Святителя Василия Острожского (день памяти – 29 апреля или 12 мая по новому стилю) можно без преувеличения назвать одним из величайших угодников Божьих. Чудотворец был с церковным сербским народом в одно из самых тяжелых времен Холмской земли Сербии, ставшей в 1448 году герцогством и потому получившей название Герцеговины.
- От начала жизненного пути до архиерейского сана
- Учеба в монастыре
- Монастырь Тврдош
- Святой Василий и митрополит Мардарий
- Возвращение в Тврдош и посещение русских земель
- Афон
- Возвращение на родину в архиерейском сане
- Служение святого Василия в сане митрополита
- Добрый пастырь несет скорби своего народа
- Страшное чудо, явленное на князе Раиче
- Конец земного жизненного пути
- Обретение мощей
- Попытки поругания над святыней
- Помощь святителя всем призывающим его
- Некоторые знаменитые чудеса святого Василия
- Чудо с мусульманкой
- Чудо с албанцем
- Чудо исцеления девочки-латинянки
От начала жизненного пути до архиерейского сана
Святой Василий родился 28 декабря 1610 года в бедной семье из села Мрконич, что на Поповом поле. Его благочестивых родителей звали Петром и Анастасией Йованович. В Крещении будущий святой получил имя Стоян.
Мальчик был умным и имел хорошую память, а кроме этого, он с ранних лет научился от отца и матери любви к церковной службе, посту и молитве. Детской обязанностью будущего святителя был выпас овец. Несмотря на временами скудное пропитание семьи, Стоян любил творить дела милости – он делился со всеми голодными своим пайком хлеба.
Учеба в монастыре
Потурчинцами в Сербии назывались христиане-вероотступники, принявшие ислам. Они были и среди соседей Йованович, и ненавидели семью. Чтобы сберечь сына от злобы сербов-мусульман, Петр и Анастасия отвели его в знаменитый на всю Герцеговину Введенский монастырь Завала, где игуменом был родной дядя Стояна – Серафим.
В обители отрок получил блестящие богословские и иные научные знания. Там же он начал размышлять о монашеской жизни.
Монастырь Тврдош
Спустя время, Стоян переселился в менее известный Успенский монастырь Тврдош, расположенный в регионе Требине. Там, постоянно пребывая в молитве, посте и трудах, он окончательно решил стать монахом. Еще через некоторое время Стоян принял постриг с именем Василий – в честь святителя Василия Великого. Потом молодого монаха посвятили в дьяконы, а чуть позднее – в священнический сан.
Святой Василий и митрополит Мардарий
Послужив некоторое время в Тврдоше, иеромонах Василий прибыл в Черногорию и задержался у Цетинского митрополита Мардария.
Тогда православные тех земель (приморских, герцеговинских и черногорских) не только страдали от мусульманского владычества, но и подвергались пропаганде иезуитов, присланных Римским папой и проповедовавших латинскую ересь.
Василий призывал митрополита принять решения, которые защитят народ от пропаганды униатства, но Мардарий не только не принимал решений по противодействию латинянам, но и клеветал на Василия и плел против него интриги. Народ уже широко почитал иеромонаха, зная о его святой жизни, поэтому вражда Мардария против святого оказалась тщетной.
Возвращение в Тврдош и посещение русских земель
Уйдя из среды клеветников и интриганов, Василий вернулся в Тврдош и продолжил бороться против гонений на православие. Его авторитет рос не только в народе, но и среди оккупантов – турки прозвали Василия «богомольцем райи». Вскоре он стал архимандритом.
Подвиги Василия раздражали потурчинцев, а некоторые из них даже хотели убить проповедника. Понимая это, святой отправился в русские земли, откуда привез церковную утварь, облачения, книги и деньги.
Все полученные блага Василий пустил на помощь бедным приходам Герцеговины, восстановление храмов, помощь узникам и нищим, а также на открытие народных школ.
Афон
Гонители (потурчинцы, турки и католики) не успокаивались в своих нападках на Василия. Святой отправился на Афон – через Онгош (ныне Никшич), Жупу Никшичскую он пришел в монастырь Морача, затем дошел до обители под названием Георгиевы Столбы, а потом – в селение Печ (Пея, Косово). Там он встретился с патриархом Паисием I (1614–1647) и поведал ему обо всех народных бедах. Патриарх выслушал Василия, решил рукоположить его в архиереи, и благословил недолго пожить на Афоне.
Там, в молитве и духовных беседах с подвижниками, святой пробыл год – а дольше всего в сербском монастыре Хиландаре.
Возвращение на родину в архиерейском сане
После года на Афоне архимандрит Василий вернулся в Печ, где патриарх Паисий созвал ради него сербских епископов. На Преображение 1638 года Василия рукоположили в епископский сан, а владыка Паисий назначил святого на кафедру в монастыре Тврдош – митрополитом
Требиньским. Тогда проповеднику не было и тридцати лет.
На родине своего прежнего любимца (и одновременно нового владыку) народ встретил с радостью. Святой Василий был награжден Богом даром чудотворения, особенно исцелений.
Служение святого Василия в сане митрополита
Турки тем временем жестоко убили Восточно-Герцеговинского митрополита Паисия Требешнянина, а также Печского патриарха Гавриила Раича (1648-1656), который до своей мученической кончины успел назначить Василия митрополитом епархии с городами Никшич, Плана, Колашинович (ныне Колашин) и монастырем Морача.
Некоторое время Василий управлял из Тврдоша, а потом переселился в Оногошт.
Добрый пастырь несет скорби своего народа
Жестокость турков по отношению к сербам проявляла новые всплески – села грабили, а людей уводили в рабство. Оскверняли монастыри и храмы. Глава оккупантов, лютовавших в Герцеговине, ловил знатных и богатых сербов и предавал их смерти.
Тогда святой Василий жил в монастыре Святого апостола Луки, что в Жупе Никшчской, а временами – в монастыре Святого великомученика Димитрия под Оногоштом. Зверства мусульман заставили владыку искать убежище, чтобы не оставить народ без отеческого попечения. Под горой Загароч он нашел пещеру, пожил там некоторое время, а потом переселился в монастырь Острог – в пещере преподобного игумена Исаии, нетленные мощи которого сожгли турки.
Так из Острога святитель управлял подвластной ему митрополией в течение 15-ти лет. Количество монахов вокруг святого увеличилось, поэтому удалось обновить Введенский храм и построить много келий. В стене Острожской горы создали и небольшую церковь в честь Честного Животворящего Креста. Святитель участвовал в тяжелых строительных работах, а питался овощами и фруктами. Когда насельников монастыря стало еще больше, Василий назначил игуменом Исаию – внука преподобного Исаии.
В Острог стекались бедствующие соотечественники Василия – старики, женщины и дети герцеговинской райи. С помощью местных селян удавалось позаботиться обо всех.
Из Острога владыка постоянно переписывался с сербскими патриархами, а иногда и посещал их.
Страшное чудо, явленное на князе Раиче
Некий князь Раич жил недалеко от Острога и, вместе со своими шестью сыновьями, вредил монастырю. Святой Василий даже захотел навсегда уйти на Афон, но сам же распознал в этом дьявольское внушение, потому что знал, что нужен своему народу.
В 1667 году Василий прибыл в Печ к патриарху Максиму и поведал ему обо всем происходящем. Блаженный владыка написал Раичу письмо с повелением заботиться о монастыре и пригрозил проклятьем всем, кто будет мешать митрополиту Василию и монахам.
Святитель вернулся в монастырь, князь не внял посланию, и Василий предсказал Раичу смерть всех его сыновей, что и произошло. Морально разбитый Раич пришел каяться к святителю, и тот предсказал ему рождение нового мужского потомства, что так же, как и проклятье, исполнилось.
Конец земного жизненного пути
Не оставляя труды и духовные подвиги, святитель Василий мирно отошел ко Господу 29 апреля 1671 года, находясь в своей келье. В момент кончины жилище святого озарилось небесным светом.
Братия похоронила владыку под Введенским храмом. Из каменной стены, где погребли мощи, вскоре выросла виноградная лоза. Народ начал приходить в святое место и получать по молитвам к святителю многочисленные исцеления и другую чудесную Божью помощь. Поток чудес от святого Василия не прекращается по сей день.
Обретение мощей
В 1678 году игумен Рафаил Косиеревец, настоятель монастыря евангелиста Луки в Жупе, что под Никшичем, встретил святителя в тонком сновидении. Владыка повелел Рафаилу идти в Острог и вскрыть его могилу. Игумен не принял сон за откровение, после чего видение повторилось. Настоятель никуда не поехал и после второго сна.
В третьем видении Василий явился в архиерейских ризах и начал кадить. Жар из кадила слегка обжег игумена, он проснулся и начал собираться в Острог, где рассказал о видении братии. Монахи после услышанного взяли на себя строгий пост и начали усиленно молиться. Через семь дней могилу Василия вскрыли, и мощи обнаружились благоухающими, нетленными, и как будто сделанными из воска. Святыню положили в ковчег и поставили в Введенском храме, где она пребывает по сей день.
Паломничал к святителю и последний Печский патриарх Василий Бркич-Йованович – патриархию упразднили. Некогда его прогнали турки, и он поселился в Черногории, где провел с острожской братией полгода. В монастыре владыка составил службу святителю Василию и записал его житие.
Попытки поругания над святыней
В 1714 году в Черногории беззаконничал Нуман-паша Чуприлич. Тогда монахи закопали честные останки Василия под стенами монастыря у реки Зеты. Святыня пробыла там целый год. Река размыла берег, но чудом не тронула раку.
В 1852 году Верхний монастырь осадил Омер-паша. В течение девяти дней тридцать черногорцев возглавлял воевода Мирко Петрович – отец черногорского короля Николы. Молитвы к святителю Василию спасли монастырь. Отслужили благодарственный молебен, а мощи отнесли в Цетине, и положили святыню рядом с мощами святого Петра Цетинского в храме Рождества Богоматери. Весной 1853 года мощи вернули в Острог.
Тогда в огне войны монастырь сгорел, а многие реликвии и документы эпохи Василия погибли.
В 1876-1877 годах опять была война, и мощи вновь переместили в Цетине. В 1878 году честные останки торжественно вернули в Острог.
Во время Второй мировой войны, в феврале 1942 года, монастырь обстреливали. Монахи спрятали мощи Василия в пещере под братским корпусом. Молитвы святого опять сотворили чудо – Введенская церковь, постройки и братия не пострадали – снаряды падали рядом с монастырем и разрывались.
Тогда же, и в послевоенное время, один священник по имени Василий часто молился у раки с мощами святителя, а в 1947 году написал ему акафист. Рукопись сохранилась в монастыре.
Помощь святителя всем призывающим его
Сербы построили в честь одного из самых любимых православных святых многочисленные храмы. Есть церкви в его честь и за пределами страны – например, красивый храм на родине Василия в Оногоште-Никшиче. В 1935 году в Белграде появилась больница имени Василия Острожского. В храме равноапостольных Константина и Елены на Вождовце хранится омофор владыки.
В день памяти святого в Острог пребывает наибольшее число паломников. Верующие получают исцеления даже от считающихся неизлечимыми телесных и душевных болезней. Многих больных приносят, приводят и привозят к мощам, после чего в знак благодарности за чудо они оставляют в Остроге костыли, палки, носилки, инвалидные кресла и драгоценные украшения. Как и прежде, Василию молятся не только православные. Все чудеса записывают в монастырские книги.
Некоторые знаменитые чудеса святого Василия
Как было сказано, монахи Острога записывали истории об очень многих чудесах святителя Василия, и вот три из них.
Чудо с мусульманкой
Мусульманка Фатима пять лет мучилась от судорог по всему телу. Она часто падала в обморок и в этом состоянии кричала от боли и ругалась на своих близких. Ни один врач, травник и народный целитель так и не смог помочь несчастной. Тогда 6 мая 1964 года Фатиму привезли в Острог ее единоверцы – Асиб Гушо и Шевка Зайко. Они повели больную в Верхний монастырь, а когда приблизились к храму с мощами Василия, Фатима начала кричать, что не хочет туда входить, и вырываться из рук близких.
Один монах открыл храм и помог мусульманам привести Фатиму к мощам. Ее уговорили поцеловать раку, после чего несчастная впала в судороги. Она успокоилась и над больной прочитали молитву. Потом опять наступили судороги и жар.
Когда все прошло, Фатима начала молиться у раки Василия, после чего встала и поблагодарила Бога и святителя. Присутствовавшие были поражены, а Фатима опять припала к раке и начала целовать святыню. Мусульмане спокойно переночевали в Остроге, а на следующий день исцеленная пришла помолиться на утреню.
Чудо с албанцем
В 1911 году, на Троицу, в Остроге как всегда собралось множество богомольцев. Из северной Албании в тот день в монастырь на лошади привезли молодого мужчину со связанными конечностями. Потом, на Духов День, его увидели ходящим и совершенно здоровым. Исцеленный молился и осенял себя крестом.
Свидетелем чуда был Филипп Зекович из Никшича, который и рассказал об увиденном иеромонаху Серафиму. Филипп оставил свою подпись под историей в летописи Острога.
Чудо исцеления девочки-латинянки
В 50-х годах прошлого века священник Максим Йовович записал следующую историю.
Некто Петар из Барского среза долго не мог вылечить свою восьмилетнюю дочь. В 1942 году она стала лежачей больной – ноги девочки высохли, и врачи отказались от нее. Тогда родители вспомнили о том, как однажды во время жара помазали дочь святым маслом из Острога, после чего все прошло, а также о всенародном почитании святителя Василия. Угодник Божий стал для них последней надеждой.
В августе 1945 года, когда с транспортом было туго, мать отнесла дочь в Острог. Кое-как они достигли обители. Один монах посоветовал оставить болящую под ракой святителя Василия. Девочка заснула, а когда проснулась, обнаружилось, что ее ноги как следует наполнились кровью. Исцеленная начала неуверенно ходить. На следующий день мать и дочь вернулись домой, и девочка начала ходить в школу.