Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы

Праздники и посты

Бесплодные пары сегодня готовы на любые технические подспорья и медицинские «чудо-технологии», только бы увидеть заветные полоски на тесте на беременность. Но, испробовав ультрамодные средства, остаются ни с чем. Кто-то отчаивается и ропщет на то, что Бог не сподобил стать родителем. А кто-то, годами прилежно вымаливая радость надежды, радость чуда жизни и рождения малыша, получает просимое. Ярким примером чуда, явленного Господом, и вознаграждения за такое терпение для всех нас является святая чета, которая до преклонных лет смиренно и терпеливо вымаливала чадо.

День 22 декабря (9 декабря – по старому стилю) в церковном календаре посвящен особому празднику, не общественному, а сокровенному – празднику зарождающейся жизни, в который Церковь совершает память чудесного зачатия Богоматери праведною Анною. 

Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы

Житие Иоакима и Анны

Родители Пресвятой Девы, праведные Иоаким и Анна, не были мучениками, и не пострадали за веру. Но они десятилетиями несли другие скорби – настолько сильные, что их вряд ли бы выдержали мы или наши современники.

И дело не только в презрении и насмешках от людей, ведь в те времена бесплодие считалось позором. Святые Иоаким и Анна претерпевали в течение пятидесяти лет боль и горечь от бесплодного одиночества, которая преследовала чету до глубокой старости. И стареющим праведникам не оставалось ничего иного, кроме молитвы.

До нас дошло не так много сведений о семействе, чье упование, вера и надежда стали образцом для подражания многим людям. Так, известно, что оба супруга имели знатное происхождение, так как принадлежали к роду царя Давида. Матерь Богородицы была родом из семьи священника Матфана, которое «происходило из колена Левина, рода Ааронова, и жены его Марии – из колена Иудина». Согласно житийной литературе, в семье, кроме нее, были еще две дочери – Мария и Совия, а сама она была младшей.

Старшая, Мария, вышла замуж и родила Саломию. Совия, создав семью, тоже родила дочь (это была Елисавета, мать Иоанна Предтечи). А Анна вышла замуж за Иоакима, сына Варпафира, потомка царя Давида, которому Господь заповедал, что от семени его потомков родится Спаситель мира.  

Согласно изложению свт. Димитрия Ростовского жития святого Иоакима, о его происхождении мы узнаем:

«Родословие его таково: у сына Давида Нафана родился сын Левий, Левий родил Мелхию и Панфира, Панфир родил Варпафира, Варпафир же родил Иоакима, отца Божией Матери».

Божиим промыслом супруги проживали в Назарете Галилейском (на севере Палестины), вели праведную жизнь, поучаясь в законе Божием и соблюдая заповеди Господни. Жили счастливо, душа в душу – их соединяла взаимная чистая и нежная любовь.

Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы

У них были все блага мира, и они ни в чем не нуждались. Но, имея достаток, добродетельные супруги делились всем, что у них было. Какую-то часть выделяли на церковные потребности, а еще не забывали регулярно подавать нуждающимся. И, конечно же, семейство, ведущее непорочную жизнь, с нетерпением ждало потомства. Но утроба Анны, по особому Промыслу Божию, оставалась до глубокой старости незачинающей, то есть бесплодной. 

Супруги не роптали, но горевали и плакали об этом все пятьдесят лет их брака. И ни на минуту не оставляли молитв, смиренно уповая на волю Божию и чудо, ожидая, что Господь таки дарует им чадо. 

Молитва эта становилась все упорнее, а упование на милость Божию – еще крепче. И однажды прошения благочестивой четы были вознаграждены.

Чудо молитвы

Их муки и скорбь от бездетности были неслучайно такими сильными – в ветхозаветные времена было немыслимо не иметь детей, ведь христиане ждали пришествия Спасителя. А чтобы их дети и внуки, и весь народ Израиля дожили до дня искупления, старались продолжить свой род. 

Особенно строго спрашивали за деторождение с отпрысков дома царя Давида, к которым относились Иоаким с Анной и, согласно пророчествам, из чьего рода должен был прийти Христос. Поэтому их страдания усугубились еще больше, когда в их адрес выказывалось скрытое презрение от окружающих, доходившее до открытого унижения.

Однажды глава семейства, священник, пришел в храм, чтобы принести дары Господу. Сюда пришли и остальные израильтяне. Но к ужасу Иоакима, первосвященник Иссахар не принял даров, объяснив свой отказ его бесчадием и наличием, как он предположил, у праведного Иоакима каких-то тайных грехов. Укоряли его и другие евреи, приносившие свои дары.

Святой Иоаким был раздавлен, унижен и оскорблен. Оставаться дальше в храме было невозможно. И он, так и не разделив с другими радости праздника, опечаленный и в скорби от справедливых, как он думал, укоров в свой адрес, покинул храм. Но, впрочем, направил свои стопы не домой.

Плача и стеня от стыда и горя, не ведая, по какой причине Господь так медлил исполнить давнюю мечту благочестивых супругов, удалился безутешный Иоаким в пустыню. Здесь, встретив пастухов, которые пасли его стада, поделился с ними своей бедой, поведал о поношениях и укорах, посланных другими в его и жены адрес.

Утешился, вспомнив, как его праотцу, Аврааму, Господь даровал сына уже в преклонных летах. Вот и стал неустанно молить Бога, чтобы услышал его молитвы, помиловал их с Анной, лишил тяжкого беремени бесчадия, сподобил великого дара – стать отцом и матерью и, наконец, отнял от них укоры и поношения людские. 

Но не только молитвами пытался святой праведник выпросить у Бога чадо. В постоянных трудах и слезах вымаливая отцовство, праведный Иоаким выдержал строгий сорокадневный пост, не вкушая хлеба, и пообещал себе, что будет жить в пустыне, пока Господь не отнимет от него поношений.

Анна, услышав о случившемся с мужем в храме, и о том, что он в великой скорби ушел в пустыню, неутешно плакала. Ведь ее, главную виновницу (как она считала) горя, постигшего семью, покинули и люди, и Господь, и любимый муж. Все эти дни, пока Иоаким постился в пустыне, она тоже горячо молилась и горько плакала. 

Однажды, сидя в саду под лавровым деревом, Анна увидела на нем гнездышко с птенцами. И стала снова рыдать, моля о том, чтобы она не была больше отвержена от храма Господнего, и как другие женщины, носила на руках плод чрева своего. И в какой-то момент, слезно молясь о даровании младенца, дала обет, что принесет родившегося в дар Богу.  

Как только эти слова были произнесены, перед ней явился святой Ангел Господень. Святая Анна не испугалась, когда он сообщил о том, что ее молитвы услышаны, и что она скоро зачнет, а потом родит благословенную Дочь – Пречистую Деву Марию, через Которую всему миру придет спасение. 

Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы

Поклонившись и возблагодарив за такую весть, она заверила Посланника Господнего в том, что родившееся дитя отдаст на служение Богу, а сама будет прославлять имя Господне до последнего вздоха. Сказав это, Анна поспешила в Иерусалим, чтобы возблагодарить Бога за милость такую и встретиться с супругом, который, по словам Ангела, тоже будет извещен о том, что они скоро станут достойными родителями.

И в самом деле, в этот же момент услышал и Иоаким ангельские речи. Посланник Божий обрадовал несчастного сообщением о том, что Анна, жена его, скоро зачнет и родит Дочь, Ходатаицу спасения рода человеческого. И добавил, чтобы святой праведник прямо сейчас шел в храм Иерусалимский, где и найдет супругу свою.

Все так и случилось, как сказал Ангел. Праведный Иоаким, со слезами на глазах благодаря Бога, отправился в храм. Встретившись здесь, счастливые супруги поделились ангельским благовестием, услышанным ими обоими, и удалились к себе домой, чтобы с еще большим усердием продолжить подвиги благочестия, пост, молитвы и добрые дела.

Зачатие

Праведная Анна зачала в девятый день (по новому стилю 22-го) декабря. А восьмого (по новому стилю – 21) сентября родила Дочь, Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, о чьем Рождестве возрадовались и Небо, и Земля.

По этому случаю святой Иоаким пришел в храм с великими дарами Богу, жертвами и всесожжениями. За то, что священник сподобился такого благословения от Господа, ему дали свое благословение первосвященник, другие священники, левиты и простые люди. На устроенной в своем доме праздничной трапезе в честь важного события святые Иоаким и Анна, а также все люди, прославляли Бога.

Согласно преданию, Преблагословенная Дева Мария родилась, когда Ее святым, глубоко уповающим на Бога родителям было около 70 лет. Пресвятая Мати Божия, будучи в младенческом возрасте, прожила с ними до трех лет.

Родители, исполняясь Духом Святым и руководствуясь словами Ангела, берегли Марию, воспитывали по откровению Господню. И любили не только, как свое долгожданное чадо, но и как будущую Матерь Спасителя. А потом, когда пришло время, Иоаким и Анна торжественно передали Пречистую Деву на воспитание в храм (праздник есть в честь события – Введение во храм Пресвятой Богородицы). Ведь праведная Анна, дав обет Богу, должна была его исполнить в срок. Здесь-то будущая Ходатаица за весь мир и воспитывалась до совершеннолетия.

Святые праведные супруги отошли ко Господу с разницей в два года. Сначала, в возрасте 80 лет, скончался святой Иоаким. Овдовев, праведная Анна перебралась поближе к храму, где росла Дева Мария. А через два года и она мирно преставилась в Иерусалиме, до Благовещения своей Пречистой Дочери.

По Преданию, память успения праведных супругов Иоакима и Анны, погребенных рядом с будущей гробницей своего чада в Гефсиманском саду, чествуется Православной Церковью 7 августа и 22 сентября.

Почитание праведных Иоакима и Анны

Сегодня такие случаи единичны, когда бесплодная женщина рожает в преклонном возрасте. И, читая житие праведной четы, кто-то может засомневаться или удивиться – разве в те времена такое возможно было в их годы?

Возможно. Ведь Зачатие и Рождение Дочери у праведных супругов, достигших старости, показывает нам на особый Промысел Господень, на силу Его благодати, достоинство праведных Иоакима и Анны, которое они стяжали молитвой, постом и усердным прошением. Видим мы действие не природы, а Самого Господа, Который устраняет узы бесчадия. Святых праведных родителей Богородицы называют Богоотцами, так как они прямые предки Иисуса Христа.

Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы

На примере этой праведной четы, которому многие следуют, мы убеждаемся в том, что терпением и надеждой, молитвою и постом можно добиться многого. О чем и Христос Спаситель говорит: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). Поэтому те, кто не может иметь детей, должен знать – у Бога ничего невозможного нет.

Современная медицина не всесильна, и бездетные семьи вынуждены решать проблему бесплодия самостоятельно. Но не всем и всегда удается это сделать. Многие опускают руки, не зная, что есть другое средство, кроме суррогатных матерей и подобных новомодных издержек.

В то время другие, кто знает, что спасение зависит от того, насколько мы близки к Богу, отвечая на вопрос, куда поехать и кому помолиться, чтобы забеременеть, дружно говорят – ехать надо по святым местам, а молиться – ко Господу, Божией Матери и, конечно, пред иконою Богоотцов Иоакима и Анны.

Зачатьевские храмы и монастыри

К счастью, возможностей сейчас предостаточно – храмы, монастыри Зачатьевские у нас в стране есть, как и иконы святым, молитвы, канон, акафист, тропарь, кондак им. Поэтому, как показывает опыт людей, посещающих такие места и обратившихся к Богу за помощью, многие обретают способность стать родителями.

В Москве есть Зачатьевский (Алексеевский) монастырь (построенный в 1360 году) с престольным праздником – Зачатие святой Анной Богородицы. В самой древней и не раз отстроенной обители, есть храм Зачатия св. Анною с ковчежцем, хранящий частицы мощей праведных Иоакима и Анны, который выносят из алтаря собора Рождества Пресвятой Богородицы во время молебнов о даровании чад и чтения акафиста им.

Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы

Есть в столице и церковь, что «в Углу», чей главный престол освящен в честь Зачатия Анны, упоминаемая впервые в летописи в 1493 году. Бесстолпный, одноапсидный храм с крещатым сводом пережил множество переделок, и сегодня внутри выглядит великолепно. Является одним из древнейших в Москве и включен в состав патриаршего подворья храмов в Зарядье.

В Ростове на берегу озера Неро есть Зачатьевский собор Спасо-Яковлевского монастыря. Сначала храм, основанный в 1389 году, был деревянным, как и все остальные постройки. Потом появился каменный собор Зачатьевский (1686), украшенный великолепными фресками. Здесь хранятся мощи ростовских святых Авраамия и Димитрия, Ватопедская икона Божией Матери (келейный образ свт. Димитрия Ростовского) и другие святыни.

Трехпрестольная церковь Анны Праведной Зачатия со своей многолетней историей есть в Чубковичах, Брянской области – это деревянный, обшитый тесом храм с трапезной и колокольней под каркасным шатром. Был закрыт в 1937 году и открыт снова в 1941-м, после чего не закрывался.

Жители подмосковного Чехова гордятся тем, что в их городе в 1689-1694 годах был выстроен кирпичный пятиглавый Анно-Зачатьевский храм со святынями, помогающими в зачатии ребенка, со святым источником, посвященным праведникам Иоакиму и Анне, со своей удивительной историей. Этот образец московского посадского зодчества строился на средства Саввы Васильчикова, мечтавшего о собственных детях. Чудо случилось во время строительства – его супруга поняла, что беременна.

Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы

Иконы

В большинстве своем на иконах святое семейство изображается со Своей Дочерью в младенческом возрасте, сидящей или у Анны на левой руке, или между отцом и матерью Своими. Редко праведные родители изображаются вдвоем.

Некоторые иконы, посвященные Зачатию святою Анною, изображают Божию Матерь, попирающую ногами змия и как бы парящую в воздухе. Ниже, по обе стороны, – родители Ее с молитвенно сложенными и поднятыми вверх руками, и глазами, устремленными на Пречистую. Под Ней изображен обвитый этим змием шар.

Молитвы

О чем можно молиться к святым и праведным Иоакиму и Анне? В первую очередь, к Богоотцам обращаются с просьбами об исцелении от бесплодия, благополучном зачатии ребенка, об успешном вынашивании малыша и легких родах.

Также перед иконой праведного семейства или святой Анны просят о создании семьи для благочестивой жизни, здравии ребенка и матери – особенно при позднем материнстве, семейных каких-то нуждах.

Святым и праведным Иоакиму и Анне молятся и о здравии, единстве, мире с мужем или женой. Можно читать не только молитвы, тропарь и кондак, но и канон, написанный в честь зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы.

Молитва Праведной Анне

О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. В вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

Тропарь, глас 4

Днесь безча́дия у́зы разреша́ются,/ Иоаки́ма бо и А́нну услы́шав Бог,/ па́че наде́жды, роди́ти тем я́ве обещава́ет Богоотрокови́цу,/ из Нея́же Сам роди́ся Неопи́санный, Челове́к быв,/ а́нгелом повеле́в вопи́ти Ей:// ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.

Перевод: В сей день узы бездетности расторгнуты, ибо, услышав Иоакима и Анну, Бог ясно уверяет их в рождении сверх ожидания Богоотроковицы, от Которой Сам, Беспредельный родился, став Человеком, когда Ангелу повелел Ей возгласить: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою!»

Кондак, глас 4

Пра́зднует днесь вселе́нная А́ннино зача́тие,/ бы́вшее от Бо́га:// и́бо та породи́ па́че сло́ва Сло́во ро́ждшую.

Перевод: Празднует в сей день вселенная зачатие Анны, бывшее от Бога: ибо родила она Родившую Слово превыше разума!

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.