Валаамский архипелаг, монастырь на островах Ладожского озера

Другое

Сюда, как только появляется возможность, стремятся попасть даже люди неверующие. Красота его роскошных пейзажей во все времена вдохновляла живописцев, поэтов, писателей и кинематографистов. О нем и его святынях по-прежнему много пишут и говорят, а в быту называют одним словом – Валаам.

Что собой представляет Валаамский архипелаг и сам уникальный остров, на котором разместился знаменитый монастырь? За чем едут в Спасо-Преображенский мужской монастырь паломники со всех концов земли?

Валаамский архипелаг, монастырь на островах Ладожского озера

Валаамский архипелаг

На Валааме 10 внутренних озер. Ладожское озеро на северо-западе России, которое, возможно, имеет метеоритное происхождение, впечатляет. По его поверхности раскиданы около 50 (по другим сведениям – около 66) островов, расположенных в 22 км от берега и собранных в небольшие группы: Никоновские острова, Емельяновы, Каменные, Федоровские и проч. 

В Ладогу впадает 35 рек. Здесь нет регулярного пассажирского сообщения, но в период летней навигации озеро судоходно. Гладь крупнейшего озера в Европе частенько рассекают туристические суда, доставляющие на Валаам, куда издревле заселялись христианские подвижники, группы богомольцев.

Что представляет собой Валаамский архипелаг

«Архипелаг – группа островов, расположенных близко друг к другу и имеющих обычно одно и то же происхождение» (Википедия).

По преданию, Валаам лично благословил крестом святой апостол Андрей Первозванный. И Валаамский архипелаг в разное время входил во владение разных держав. Это Шведское королевство, Российская империя (после взятия в ходе Северной войны Выборгского Лена), Финляндия, СССР (после передачи Советскому Союзу в результате Зимней войны 1939-1940 гг. большей части Выборгской губернии, в т.ч. Ладоги и архипелага), Россия.

Валаамский архипелаг, монастырь на островах Ладожского озера

Один из пяти крупнейших и главных островов, оплот православия – Валаам с его уникальной природой, памятниками истории, архитектуры и быта, давший название архипелагу, имеющемуся селению и монастырю, – давно стал центром притяжения не только для известных гениев творчества и науки, но и для многочисленной армии туристов и паломников.

Ставропигиальный мужской монастырь на Валааме 

"Хвала тебе, обитель славы!
Ты блещешь в юной чистоте,
Храня все строгие уставы
В своем монашеском житье"

(из гимна Валаамской обители)

Название этого уголка земного рая, а так называют верующие Валаам, трактуют по-разному. Возможно, оно происходит от финно-угорского слова «валам», означающего горную высокую землю. А ведь архипелаг выглядит, как горная страна со своими вершинами, отвесными скалами и т.д.

По преданию, здесь в век апостольский было главное капище Велеса и Перуна. И этимологи, разобрав финское название «Валамо», подтверждают вероятность того, что от однокоренных слов Вал, Ваал, Волос или Велес и ижорского «мо» (земля) образовалось название «Валомо», то есть место, посвященное Велесу.

Дата создания

Сегодня никто не берется уточнять дату основания преподобными Сергием и Германом обители. Церковное и монастырское предание говорит в пользу времен распространения христианства на Руси, связывая эту дату с эпохой Крещения Руси. Кто-то предполагает более поздний период. Так это или иначе, но есть даже мнения о том, что все произошло намного раньше, в апостольские времена.

Валаамский архипелаг, монастырь на островах Ладожского озера

Известно, что уже к концу XVI века в обители и рядом жили и обживали остров более 600 монахов, которые строили скиты, работали на земле и в хозяйстве. В «чистый и строгий» монастырь приходили принять постриг, пройти здесь послушание, а потом подвижничать в других местах.

Историки ориентируют нас на примерные даты:

  • XII-XIV вв. Эта концепция оказалась ближе некоторым церковным и современным историкам. Хотя никому еще не удалось подтвердить некую рукопись XVI в. («Сказание о Валаамском монастыре» Н. А. Охотиной-Линд, на которой концепция и зиждилась) и доказать, что монастырь был основан прп. Ефремом Перекомским, а не прп. Сергием Валаамским. 
  • X-XI вв. Эта версия, а ее и придерживается церковная и монастырская традиции (что обитель появилась во времена Крещения Руси), основывалась на последних архивных изысканиях (редакции жития прп. Авраамия Ростовского и информации из летописи про перенос мощей прпп. Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году).

История

Если о точной дате создания Валаама говорить не приходится, то этого не скажешь про серьезность последствий нашествий врагов. Когда обитель переживала опустошение, тут не просто прекращалось служение, но и уничтожались церковные памятники, святыни обители и пр. Такая же участь постигла и жития преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Сложные времена

Не так уж и много фактов об истории обители времен XI века. Но из-за постоянных нападений шведов, считавших острова своими, беззащитным монахам приходилось туго, ведь деревянный монастырь сжигали не раз, и Валаам опустевал на время (по информации некоторых источников, этот период достиг ста лет). 

Обнаруженные мощи основателей, увезенные в Новгород, вернулись на остров, когда не было опасности, в 1182 году (почивают в могиле, иссеченной в скале). Уже в 1348 году, после возвращения Карелии, остров отдыхал от шведов, которые на Россию снова пошли в XVI веке. Враг, напав на монастырь в 1578 году, мученически истребил 19 старцев и 14 послушников.

Обитель опустошала и эпидемия чумы (в 1581 году она унесла жизни 87 старцев и 47 послушников), и новые нападения иноверцев. Агрессивные шведы храмы сжигали, снова убивали или ссылали монахов, уничтожали на острове ростки православия.

Новгородские земли были возвращены после заключения шведами мира с Россией. Монастырь позднее начал восставать из пепла и развалин. По словам историка, «наши братия и церкви тосковали под властью чуждых завоевателей».

До первого разорения обители она называлась монастырем Пресвятой Троицы, что становится ясно из жития преподобного Авраамия Ростовского.

Усилиями царя Федора Иоанновича начался расцвет Валаама, усиливший иноческую жизнь, когда, как пишут историки, монастырь и стали называть честной и великой Лаврой (XVI век).

Валаамский архипелаг, монастырь на островах Ладожского озера

Расцвет и возобновление

«Жизнь здесь какая-то иная, чем там в миру. Зло как бы отступило, притупилось. И зло, и страх. Зверь не боится человека, и человек тут тоже другим становится. Здесь, на Валааме, строго запрещено даже замахиваться кнутом на лошадей! Тут даже и кнута не найти» (Иван Шмелев «Старый Валаам»).

Валаамский архипелаг, по условиям Столбового мира (1617 г.) отошел шведам, но покинули остров не все монахи. А снова возрождаться Валаам стал в начале XVIII века по указу Петра I, который сражался за выход к Балтийскому морю. Тут быстро отстроили Спасо-Преображенский собор с двумя приделами, братские корпуса и другие помещения. Остров посещали не только паломники, но и знать, поэты, живописцы, чиновники и т.д.

На Пасху 3 апреля 1754 года все было уничтожено сильным пожаром, спасены были лишь некоторые из икон, но обитель снова начала возрождаться, как птица Феникс, обрастая храмами и часовнями. Совсем скоро все монастырские церкви стали строить из камня.

В августе 1819 года, при посещении монастыря Александром I, монастырю был дан статус первоклассного. Историки пишут, что более всего обитель процветала при игуменстве отца Дамаскина (1839-1881), когда и был возведен каменный Спасо-Преображенский собор с колокольней.

В начало XX века Валаам вступил, как один из самых богатых монастырей державы, самостоятельно обеспечивая себя всем необходимым.

В эпоху СССР каким-то чудом Валаам был спасен. В 1917 году он попал в состав Финляндии. Монастырь оставался действующим до начала советско-финской войны, а когда в 1940 году тут проходила линия фронта, обитель оказалась на линии огня.

Финны, вернув себе острова, распоряжались ими до заключения Московского перемирия (1944 год). В тот год монастырь, чьи строения ветшали, не функционировал. В эпоху СССР здесь был создан Валаамский музей-заповедник (1979 г.), организован лесхоз (1984 г.).

Валаамский архипелаг, монастырь на островах Ладожского озера

Монахи, покинувшие обитель, основали в Финляндии Ново-Валаамский монастырь, а очередное возрождение острова, присоединенного к СССР после ВОВ, началось в 1989 году, когда на эту землю ступили первые монахи, за которыми последовали и другие подвижники. 

Россия, упразднив музей-заповедник в 1992 году, открыла на его базе музеи, придала архипелагу не имеющий аналогов в законодательстве статус уникальной природно-ландшафтной территории Карелии и создала на островах природный парк «Валаамский архипелаг» (1999 год).

Современный Валаам – это не только архипелаг или остров, но и ставропигиальный мужской монастырь РПЦ, прославившийся высокой духовной жизнью и своим огромным вкладом в дело распространения православия в окрестных землях и монашества.

Обитель, манящая святынями и девственной природой, сейчас вновь переживает расцвет: в заново отстроенных храмах молятся тысячи паломников; в возобновленных или построенных скитах полным ходом идет духовная жизнь; туда по-прежнему едут паломники.

Храмы обители, святыни

На территории монастыря есть несколько храмов – Спасо-Преображенский, Валаамской иконы Божией Матери, Петра и Павла, Успения Пресвятой Богородицы, иконы Божией Матери «Живоносный источник» и Троицы Живоначальной, и часовен икон – Благовещения Пресвятой Богородицы, «Знамение», «Всех Скорбящих Радость» и Покрова Пресвятой Богородицы.

В обители подвизались в разное время и канонизированы около 50-ти святых, среди которых – прп. Авраамий Ростовский, прмч. Андроник (Барсуков), прп. Антипа Валаамский (Афонский), прмч. Антоний Валаамский и другие.

С полным списком можно познакомиться на сайте Валаама, где говорится и о том, что среди святынь обители, к которым можно приложиться, есть мощи создателей; чтимые списки Валаамской иконы Божией Матери и «Всецарица»; ковчеги с частицей мощей святой праведной Анны, святителя Николая Угодника, преподобного Германа Аляскинского.

Достопримечательности Валаама

На островах Валаамского архипелага есть много исторических и природных достопримечательностей, которые привлекают внимание миллионов людей.

Это и Святой остров, где в XV веке подвизался преподобный Александр Свирский, и центральная усадьба со Спасо-Преображенским собором, игуменской резиденцией, монашескими кельями, трапезной и паломническим домом «Игуменский», и остров Оборонный (Келисаари), Крестовое озеро, каналы, арочные мосты, аллеи и, конечно же, Валаамские скиты.

Скиты и часовни

Что такое скит? Если кратко, то это одинокие (в отдалении от поселений) церковные сооружения для монашествующих. Они могут быть представлены как поселком из нескольких братских келий, так и небольшим монастырем.

Паломникам можно посетить Никольский, Воскресенский и Гефсиманский скиты, а туда, где строгий устав, посторонним вход запрещен.

Известно, что в начале XX века на территории обители было 13 скитов и 21 часовня. А что сегодня? Вряд ли кто-то назовет точную цифру, даже местные. Различные источники называют разное количество скитов, вплоть до 18-ти, и до 20 больших или крохотных часовен, разбросанных по всему Валааму.

На сайте монастыря указывается другая цифра: 11 из 13 восстановленных исторических скитов, освященных во имя: святителя Николая Чудотворца (включавший в себя Никольскую церковь и храм Иоанна Дамаскина); Иоанна Предтечи на Предтеченском острове, с самым строгим уставом (сюда не допускаются посторонние); преподобного Сергия Валаамского (Сергиевский скит на о. Путсаари), Александра Свирского (Святоостровский или Александро-Свирский скит на острове, где в XV веке жил какое-то время в пещере преподобный).

Валаамский архипелаг, монастырь на островах Ладожского озера
Гефсиманский скит

Также восстановлен был и Гефсиманский (желтый) скит, включавший в себя храм Успения Пресвятой Богородицы, две часовни (Вознесенская на горе Елеон и Моление о чаше), а также домик для братии.

Воскресенский скит (Новоиерусалимский, красный) находится на горе Сион, на которой, согласно преданию, воздвиг каменный крест апостол Андрей Первозванный. Также восстанавливается Германовский скит на о. Сюскюянсаари; в процессе возрождения находится и Тихвинский скит на о. Воссинансаари.

Перечисляются и такие скиты во имя: Всех Святых, пророка Илии, Смоленской иконы Божией Матери, Коневской иконы Божией Матери (Коневский), а также Свято-Владимирский и Авраамиевский скиты.

Кроме того, на монастырском сайте сообщается о создании пяти новых скитов в новейший период истории обители: Владимирского, Серафимовского, Казанского, Андреевского и Патриаршей пустыни.

О скитах и насельниках

У каждого валаамского скита есть не только своя легенда, но и свой устав, место для совершения богослужений и значение. В некоторых из них вообще закрыты двери для туристов и паломников.

Самым посещаемым считается скит Всех Святых (Белый или Большой), что на Скитском острове. Он был первым на Валааме. Женщины сюда вхожи только в День Всех Святых.

Коневский скит, разобранный в середине XX века, возрожден в 2004 году и освящен в честь Коневской иконы Божией Матери.

Разрушенный в советскую эпоху Авраамиевский скит (на Емельяновском (Авраамиевском) острове), тоже восстановлен. 

Если говорить о подворьях монастыря, то они есть в Санкт-Петербурге, Москве, Приозерске, Сортавале в Краснодарском крае (Кавказское подворье).

Насельники обители занимаются сельским хозяйством, работая на молочной и рыбной ферме, в монастырских садах, изготовлением свечей на заводе, флотом и духовно-просветительской деятельностью.

Молоком братию обеспечивает ферма, где послушание несут иноки. К обеду насельникам подают свежие овощи, фрукты и даже бахчевые, выращенные собственноручно.

Насельники обители и благочестивые православные юноши призывного возраста могут проходить воинскую службу (с 1995 года) в военной части ПВО, дислоцированной на архипелаге.

Духовная мудрость Валаама

«Когда я пришел на этот остров и поселился в этой пустыне, много раз бесы приходили ко мне, как будто для надобностей, и в виде человеческом, и в виде зверей, и я много потерпел от них и разных скорбей, и искушений – поэтому-то теперь я и не говорю с тем, кто войдет ко мне без молитвы» (преподобный Герман Аляскинский).

Около 60 монахов, просиявших светом Божественным, были включены в Собор Валаамских святых (утвержден 26 января 2015 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом). История рассказывает нам и о многих других подвижниках.

Валаамский архипелаг, монастырь на островах Ладожского озера

Монастырь в начале ХХ века являл собой настоящее монашеское государство, главным богатством которого были старцы с их бесценным опытом молитвы и подвижничества. Вот только некоторые из них, кто являл собой образец мужества, непрестанной молитвы и духовной мудрости:

  1. Приснопамятный игумен Назарий, направленный сюда в 1872 году, восстанавливал обитель, когда она пришла в упадок к середине XVIII века. Его усердием обитель достигла мощного духовного расцвета. А монахи с горы Афон предпочитали Валаам, ставший образцовой обителью, афонским монастырям. Имя игумена Назария внесено в список Собора Валаамских святых.
  2. Благодатный старец-игумен Дамаскин беззаветно любил Валаам. За 62 прожитых тут года его стараниями совершились грандиозные перемены – росло количество братии, высоких пределов достигала их духовная жизнь, строились храмы, часовни, каменные дома, включая гостиницу, и т. д.
  3. Преподобный Герман Аляскинский и всея Америки Чудотворец. Уроженец Серпухова сначала подвизался в Сергиевой пустыни Санкт-Петербургской епархии, а потом на Валааме, где принял постриг. Поехав с духовной миссией в Северную Америку, сеял евангельское семя среди язычников. Его молитва стала чудотворной, и он мог бы занять высокие чины, но остался смиренным монахом. На месте подвигов первого канонизированного американского святого построен монастырь – Новый Валаам.
  4. Схимонах Агапий (в миру Александр Молодяшин) со своим слабым зрением нес на Валааме послушание на монастырском огороде и на клиросе. Ослепнув окончательно, старец Агапий, не роптал, а непрестанно благодарил Господа. Приобрел духовную опытность и дар прозорливости.

Что посмотреть и что важно знать при посещении обители

У основателей обители, преподобных Сергия и Германа, нет житий – они так и пропали во время испытаний, постигших монастырь. О валаамских чудотворцах мы узнаем из преданий.

В монастыре есть свой Елеон – гора, возвышается на 820 метров над уровнем Средиземного моря. На ней устроены смотровые площадки, откуда открываются дивные пейзажи, и пятиглавая часовня. У скита Всех Святых растет огромная сосна, которой уже более 400 лет. Возраст садов и насаждений, в которых утопает монастырь, давно превысил 100-150-летний рубеж.  

На Валааме существует свод правил, который необходимо соблюдать всем посетителям:

  • на территории и в гостиницах нельзя курить, употреблять спиртное и находиться под влиянием сильнодействующих психотропных (в том числе запрещенных) средств;
  • домашних животных и прочих питомцев при посещении святого места лучше не брать, оставить дома;
  • на съемку монашествующих или духовенства, как и любую другую, потребуется соответствующее разрешение;
  • женщинам посещать монастырь не воспрещается, но при условии соблюдения дресс-кода (длинная юбка, покрытая голова и плечи).

Добраться до острова можно по воде теплоходом или «ракетой» от Сортавалы, Приозерска и Лахденпохьи. Поездка может быть организована как самостоятельно, так и в составе туристической группы. Наиболее комфортное время для посещения Валаама – лето (сезон начинается в мае и завершается в конце сентября). 

Валаамский архипелаг, монастырь на островах Ладожского озера
Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.