Он ни от кого не брал денег, никого не наказал за нарушение дисциплины, никому не сказал ни слова упрека, ни на кого не прикрикнул. Его одеждами была единственная заплатанная ряса, а обувью – чиненные-перечиненные сапоги. Из облаченья были такие же поношенные подризник, поручи, епитрахиль и митра. У него не было даже собственного дома. Но, вернувшись со службы, он ежедневно принимал тысячи отчаявшихся людей в снятом для него жилище, становясь для них последним оплотом надежды.
18 декабря Церковь Православная чтит память священномученика Фаддея (Успенского), посвятившего всю свою жизнь и самоотверженное епископское служение апостольской связи с народом и назиданию сердец людских.
Жизнь до епископской кафедры
12 ноября 1872 года в многодетном семействе с красивой фамилией Успенские случилось пополнение. На свет появился не просто девятый по счету мальчик и одиннадцатый ребенок протоиерея, местного благочинного Василия и его матушки Лидии Успенских – родился замечательный русский человек, который до самозабвения любил Бога, народ свой родной и Церковь-Мать.
О семье, детских годах и юности будущего священномученика, чья душа от юности стремилась ко Господу, ставя заслон страстям, нам мало известно. Буквально несколько штрихов. Например, то, что он в юные годы мечтал стать школьным учителем. Или что отец служил в двух из трех церквей села Наруксово Нижегородской губернии – в зимней, Троицкой и летней, Михайловской (на их месте сейчас стоит Мемориальный знак).
Дед маленького Вани тоже был священником. Большой молитвенник и постник, человек с кротким и благодушным сердцем, он больше всех любил младшего внука и зачастую называл его в шутку архиереем.
Когда мальчик повзрослел, перед ним не стояло иного выбора – он, как и двое его братьев, пошел по духовной линии. Сначала учился в Нижегородской духовной семинарии, а потом – в Московской духовной академии, где постигал у своего наставника, архимандрита Антония (Храповицкого), азы христианских добродетелей. По окончании академии, остался в ней профессорским стипендиатом.
Будущего священномученика не прельщал мир, в котором бушевали страсти. Он принял решение, на которое благотворно повлиял и ректор академии, епископ Антоний, и судьбоносный разговор с отцом Иоанном Кронштадтским, состоявшийся во время посещения великим пастырем Троице-Сергиевой лавры.
Прозорливый старец, провидев в молодом человеке его будущее служение, процитировал Слова Спасителя из Евангелия: «Аще любиши Мя… паси овцы Моя…» (Ин. 21:17), после чего, исключив все сомнения, четверокурсник поехал за советом к отцу и матери. А те благословили сына на монашеский путь.
В 1897 году в возрасте 25-ти лет Иван был пострижен в монахи с именем Фаддей. Через две недели его рукоположили во иеродиакона, а еще через месяц – во иеромонахи.
Преподавательская деятельность
Отец Фаддей служил на разных должностях. В Смоленской духовной семинарии преподавал логику, философию и дидактику, в Минской – был инспектором и преподавателем Священного Писания, в Уфимской (где удостоился степени магистра богословия, был инспектором, а потом и ректором с возведением в сан архимандрита) – преподавал основное догматическое и нравственное богословие и был духовным отцом семинаристов.
Аскет и молитвенник, он был человеком добрым и настоящим бессребреником.
Шесть лет иеромонах Фаддей стоял у руля Олонецкой духовной семинарии, после чего 36-летний автор «Записок по дидактике» (1902 г.), которые служат основой духовной педагогики, солидного труда по Ветхому Завету (1908 г.), за который удостоился степени доктора богословия, начал свое епископское служение.
Владимиро-Волынская кафедра
Кроткий, мудрый аскет с огромным любящим сердцем, в конце 1908 года принял сан епископа Владимиро-Волынского, Викария Волынской епархии. Но и на этом посту оставался молитвенником и постником, человеком святой жизни, образцом кротости и чистоты. Его при жизни считали святым и люди верующие, чью любовь он всегда чувствовал в ответ на свою, и в кругах иерархических.
В сентябре 1916 года ему на время было доверено управление Владикавказской епархией, и примерно через полгода он вернулся к своим обязанностям, епископа Владимиро-Волынского.
Проблемы начались позднее, когда в феврале 1917 года, получив назначение во Владикавказ, он с трудом добрался в город по причине гражданской смуты. На смену внешним устоям Русской империи пришел беспредел, гражданская война, террор и гонения на Церковь. Но все это время любящий пастырь не прекращал духовное окормление и поддержку своей паствы.
В 1919 году епископа Фаддея назначили правящим архиереем Волынской епархии. К тому моменту Волынь была раздираема междоусобицами и разрушениями, и не раз ее занимали то немцы, то войско польское, то петлюровцы. Владыка не оставил верующих – его пламенные проповеди становились для них настоящим спасением. Но его самого, защитника и утешителя всех преследуемых, не оставляли скорби.
Отказ владыки выполнять требования петлюровцев о ведении служебной переписки с ними на украинском языке повлек за собой его арест в ноябре 1921 года. Стеной встало и поручилось за любимого пастыря все православное население города и его окраин. Но их обращение привело только к переводу епископа Фаддея в Харьковскую тюрьму.
Астраханская кафедра
После освобождения из застенков (март 1922 г.) владыку, по приговору Всеукраинской ЧК, должны были выслать за пределы Украины «в распоряжение высшего духовенства РСФСР под негласное наблюдение местных органов ЧК». В столице, куда он прибыл после заключения, состоялось назначение на Астраханскую кафедру с возведением его в сан архиепископа. А вот отправиться туда для служения смог он только в конце 1923 года.
С марта владыка пребывал в Москве, подвизаясь в Свято-Даниловой обители, на Валаамском подворье, принимал участие в работе Священного Синода при Патриархе. А в марте большевики устроили очередные гонения на Православную Церковь. Они не только церковные ценности отбирали, но и священство арестовывали.
Был взят под арест и Патриарх Тихон, вынужденный передать управление Церковью митрополиту Агафангелу (Преображенскому). Не имея возможности переехать в Москву, митрополит написал воззвание к российской пастве, и передал его архиепископу Фаддею и следовавшему с ним в Москву протопресвитеру Димитрию Любимову.
В сентябре 1922 года арестовали и святителя Фаддея. Власти предъявили ему обвинение в пособничестве при печатании того самого воззвания, составили обвинительное заключение о «…распространении нелегально изданных посланий… враждебное отношение к советской власти…» и потребовали выслать за пределы Украинской ССР на год.
ГПУ осудило и отправило владыку вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) в тюрьму города Владимира, а позже – в Усть-Сысольск, в ссылку. Сидя за решеткой, милосердный архипастырь раздавал все, что ему передавали с воли – продукты, одежду, обувь, постельные принадлежности, и укреплял всех духовно.
Когда время ссылки подошло к концу (лето 1923 года), архиепископ Фаддей жил временно в Волоколамске, а служил в Москве. Затем церковные власти назначили его на Астраханскую кафедру.
В житийной литературе очень тепло описан момент его приезда на место нового служения. Кто-то из встречавших принес ему, одетому в порыжевшую залатанную рясу, только что сшитую одежду, кто-то – добротную обувь. Встречающее правящего архиерея духовенство не обнаружило у него в купе даже небольшого багажа. Владыка был чрезвычайно тронут тем, что по пути пешком в церковь к нему подходили под благословение сотни астраханцев. Он и тут, в Астрахани, как и везде, где жил, был нетребовательный; жил скромно, считая себя везде гостем.
В Астрахани церковное управление кафедрой незаконно захватили обновленцы, и святителю Фаддею предстояли большие труды по возвращению их в лоно Церкви Православной. Благодаря мудрой политике, он сумел сплотить вокруг себя верующих и восстановить каноническое подчинение управлению патриаршей власти – священнослужители принесли покаяние в грехе раскола.
Арест, мученическая кончина и прославление
После Астрахани архиепископа Фаддея направили в Саратов, а потом – в Тверь (ноябрь 1928 года). Он везде, где служил и проповедовал, был любим и почитаем верующими за нравственное совершенство, духовную красоту, сильную веру, прозорливость, дар исцеления и молитвы.
В 1936 году, во время новых гонений на православие, власти отправили архиепископа Фаддея на покой. А уже 20 декабря 1937 года святитель был арестован НКВД-эшниками на основании клеветнического доноса о контрреволюционной пропаганде, выбитого из другого узника под пытками. Но на допросах владыка держался достойно, не признавал вины за собой и никого не оклеветал.
Особисты заперли его, человека интеллигентного и смиренного, в камеру с уголовниками, чтобы сломить его дух. Здесь закоренелые преступники унижали и насмешничали над ним, а он, обессилевший от издевательств, смиренно переносил издевательства и только молился.
Житие священномученика описывает один момент этого периода его жизни.
Архипастырь-мученик был приговорен к расстрелу, но его живым утопили в нечистотах 31 декабря 1937 года. Как пишется в житии, две верующие женщины запомнили место захоронения тела мученика за Христа. Весной 1938 года, вскрыв могилу, перенесли святые останки в наскоро сколоченный гроб.
Сейчас мощи, обретенные 26 октября 1993 года, покоятся в Тверском Вознесенском соборе. Архиерейский собор Русской Православной Церкви 23 февраля 1997 года прославил исповедника православия в лике святых новомучеников и исповедников Российских.
Что такое – святость? О чем она? О чем-то недосягаемом? Нет, святость – рядом. Мы видим историю реального человека, почти нашего современника. Видим его фото, книги. Читаем житие, написанное, что называется, по горячим следам. Судьба священномученика потрясает до глубины души.
Сложно представить, что это случилось недавно. И этого человека, в отличие от многих из нас, не остановило ни бремя монашеского послушания, ни смена городов, храмов, кафедр, ни административные нагрузки, ни давление властей, ни страшный марафон издевательств в тюремной камере. Он сохранил себя в этом бешеном ритме жизни, который так напоминает наше время, – не только терпеливо укрощал напор страстей, но и преподавал, делал научные изыскания, проповедовал, окружал других любовью, раздавал все, что ему дарили.
Те, кто обращается за молитвенной помощью к Божию избраннику, пролившему кровь свою за Иисуса Христа и Его Святую Церковь, получают ее. Смотрители у мощей видели немало чудес, которые Бог являет и в наше время через Своего святого.