Виленские мученики

Житие святых

В противоречивое время живем мы. Вроде, все есть. Даже отрытые настежь храмы. Но мы чего-то ждем. Не время, мол, как-нибудь потом. Ведь с Богом-то некомфортно. Глядишь, совесть проснется. А раз так, то все менять придется, и себя, любимого. Прав был тот, кто сказал, что христианство и православие – это удел людей сильных. Ведь слабый человек ищет виноватых, а сильный ищет Бога. Как это делал и сонм святых мучеников, не отрекшихся от веры даже ценой своей жизни. 

Ярчайшим доказательством служит жизнь трех святых, Виленских (Литовских) мучеников. Православные христиане Антоний, Иоанн и Евстафий недолгую жизнь прожили. Могли бы, припеваючи, жить при дворе своего господина. Но не стали, и были убиты в Великом княжестве Литовском в сороковых годах XIV века. Они были прославлены в лике святых, а спустя несколько сотен лет после своей кончины стали фигурантами судебного дела.

Виленские мученики

Жизнь святых страстотерпцев, крещение

Как это и бывает в большинстве случаев со святыми, проживавшими в те времена, в житийной литературе почти ничего не пишется о детских и отроческих годах этих христианских святых Литовских. 

Более того, описание их жизни могло бы вложиться в одно предложение: «Того же лѣта убьен бысть от Олгерда Круглець, нареченны Еустафеи, за православную вѣру и положен у Николы в Вилне с сродники своими Антонием, Иваном, иже такоже пострадаша за вѣру» (На самом деле, известно о них больше, особенно об истории их святых останков).

Думается, что в переводе эта запись из русских летописных списков (в частности – Ермолинский список) XV-XVI веков не нуждается, все и так понятно. Но святые и все, что случилось с ними, их святыми мощами, вызывают и сегодня не только вопросы и споры, но и восхищение, огромный интерес.

Начнем с того, что будущие мученики были придворными великого князя Литовского Ольгерда. Его дружинников иначе звали до крещения, то есть у братьев были языческие имена – Нежило, Кумец и Круглец. Они были, согласно житиям, достаточно состоятельны, но зависимы от Князя Литовского, пока не приняли крещение.

Их называют первыми из православных, кто принял смерть за веру во Христа во времена, когда Литва была языческой.

Литовский князь, у которого братья работали, был откровенным язычником (хотя у исследователей есть другие точки зрения по поводу веры, в которой он скончался). И христианином стал отнюдь не по приверженности своей к вере православной.

Ольгерд принял веру из непомерной страсти к расширению своих владений. И на этот раз сменить веру решил с тем, чтобы заполучить в жены Витебскую княжну. Для него брак с Марией Ярославной был выгодным во всех отношениях.

Крещение прошел не только сам Ольгерд Гедиминович. Некоторые представители местной знати из его придворных тоже стали христианами. Среди них были и родные братья Нежило и Кумец, которые, крестившись у духовного отца княгини, стали именоваться православными именами.

Антоний и Иоанн

Поначалу, в угоду жене-христианке, родившей князю пятерых сыновей и двух дочерей, Ольгерд благословлял проповедь христианской веры, и даже православные храмы разрешал в Вильне строить, на чем настаивала Мария Ярославна.

К слову сказать, в Вильнюсе, несмотря на отрицательное отношение ко всему русскому, и по сей день храмы, сооруженные при власти Ольгерда, – действующие. То, что Пятницкая церковь, которую разрешил построить Ольгерд, цела и работает, подтвердила Екатерина Гедеонова из канцелярии Виленской и Литовской епархии, куда мы написали, чтобы уточнить, на самом ли деле этот храм действующий: «Да, все верно, – отвечает Екатерина. – Церковь св. Параскевы Пятницы – старейшая православная церковь в Вильнюсе. Конечно, вначале она была деревянной, в наше время это каменный храм. В этом храме Петром Великим также был крещен арап Ганнибал, прадед А. С. Пушкина, о чем свидетельствуют мемориальные таблицы на самом храме».

Виленские мученики

Но, когда супруга отошла в мир иной, жрецы-идолопоклонники открыли преследование христиан, а Ольгерд, снова вернувшись к язычеству, во всем поддерживал их. Его придворные, родные братья, открыто не демонстрировали свою принадлежность к христианству, но и языческие обычаи не признавали (не остригали волосы, как иноверцы, и постились в положенные дни).

Князь, которому ничего не стоило по политическим мотивам или другим соображениям иногда отходить от православной веры, моментально подчинился требованиям жрецов, ополчившимся на христиан, и решил допросить Антония и Иоанна.

Но, несмотря на уговоры Ольгерда переменить взгляды, святые братья исповедали себя христианами. В постный день их пытались накормить мясом. Но, когда они не пошли на этот соблазн язычников, их за ревностное исполнение христианских обычаев заключили в темницу.

Пытки и казнь

Год, проведенный в неволе, испугал малодушного Иоанна грядущими страданиями. Он заверил Ольгерда Гедиминовича, что исполнит все, что тот прикажет, лишь бы его освободили из застенков. Князь, выказав свою радость, сразу же выпустил вместе с Иоанном его младшего брата, и они снова оказались при дворе.

Однако дальше пошло все не так, как рассчитывал Ольгерд. Оказалось, что Иоанн оставался в душе христианином, и только внешне поддерживал безбожников. А Антоний, не в пример брату, ничего не боялся. Он стоял на своем, продолжая уговаривать Иоанна принести покаяние, не бояться исповедовать свою веру, а также уточнил, что братские отношения возобновятся только при этом условии

Князь все подмечал, наблюдая за братьями. И, когда Антоний не стал есть скоромное в постный день, снова арестовал непослушника, бросил в застенки, где его жестоко истязали. Потрясенный стоянием брата в вере, Иоанн исповедался и, покаявшись, просил священника Нестора, крестившего их обоих, уговорить брата простить его за малодушие.

Свое решение молодой человек подтвердил признанием Ольгерду в примирении своем с Церковью. Когда же он при всех признался в том, что таки верует во Христа, а не в идолов, князь велел жестоко наказать его и вернуть в темницу, где все еще томился бесстрашный Антоний.

Виленские мученики

Братья теперь вместе стали в заточении прославлять Господа, не боясь пыток. Их смелость и сильная вера настолько потрясла людей, что многие начали принимать святое крещение. Язычников это не просто раздражало. Они были напуганы тем, что весь народ начнет исповедовать Христа, и потребовали Ольгерда казнить святых братьев.

Князь уступил, но первым велел казнить Антония, ведь помнил о проявленном Иоанном малодушии, когда тот из страха мучений отступил от веры. Предвидя мученический венец своему брату, Антоний неустанно молился в темнице ко Господу, чтобы укрепил Иоанна, а его самого умолял не отступать от веры.

Иноверцы жестоко пытали Антония перед повешением, и жития в подробностях описывали эти зверства. Но он устоял, не предав веры и Господа. А через десять дней на том же дубе был казнен и Иоанн, которого мучители-палачи сначала удавили.

Евстафий

Через несколько месяцев участь братьев разделил и их юный родственник, Круглец. Потрясенный их мужеством и стойкостью, красивый и добрый юноша тоже крестился и получил в крещении имя Евстафий. Он стал жить по-христиански, и не пытался даже скрывать этого. На вопрос князя, не христианин ли, он ответил утвердительно.

Когда юный придворный Ольгерда отказался по его приказанию нарушить пост и продолжал славить Бога, князь приказал подвернуть его нечеловеческим пыткам. Но Евстафий все терпеливо сносил. После трех дней издевательств, его повесили на том же дереве, где были казнены его родственники.

В житии пишут о том, что язычники запретили снять его тело. Почему? Потому что очень хотелось им, чтобы хищные птицы и дикие животные растащили останки исповедника. Но этому случиться не позволил облачный столп, чудесным образом три дня защищавший тело святого, истерзанное палачами.

Ольгерд

Почему мы решили выделить немного места и этому человеку, который, по идее, виновен в мученической кончине святых? Потому что вокруг него и сегодня ведутся споры. Кто-то из исследователей утверждает, что князь принял крещение только из-за выгодной партии в лице Марии Ярославны (это самая ходовая и противоречивая версия, существовавшая в Московском государстве).

Другие говорят, что православным с именем Александром он стал еще до женитьбы на русской княжне. Третьи считают, что крещение и схиму Александр-Ольгерд принял перед своей кончиной, и что крестился не только он, приняв иночество, но и его многочисленные сыновья.

Есть информация о том, что князь изображен на памятнике Тысячелетия России в Великом Новгороде. Ему построен памятник в Витебске. И он внесен в помянник Киево-Печерской лавры как «князь великий Ольгерд, нареченный в св. крещении Дмитрий».

Еще говорят, что скончался Ольгерд язычником, и похоронили его с соблюдением языческих ритуалов.  

Кто знает, что из этого является истиной. Но в его правление, в период отступления от веры, и были казнены святые страстотерпцы.

Посмертная судьба Виленских мучеников: почитание и поругание

Почитание Виленских мучеников началось вскоре после их казни. В Вильнюсе, на священном холме, месте казни трех мучеников, позднее (при второй супруге Ольгерда) построили храм Святой Троицы с храмовым Престолом, сооруженным из священного дерева, на котором иноверцы казнили трех страстотерпцев. 

Останки казненных благородных литовцев погребли в Николаевской церкви, и тогда обнаружилось, что мощи их нетленны. Затем святыню хранили в Свято-Троицком храме, который и сейчас действует. Во время перенесения от мощей совершались чудеса, в том числе исцеления. 

Изначально мучеников почитали только в Литве. Потом, как утверждают некоторые исследователи, святитель Алексий инициировал их канонизацию (есть и другие мнения). Митрополит Московский написал прошение о причислении мучеников к лику святых Патриарху Константинопольскому Филофею, в чьей юрисдикции тогда находилась Русская Православная Церковь. В 1364 году в Церкви был установлен день памяти.

В 1374 году (через 27 лет после смерти Ольгерда) части святых останков Виленских мучеников торжественно были перевезены в Константинополь (в храм Святой Софии), где и совершилась канонизация святых Антония, Иоанна и Евстафия.

Мученикам была составлена служба. На греческом языке были написаны их жития. Так патриарх Филофей окончательно прославил братьев в лике святых. А в Русской Церкви Виленские мученики были прославлены при Митрополите Московском Макарии, когда в 1549 году на Соборе и было установлено общерусское их почитание.

Виленские мученики

Церковь установила праздновать память Виленских мучеников 27 апреля (день кончины) и 26 июля (день возвращения святых останков из Москвы в Свято-Духов монастырь Вильно), во 2-ю Седмицу Великого поста с Собором преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших.

Но драматизм истории мощей святых Виленских мучеников в том, что они пострадали и потерпели поругания во имя веры не только при жизни, но и в мире ином спустя столько лет.

В XVI веке святыня была перенесена в храм во имя Святого Духа, где и покоилась в предалтарной пещере; открыта для поклонения была в 1826 году.

В августе 1915 года архиепископ Тихон (Беллавин) увез мощи в Донской монастырь (Москва), поскольку шла Первая мировая война, и немецкие захватчики упорно наступали. А через пять лет случилось нечто невероятное. 

Большевистские власти РСФСР устроили в 1920 году процесс, фигурантами которого стали почившие Виленские угодники. 1-й Московский суд, где и слушалось сфабрикованное дело, постановил передать «…так называемые мощи виленских угодников, а в действительности мумифицированные трупы» в Музей древности.

Приговор обжалованию не подлежал – святые останки, над которыми большевики изрядно поглумились, отправили в Московский музей атеистической пропаганды. И только летом 1946 года, по ходатайству Патриарха Алексия I, их передали в распоряжение патриархии.

26 июля, после недолгого пребывания в московском Богоявленском соборе, куда не истощались потоки паломников, спецрейс доставил раку со святыми останками в Вильнюс, в Свято-Духов монастырь.  

Драгоценные останки Виленских мучеников содержались до середины 1997 года в пещерной церкви их имени Свято-Духовского монастыря, а после благословения митрополита Виленского и Литовского Хризостома (Мартишкина) были доставлены в сам храм, где и сейчас от них фиксируются исцеления от тяжких недугов.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Оксана

    Спасибо за статью. Не найду на сайте обратной связи. Хотела бы писать для вашего ресурса статьи. Опыт есть, примеры предоставлю.

    Ответить
    1. Команда Pravlife автор

      Здравствуйте!
      Спасибо большое за отклик. В настоящее время у нас нет вакансий, но сохраним Вашу почту, если такая появится.

      Ответить