Святые советского времени

Житие святых

ХХ век является одним и самых жестоких в истории Русской Православной Церкви. Насильственная смена власти, расстрел царской семьи, атеизм и установление коммунистического режима – далеко не все события, развернувшие некогда православную державу в другую сторону.

Превратность истории такова: чем тяжелее людям выжить, тем сильнее жажда дышать; может быть поэтому именно прошлое столетие российской истории подарило нам не только эшелоны гениальных поэтов и ученых, но и множество мощнейших святых.

Примечательно, что святые советского времени были успешными, а иногда и известными состоятельными людьми в миру. Однако подлинную славу они стяжали своими мученскими венцами.

Святые советского времени

Святые страстотерпцы

«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» − писал А. С. Пушкин, рассказывая историю Пугачевского восстания, настоящую революцию для тех времен. Русский бунт 1917 года действительно не имел никаких нравственных границ, апогеем жестокости большевиков стал расстрел царской семьи.

Святые царственные страстотерпцы

С приходом революции 1905 года жизнь царской семьи кардинально изменилась. Волнений в народе, межгосударственных вспышек агрессии стало гораздо больше. Однако Николай Алексеевич со своей супругой оставались глубоко религиозными людьми и посвящали свое время служению ближних. Во время Первой мировой войны император постоянно посещал действующие воинские части, госпитали и производства тыла. Императрица Александра со своими старшими дочерьми заканчивает курсы сестер милосердия и отправляется в лазареты ухаживать за ранеными.

Святые советского времени

Неполадки в стране не утихают, коммунисты захватывают все новые территории, и в период насильственной смены власти, Революции 1917 года, большевики заставляют Николая II подписать отречение от престола, держат царскую семью под арестом, а затем предают расстрелу. Возможность политического убежища в другой стране или побег за границу оказались совершенно невозможными для семьи последнего царя. Одна из последних дневниковых записей государя в начале 1918 года такова: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой − да свершится воля Божия!».

Император Николай Александрович, императрица Александра Федоровна, царевич Алексей, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия до последнего оставались верны православным идеалам и приняли мученическую смерть, которая стала символом искупительной жертвы своего народа. Канонизация святых страстотерпцев произошла в 1981 г. в Русской Зарубежной Церкви и в 2000 г. − в РПЦ.

Торговец меха

Василий Муравьев родился в конце 19-го столетия в простой крестьянской семье. После смерти отца, в десятилетнем возрасте, он отправился в Санкт-Петербург на заработки. Одной из его первых работ была рассылка, затем его повысили до приказчика, и так, незаметно для самого себя, Василий Муравьев становится крупнейшим торговцем меха, пушнины и регулярно делает большие поставки товара за границу. Будущий святой заканчивает высшие коммерческие курсы, становится образованным человеком каждое утро он начинал с молитвы и постоянно посещал своего духовника Варнаву Гефсиманского.

Однако вскоре после этих событий, прежде глубоко верующий миллионер неожиданно для всех подает прошение о послушничестве в Александро-Невской Лавре. Он и его супруга Ольга Ивановна давно жили как брат и сестра, потому что решение разойтись по монастырям было обоюдным. Уже в 1926 г. старец принял схиму с именем Серафим и поселился в Вырице. Он прожил там до конца своих дней, до 1949 года.

Серафим Вырицкий оставил после себя множество пророчеств (например, во время Великой Отечественной войны он предсказал точную дату снятия блокады Ленинграда). Долгие годы, не взирая на тяжелое состояние здоровья, молился длительное время на камне, подвязывался на столпничество и держал строгий пост. Множество паломников со всей России стекалось в Вырицу за советом к боголюбивому старцу.

Священник-хирург

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий в ранние годы активно изучал живопись и мечтал стать художником, однако принял решение служить ближнему и стал врачом. Рассвет карьеры хирурга пришелся на период русско-японской войны 1904 года.

Начав практику, Валентин Феликсович быстро пришел к выводу, что для большинства операций необходима местная анестезия, а не общий наркоз. Особенно его интересует тема гнойной хирургии.

Октябрьская революция, трагическая смерть молодой супруги от туберкулеза – эти события подтолкнули успешного хирурга, никогда прежде не думавшего о карьере священника, принять сан в самые тяжелые атеистические времена.

Святые советского времени

В 1923 году, практически сразу после хиротонии (получения священства искателем духовного сана), отца Луку сослали в ссылку в Сибирь. Святой претерпевал тяжелейшие условия, однако никогда не отказывал страждущим больным на своем пути. После этого началась череда других арестов, однако все они только укрепляли растущую веру. Святой Лука продолжает служить, лечить, и в 1934 году в свет выходит его известнейшая книга «Очерки гнойной хирургии».

Уже в конце жизни его переводят в Симферопольскую епархию, где сегодня находятся его святые мощи и кабинет, в котором он работал последние годы. Святой Лука Крымский становился даже лауреатом Сталинской премии за свои достижения в хирургии, однако, гонения за его веру и праведное служение до конца дней вызывали сильное недоверие властей и притеснения.

Сегодня святой Лука особенно почитаем не только в России, но и православной Греции. К нему обращаются страждущие с просьбой об исцелении от различных болезней и врачи, стремящиеся укрепить веру и самоотверженно служить ближним.

Слепая старица

В 1881 году, в Тульской губернии, недалеко от поля Куликова, в простой крестьянской семье родилась слабая слепая девочка. Ее веки были плотно сомкнуты, ребенок не имел глазных яблок. Матронушка еще в младенчестве могла спать сутками по средам и пятницам и не брала грудь. В детстве ее часто обижали, поэтому она всегда находилась одна в комнате и бывала на всех церковных службах.

Уже в 8 лет у ребенка открылся дар исцеления, и в родительский дом стали приходить толпы болящих. Матрона стала главной кормилицей. Она никогда не унывала, несмотря на физическую немощь. В 17 лет у нее отнялись ноги, но Матрона продолжала принимать людей, много молилась и утешала свою родительницу, называя себя самой счастливой.

Известно множество уникальных случаев, произошедших с людьми в окружении Матроны. Так, однажды она попросила неизвестного иконописца из Епифани написать икону «Взыскание погибших», однако у мастера ничего не получалось. Причиной тому был нераскаянный грех. Именно Матрона указала ему на это и отправила на исповедь. Впоследствии иконописцу удалось написать икону Божьей Матери.

Святая слава Матроны росла, и в 1925 году, в разгар большевистских настроений, она принимает решение уехать в Москву, чтобы не беспокоить собой матушку и не волновать партийных братьев.

В Москве Матрона очень часто меняла адреса, ведь ей приходилось жить без прописки, постоянно под угрозой ареста. Имея острое духовной зрение, она предугадывала грозящий арест и уходила в другое место.

Святые советского времени

2 мая 1952 года Матрона преставилась, о чем узнала на три дня раньше и очень боялась умирать. Ее похоронили на Даниловском кладбище.

Только в 1998 г., после нескольких десятков лет безбожия, о Матроне вспомнили и канонизировали ее. Теперь это одна из самых почитаемых русских святых. В Москву в Покровский монастырь каждый день приходят толпы паломников с живыми цветами для Матронушки. Без преувеличения, это одна из самых известных и почитаемых стариц.

Кукша Одесский

Юный Косьма происходил из крестьянской семьи, с детства любил уединение и сочувствовал страждущим. Выходец из Херсонской губернии, уже в 20 лет он побывал паломником в святом Иерусалиме и на Афоне (по приезде священник благословил его на монашеский подвиг и сказал, что тот будет жить на Афоне).

Уже через год Кукша вновь оказался в Иерусалиме, где с ним произошли два чудесных события. Так, в Иерусалиме, будущий святой нечаянно упал в Силоамскую купель – благодатный источник, к которому притекает множество женщин, имеющих проблемы с чадородием. В Вифлееме, месте рождения Иисуса Христа, смотритель отказался налить ему лампадное масло, но емкость как бы сама опрокинулась и залила Кукше весь костюм. Оба события стали своеобразными знамениями о даровании ему множества благодатей и духовных чад.

Самые тяжелые испытания веры и духовной стойкости приходятся на периоды репрессий. В 1938 г. Кукшу, насельника Киево-Печерской Лавры, обрекают на 10-летние страдания сначала в лагере, потом в ссылке.

Святые советского времени

Вернувшись из лагерей после войны, Кукша продолжает служение и постничество до конца своих дней. Почитать святого стали сразу же после его смерти. При жизни и после его праведной кончины по воле Божией Кукша Одесский совершает множество чудес и исцелений. Таковые не раз происходили, когда святой находился в ссылке. Встретив на своем пути болящую дочь одного из служащих в лагере, он взял с него обещание дать обет Богу. Человек послушал старца и все исполнил, а его ребенок получил исцеление. Поток таких историй о взаимодействии Кукши с другими людьми бесконечен.

О святых советского периода нашей истории можно рассказывать бесконечно, так как Россия была и остается по сей день богохранимой страной. Святые подвижники тяжелого атеистического времени буквально держали веру русского народа на руках и очищали его грехи своим страданием. Особенно важно хранить эту память и просить их о помощи.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.