Эта красивая девушка с пытливым умом, выросшая в неге и роскоши, ни в чем не нуждалась. Но, приняв Христа, легко перешагнула через богатство и блага. Пережив тяжкие нравственные и физические муки от оскорбленной чистоты, она еще больше страдала от того, что отец-язычник стал ее главным истязателем. Умученная за веру, она стала символом святости, непорочности и незыблемой веры, образцом для подражания.
17 декабря Церковь Православная вспоминает Небесную покровительницу Ракетных войск стратегического назначения РФ, скорую помощницу всем молящимся к ней, великомученицу Варвару, жившую на рубеже III-IV вв. во времена нечестивого императора Максимина, и почитаемую во всем мире. А с ней мы чтим и память мученицы Иулиании.
Почему святых Илиопольских дев поминают в один день
Иулиания, вдохновленная подвигом мужественной богатой девушки, объявила себя христианкой и была казнена в тот же день, что и Варвара. Их обеих похоронили благочестивые христиане – на месте погребения был водружен храм, где святые мощи дев, по преданию, исцеляли прокаженных.
К сожалению, про святую Иулианию практически нет никаких сведений. Разве только то, что эта благочестивая христианка, находясь среди толпы, глазеющей на добровольные страдания другой юной христианки, не осталась равнодушной.
Исполнившись сочувствия к страдалице, Иулиания при всех смело выступила против палачей-язычников, объявила себя христианкой и тоже решила пострадать за Христа. Как и Варвара, укрепляемая верой и любовью к Творцу, простершейся до вершин христианского подвига, выстояла пытки язычников и была обезглавлена.
Уточним, что мучениками называют тех, кто не отрекся даже под пытками от святой веры и был убит язычниками. Великомучениками называют более чтимых мучеников, которые понесли особо тяжкие (великие) страдания.
Житие великомученицы Варвары
Варвара была из богатого семейства. Родилась и жила в Илиополе (Гелиополь). Мать девочки рано скончалась, и малышка осталась на попечении овдовевшего отца. Диоскур (Диоскор) был влиятельной личностью в городе, но свою жизнь посвящал своему единственному чаду.
Отец дал дочери отличное образование. Варвара росла в роскоши, ни в чем не имея отказа. Но, взрослея, постепенно превращалась в настоящую красавицу. Диоскур еще больше стал ее беречь, помышляя о выборе для нее достойной партии. Но девушка не думала о замужестве, и ей дороги были не шикарные наряды и украшения. Она, чистая и светлая душой, увлекалась рукодельем, познанием окружающего мира, и видела для себя другое будущее.
Однако все больше отец беспокоился за Варвару, проводя долгие часы в раздумьях, вынашивая мысли о том, как бы понадежнее скрыть ее от посторонних глаз и взглядов мужчин, уберечь от множества других соблазнов, особенно – от общения с христианами, которых люто ненавидел.
Решив, что скоро не сможет уберечь Варвару от реальной жизни, Диоскор решил заточить ее в воздвигнутом им огромном доме. В этой башне и жила послушливая отроковица до поры до времени, под наблюдением приставленной отцом прислуги и стражи. Отсюда юная затворница не имела права выйти без отцова соизволения, но не роптала. И лишь любуясь видами, открывавшимися из башни, видя эту земную и небесную красоту, постоянно задавалась вопросами, на которые никто не мог дать вразумительного ответа.
Когда она спрашивала – откуда эти прекрасные светила на небе и все, что создано на Земле, – то слышала от своих воспитательниц только одно: это боги. А кто они, эти боги? Неужели люди подразумевают тех серебряных и золотых идолов, которыми сплошь и рядом уставлены покои отца, – недоумевала Варвара. Но как можно поклоняться им? Ведь их создали другие люди – мастера своего дела. Значит, есть Кто-то Другой, Кто создал все живое и вдыхает в него жизнь, заботясь о каждой былинке, о каждом человеке и обо всем живом?
Варвара постоянно об этом думала, и однажды ночью, когда смотрела в небо и пыталась найти ответ на свой вопрос, Господь Своею благодатию открыл ее умственные очи к познанию Неизвестного ей Бога, сотворившего небо и землю. И она решила посвятить себя Его познанию.
В то время, прослышав о красивой мудрой девице и ее богатстве, многие знатные и благородные юноши просили у Диоскора руки дочери. Но у Варвары были другие планы, и она отказывала каждому жениху, сватавшемуся к ней.
Однажды отец пришел к дочери и завел с ней непростой разговор. Ему хотелось устроить жизнь затворницы получше, и это «получше» видел он только в замужестве. Но встретил такой отпор от Варвары, что пожалел о своем намерении. Дочь возмутилась его предложением и заявила, что не собирается посвящать себя дому и семье. А чтобы отец навсегда оставил свои поползновения, пригрозила, что руки на себя наложит.
Диоскор дорожил своей красавицей-дочерью и боялся ее потерять, потому вынужден был подчиниться и отступить. Но отступил на время. Думая, что Варваре не хватает общения, решил приставить к ней стражу и выпустить на свободу – надеялся, что дочь сразу захочет замуж, как только увидит счастливых замужних женщин и подруг.
Уезжая, Диоскор был уверен в том, что его план обручить Варвару по доброй воле сработает. Однако глубоко ошибался. Девушка, бывая в городе, познакомилась с исповедницами Христовой веры, и они рассказали о Творце мира, Триедином Боге, воплощении Христа от Пречистой Девы, о том, как Он страдал на Кресте и как воскрес.
По преданию, священник, попавший проездом в город под видом купца, познакомил юную деву с основами святой веры и по ее просьбе крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. После этого Варвара еще большей любовью воспылала к Господу, обещая Ему посвятить свое девство и жизнь.
Еще до совершения Таинства, Варвара решила, что для этого подходит баня, которую отец строил из роскошного мрамора в подножии ее домашней тюрьмы (башни). Она уговорила строителей прорубить к двум имеющимся окнам – третье, делая это с тем, чтобы внутри здание освещалось светом из трех окон, символизирующим Троицу.
Став христианкой, как рассказывает предание, девушка наведалась в покои отца, чтобы оплевать бездушных языческих идолов, и вернулась к себе. До возвращения Диоскора, она проводила время в молитве и посте, даже не предполагая, сколь тяжкое испытание ждет ее.
Диоскор, вернувшись домой, решил снова предложить Варваре замужество. Но девушка решительно отказала, сказав, что желает посвятить девство свое Христу. Услышав христианские наставления просветленной дочери и увидев три окна в бане, отец снова призвал ее к ответу. Но услышал то же самое. Тогда Диоскор, отъявленный язычник, не сдерживая гнева, схватил меч, бросился на свою единственную дочь, чтобы рассечь ее. Но Варвара успела выбежать из дома и спрятаться от преследования в чудесным образом расступившейся перед ней горной пещере.
Дискор долго и терпеливо выслеживал беглянку, и когда один из пастухов привел его к той расселине, где укрывалась единственная непокорная дочь тирана, с побоями и не щадя ее девичьей нежности, вытащил за волосы и поволок в город, чтобы утром отдать на суд правителю.
Мученичество
Для христиан то были очень суровые времена, так как во главе империи стоял злой и нечестивый император. Когда градоначальник, такой же гонитель христиан, увидел красавицу-Варвару и услышал, что Диоскор отрекается от дочери, отвергающей его богов, то решил пойти другим путем.
Мартиан стал уговаривать деву не противиться воле отца, и немедленно принести жертву ложным богам. Но Варвара, в голос исповедуя Иисуса Христа Богом, бесстрашно отказала ему в этом. Более того, стала обличать заблуждения язычников, выказывая свое презрение к их идолам.
За отказ отречься от Христа и принести жертву языческим богам, на долю юной христианки выпали тягчайшие испытания, которые не мог бы вынести даже крепкий мужчина. А она выстояла в войне со злом, выдержав жесточайшие пытки. Едва повзрослевшая девочка не страшилась избивания воловьими жилами и камнями, которыми палачи били ее по голове, огня, прожигавшего юное тело, железных когтей, раздиравших плоть. И даже того, что ее и Иулианию, обнаженных (а Господь в этот момент незаметно прикрывал их наготу), влачили по всему городу.
Можно лишь предположить, сколь несравнимы для нее, целомудренной девушки, эти физические и нравственные муки от оскорбления за чистоту и за веру, со страхом отступить от истины, другой болью. Болью от того, что родной отец, еще вчера сдувавший с нее пылинки, стал главным гонителем и жестоким истязателем.
Едва живую, Варвару бросили в темницу, где она горячо молилась ко Господу. И Он придал ей сил, уврачевав израненное тело юной христианки. Наутро язычник-правитель, увидев узницу здоровой и невредимой, стал снова уговаривать ее, убеждая в том, что это его боги ее исцелили. Но святая мученица упорно стояла на своем, говоря в ответ, что исцелена Христом, за что ее с Иулианией снова начали жестоко пытать. Потом, по приговору Мартиана, святых дев должны были обезглавить.
Палачом для своего единственного чада стал немилосердный Диоскор, следовавший с воинами к месту казни. С этим Варваре было сложно смириться. Но она, помолившись, смиренно приняла смерть от рук самого близкого человека. Иулиания была казнена одним из воинов Диоскура.
Святых исповедниц похоронил некий благочестивый христианин Галентиан (Валентин), а язычников-палачей очень скоро настигло Божие возмездие. Диоскора сразил удар молнии, а Мартиан погиб от пущенной в него стрелы (есть и другая версия, что их обоих сразила молния).
Почитание
Поразительная история мужественной юной девушки, пострадавшей от руки собственного отца-язычника и не отказавшейся от Христа, многих верующих и неверующих не оставила равнодушными. Ведь и сегодня, спустя столетия, ее почитают во всех уголках христианского мира.
Великомученица Варвара Илиопольская, прославившаяся крепостью своей веры, бескорыстием и решительностью, с которой легко переступила через земные блага, почитается не только Русской Православной Церковью, но и в католической, коптской, армянской и англиканской традициях.
Святая с давних времен была, и традиционно остается, одной из самых любимых и почитаемых святых и у нас в стране. Ее имени посвящали и посвящают строящиеся храмы и приделы, в ее честь написаны иконы, молитвы, акафисты и пр.
К мощам праведницы, чья жизнь была и остается образцом чистоты и целомудрия, крепкой веры и верности Господу, и сегодня не иссякают потоки верующих.
Храмы
Если верить источнику, на сегодняшний день в честь святой построено 355 храмов, из которых подавляющее большинство – в России. Варваринские храмы есть почти в каждом крупном городе страны.
Возьмем Казань, где церковь, построенная в конце XVIII века, помнит многих знаменитостей и сама имеет сложную судьбу. Так, в эпоху СССР там смотрели кино, потом был клуб рабочих трамвайного парка, протезная мастерская. Пострадавший в разные времена, храм был восстановлен в 1994 году. Или Санкт-Петербург, где имеется младший брат казанского – храм великомученицы Варвары на Кушелевской дороге, построенный не ранее 2022 года. Первый свой престольный праздник прихожане отметили в день памяти святой великомученицы ровно год назад, 17 декабря.
К сожалению, в Ярославле церковь с престолом Варвары великомученицы (1668 года постройки) была утрачена (разобрана в 1932 году). Но в городе есть другой храм, где ее почитают, – Ильи Муромца и Святой Варвары – и где ведется духовное воспитание на примере двух знаковых святых.
В самом сердце России, в Плесе, тоже есть Варварин храм, дата начала строительства которого датируется 1702 годом и который, к слову, с колокольней написан на картине Левитана «Вечер. Золотой Плес».
Одна из древнейших и известных церквей, образец классицизма, создающая особую атмосферу всего Зарядья, находится в Москве. Здесь, в храме великомученицы Варвары, на Варварке, какое-то время хранилась часть перста святой с перстнем.
География строительства Варвариных храмов достаточно обширна. Так, церковь в честь великомученицы есть и в швейцарском городке Вева, где имеется множество старинных икон. Любят и почитают Варвару верующие из Беларуси, Болгарии, Казахстана, Кипра, Турции, Швейцарии, Бельгии, Северной Македонии, США, Литвы, Румынии.
А в эстонском поселочке Рахья, в красивейшем православном храме, возведенном из дерева и освященном в день памяти святой в 2009 году, на Литургии выносится точная копия Венца великомученицы. В ковчежце хранится частица ее святых мощей.
Иконы
Вряд ли наше предположение о том, что в каждом православном храме и домашнем иконостасе многих домов точно имеется икона великомученицы Варвары, покажется неправдоподобным. Ее ликами, написанными в разное время и в разной технике, украшены гербы множества городов и поселков мира.
В православной традиции святая на иконе выглядит красивой, исполненной внутренней гармонии, одетой в дорогие одежды красного цвета, указывающие на ее знатное происхождение и мученический подвиг.
Ее левая рука может быть сложена в благословляющем жесте. А на ростовой иконе у ног святой можно увидеть пушку. На ее голове – венец, а в руках – один из предметов атрибутики, с которой святую принято писать. Речь о Потире, кресте, павлиньем пере, свитке с надписью «Чту Святую Троицу» и о макете башни с тремя окнами, мече, каждый из которых символизирует что-то свое.
С Троицей и башней все понятно, а вот павлинье перо не только указывает на Илиополь (Гелиополь), как родину великомученицы, или на то, что птица эта олицетворяет бессмертие, но и на город, где, согласно преданию, птица феникс возрождается к вечной жизни.
Чашу с Дарами (Потир) и облатку на женских иконах обычно не изображают, а вот на иконе святой Варвары эта атрибутика есть. Связано это с просьбой Варвары ко Господу о том, чтобы перед казнью или внезапной смертью все, кто ее поминает как мученицу и попросит заступничества, могли исповедоваться и причаститься.
Наличие в руке вмч. Варвары меча (одного из основных атрибутов святой) говорит о том, что соблюдена еще одна иконографическая традиция – изображение атрибута святого в виде орудия его казни или пыток. Крест в руках великомученицы символически указывает на крестные страдания Христа и мученический подвиг самой святой.
Мощи и чудеса
Как уже было сказано выше, останки святых Варвары и Иулиании были погребены благочестивым христианином Валентинианом (в разных версиях его имя звучит по-разному – и Валентин, и Галентиан) в селении Геласий, где позже была построена церковь, и хранимые там святые мощи исцеляли прокаженных и прочих людей с различными недугами.
В VI веке мощи великомученицы Варвары доставили в Константинополь. Как на Руси они оказались – об этом нет достоверной письменной информации. Известно, что в XII веке греческая княжна Варвара, выйдя замуж за русского князя Михаила Изяславича, перевезла их в Киев, где они и покоятся во Владимирском соборе.
Есть и устные предания, в том числе, записанные в XVII веке настоятелем Киево-Златоверхого монастыря, игуменом Феодосием, в его труде «Повесть о славных чудесах святой великомученицы Варвары».
Святыня после перенесения в Киев хранилась в храме святого архистратига Михаила. Потом частицы мощей попали в дар великому князю Михаилу-Святополку, правнуку Владимира. А тот положил святыню в храме в честь имени своего Покровителя года, «которые и по сей день нетленные лежат».
Целебная святыня, изъятая при разрушении Михайловского монастыря и переданная в музей, в наше время находится в Киеве и продолжает прославляться многочисленными исцелениями и чудесами. Частицы мощей, обладающих чудодейственными и целительными свойствами, хранятся во многих храмах мира.
Чудеса
Первое чудо святая Варвара совершила, начертив на мраморных плитах купальни, где строилась баня, крест. Божественный знак вместе с отпечатком стопы святой сразу отразился в камне, оставшись там навсегда. По преданию, отсюда после кончины великомученицы истекала целебная вода.
Все это время и по сей день святая Варвара не прекращает отзываться на молитвы обращающихся к ней с любовью и верою. Известны сотни, тысячи случаев исцеления от разных заболеваний, решения сложнейших и нерешенных вопросов и т.д.
О чем молятся великомученице Варваре
Великомученице Варваре написаны каноны молебные, акафист, кондак, тропарь и, конечно же, молитвы, с которыми притекают к ней в самые разные моменты жизни и обстоятельства все, кто верует в ее помощь и заступничество.
К ней обращаются с просьбой оградить от внезапной смерти без покаяния и причастия, молят об удачном замужестве и счастливой семейной жизни, о зачатии ребенка и нормальной беременности, об удачных родах, исцелении болящих, смягчении родительского гнева и жестокости в отношении детей, просят их защиты, выздоровления.
Перед иконой святой Варвары в молитве можно попросить об избавлении от депрессии, уныния, печали, опасности при угрозе от огня.
У великомученицы много почитателей-военных, которые могут в любой момент погибнуть. Также Варвара является покровительницей моряков, артиллеристов, Ракетных войск стратегического назначения России, горнопромышленников, инженеров, математиков и т.д.
Тропарь великомученице Варваре, глас 8:
Варва́ру святу́ю почти́м:/ вра́жия бо се́ти сокруши́/ и, я́ко пти́ца, изба́вися от них// по́мощию и ору́жием Креста́, всечестна́я.
Кондак великомученице Варваре, глас 4:
В Тро́ице благоче́стно пева́емому/ после́довавши Бо́гу, страстоте́рпице,/ и́дольская притупи́ла еси́ чти́лища,/ посреде́ же по́двига страда́льчествующи, Варва́ро,/ мучи́телей преще́ния не устраши́лася еси́, мужему́дренная,/ велегла́сно пою́щи при́сно:// Тро́ицу чту, Еди́но Божество́.
Молитва великомученице Варваре:
Святая славная и всехвальная великомученице Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественном люди, раце мощей твоих поклоняющиися и любовию целующии, страдания же твоя мученическая, и в них Самаго Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему – безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.