Введение во храм Пресвятой Богородицы

Праздники и посты

В конце первой недели рождественского поста, Церковь вспоминает Введение во Храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Это двунадесятый праздник, один из самых важных в годовом круге богослужения. Введение имеет установленную дату празднования — 4 декабря.

Письменные источники

история праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

В Евангелии о празднике Введения ничего не сказано. Об этом событии повествует Церковное Предание, которое дополняет Священное Писание. Подробно о земной жизни Богородицы и о празднике Введения изложено в апокрифах “Протоевангелие Иакова” и “Евангелие Псевдо-Матфея”. Писали о Введении во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии святые отцы Церкви:

  • Георгий Никомидийский;
  • Феофилакт Болгарский;
  • Тарасий архиепископ Константинопольский;
  • Герман архиепископ Константинопольский;
  • Григорий Палама.

Великий Синаксарь (часть церковного Устава) содержит сочинение неизвестного автора о Введении во храм Пресвятой Богородицы. Митрополит Макарий собрал все тексты о празднике в Великие четьи-минеи.

Установление праздника

Введение вошло в число двунадесятых праздников позже остальных, примерно в 14 веке. Существует гипотеза, согласно которой праздник стали отмечать после того, как император Юстиниан построил в Иерусалиме церковь в честь Введения. Это событие произошло в 543 году. Первые документальные свидетельства о празднике датируются 8 веком.

История о чуде

История праздника удивительна. У бесплодных супругов преклонных лет рождается Девочка. Ангел является родителям, и объявляет им о чуде, которое сотворит с ними Господь. Супругов, презираемых соплеменниками за мнимые прегрешения, за отсутствие детей, Бог возвеличил: Иоаким и Анна стали Богоотцами.

Как чудесно было Зачатие Пресвятой Богородицы, так же чудесно произошло и Введение Богоотроковицы  в храм. По обету, который Анна дала Господу, дарованного Ребенка следовало посвятить Творцу. С торжественной процессией вели свою дочь Иоаким и Анна из Назарета в Иерусалимский храм. Трехлетняя девочка сама взбежала на 15 высоких ступеней, ведущих в храм, где была встречена первосвященником Захариею. Затем, по наитию Святого Духа, Захария ввел Деву Марию, Скинию Нового Завета, во Святая Святых. Во Святая Святых хранился кивот Завета, и лишь первосвященник мог входить туда один раз в году. По Преданию, Пречистая Дева почти все время проводила во Святилище, молясь Богу и изучая Писание.

Исполнение пророчеств

Исполнение пророчеств и введение во Храм Девы Марии

Скинией Нового Завета называет Деву Марию Церковь. Апостольское чтение в праздник Введения содержит описание скинии Завета, освященную Моисеем. В другие Богородичные праздники читается отрывок из Послания апостола Павла к филиппийцам.

Паремии, которые читают на Великой Вечерни, содержат прообразы Пресвятой Богородицы. В первой паремии Церковь воспевает величие Божией Матери, вместилище Господа, отождествляя ее со скинией Ветхого Завета. Как ветхозаветная скиния исполнилась славы Господней при освящении, так и на Пречистую Богородицу нисшел Дух Святой.

Во второй паремии говорится о том, как в присутствии херувимов во Святая святых был внесен Ковчег Завета. Это пророчество сбылось, когда Захария ввел Деву Марию во Святая Святых Иерусалимского храма.

В третьей паремии Божию Матерь прообразуют врата, видимые пророком Иезекиилем.

В каноне на утренней звучат слова, пророчествующие близкое спасение: “Засияли уже лучи благодати со вступлением в храм Божией Чистой Девы”. Богослужебные тексты на Введение содержат пророчества о Чистой Деве, как о приношении всего человечества в жертву Богу, о Ее служении для Воплощения Бога.

С Введения начинаются приготовления к празднованию Рождества Христова. В тропаре к празднику есть такие слова: “В храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает”. Как в древности вошедшая в храм Дева Мария возвестила скорое рождение Мессии, так и сегодня вновь и вновь входит Она в храм, чтобы известить о Рождении Спаса всех душ.

На всенощном бдении накануне праздника впервые поются ирмосы канона Рождества “Христос раждается, славите! Христос с небес срящите!”. Святая Церковь призывает верных встречать Господа, то есть, не оставаться безучастными к Рождению Младенца. С этого момента любящие Господа полагают начало к исправлению своих сердец, чтобы принести их в дар Младенцу Христу.

Духовный смысл праздника

Духовный смысл праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

Центром празднования становится Отроковица трех лет от роду. Будучи мала летами, Она имеет многолетнюю, зрелую, душу. Самостоятельно поднявшись на ступени храма, не оглянувшись на родителей (как говорится в “Евангелии от Псевдо-Матфея), Дева Мария тем самым показывает решимость следовать за Господом. Это зрелое решение в юном возрасте поразило Захарию и всех предстоящих в Соломоновом храме. Поражает непреклонное мужество Богоизбранной Отроковицы и доныне. В этом содержится вся суть праздника Введения — Пресвятая Дева Мария отдает себя в жертву Богу добровольно и осознанно.

Детям история маленькой Девочки, посвященной Богу, понятна без нравоучений. Такова особенность детского восприятия —  они отождествляют себя с главным героем повествования, “примеряют” роль на себя. Пережив в детстве историю введения во храм Пресвятой Богородицы, человек сроднится с Матерью рода человеческого, почувствует себя причастным к великому чуду Боговоплощения.

В ожидании Рождества

На праздничном богослужении на Введение становится вдруг ясно, как близко Рождество. В это время ожидания с детьми начинают говорить о скором Рождении Младенца Иисуса. Что делают, когда ждут ребенка? Готовят приданое, мечтают поскорей его увидеть, бояться что-то сделать неправильно. Рождество Христово ждут точно так же. Приданое для Господа — выученные детьми колядки, тропарь и кондак Рождества.

Хорошо в этот период читать на ночь святочные рассказы и сказки, истории об обездоленных людях со счастливым концом. Детям нравятся воспоминания Шмелева, рассказы Никифорова-Волгина, повести Диккенса. Прекрасные рассказы о рождестве есть у Куприна — “Бедный принц”, “Чудесный доктор”, “Тапер”. Все это приготовит детскую душу к встрече Богомладенца. Чтобы не огорчить Иисуса, дети стремятся вести себя хорошо, учатся контролировать свои поступки. В этот благодатный период в детской душе крепнет вера. Взрослый человек не единожды впоследствии возвратится мыслями в те памятные дни рождественского поста.

Молитвы на Введение во храм Пресвятой Богородицы

В этот день с молитвой обращаются к Богородице и ее святым родителям. Богоотцов Иоакима и Анну просят об исцелении от бесплодия, супружеском счастье, исцелении больных детей. Пресвятой Богородице молятся об укреплении и обретении веры, исправлении чад, воспитании их в вере и благочестии.

Попросим у Девы Марии, входящей сегодня в храм, молитв о нас грешных. Попросим мужества и твердой веры. Решимости в борьбе со грехом. Исправления греховной жизни. Поверим, что и наше спасение устроит Владычица неба и земли, ведь поется на литии во время вечернего богослужения: “яко отверзе нам Небесное Царство пронареченная Всецарица. Радуйтеся людие и веселитеся”.

Праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий