«Всякая форма искусства во время Богослужения участвует в проповеди», – писал Н.В. Лосский в начале ХХ века. Эти слова русского философа, без сомнения, можно отнести к флористике – искусству украшения храмового пространства с помощью цветов.
Священное Писание о символике растений
Тексты Священного Писания наполнены аллегориями. Для их глубокого и многогранного понимания важно знать символику используемых понятий. Важное место в жизни человека всегда занимали растения, поэтому и в библейских им текстах отводится особое место.
В Ветхом Завете:
- пшеница и ячмень символизируют соответственно духовную и телесную пищу;
- виноград означают радость жизни и, в то же время, народ Израиля;
- гранат призывает к действию, работе над собой;
- финик – спокойное и мирное состояние духа.
Особое место отводится цветку лилии, с которым Бог ассоциирует Себя: «Я нарцисс Саронский, лилия долин! Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» (Песн. 2. 1-2).
Новый Завет расширил спектр символических значений тех же растений. Так, пшеница представляет собой символ Евхаристии, о котором Спаситель прямо говорит: это «Тело Мое». Виноград ассоциируется с Его Кровью: «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь… Я есмь Лоза, а вы ветви; кто во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода…» (Ин.15:1; 15:5).Гранат – аллюзия воскресения и соединения верующих под омофором Церкви, а также вечной жизни. Маслина означает Божье благословение и благочестие, финик – торжество, победа, белая лилия – чистота, невинность, красная – пролитая Кровь Христа. Символика цветка розы аналогична лилии.
Использование символики растений в украшении храма
Изображения цветов существовали в христианстве с самых первых десятилетий его существования. Катакомбы – помещения, приспособленные для совершения богослужений – были расписаны с использованием флористических образов. Несомненно, эти росписи не только служили украшением, но и отражали мировоззрение, поскольку ничего случайного в христианском искусстве не было.
Сегодняшний православный храм, как и первохристианский – это образ Горнего Иерусалима, поэтому церковное искусство в богослужении призвано создавать образа преображённого мира, в котором главенствует Бог. Именно по этой причине растения всегда присутствовали и в иконописи, и в росписи храмов, и в оформлении фасадов.
Существует ещё одно направление прикладного искусства, которое непосредственно использует живые растения и плоды для создания художественных образов – флористика. Оно появилось в 1930-х годах и с недавнего времени «пришло» в церковь.
Основные принципы церковной флористики
Безусловно, работа храмового благоукрасителя – творческий процесс. Однако, как и иконопись, она немыслима без канонов. Неограниченный полёт фантазии церковного флориста сродни богословствованию по своему разумению.
Художник, оформляющий храм, никогда не делает это исключительно по своему усмотрению. Эта работа всегда выполняется в соответствии с церковным Уставом и «Богослужебными указаниями» и со знанием символики растений.
Например, в определённые дни предполагается наличие некоторых растений как обязательное: Рождество Христово, День Святой Троицы, Преображение Господне и Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), как и поддержание колорита праздника.
В день Рождества церковь украшают еловыми ветками, венками, деревьями как напоминание о вечной жизни. Вместе с ними используют белые цветы, в первую очередь, лилии, а также гипсофиллы или хризантемы.
Вход Господень в Иерусалим традиционно связан с вербой. Однако сейчас в убранстве храма используют и пальмовые ветви.
Зелень – символ жизни – неизменно преобладает в праздник Святой Троицы, именуемого в народе зелёными святками. В храме размещают берёзовые веточки или небольшие деревца, пол устилают душистой травой, благоухание которой дополняют цветочные ароматы.
Белый цвет обычно доминирует в праздники Благовещения, Богоявления и Преображения Господня как напоминание о чистоте, обновлении, возрождении и одновременно Божественном Свете.
Используют его и в скорбные дни Страстной Пятницы – плащаницу Спасителя обкладывают белоснежными растениями, как и плащаницу Божией Матери в день Её Успения, добавляя к ним голубые и синие цветы.
Со второй половине Великого Поста — Крестопоклонной недели — в декорировании храма превалируют красные гвоздики или розы как знак приближающихся Христовых страданий.
Этот же цвет знаменует собой Пасху – из лепестков роз или гвоздик нередко выкладывают композиции в форме яйца.
Поскольку всё в храме должно быть подчинено созданию и поддержанию молитвенного настроения, цветы – это благоговейные акценты, посредством которых оформляются Царские врата, раки и ковчеги со святыми мощами, лежащие на аналое иконы, особо почитаемые святыни, двери в храм и др. Они не подавляют главного объекта, а лишь подчёркивают и украшают его.
Элементы цветочного декора всегда вписываются в интерьер храма с учётом его размеров, формы и стиля.
Не последнее значение имеет и чисто практическая сторона: цветы не мешают священникам во время проведения службы и прихожанам, когда они прикладываются к святыне. Поэтому для оформления берут только те цветы, которые не имеют навязчивого запаха, острых шипов, и, разумеется, ядовитые растения.
Современная церковная флористика – это относительно новый вид искусства, призванный, наряду с другими его видами – живописью и музыкой – гармонично участвовать в богослужении. Цветы в храме – своеобразная проповедь о Христе.
Цель работы церковного флориста может считаться достигнутой, если цветочные аранжировки органично встроены в пространство храма и существуют в нём ради создания молитвенного настроения.
Я не флорист,а самоучка, украшаю вхраме иконы. И мне все интересно и очень нравится где то, штото познавать