия Ростовского, Кирилл Туровский родился в городе Турове. Его, выходца из состоятельной семьи, не интересовали богатства мира. Он получил прекрасное образование, хорошее воспитание, но принял монашеский постриг в Борисоглебском монастыре, где и ушел в затвор сначала в келье, потом на столпе.
Преподобный, который был со временем рукоположен во епископа Туровского, много постился, пребывал в постоянной молитве и, уединившись от всех, писал каноны, богословские труды, притчи, послания, исповедальные молитвы и т.д.
Никита Переяславский
Этот русский столпник родился в Переславле-Залесском (XII век). Согласно житию, он был в миру до какого-то момента злым человеком. Но после знакового видения удалился в монастырь великомученика Никиты, где попросил игумена словами «Спаси погибающую душу..» и изнурял свое тело, в том числе сидением в болоте нагим.
После иноческого пострига устроил рядом с храмом столп в виде ямы (пещеры), и проводил здесь время в посте и молитве. За свои подвиги был удостоен Богом дара чудотворения и исцелял болящих.
Савва Вишерский
Савва родом из Кашина, Тверское княжество (начало XV века). Вернувшись с Афона, основал на Вишере обитель, построил столп неподалеку и храм в честь Вознесения Господня.
Преподобный, будучи игуменом и наставником, 6 дней в неделю постился и молился, удалившись телесно от людей на столп, а с субботы на воскресенье бывал на службе, причащался, трапезничал с братией и вразумлял их. Пишут, что у места его погребения фиксировались чудесные исцеления.
Зачем всходили столпники на столп
В житийной литературе пишется о том, что некоторые столпники выбирали это служение и для противопоставления истинной веры – языческой. Потому что в те времена в Сирии практиковался культ поклонения духам гор. Вот святые Алипий, Даниил и поселились в капище для своего подвига.
В остальном побудительные мотивы у большинства подвижников были схожими. Все древние монахи, выбрав этот вид аскезы, стремились укротить плоть (добровольно наказывая себя за грехи), жить в уединении и пребывать в созерцании. Они только иногда спускались на землю – для посещения богослужения или вразумления паствы. Например, Даниил, как и его духовный наставник, решил устраниться всего земного и приблизиться к горнему душой и телом. Цель Симеона Столпника – удалиться от суеты людской и любого контакта телесного.
Симеон Дивногорец взошел на столп и удручал свое тело великими подвигами в подражание добровольному распятию Спасителя, принесшего Себя в искупительную жертву за весь мир (Евр. 9:25-28), чтобы потом верующим больше не понадобилась еще жертва для их искупления. Он снова и снова придумывал новые изнурения. Блаженный Кирилл, взойдя на свой столп, подвизался там в посте и молитве, все время стараясь совершенствоваться в истязании своего тела.
Кто-то, кому столпничество кажется противоестественным, может сказать – зачем они, эти непомерные истязания, способные ускорить смерть. Но подвижники, ставшие выше своей природы, были в большинстве своем долгожителями. Так, Симеон Столпник дожил до 103 лет, из которых 80 провел на столпе. Алипий Адрианопольский прожил 117, из которых 52 провел в этом необычном виде затвора. А Даниил Столпник преставился в возрасте 83 лет, простояв из них на столпе 33 года.