Вечная жизнь как высшая цель бытия человека

Человек

«Седе Адам тогда и плакася, прямо сладости рая, рукама бия лице, и глаголаше: «Милостиве, помилуй мя падшаго». Кондак «Плач Адама», творение святого преподобного Романа Сладкопевца.

Такие слова поются в кондаке перед началом Великого поста. Падший Адам плачет, вспоминая, какие великие блага он потерял после своего грехопадения.

Что же было дано человеку, от чего он отказался? И что его ждет, если он, последовав Христу, обретет вечное спасение, которое принес Спаситель, воплотившись и распявшись, чтобы некогда павшему человечеству вновь восстать и обрести жизнь вечную?

Вечная жизнь как высшая цель бытия человека

Что нам было дано и что мы потеряли

«Вначале Бог создал Адама не потому, чтобы Он нуждался в человеке, но чтобы иметь на кого бы изливать Свои благодеения» – именно для этого, как говорит священномученик Ириней Лионский, был сотворен человек, ставший прародителем человеческого рода, который тоже должен был появиться от Адама и Евы, а также остаться в Райском Саду, если бы не было грехопадения.

Созданного человека Благий Создатель помещает в Райский Сад, где не было ни болезни, ни смерти, которая только лишь грехом вошла в мир (Рим.5:12). Человек имел наслаждение благами. Вся жизнь человека была богослужением, при том, человек имел единственную заповедь – не есть плодов с Древа Познания. Человек не работал и не уставал, не имел страхов, не знал, что такое несправедливость, обман, жадность и тому подобное.

Человек имел власть над природой.

«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт.2:19).

Наречение имени в древности было символом власти над тем, кому его нарекали.

Итак, человек был бессмертен, не имел страданий, владел животным миром. И, самое главное, – был с Богом. Грех не отделял его от Бога, как отделяет нынешнего обывателя. «Бог и грех находятся на разных полюсах», как замечает святитель Николай Сербский. Этой самой «преграды» для первосозданного человека не было. Пребывание с Богом – совершенное счастье.

Вечная жизнь как высшая цель бытия человека

Но совершает грехопадение он и теряет все блага. Животные, что подчинялись, теперь не слушаются его, нападают на него.

Как говорит святитель Иоанн Златоуст, человек частично смог лишь обуздать природу, что ему подчинялась, для того, чтобы использовать животных для помощи в быту, а частично не смог, чтобы помнить о своем грехе:

«До преступления человек имел власть и над дикими зверями; но после преступления эта власть несколько уменьшена, потому что, хотя он властвует над ними и теперь некоторыми искусственными средствами, но со страхом и трепетом. Бог и не всю отнял у него власть и не всю оставил ему; но тех животных, которые годны ему для пищи и работы, оставил во власти его, а более диких – уже нет, дабы человек в борьбе с ними воспоминал о древнем грехе праотца Адама».

В мир входит смерть. Впервые упоминается слово «болезнь», когда Бог говорит о последствиях грехопадения, что «женщины будут рождать в болезни» (Быт.3:16).

Род людской начинает «возделывать землю, из которой был взят» (Быт. 3:23), уже не земля служит людям, а люди земле, чтобы прокормить себя и не умереть с голоду.

Падшее человечество теряет прежнюю связь с Богом.

Господь не оставил Свое любимое творение

Когда отягченное грехом человечество было готово принять Спасителя и Его заповеди, то Господь и Бог наш воплощается для того, чтобы вернуть нам то, для чего нас и создал – вечное блаженство в пребывании с Ним. Приход на Землю Спасителя с новыми заповедями любви был в нужное время, когда человеческий падший род был готов Его принять и восстать, как утверждает святитель Иоанн Златоуст:

«Если б эти высокие и великие заповеди Законодатель предложил с самого начала, то люди не приняли бы ни этих заповедей, ни прежних. Теперь же, те и другие предложив в приличное время, Он исправил ими всю вселенную».

Господь восходит на крест, распинаясь за человечество, сняв с нас грех падших прародителей, сокрушает ад, дает возможность человеку снова вернуться к Богу, в пребывании с Ним в вечных благах, для чего человек и был изначально создан, ведь ему они были уготованы изначально, о чем вещает в Евангелии Сам Спаситель: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).

Господь создает Церковь, через которую человек снова воссоединяет связь с Ним: приняв Крещение, Тело и Кровь Господа, следуя Его заповедям, человек снова, некогда пав, возвращается к Создателю. Благая Весть обходит весь мир – каждый желающий спастись, будет спасен. Точно об этом говорит святитель Афанасий Великий в «Слове на язычников»:

«К познанию же и точному уразумению истины имеем нужду не в ком другом, а только в себе самих. Путь к Богу не так далек от нас, как превыше всего сам Бог; он не вне нас, но в нас самих; и начало его может быть нами найдено, как и Моисей учил, говоря: «глагол веры в сердце твоем есть» (Рим. 10:8Втор. 30:14). И Спаситель, давая разуметь и подтверждая тоже самое, сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:21). Внутри же себя имея веру и Царствие Божие, можем вскоре узреть и уразуметь Царя вселенной – Спасительное Отчее Слово. Да не отговариваются служащие идолам эллины, и вообще, никто другой да не обольщает сам себя, будто бы нет у них таковаго пути, а потому и имеют они предлог к своему безбожию. Все мы вступили на этот путь, и всем он открыт, хотя и не все им идут, но многим желательно оставлять его, потому что влекут их со-вне житейския удовольствия».

Человеку вновь открыт путь к самому дорогому – вечному спасению и вечному блаженству пребывания с Богом, которое он когда-то утерял.

Вечная жизнь как высшая цель бытия человека

Вечная жизнь – высшее благо

Современный живущий в мире обыватель имеет величайшую привилегию – войти в Церковь Христову Православную, воссоединиться с Богом через Таинства, а также снова вернуться к Богу, оказавшись в Царствии Небесном.

В наше непростое время человек увлечен заработком, построением карьеры, устройством жизни, чтобы она протекала в максимальном комфорте. Продление рода – кому-то удастся оставить память о себе, или даже след в истории. А что после? Смерть, уход в небытие. Верующие люди знают, что еще и Суд Божий после смерти, и неминуемый конец мира, когда созданный мир будет разрушен, а важен лишь будет ответ на Страшном Суде Христовом. Мало кто из светских обывателей об этом задумывается, кто крещен в младенчестве или заходит в храм по праздникам поставить свечку или освятить кулич.

Спеша за благами временной жизни, можно упустить вечную. Именно ради нее создан род людей. Там снова животные не будут нападать на человека, как сказано в пророчестве пророка Исайи

«И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис.11:7-8).

Не придется стоять в очередь за лекарствами, или ставить камеру в подъезде, чтобы не ограбили квартиру, не нужно будет опасаться за вредность среды обитания, что сокращает жизнь. Всех проблем не будет для тех, кто получит от Господа добрый ответ на Страшном Суде и попадет в Небесный Иерусалим. «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).

С Господом человек получает подлинное счастье при жизни временной. С Господом получит высшие, нескончаемые блага и в жизни вечной.

Господь Сам будет Солнцем для всех. «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр.21:23).

Можно устроиться на хорошую работу и стать большим начальником. Можно стать известным спортсменом. Можно создать прекрасную семью. Но все в этом мире тленно и несовершенно: с работы могут уволить, в спорте можно получить травму, семья может распасться, а дети, вырастая, могут жить своей жизнью и не вспоминать о родителях. Но Господь Своих не бросает.

Высшая цель – это поиск во временной этой жизни той жизни вечной. Только в ней можно обрести совершенную радость. И каждый раз, переступая порог храма, мы делаем к ней шаг навстречу.

Вечная жизнь как высшая цель бытия человека
Оцените статью
( 4 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.