Учение Максима Исповедника о страстях

Другое

Сочинения византийского автора Максима Исповедника, и уж тем более – его «Учение о страстях и добродетелях» может кому-то показаться непонятными и трудными для восприятия. На это сетовал святой патриарх Фотий. Да и для современного читателя его язык и стиль рассуждений будет непросто принять.

Тем не менее, его наследие актуально и значимо в наше время, потому что является путеводной звездой в нашей духовной борьбе; ведь все, что было написано Исповедником, писалось на основе личного его духовного опыта и подвигов. Одно из таких сочинений – «Учение о страстях».

Учение Максима Исповедника о страстях

Преподобный Максим Исповедник

Он жил в эпоху императора Юстиниана, который прославился не только своими успехами в войнах с врагами Византии и изданием полного собрания римских законов, но и заслугами в деле сохранения христианской Церкви и чистоты веры православной, искоренения язычества и т.д. 

Увы, время это было омрачено бедствиями, случившимися в могущественной державе одно за другим. Внутренние распри и внешние враги быстро разрушали империю. Сначала случилась утрата престола, оказавшегося в лапах тирана Фоке, чье правление наполняло ненавистью Восток. Затем на арену вышла многолетняя жесткая схватка с Персией. Хоть она и завершилась победой, но оказалась иллюзией – на империю из песков аравийских надвигался новый враг и завоеватель, которому ничего не стоило присваивать христианские провинции. Великий мудрец Максим стоял перед великим вызовом – оценить устойчивость мира духовного среди державы, рушащейся на глазах.

Пока империя утрачивала святые места и древние города, внутри не прекращался хаос и война за чистоту веры против ереси монофелитства, поддерживаемой властью. Максим Исповедник один из первых встал на защиту православия, проводя свою жизнь в изгнании и тюрьмах.

Даже самые ужасные испытания не сломят человека, обладающего истинной верой

Любой, попав в обстановку, где царили хаос и разрушения, легко потерял бы надежду. Но это не про святого Максима. Он своим поведением и поступками на раз доказывал, что у искренне верующего человека даже в самые тяжкие времена найдется выход и путь к спасению. 

Однажды преподобный стоял перед судом (655 год) из-за своего упорного противостояния монофелитству, поддерживаемому императором и многими иерархами Константинопольской Церкви. Преследователи отдавали себе отчет, что этот человек стал своеобразным символом православного сопротивления. Но обвинители были уверены, что сломят Максима и подчинят себе. Приводя «аргументы», утверждали, что вся христианская община, в том числе Римская Церковь, вступила в церковное единство с монофелитами Константинополя, и иронично спрашивали, не считает ли он, что один спасется, а мир рухнет.  

На что православный страж веры парировал, что ему важнее верность Богу и правой вере сохранить, а не единство с Римом или Грецией:

«…сколько могу, предпочту умереть, чем страх иметь пред совестью за то, что каким-либо образом преступил веру в Бога». 

Учение Максима Исповедника о страстях

Максима не сломили и не заставили отступить даже шесть лет тюрьмы и новые обвинения, сопровождаемые новым судебным испытанием 662-го года в Константинополе. За упорное стояние в вере ему отняли правую руку, а затем, вырвав язык, упрятали в крепость Схимар (ныне – Хумаринское городище), где он совсем скоро отошел ко Господу.

Жизнь Максима Исповедника стала ярким свидетельством того, что внешние обстоятельства – это не суть важно, ведь они являются лишь слабой тенью перед величием верности Господу, Его заповедям и вере.

А оставленное потомкам наследие (даже местами сложное и абстрактное на первый взгляд) стало практическим руководством к подлинному восхождению к Создателю. Автор в них рассказал, откуда черпал силы, чтобы за решеткой не сломаться и найти источник счастья в непоколебимой вере, даже если тебя невинно осудили и отняли руку и язык.

Мир вне Бога обречен на тотальное уничтожение

«Любовь есть благое расположение души, когда она ничего из сущего не предпочитает ведению Бога». Этими словами начинается одно из сочинений преподобного. Любовь в своем высшем и наиболее полном смысле, утверждает он, – это, прежде всего, любовь к Богу. А она для Исповедника включает в себя и любовь к людям (поскольку каждый из нас по природе своей является носителем образа Божия), и к тому, что существует в мире (поскольку он создан Богом и несет на себе отпечаток Его замысла), и даже нашу любовь к самим себе.

Но страсти и пристрастия, по преподобному, делают истинную любовь невозможной, мешая ее развитию и стремлению к познанию. Более того, переплетены со страданиями и наслаждениями.

Нам всем нравится получать те или иные удовольствия. Однако нам присуща не только жажда наслаждений, но и страх перед грядущим страданием. Мы все сделаем, чтобы завладеть приятным, но решительно не хотим страдать.

Истинная же любовь невозможна, пока несвободна от стремления к обладанию, как утверждает Исповедник. Чтобы любить по-настоящему, по Бозе, придется распрощаться с земными предпочтениями и оценкой всего с точки зрения того, что приятного оно нам обещает и какие страдания повлечет за собой.

Учение Максима Исповедника о страстях

Желание обладать, которое управляет страстным человеком, наталкивает его на мысли о том, что все вокруг – это противники и конкуренты. Каждый опасен, ведь способен отобрать у нас удовольствие и этим заставить страдать, а если этой опасности нет в нем, то мы расцениваем его в качестве объекта, способного принести наслаждение. Утрачивая бескорыстную любовь ко Господу, мы стремимся обрести власть над ближними, воплощая тиранию и зло всех форм в межчеловеческих отношениях.

Соответственно, в мире, где человек жаждет удовольствия и боится страданий, как утверждает преподобный Максим, возникает множество греховных страстей. В итоге, гнев, алчность, похоть и другие греховные страсти не позволяют нам любить Бога и провоцируют на бесконечную борьбу между людьми, и даже близкими.

Мир вне Бога обречен на тотальное уничтожение, по мнению Максима Исповедника, так как все материальное тленно, а страстные желания человека в конечном итоге приведут к потере всего, чего он так страстно желал и желает до последнего вздоха. Наслаждений будет всегда мало, тогда как страдание в мире без Бога не знает предела.

Искать волю Божию – в этом спасение

Страсти, привязываясь к человеку, всегда влекут за собой страдания. И, с одной стороны, подняться над мирскими вызовами способен лишь тот, кто отвергает земные похоти. С другой, освободиться от скорбей в состоянии лишь не зараженный гордыней. Но преподобный сомневается в том, что истинное бескорыстие возможно без благочестия и веры в Бога.

По его мнению, человек не может отрешиться от наслаждений и страданий, разве что будет смотреть только в сторону Господа. А что еще может быть настолько прекрасным, чтобы любовь к Нему освободила от зависимости от внешних обстоятельств, привязанности к земному удовольствию и постоянного страха, сопровождающего нас до конца земной жизни! 

Правда, одномоментно обрести столь глубокую преданность Богу невозможно. Избавление от страстей и стремление к любви, по словам преподобного, начинается с постепенного принятия Божьей воли. В этом – спасение.

Первым шагом служит каждодневная жизнь пред лицем Господа и формирование привычки действовать согласно Его заповедям, а не под влиянием инстинктов, велящих искать удовольствия и всячески избегать страданий.

Все, что мы совершаем, должно совершаться осознанно. Делая что-то, следует спросить себя – а того ли ждет от нас Господь (постоянное обращение ко Спасителю и поминание Его в каждом деле для святого Максима служило «непрестанной молитвой»). Хождение пред Богом позволяет человеку избавляться от привязанности к мирским вещам, мешающим ему испытывать истинную любовь.

Надо быть внимательнее к себе, чтобы враг не овладел душевным состоянием.

Как мы должны относиться к своим действиям, к тому, что происходит вокруг нас? В  соответствии с учением преподобного Максима, отношение это должно основываться не на оценке наших собственных наслаждений и страданий, а восприниматься как божественное предначертание.

Подобно тому, как святой не поддавался субъективному суждению о радостях и страданиях, а принимал все как Божий промысел и активно реагировал, так и нам следует быть внимательнее к себе, дабы не позволить всему тому, что не в нашей власти, овладевать нашей душой.

Вспомним диалог из «Диспута в Визии», состоявшийся за решеткой. На вопрос епископа, как Максим живет, тот отвечал, что живет так, как Бог предопределил о нем с начала времен, а не самочинно. И тут мы видим отнюдь не бездействие, а глубокую духовную активность. Ведь при таком благоговейном отношении к воле Божией Исповедник оставался неутомимым защитником истины православия даже перед лицом всеобщей враждебности.

Итак, важно не позволить прорасти в душе корням страстей и инстинктов. Они должны уступить место готовности принимать божественные предначертания и подчиняться заповедям. Когда воля человека сблизится с волей Божьей, мы постепенно выработаем в себе «намерение, чистое от наклонности и расположения» ко греху.

Мы, освобождаясь от стремления владеть миром, начнем воспринимать себя как творение Божие и делаться для Него все открытее, как пишет аскет и мученик за веру. А это значит, что Господь начнет действовать в нашей жизни, проявлять Себя с каждым разом все больше, и мы увидим себя и мир Его глазами, что, по преподобному, поможет увидеть подлинную реальность мира.

Освободившись от стремления обладать вещами, не желая наслаждений и не опасаясь страданий за них, мы заметим все замыслы, идеи и смыслы, вложенные Создателем в сотворенный Им мир, но скрытые по нашей воле.  

Правильно отметил почитатель преподобного Максима святитель Марк Эфесский, что полноценному нашему восприятию красоты земли и людей мешают именно страсти и вожделения: «А во время оно, когда чистым сделается наше суждение о прекрасном и увянут низкие страсти, не найдется того, кто бы не прославил Творца за красоту зримого!».

Духовное преображение с Максимом Исповедником

Преподобный, описывая процесс освобождения от страстей и их корней (желания обладания, стремления к удовольствиям и страха перед страданиями за них) и сочетания своей воли с Божией, уточняет:

«…человек всецело проникает во всецелого Бога и становится всем тем, что есть Бог, кроме тождества по сущности, вместо себя получая всецелого Бога…».

Слова эти могут любого насторожить, ведь их можно интерпретировать как исчезновение уникальной личности в безликом Абсолюте, то есть, утрату самого себя. Но, уточняет святой Максим, человек, принимая Господа «вместо себя», не утрачивает своего личного начала.

Учение Максима Исповедника о страстях

Позволив слиться своей воле с волей Божией, дав Господу сиять в нас, мы остаемся неповторимыми и индивидуальными и не исчезаем как личности. Просто постепенно исчезнут наши страсти и заблуждения, как пишет Максим Исповедник. И мы, наконец, перестанем везде видеть врагов и начнем искренне радоваться всему хорошему.

При жизни на земле единицам было дано такое состояние. Но, если христианин готов не зацикливаться на своих «хотелках» и страданиях, если он прекратит упорно сопротивляться воле Божией и примет ее, как свою, будет любить людей, то, если и не в земной жизни, а на небесах, благодать Божия восполнит дефицит его сил.

Учение Максима Исповедника о добродетелях и страстях было написано на основе глубокого личного опыта претерпевания им духовных испытаний. Он описал ключевые духовные принципы, позволяющие душе христианина не утратить веру и твердость духа в любых условиях, и предложил фундаментальные принципы постепенного углубления духовной жизни, преодоления любых проблем, укрепления веры и возращения в любви к Богу.

Нет смысла даже пытаться механически копировать подвиги святых. Куда важнее принять и реализовать в своей жизни ключевые принципы, выраженные Максимом Исповедником с такой глубиной. Знакомство с его учением несомненно поможет на пути к духовному преображению и вечному блаженству. 

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.