Сюда, как только появляется возможность, стремятся попасть даже люди неверующие. Красота его роскошных пейзажей во все времена вдохновляла живописцев, поэтов, писателей и кинематографистов. О нем и его святынях по-прежнему много пишут и говорят, а в быту называют одним словом – Валаам.
Что собой представляет Валаамский архипелаг и сам уникальный остров, на котором разместился знаменитый монастырь? За чем едут в Спасо-Преображенский мужской монастырь паломники со всех концов земли?
- Валаамский архипелаг
- Что представляет собой Валаамский архипелаг
- Ставропигиальный мужской монастырь на Валааме
- Дата создания
- История
- Сложные времена
- Расцвет и возобновление
- Храмы обители, святыни
- Достопримечательности Валаама
- Скиты и часовни
- О скитах и насельниках
- Духовная мудрость Валаама
- Что посмотреть и что важно знать при посещении обители
Валаамский архипелаг
На Валааме 10 внутренних озер. Ладожское озеро на северо-западе России, которое, возможно, имеет метеоритное происхождение, впечатляет. По его поверхности раскиданы около 50 (по другим сведениям – около 66) островов, расположенных в 22 км от берега и собранных в небольшие группы: Никоновские острова, Емельяновы, Каменные, Федоровские и проч.
В Ладогу впадает 35 рек. Здесь нет регулярного пассажирского сообщения, но в период летней навигации озеро судоходно. Гладь крупнейшего озера в Европе частенько рассекают туристические суда, доставляющие на Валаам, куда издревле заселялись христианские подвижники, группы богомольцев.
Что представляет собой Валаамский архипелаг
«Архипелаг – группа островов, расположенных близко друг к другу и имеющих обычно одно и то же происхождение» (Википедия).
По преданию, Валаам лично благословил крестом святой апостол Андрей Первозванный. И Валаамский архипелаг в разное время входил во владение разных держав. Это Шведское королевство, Российская империя (после взятия в ходе Северной войны Выборгского Лена), Финляндия, СССР (после передачи Советскому Союзу в результате Зимней войны 1939-1940 гг. большей части Выборгской губернии, в т.ч. Ладоги и архипелага), Россия.
Один из пяти крупнейших и главных островов, оплот православия – Валаам с его уникальной природой, памятниками истории, архитектуры и быта, давший название архипелагу, имеющемуся селению и монастырю, – давно стал центром притяжения не только для известных гениев творчества и науки, но и для многочисленной армии туристов и паломников.
Ставропигиальный мужской монастырь на Валааме
"Хвала тебе, обитель славы!
Ты блещешь в юной чистоте,
Храня все строгие уставы
В своем монашеском житье"
(из гимна Валаамской обители)
Название этого уголка земного рая, а так называют верующие Валаам, трактуют по-разному. Возможно, оно происходит от финно-угорского слова «валам», означающего горную высокую землю. А ведь архипелаг выглядит, как горная страна со своими вершинами, отвесными скалами и т.д.
Дата создания
Сегодня никто не берется уточнять дату основания преподобными Сергием и Германом обители. Церковное и монастырское предание говорит в пользу времен распространения христианства на Руси, связывая эту дату с эпохой Крещения Руси. Кто-то предполагает более поздний период. Так это или иначе, но есть даже мнения о том, что все произошло намного раньше, в апостольские времена.
Известно, что уже к концу XVI века в обители и рядом жили и обживали остров более 600 монахов, которые строили скиты, работали на земле и в хозяйстве. В «чистый и строгий» монастырь приходили принять постриг, пройти здесь послушание, а потом подвижничать в других местах.
Историки ориентируют нас на примерные даты:
- XII-XIV вв. Эта концепция оказалась ближе некоторым церковным и современным историкам. Хотя никому еще не удалось подтвердить некую рукопись XVI в. («Сказание о Валаамском монастыре» Н. А. Охотиной-Линд, на которой концепция и зиждилась) и доказать, что монастырь был основан прп. Ефремом Перекомским, а не прп. Сергием Валаамским.
- X-XI вв. Эта версия, а ее и придерживается церковная и монастырская традиции (что обитель появилась во времена Крещения Руси), основывалась на последних архивных изысканиях (редакции жития прп. Авраамия Ростовского и информации из летописи про перенос мощей прпп. Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году).
История
Если о точной дате создания Валаама говорить не приходится, то этого не скажешь про серьезность последствий нашествий врагов. Когда обитель переживала опустошение, тут не просто прекращалось служение, но и уничтожались церковные памятники, святыни обители и пр. Такая же участь постигла и жития преподобных Сергия и Германа Валаамских.
Сложные времена
Не так уж и много фактов об истории обители времен XI века. Но из-за постоянных нападений шведов, считавших острова своими, беззащитным монахам приходилось туго, ведь деревянный монастырь сжигали не раз, и Валаам опустевал на время (по информации некоторых источников, этот период достиг ста лет).
Обнаруженные мощи основателей, увезенные в Новгород, вернулись на остров, когда не было опасности, в 1182 году (почивают в могиле, иссеченной в скале). Уже в 1348 году, после возвращения Карелии, остров отдыхал от шведов, которые на Россию снова пошли в XVI веке. Враг, напав на монастырь в 1578 году, мученически истребил 19 старцев и 14 послушников.
Обитель опустошала и эпидемия чумы (в 1581 году она унесла жизни 87 старцев и 47 послушников), и новые нападения иноверцев. Агрессивные шведы храмы сжигали, снова убивали или ссылали монахов, уничтожали на острове ростки православия.
Новгородские земли были возвращены после заключения шведами мира с Россией. Монастырь позднее начал восставать из пепла и развалин. По словам историка, «наши братия и церкви тосковали под властью чуждых завоевателей».
Усилиями царя Федора Иоанновича начался расцвет Валаама, усиливший иноческую жизнь, когда, как пишут историки, монастырь и стали называть честной и великой Лаврой (XVI век).
Расцвет и возобновление
«Жизнь здесь какая-то иная, чем там в миру. Зло как бы отступило, притупилось. И зло, и страх. Зверь не боится человека, и человек тут тоже другим становится. Здесь, на Валааме, строго запрещено даже замахиваться кнутом на лошадей! Тут даже и кнута не найти» (Иван Шмелев «Старый Валаам»).
Валаамский архипелаг, по условиям Столбового мира (1617 г.) отошел шведам, но покинули остров не все монахи. А снова возрождаться Валаам стал в начале XVIII века по указу Петра I, который сражался за выход к Балтийскому морю. Тут быстро отстроили Спасо-Преображенский собор с двумя приделами, братские корпуса и другие помещения. Остров посещали не только паломники, но и знать, поэты, живописцы, чиновники и т.д.
На Пасху 3 апреля 1754 года все было уничтожено сильным пожаром, спасены были лишь некоторые из икон, но обитель снова начала возрождаться, как птица Феникс, обрастая храмами и часовнями. Совсем скоро все монастырские церкви стали строить из камня.
В августе 1819 года, при посещении монастыря Александром I, монастырю был дан статус первоклассного. Историки пишут, что более всего обитель процветала при игуменстве отца Дамаскина (1839-1881), когда и был возведен каменный Спасо-Преображенский собор с колокольней.
В эпоху СССР каким-то чудом Валаам был спасен. В 1917 году он попал в состав Финляндии. Монастырь оставался действующим до начала советско-финской войны, а когда в 1940 году тут проходила линия фронта, обитель оказалась на линии огня.
Финны, вернув себе острова, распоряжались ими до заключения Московского перемирия (1944 год). В тот год монастырь, чьи строения ветшали, не функционировал. В эпоху СССР здесь был создан Валаамский музей-заповедник (1979 г.), организован лесхоз (1984 г.).
Монахи, покинувшие обитель, основали в Финляндии Ново-Валаамский монастырь, а очередное возрождение острова, присоединенного к СССР после ВОВ, началось в 1989 году, когда на эту землю ступили первые монахи, за которыми последовали и другие подвижники.
Россия, упразднив музей-заповедник в 1992 году, открыла на его базе музеи, придала архипелагу не имеющий аналогов в законодательстве статус уникальной природно-ландшафтной территории Карелии и создала на островах природный парк «Валаамский архипелаг» (1999 год).
Обитель, манящая святынями и девственной природой, сейчас вновь переживает расцвет: в заново отстроенных храмах молятся тысячи паломников; в возобновленных или построенных скитах полным ходом идет духовная жизнь; туда по-прежнему едут паломники.
Храмы обители, святыни
На территории монастыря есть несколько храмов – Спасо-Преображенский, Валаамской иконы Божией Матери, Петра и Павла, Успения Пресвятой Богородицы, иконы Божией Матери «Живоносный источник» и Троицы Живоначальной, и часовен икон – Благовещения Пресвятой Богородицы, «Знамение», «Всех Скорбящих Радость» и Покрова Пресвятой Богородицы.
В обители подвизались в разное время и канонизированы около 50-ти святых, среди которых – прп. Авраамий Ростовский, прмч. Андроник (Барсуков), прп. Антипа Валаамский (Афонский), прмч. Антоний Валаамский и другие.
С полным списком можно познакомиться на сайте Валаама, где говорится и о том, что среди святынь обители, к которым можно приложиться, есть мощи создателей; чтимые списки Валаамской иконы Божией Матери и «Всецарица»; ковчеги с частицей мощей святой праведной Анны, святителя Николая Угодника, преподобного Германа Аляскинского.
Достопримечательности Валаама
На островах Валаамского архипелага есть много исторических и природных достопримечательностей, которые привлекают внимание миллионов людей.
Это и Святой остров, где в XV веке подвизался преподобный Александр Свирский, и центральная усадьба со Спасо-Преображенским собором, игуменской резиденцией, монашескими кельями, трапезной и паломническим домом «Игуменский», и остров Оборонный (Келисаари), Крестовое озеро, каналы, арочные мосты, аллеи и, конечно же, Валаамские скиты.
Скиты и часовни
Что такое скит? Если кратко, то это одинокие (в отдалении от поселений) церковные сооружения для монашествующих. Они могут быть представлены как поселком из нескольких братских келий, так и небольшим монастырем.
Паломникам можно посетить Никольский, Воскресенский и Гефсиманский скиты, а туда, где строгий устав, посторонним вход запрещен.
Известно, что в начале XX века на территории обители было 13 скитов и 21 часовня. А что сегодня? Вряд ли кто-то назовет точную цифру, даже местные. Различные источники называют разное количество скитов, вплоть до 18-ти, и до 20 больших или крохотных часовен, разбросанных по всему Валааму.
На сайте монастыря указывается другая цифра: 11 из 13 восстановленных исторических скитов, освященных во имя: святителя Николая Чудотворца (включавший в себя Никольскую церковь и храм Иоанна Дамаскина); Иоанна Предтечи на Предтеченском острове, с самым строгим уставом (сюда не допускаются посторонние); преподобного Сергия Валаамского (Сергиевский скит на о. Путсаари), Александра Свирского (Святоостровский или Александро-Свирский скит на острове, где в XV веке жил какое-то время в пещере преподобный).
Также восстановлен был и Гефсиманский (желтый) скит, включавший в себя храм Успения Пресвятой Богородицы, две часовни (Вознесенская на горе Елеон и Моление о чаше), а также домик для братии.
Воскресенский скит (Новоиерусалимский, красный) находится на горе Сион, на которой, согласно преданию, воздвиг каменный крест апостол Андрей Первозванный. Также восстанавливается Германовский скит на о. Сюскюянсаари; в процессе возрождения находится и Тихвинский скит на о. Воссинансаари.
Перечисляются и такие скиты во имя: Всех Святых, пророка Илии, Смоленской иконы Божией Матери, Коневской иконы Божией Матери (Коневский), а также Свято-Владимирский и Авраамиевский скиты.
Кроме того, на монастырском сайте сообщается о создании пяти новых скитов в новейший период истории обители: Владимирского, Серафимовского, Казанского, Андреевского и Патриаршей пустыни.
О скитах и насельниках
У каждого валаамского скита есть не только своя легенда, но и свой устав, место для совершения богослужений и значение. В некоторых из них вообще закрыты двери для туристов и паломников.
Самым посещаемым считается скит Всех Святых (Белый или Большой), что на Скитском острове. Он был первым на Валааме. Женщины сюда вхожи только в День Всех Святых.
Коневский скит, разобранный в середине XX века, возрожден в 2004 году и освящен в честь Коневской иконы Божией Матери.
Разрушенный в советскую эпоху Авраамиевский скит (на Емельяновском (Авраамиевском) острове), тоже восстановлен.
Насельники обители занимаются сельским хозяйством, работая на молочной и рыбной ферме, в монастырских садах, изготовлением свечей на заводе, флотом и духовно-просветительской деятельностью.
Молоком братию обеспечивает ферма, где послушание несут иноки. К обеду насельникам подают свежие овощи, фрукты и даже бахчевые, выращенные собственноручно.
Насельники обители и благочестивые православные юноши призывного возраста могут проходить воинскую службу (с 1995 года) в военной части ПВО, дислоцированной на архипелаге.
Духовная мудрость Валаама
«Когда я пришел на этот остров и поселился в этой пустыне, много раз бесы приходили ко мне, как будто для надобностей, и в виде человеческом, и в виде зверей, и я много потерпел от них и разных скорбей, и искушений – поэтому-то теперь я и не говорю с тем, кто войдет ко мне без молитвы» (преподобный Герман Аляскинский).
Около 60 монахов, просиявших светом Божественным, были включены в Собор Валаамских святых (утвержден 26 января 2015 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом). История рассказывает нам и о многих других подвижниках.
Монастырь в начале ХХ века являл собой настоящее монашеское государство, главным богатством которого были старцы с их бесценным опытом молитвы и подвижничества. Вот только некоторые из них, кто являл собой образец мужества, непрестанной молитвы и духовной мудрости:
- Приснопамятный игумен Назарий, направленный сюда в 1872 году, восстанавливал обитель, когда она пришла в упадок к середине XVIII века. Его усердием обитель достигла мощного духовного расцвета. А монахи с горы Афон предпочитали Валаам, ставший образцовой обителью, афонским монастырям. Имя игумена Назария внесено в список Собора Валаамских святых.
- Благодатный старец-игумен Дамаскин беззаветно любил Валаам. За 62 прожитых тут года его стараниями совершились грандиозные перемены – росло количество братии, высоких пределов достигала их духовная жизнь, строились храмы, часовни, каменные дома, включая гостиницу, и т. д.
- Преподобный Герман Аляскинский и всея Америки Чудотворец. Уроженец Серпухова сначала подвизался в Сергиевой пустыни Санкт-Петербургской епархии, а потом на Валааме, где принял постриг. Поехав с духовной миссией в Северную Америку, сеял евангельское семя среди язычников. Его молитва стала чудотворной, и он мог бы занять высокие чины, но остался смиренным монахом. На месте подвигов первого канонизированного американского святого построен монастырь – Новый Валаам.
- Схимонах Агапий (в миру Александр Молодяшин) со своим слабым зрением нес на Валааме послушание на монастырском огороде и на клиросе. Ослепнув окончательно, старец Агапий, не роптал, а непрестанно благодарил Господа. Приобрел духовную опытность и дар прозорливости.
Что посмотреть и что важно знать при посещении обители
У основателей обители, преподобных Сергия и Германа, нет житий – они так и пропали во время испытаний, постигших монастырь. О валаамских чудотворцах мы узнаем из преданий.
В монастыре есть свой Елеон – гора, возвышается на 820 метров над уровнем Средиземного моря. На ней устроены смотровые площадки, откуда открываются дивные пейзажи, и пятиглавая часовня. У скита Всех Святых растет огромная сосна, которой уже более 400 лет. Возраст садов и насаждений, в которых утопает монастырь, давно превысил 100-150-летний рубеж.
На Валааме существует свод правил, который необходимо соблюдать всем посетителям:
- на территории и в гостиницах нельзя курить, употреблять спиртное и находиться под влиянием сильнодействующих психотропных (в том числе запрещенных) средств;
- домашних животных и прочих питомцев при посещении святого места лучше не брать, оставить дома;
- на съемку монашествующих или духовенства, как и любую другую, потребуется соответствующее разрешение;
- женщинам посещать монастырь не воспрещается, но при условии соблюдения дресс-кода (длинная юбка, покрытая голова и плечи).
Добраться до острова можно по воде теплоходом или «ракетой» от Сортавалы, Приозерска и Лахденпохьи. Поездка может быть организована как самостоятельно, так и в составе туристической группы. Наиболее комфортное время для посещения Валаама – лето (сезон начинается в мае и завершается в конце сентября).