Бесплодные пары сегодня готовы на любые технические подспорья и медицинские «чудо-технологии», только бы увидеть заветные полоски на тесте на беременность. Но, испробовав ультрамодные средства, остаются ни с чем. Кто-то отчаивается и ропщет на то, что Бог не сподобил стать родителем. А кто-то, годами прилежно вымаливая радость надежды, радость чуда жизни и рождения малыша, получает просимое. Ярким примером чуда, явленного Господом, и вознаграждения за такое терпение для всех нас является святая чета, которая до преклонных лет смиренно и терпеливо вымаливала чадо.
День 22 декабря (9 декабря – по старому стилю) в церковном календаре посвящен особому празднику, не общественному, а сокровенному – празднику зарождающейся жизни, в который Церковь совершает память чудесного зачатия Богоматери праведною Анною.
Житие Иоакима и Анны
Родители Пресвятой Девы, праведные Иоаким и Анна, не были мучениками, и не пострадали за веру. Но они десятилетиями несли другие скорби – настолько сильные, что их вряд ли бы выдержали мы или наши современники.
И дело не только в презрении и насмешках от людей, ведь в те времена бесплодие считалось позором. Святые Иоаким и Анна претерпевали в течение пятидесяти лет боль и горечь от бесплодного одиночества, которая преследовала чету до глубокой старости. И стареющим праведникам не оставалось ничего иного, кроме молитвы.
До нас дошло не так много сведений о семействе, чье упование, вера и надежда стали образцом для подражания многим людям. Так, известно, что оба супруга имели знатное происхождение, так как принадлежали к роду царя Давида. Матерь Богородицы была родом из семьи священника Матфана, которое «происходило из колена Левина, рода Ааронова, и жены его Марии – из колена Иудина». Согласно житийной литературе, в семье, кроме нее, были еще две дочери – Мария и Совия, а сама она была младшей.
Старшая, Мария, вышла замуж и родила Саломию. Совия, создав семью, тоже родила дочь (это была Елисавета, мать Иоанна Предтечи). А Анна вышла замуж за Иоакима, сына Варпафира, потомка царя Давида, которому Господь заповедал, что от семени его потомков родится Спаситель мира.
Согласно изложению свт. Димитрия Ростовского жития святого Иоакима, о его происхождении мы узнаем:
«Родословие его таково: у сына Давида Нафана родился сын Левий, Левий родил Мелхию и Панфира, Панфир родил Варпафира, Варпафир же родил Иоакима, отца Божией Матери».
Божиим промыслом супруги проживали в Назарете Галилейском (на севере Палестины), вели праведную жизнь, поучаясь в законе Божием и соблюдая заповеди Господни. Жили счастливо, душа в душу – их соединяла взаимная чистая и нежная любовь.
У них были все блага мира, и они ни в чем не нуждались. Но, имея достаток, добродетельные супруги делились всем, что у них было. Какую-то часть выделяли на церковные потребности, а еще не забывали регулярно подавать нуждающимся. И, конечно же, семейство, ведущее непорочную жизнь, с нетерпением ждало потомства. Но утроба Анны, по особому Промыслу Божию, оставалась до глубокой старости незачинающей, то есть бесплодной.
Супруги не роптали, но горевали и плакали об этом все пятьдесят лет их брака. И ни на минуту не оставляли молитв, смиренно уповая на волю Божию и чудо, ожидая, что Господь таки дарует им чадо.
Молитва эта становилась все упорнее, а упование на милость Божию – еще крепче. И однажды прошения благочестивой четы были вознаграждены.
Чудо молитвы
Их муки и скорбь от бездетности были неслучайно такими сильными – в ветхозаветные времена было немыслимо не иметь детей, ведь христиане ждали пришествия Спасителя. А чтобы их дети и внуки, и весь народ Израиля дожили до дня искупления, старались продолжить свой род.
Особенно строго спрашивали за деторождение с отпрысков дома царя Давида, к которым относились Иоаким с Анной и, согласно пророчествам, из чьего рода должен был прийти Христос. Поэтому их страдания усугубились еще больше, когда в их адрес выказывалось скрытое презрение от окружающих, доходившее до открытого унижения.
Однажды глава семейства, священник, пришел в храм, чтобы принести дары Господу. Сюда пришли и остальные израильтяне. Но к ужасу Иоакима, первосвященник Иссахар не принял даров, объяснив свой отказ его бесчадием и наличием, как он предположил, у праведного Иоакима каких-то тайных грехов. Укоряли его и другие евреи, приносившие свои дары.
Святой Иоаким был раздавлен, унижен и оскорблен. Оставаться дальше в храме было невозможно. И он, так и не разделив с другими радости праздника, опечаленный и в скорби от справедливых, как он думал, укоров в свой адрес, покинул храм. Но, впрочем, направил свои стопы не домой.
Плача и стеня от стыда и горя, не ведая, по какой причине Господь так медлил исполнить давнюю мечту благочестивых супругов, удалился безутешный Иоаким в пустыню. Здесь, встретив пастухов, которые пасли его стада, поделился с ними своей бедой, поведал о поношениях и укорах, посланных другими в его и жены адрес.
Утешился, вспомнив, как его праотцу, Аврааму, Господь даровал сына уже в преклонных летах. Вот и стал неустанно молить Бога, чтобы услышал его молитвы, помиловал их с Анной, лишил тяжкого беремени бесчадия, сподобил великого дара – стать отцом и матерью и, наконец, отнял от них укоры и поношения людские.
Но не только молитвами пытался святой праведник выпросить у Бога чадо. В постоянных трудах и слезах вымаливая отцовство, праведный Иоаким выдержал строгий сорокадневный пост, не вкушая хлеба, и пообещал себе, что будет жить в пустыне, пока Господь не отнимет от него поношений.
Анна, услышав о случившемся с мужем в храме, и о том, что он в великой скорби ушел в пустыню, неутешно плакала. Ведь ее, главную виновницу (как она считала) горя, постигшего семью, покинули и люди, и Господь, и любимый муж. Все эти дни, пока Иоаким постился в пустыне, она тоже горячо молилась и горько плакала.
Однажды, сидя в саду под лавровым деревом, Анна увидела на нем гнездышко с птенцами. И стала снова рыдать, моля о том, чтобы она не была больше отвержена от храма Господнего, и как другие женщины, носила на руках плод чрева своего. И в какой-то момент, слезно молясь о даровании младенца, дала обет, что принесет родившегося в дар Богу.
Как только эти слова были произнесены, перед ней явился святой Ангел Господень. Святая Анна не испугалась, когда он сообщил о том, что ее молитвы услышаны, и что она скоро зачнет, а потом родит благословенную Дочь – Пречистую Деву Марию, через Которую всему миру придет спасение.
Поклонившись и возблагодарив за такую весть, она заверила Посланника Господнего в том, что родившееся дитя отдаст на служение Богу, а сама будет прославлять имя Господне до последнего вздоха. Сказав это, Анна поспешила в Иерусалим, чтобы возблагодарить Бога за милость такую и встретиться с супругом, который, по словам Ангела, тоже будет извещен о том, что они скоро станут достойными родителями.
И в самом деле, в этот же момент услышал и Иоаким ангельские речи. Посланник Божий обрадовал несчастного сообщением о том, что Анна, жена его, скоро зачнет и родит Дочь, Ходатаицу спасения рода человеческого. И добавил, чтобы святой праведник прямо сейчас шел в храм Иерусалимский, где и найдет супругу свою.
Все так и случилось, как сказал Ангел. Праведный Иоаким, со слезами на глазах благодаря Бога, отправился в храм. Встретившись здесь, счастливые супруги поделились ангельским благовестием, услышанным ими обоими, и удалились к себе домой, чтобы с еще большим усердием продолжить подвиги благочестия, пост, молитвы и добрые дела.
Зачатие
Праведная Анна зачала в девятый день (по новому стилю 22-го) декабря. А восьмого (по новому стилю – 21) сентября родила Дочь, Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, о чьем Рождестве возрадовались и Небо, и Земля.
По этому случаю святой Иоаким пришел в храм с великими дарами Богу, жертвами и всесожжениями. За то, что священник сподобился такого благословения от Господа, ему дали свое благословение первосвященник, другие священники, левиты и простые люди. На устроенной в своем доме праздничной трапезе в честь важного события святые Иоаким и Анна, а также все люди, прославляли Бога.
Согласно преданию, Преблагословенная Дева Мария родилась, когда Ее святым, глубоко уповающим на Бога родителям было около 70 лет. Пресвятая Мати Божия, будучи в младенческом возрасте, прожила с ними до трех лет.
Родители, исполняясь Духом Святым и руководствуясь словами Ангела, берегли Марию, воспитывали по откровению Господню. И любили не только, как свое долгожданное чадо, но и как будущую Матерь Спасителя. А потом, когда пришло время, Иоаким и Анна торжественно передали Пречистую Деву на воспитание в храм (праздник есть в честь события – Введение во храм Пресвятой Богородицы). Ведь праведная Анна, дав обет Богу, должна была его исполнить в срок. Здесь-то будущая Ходатаица за весь мир и воспитывалась до совершеннолетия.
Святые праведные супруги отошли ко Господу с разницей в два года. Сначала, в возрасте 80 лет, скончался святой Иоаким. Овдовев, праведная Анна перебралась поближе к храму, где росла Дева Мария. А через два года и она мирно преставилась в Иерусалиме, до Благовещения своей Пречистой Дочери.
По Преданию, память успения праведных супругов Иоакима и Анны, погребенных рядом с будущей гробницей своего чада в Гефсиманском саду, чествуется Православной Церковью 7 августа и 22 сентября.
Почитание праведных Иоакима и Анны
Сегодня такие случаи единичны, когда бесплодная женщина рожает в преклонном возрасте. И, читая житие праведной четы, кто-то может засомневаться или удивиться – разве в те времена такое возможно было в их годы?
Возможно. Ведь Зачатие и Рождение Дочери у праведных супругов, достигших старости, показывает нам на особый Промысел Господень, на силу Его благодати, достоинство праведных Иоакима и Анны, которое они стяжали молитвой, постом и усердным прошением. Видим мы действие не природы, а Самого Господа, Который устраняет узы бесчадия. Святых праведных родителей Богородицы называют Богоотцами, так как они прямые предки Иисуса Христа.
На примере этой праведной четы, которому многие следуют, мы убеждаемся в том, что терпением и надеждой, молитвою и постом можно добиться многого. О чем и Христос Спаситель говорит: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). Поэтому те, кто не может иметь детей, должен знать – у Бога ничего невозможного нет.
Современная медицина не всесильна, и бездетные семьи вынуждены решать проблему бесплодия самостоятельно. Но не всем и всегда удается это сделать. Многие опускают руки, не зная, что есть другое средство, кроме суррогатных матерей и подобных новомодных издержек.
В то время другие, кто знает, что спасение зависит от того, насколько мы близки к Богу, отвечая на вопрос, куда поехать и кому помолиться, чтобы забеременеть, дружно говорят – ехать надо по святым местам, а молиться – ко Господу, Божией Матери и, конечно, пред иконою Богоотцов Иоакима и Анны.
Зачатьевские храмы и монастыри
К счастью, возможностей сейчас предостаточно – храмы, монастыри Зачатьевские у нас в стране есть, как и иконы святым, молитвы, канон, акафист, тропарь, кондак им. Поэтому, как показывает опыт людей, посещающих такие места и обратившихся к Богу за помощью, многие обретают способность стать родителями.
В Москве есть Зачатьевский (Алексеевский) монастырь (построенный в 1360 году) с престольным праздником – Зачатие святой Анной Богородицы. В самой древней и не раз отстроенной обители, есть храм Зачатия св. Анною с ковчежцем, хранящий частицы мощей праведных Иоакима и Анны, который выносят из алтаря собора Рождества Пресвятой Богородицы во время молебнов о даровании чад и чтения акафиста им.
Есть в столице и церковь, что «в Углу», чей главный престол освящен в честь Зачатия Анны, упоминаемая впервые в летописи в 1493 году. Бесстолпный, одноапсидный храм с крещатым сводом пережил множество переделок, и сегодня внутри выглядит великолепно. Является одним из древнейших в Москве и включен в состав патриаршего подворья храмов в Зарядье.
В Ростове на берегу озера Неро есть Зачатьевский собор Спасо-Яковлевского монастыря. Сначала храм, основанный в 1389 году, был деревянным, как и все остальные постройки. Потом появился каменный собор Зачатьевский (1686), украшенный великолепными фресками. Здесь хранятся мощи ростовских святых Авраамия и Димитрия, Ватопедская икона Божией Матери (келейный образ свт. Димитрия Ростовского) и другие святыни.
Трехпрестольная церковь Анны Праведной Зачатия со своей многолетней историей есть в Чубковичах, Брянской области – это деревянный, обшитый тесом храм с трапезной и колокольней под каркасным шатром. Был закрыт в 1937 году и открыт снова в 1941-м, после чего не закрывался.
Жители подмосковного Чехова гордятся тем, что в их городе в 1689-1694 годах был выстроен кирпичный пятиглавый Анно-Зачатьевский храм со святынями, помогающими в зачатии ребенка, со святым источником, посвященным праведникам Иоакиму и Анне, со своей удивительной историей. Этот образец московского посадского зодчества строился на средства Саввы Васильчикова, мечтавшего о собственных детях. Чудо случилось во время строительства – его супруга поняла, что беременна.
Иконы
В большинстве своем на иконах святое семейство изображается со Своей Дочерью в младенческом возрасте, сидящей или у Анны на левой руке, или между отцом и матерью Своими. Редко праведные родители изображаются вдвоем.
Некоторые иконы, посвященные Зачатию святою Анною, изображают Божию Матерь, попирающую ногами змия и как бы парящую в воздухе. Ниже, по обе стороны, – родители Ее с молитвенно сложенными и поднятыми вверх руками, и глазами, устремленными на Пречистую. Под Ней изображен обвитый этим змием шар.
Молитвы
О чем можно молиться к святым и праведным Иоакиму и Анне? В первую очередь, к Богоотцам обращаются с просьбами об исцелении от бесплодия, благополучном зачатии ребенка, об успешном вынашивании малыша и легких родах.
Также перед иконой праведного семейства или святой Анны просят о создании семьи для благочестивой жизни, здравии ребенка и матери – особенно при позднем материнстве, семейных каких-то нуждах.
Святым и праведным Иоакиму и Анне молятся и о здравии, единстве, мире с мужем или женой. Можно читать не только молитвы, тропарь и кондак, но и канон, написанный в честь зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы.
Молитва Праведной Анне
О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. В вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.
Тропарь, глас 4
Днесь безча́дия у́зы разреша́ются,/ Иоаки́ма бо и А́нну услы́шав Бог,/ па́че наде́жды, роди́ти тем я́ве обещава́ет Богоотрокови́цу,/ из Нея́же Сам роди́ся Неопи́санный, Челове́к быв,/ а́нгелом повеле́в вопи́ти Ей:// ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.
Перевод: В сей день узы бездетности расторгнуты, ибо, услышав Иоакима и Анну, Бог ясно уверяет их в рождении сверх ожидания Богоотроковицы, от Которой Сам, Беспредельный родился, став Человеком, когда Ангелу повелел Ей возгласить: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою!»
Кондак, глас 4
Пра́зднует днесь вселе́нная А́ннино зача́тие,/ бы́вшее от Бо́га:// и́бо та породи́ па́че сло́ва Сло́во ро́ждшую.
Перевод: Празднует в сей день вселенная зачатие Анны, бывшее от Бога: ибо родила она Родившую Слово превыше разума!