Она была наделена редчайшей красотой. Но свою короткую жизнь потратила не на женихов и развлечения, и не на все то, что себе позволяли сверстницы ее круга. Пытливый ум богатой девушки знатного происхождения, получившей блестящее образование, искал чего-то другого – такого, что бы сделало ее, богатую и успешную, счастливой. И она нашла. Нашла счастье в Боге.
7 декабря (24 ноября – по старому стилю) Церковь празднует память святой великомученицы Екатерины Александрийской. Одна из самых почитаемых в христианстве девственниц-мучениц мужественно отреклась от языческой веры и приняла мученическую смерть во имя Христа. И сегодня к покровительнице невест, обручившейся с Небесным Женихом, обращаются с молитвой женщины, не только носящие имя великомученицы.
Краткое житие до обращения в Христову веру
Оно краткое, потому что слишком мало сведений о жизни и детских годах святой Екатерины. Собственно, как это сложилось и с житием многих мучеников того периода – в те времена они собирались буквально по крупицам, и далеко не по горячим следам.
При этом, авторы мученичеств (так называемых «мартириев», написанных порой с размытыми и противоречивыми хронологиями и историческими реалиями) ориентировались, в основном, не на какие-то детали биографии, которые бы интересно было узнать будущим поколениям, а на описание самого мученического подвига, переживания святых, их мысли, сны и т.д.
Всему, что христианский мир знает об этой святой, мы обязаны жизнеописаниям (которые позднее дополнялись все новыми и новыми деталями) от некого Афанасия (Анастасия, который называл себя стенографом Екатерины и ее слугой), Симеона Метафраста, Анастасия Протасикрита, святителя Димитрия Ростовского и т.д.
Кстати, житие святой Екатерины Александрийской, переведенное с греческого языка, в XVI веке было вписано в состав Великих Четьих-Миней митрополита Макария.
О семье святой Екатерины
Из дошедших до нас вариантов жития (написанных, как утверждают исследователи, в большинстве своем после обретения мощей великомученицы Екатерины) мы узнаем о том, что она жила со своей семьей в столице эллинской учености, Александрии, в годы правления Максимина (царствование коего пришлось на 306-313 годы).
Большинство источников утверждают, что Екатерина происходила из царского рода, и что ее отца звали Конста, а сам он был правителем Александрии Египетской. Еще известно о том, что самодостаточные родители ничего не жалели для любимого чада, поэтому обеспечили девочке воспитание и прекрасное образование.
Образование
Это немыслимо, особенно для современных молодых людей, но восемнадцатилетняя девушка редкой красоты, наделенная умом и премудростью, в совершенстве изучила творения Гомера, Платона, Гиппократа и многих других античных стихотворцев, языческих писателей, философов, ученых и врачей.
Правда, Екатерине было всего этого мало. Потому она стала научаться ораторскому и диалектическому искусству, старательно изучать другие языки, наречия. Ее познаниям и учености дивились и взрослые, многие из которых не имели столь глубоких знаний в разных сферах.
Отказ от замужества
Не могли не обратить своего внимания на премудрую красавицу и молодые люди, прослышав о мудрости и образованности девицы. Многие богатые выходцы из самых именитых семей империи обращались к ее матери с просьбой выдать за них замуж дочь, и предлагали руку и сердце прекрасной Екатерине.
Некоторые источники утверждают, что мать святой и родственники очень настаивали на скором замужестве. Чем руководствовались при этом? Может быть, тем, что оно сулило выгоду. Поскольку, если мудрая девица выйдет замуж за достойного юношу, то она, по их мнению, достаточно сильно умножит богатство и могущество семьи, сохранит «царское наследие» главы семейства, а, значит, семейство будет жить безбедно.
Екатерина ни в чем не нуждалась, у нее всего было в избытке. И ей не надо было умножать богатства отца или заполучить могущество путем замужества. И, несмотря на уговоры семьи, девушка отказывала одному жениху за другим. Ведь, плюс ко всему, сомневалась в том, что брак ее сделает счастливой.
Вот и поставила Екатерина перед матерью невыполнимое, по сути, условие – выйдет только за того, кто превзойдет ее во всех ее достоинствах. От гордыни так заявила? Сомнительно. Скорее всего, заявила так, ощущая где-то в глубине души, что ее ждет другое будущее. И она таки его дождалась.
Обручение
Мать святой, видя упорство дочери, решила отвести ее к сирийскому монаху (который, по некоторым источникам, был ее, тайной христианки, духовным наставником). И тот, открывая Екатерине веру во Христа, поведал не только о Юноше, Который во всем превзойдет ее – он своими рассказами возбудил в ней огромное желание узреть Его.
Старец, вручив милой девушке икону с изображением Девы Марии с Богомладенцем на руках, подсказал, как надо молиться, чтобы Богородица показала ей Сына Своего, чудесного Юношу. И в ту же ночь Екатерине был сон: в нем Младенец почему-то отворачивался от девушки, словно не хотел ее видеть, и называл, при этом, «нищей, худородной, безобразной и безумной», каким и бывает не омытый водами святого Крещения человек.
Это очень опечалило Екатерину, и она поделилась с тем самым монахом своей бедой. И он в тот же день крестил ее, наказав непрестанно молиться и оставаться целомудренной. Согласно поздней редакции жития великомученицы, после этого ей снова был сон, который ободрил ее. В нем со словами: «Вот, Я ныне избираю тебя Моею невестою, нетленною и вечною. Итак, сохрани с великим тщанием этот союз ненарушимо и отнюдь не избирай себе никакого земного жениха», Младенец дал девушке прекрасный перстень в знак обручения с Небесным Женихом.
Это кольцо девица, проснувшись, и увидела на своем пальце.
Мученичество
Однажды многолюдное и пышное языческое празднество в Александрии посетил император, чье имя точно неизвестно (очевидно, его звали Максимин, или Максимиан, Максенций, но, скорее всего, это был Максимин II Даза, гонитель христиан, известный своей необузданностью и жестким нравом).
Город в тот день погрузился в дым и смрад жертвенников, и жалостные крики жертвенных животных. Язычники приносили в жертву и человеческие жизни. В огонь на смерть отсылали христиан, не отказавшихся от своей веры даже под пытками.
Екатерина, придя к главному жрецу, назвалась, смело рассказала о своем исповедании Единого Истинного Бога и обличила язычников и самого владыку империи. Максимин, покоренный мудростью и красотой восемнадцатилетней девы-христианки, соблазнял ее сладкими речами, призывами признать языческую мудрость, сулил богатство и славу.
Убедившись в тщетности своих усилий после гневного отказа Екатерины, император призвал в помощь полсотни ученейших философов империи и приказал им победить девушку, «которая превосходит мудростью самого великого Платона», и пригрозил: в противном случае, все примут мучительную смерть.
Но Екатерина одержала над мудрецами великую победу. Разгневанный Максимин распорядился сжечь всех их на костре. А мудрецы, уверовав в Единого Бога, просили заступнических молитв Екатерины перед Ним, чтобы простил все содеянное ими по неведению. Екатерина перекрестила каждого, и они без страха пошли на казнь.
Император, получив решительный отказ девушки на все попытки обратить ее к язычеству, велел жестоко мучить ее, потом бросить в темницу. Нагую Екатерину слуги императора в течение двух часов нещадно, до ран на теле, побивали воловьими жилами.
Царь, видя, что юная красавица-христианка и эти пытки переносит с мужеством, затворил ее в темницу и наказал стражникам, чтобы не кормили и не поили, пока он не придумает более изощренных мук для непокорной. Но язычник не мог даже допустить, что все эти дни Екатерине приносил пищу голубь.
Укрепить перед будущими мучениями пришел в камеру святой и Сам Спаситель. На следующий день, на судилище, Екатерина так и не отреклась от своей веры и отказалась от предложения царя принести жертвы языческим богам, несмотря на угрозы колесования.
Когда девушка подошла к четырем деревянным колесам на оси, где ее должны были четвертовать, невидимая сила (по преданию – сошедший с Неба Ангел) разбила их на куски, которые полетели в язычников, глазеющих на это издевательство.
Максимин был возмущен, что у народа начинают глаза открываться. И ему ничего другого не оставалось, как отсечь голову Екатерине, продолжавшей твердо исповедать верность Небесному Жениху. Она сама с молитвою в устах положила голову на плаху, и все, кто наблюдал за этим страшным действом, увидели, что из раны истекло молоко, а не кровь.
Согласно Преданию, честные останки великомученицы Екатерины (и за этим наблюдали верующие) были тут же перенесены на гору Синайскую святыми Ангелами.
Почитание
Пример потрясающего мужества и сильной преданности Христу, продемонстрированный храброй хрупкой девушкой, воздействовал на многих язычников, которые, видя в судилище или на улице упорство Екатерины и ее веру, принимали христианство.
Даже Августа (по преданию, это не имя, а чин императрицы, супруги августа – такой титул царя), жена жестокого тирана Максимина, вдохновленная героическим поведением Екатерины, уверовала, обличила супруга и привселюдно исповедала себя христианкой. С ней жестоко Максимин казнил и Порфирия с его воинами.
Начало почитания святой великомученицы датируется IV веком, когда храм, построенный знатной римлянкой Павлой в Вифлеемской обители, был освящен во имя Екатерины. На Руси ее тоже почитали с древности.
Но особый интерес к святой проявился после того, как русские паломники впервые попали на Синай (вторая половина XV века). Поскольку контакты, установившиеся между Россией и Синайским монастырем, становились все теснее, в XVII столетии почитание святой Екатерины еще более усилилось.
Храмы, носящие имя великомученицы
Святая широко почитаема по всему миру – и не только православными, но и верующими других конфессий. В России, начиная с 1700-х годов, было построено много храмов в честь св. Екатерины. Причем, чаще всего, как пишут исследователи, это были Санкт-Петербург и его окрестности.
Одним из самых крупных в России считается Свято-Екатерининский кафедральный собор – главный храм Екатеринодарской и Кубанской епархии. Еще приятнее то, что, получив статус памятника архитектуры Краснодара, 110-летний храм-красавец остается и сегодня центром духовной жизни Кубани.
Иконы святой
Появление первых сохранившихся изображений святой датируется VIII-IX вв. Как правило, Екатерина на православных иконах, выполненных в разных размерах (поясные, ростовые) и технике, изображается юной девой дивной красоты с длинными распущенными волосами (символизирующими ее девственную чистоту).
Она одета в богатые наряды, указывающие на ее царское происхождение. На голове великомученицы – венец, в правой руке – крест. Есть иконы, где святая попирает ногой колесо (на котором ее терзали язычники), или держит в руке пальмовую ветвь.
Первые русские иконы стали появляться примерно с XVI века. На житийных – в средниках святая изображалась фронтально, или в развороте, в молении ко Христу.
Обретение мощей
Мощи великомученицы были обретены в середине VI века, спустя 300 с лишним лет после ее смерти. Согласно книге «Святая великомученица Екатерина» (составитель – Наталья Владимирова), нетленные останки Екатерины открыли иноки Синайского монастыря.
Один из древнейших в мире монастырей, являющийся памятником раннего христианства, был основан в IV веке там, где, по преданию, был сожжен кустарник, в котором Господь явился Моисею.
В тот день монахи, руководствуясь дивным видением, взошли на самую высокую гору Синая (называемую сейчас Джебель Катарина – гора Екатерины), и обнаружили на самой вершине нетленными и благоуханными отсеченную главу великомученицы и левую ее руку (опознав ее по кольцу, данным ей Иисусом Христом).
Будучи извещены и о том, что святые останки следует немедленно перенести в новосозданный храм обители, иноки совершили это с великой радостью, поя псалмы и молитвы.: «… и положиша в велицей церкви близ святаго престола на правой стране, идеже и доныне лежат» (по рассказу священноинока Варсонофия, первого русского паломника, побывавшего на Синае).
Все чудеса, происходящие от святых мощей, насельники обители записывали и бережно хранили.
Перенесенные в монастырь мощи великомученицы почивают и сегодня в главном храме монастыря святой Екатерины (как в нынешнее время называется Синайская обитель), положенные в небольшую мраморную раку в алтаре Католикона.
Верующие всегда могут приложиться и к другой части святых мощей (палец), которая вложена в мощевик иконы святой великомученицы в левом нефе храма. И получают по вере своей многие исцеления и благодатную помощь.
О чем просят в молитве
Святая Екатерина своей стойкостью, мученическим подвигом и незыблемой верою обратила в христианство многих язычников и своего времени, и в последующие века. Небесная покровительница Екатеринбурга, а также всех Екатерин, невест и незамужних девушек, женщин-учениц и ученых, философов и астрономов, всегда живо откликается на просьбы.
К ней (и не только в день ее памяти) обращаются девушки и женщины с просьбой помочь найти достойного жениха, прося о счастливом замужестве и гармоничной семейной жизни, зачатии ребенка и успешных родах.
В «Типиконе Великой Церкви» впервые память великомученицы Екатерины отмечена была в IX-XI веках. А ее гимнография берет свои корни в IX столетии, когда преподобный Феофан Никейский создал в ее честь замечательные песнопения, поемые и в наше время в день преставления святой.
Канон в честь великомученицы Екатерины Александрийской, умученной идолопоклонниками, написал и преподобный Феофан. Ей написаны также акафист, тропарь, кондак и, конечно же, молитвы. Хотя многие обращаются ко святой с просьбами и своими словами.