Тайные монахи

История Церкви

О тайных монахах известно немного. Часто о постриге человека лишь близкие узнавали после его смерти. Внутренняя, сокровенная часть жизни оставалась нераскрытой. 

Тайное монашество появилось в Советском Союзе как реакция на действия богоборческой власти. Преследуемая Церковь не прекратила свою деятельность, а ушла на нелегальное положение —  который раз сбылись слова Господа “Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее”. 

Тайные монахи стали украшением Церкви Христовой в то нелегкое время, ее отрадой и утешением. Они пережили долголетние ссылки, но их многотрудная жизнь укрепляла веру христианскую. Старец схиархимандрит Иона (Сторчак) говорил: “Советская власть хорошая. Она сделала многих святыми”. 

Тайные монахи в дореволюционное время  

В жизнеописаниях некоторых старцев и подвижников 19 века встречаются упоминания о тайных монахах.

Тайные монахи — это люди, которые живут в миру и скрывают свою принадлежность к монашествующим.

Тайно постригали людей, которые не могли жить в монастыре, но стремились к монашеству и могли выполнять монашеские обеты. Такие постриги были редкостью. Например, в Оптиной пустыни некоторое время жил писатель Константин Леонтьев. Он общался с прп. Амвросием, и также, как и прп. Амвросий, дал обет принять монашество. Его жизнь сложилась таким образом, что он всю жизнь прожил в миру и писал. В конце жизни принял тайный постриг с именем Климент. 

Тайные монахи
Константин Леонтьев

Проблемами организации монашеской жизни занимался Шестой Вселенский собор  — в то время (7 век) появилось много монахов-бродяг, ходивших из города в город и смущающих народ. Было принято решение подчинить их епархиальным управлениям и организовать общежительные монастыри, чтобы отделить от мира. 

До сих пор существует два вида устроения монашеской жизни — келлиотское и общежительное. Келлиотский способ характерен, в основном, для Афона

Монашество в миру

На постсоветском пространстве возрождение монашества началось в 1988 году. За годы гонений была утрачена преемственность традиций, характерная для русского монашества. Монастыри возрождались на голом энтузиазме, у новоначальных монахов отсутствовал духовный опыт. Чтобы уберечь их от падения, священноначалие не благословляло особножительство. Нет нужды и в тайных постригах, поскольку сейчас нет гонений и опасности для жизни,  Другое дело, монахи в миру. Бывает так, что иной человек всю жизнь стремился к монашеству, но по объективным причинам не смог принять постриг, а жизнь в монашеской общине уже не по силам. Вот над такими благочестивыми старцами и старушками правящий архиерей совершает постриг, и они продолжают жить в миру. 

Тайные монахи
Схиархимандрит Иона (Сторчак)

Например, в Украине, на Винничине, таким образом принял монашество, будучи в преклонных годах, приходской священник протоиерей Петр Сторчак со своей супругой. С Божьей помощью архимандрит Пимен выстроил большой собор в родном городке, организовал сестричество, которое со временем получило статус женского монастыря. Незадолго до смерти отец Пимен был пострижен в схиму с наречением имени Иона. Батюшка был духовным чадом преподобного Амфилохия Почаевского, и стал духовным отцом для множества мирян и духовенства. Схиархимандрит Иона (Сторчак) на своем примере доказал истинность слов Серафима Саровского “Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи”.     

Декрет 1918 года — начало гонений

20 января 1918 года на заседании Совнаркома был рассмотрен и принят законопроект “Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах”, значительно дополненный В.Ульяновым (Лениным). 26 февраля декрет был опубликован в Собрании узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства под названием “Об отделении церкви от государства и школы от церкви”. Этот документ стал законодательной базой для уничтожения огромной части жизни дореволюционного человека, это было объявление войны Церкви. Церковные общины приравнивались к частным организациям и лишались статуса юридического лица и прав на владение собственностью. Имущество религиозных общин подлежало национализации. 

Тайные монахи
Крестный ход в защиту Церкви 1918

Более всего от декрета 1918 года пострадали монастыри, которые первыми среди всех религиозных общин оказались вне закона. Запрет на право обладания собственностью и национализация церковного имущества дали властям возможность ликвидировать монастыри на законном основании. На некоторое время этот процесс был задержан преобразованием некоторых монастырей в сельскохозяйственные артели. В 1919 году Наркомзем и Наркомюст разработали инструкцию, согласно которой монахи и священнослужители не могут входить в состав трудовых артелей, как лица, лишенные избирательных прав. Большинство монастырей, укрывшихся за вывеской земледельческих организаций, были разогнаны в 1919-1921 годах. Одна из таких общин — Захарьевская коммуна им.Н.Крупской.

Тайные монахи
Матушка Фрося

Способствовали закрытию монастырей и безбожники из народа. Одна из Дивеевских монахинь, матушка Евфросиния, вспоминает о том, как их обитель грабили опившиеся крестьяне. 

Постановление ВЦИК 1929 года

Церковь старалась добиться законного признания, но Постановление ВЦИК 1929 года еще более ограничило сферу легальной деятельности Церкви. Этим Постановлением религиозным организациям запрещалось создание касс взаимопомощи, религиозное образование, деятельность вне организации, например, благотворительность. Все религиозные общины подлежали обязательной регистрации. Общины, желающие открыть храм и начать богослужения, должны были представить местным властям список 20 членов, входящих в общину. В Украине требовался список из 50 членов общины. Решение принимали органы местной власти, в случае отказа регистрации никто не объяснял его причину. 

Кроме этого Постановления, был принят еще ряд законов, направленных на полное уничтожение Церкви. 

Например, в том же 1929 году Совнарком утвердил Постановление “О признаках кулацких хозяйств, в которых должен применяться Кодекс законов о труде”. Согласно этому постановлению, одним из признаков кулацкого хозяйства являлась принадлежность его служителям культа. В мае 1929 года была принята и поправка к 4-й статье Конституции “О свободе религиозного исповедания и антирелигиозной пропаганды”, которая ставила верующих в неравное положение с прочими гражданами.

Тяжелым ударом для монашества стал обновленческий раскол, устроители которого планировали упразднение монастырей. В итоге, к 1930 году в Советском Союзе практически не осталось действующих монастырей. 

Судьба монахов    

Монахи, лишенные пристанища и духовного руководства, в большинстве своем хранили верность обетам и тайно продолжали монашескую жизнь в миру. Они оседали неподалеку от своих разоренных обителей, создавали небольшие общины в 5-6 человек и продолжали традиции общежительного монастыря. Кроме того, создавались новые общины из числа мирской молодежи, стремящейся к монашеству. Многие примыкали к церковным приходам, служили алтарниками, сторожами, истопниками. Часто вокруг таких приходов создавались тайные монастыри. В 1937-1941 годах число тайных монахов достигло своего максимума.

Тайные монахи

Тайные монахи всеми силами старались не потерять духовного руководства и общения между собой, как личного, так и в переписке. Выжившие в ссылках и тюрьмах возвращались и селились поближе к своим общинам или старались примкнуть к церковным приходам.

Тайные монастыри и церковные общины

Примеры тайных монастырских общин — Зосимова пустынь, Дивеево, Высоко-Петровский мужской монастырь г.Москва, Захарьевская община (коммуна им.Н.Крупской) и др. В каждом городе были тайные монастыри, в которых продолжали постригать монахов.  

Тайные монахи жили в миру, окормляясь у своих духовников. В разоренном Высоко-Петровском монастыре оставались несколько монахов, которые ютились в укромных местах. Известно, что службы там совершались до 1929 года. В 1922 году там нашли приют старцы из Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. Весть об этом разнеслась между верующими. Здесь они находили духовное пристанище и руководство, над желающими совершались монашеские постриги. 

Жизнь тайных монахов

Все члены монашеских общин ходили на работу или учились. Духовные наставники учили относиться к работе или учебе как к послушанию, выполнять ее добросовестно, как для Бога. Все носили простую одежду, мантии и клобуки надевались только при постриге. Монахини даже черные платки не повязывали, чтобы не привлекать внимание. Во время Причастия в храмах называлось мирское имя. О постриге не рассказывали никому, даже близким. Иногда только после смерти тайного монаха, родные находили записку с монашеским именем. Но чаще тайна пострига была известна лишь одному Богу. 

Тайные монахи

Чтобы избежать преследования властей, даже те редкие монахи, которые имели послушания при церкви, должны были иметь гражданскую работу. При этом работу подбирали таким образом, чтобы она не вредила молитве и внутренней жизни. 

Власти без устали преследовали тайные монашеские общества, большинство монахов и, особенно, священников, пережили не одно тюремное заключение и ссылки. Тайные монахи шли на большой риск. Большинство из них были репрессированы, многие расстреляны. Воины Христовы, подъявшие подвиг монашества в годы гонений, были готовы на смерть ради Христа. Их жизнь стала проповедью для окружающих. Они сохранили жизнь Церкви, украсили ее сонмом новомучеников, исповедников, священномучеников. 

Тайные монахи
Собор новомученников и исповедников Российских

Их святыми молитвами да будем помилованы и мы, грешные рабы Христовы. Аминь.

Тайное монашество
Оцените статью
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.