Он, сын богатого семейства, собирал милостыню для монастыря. Был в один момент оболган и объявлен еретиком. Его, праведника и молитвенника, бросили в монастырскую темницу. Ему, человеку огромных познаний и духовной жизни, запрещали посещать храм, отлучив как «нераскаявшегося» от Святых Тайн. И это он, этнический грек, кого выслали после тюрьмы под церковным запрещением, вопреки запретам, притеснениям и унижениям, смиренно делал свое дело для Русской Православной Церкви, оставив после себя достойное наследие.
Как сложилась судьба преподобного Максима Грека, ревнителя истины и благочестия, борца за чистоту православия, прославленного религиозного писателя и филолога, публициста и переводчика, которого называли первым интеллигентом на Руси и чьему перу принадлежит множество трудов, включая знаменитый канон Святому Духу Параклиту (Утешителю)?
Жизнь в семье
Родился Михаил Триволис (мирское имя преподобного) в албанском городе Арто, около 1470 года, в эпоху турецкого владычества. Ему очень повезло с родителями. Ведь важный сановник-отец Мануил и мать Ирина (греки по происхождению) были не просто сказочно богаты.
Христианская благочестивая семья по-настоящему исповедовала православную веру. И, что очень важно, родители-аристократы сына своего ежедневно воспитывали в том же духе, научая страху Божию, благочестию и чистоте.
Отрадно, что именно отец дал наследнику первое образование в науках, поскольку на тот момент все училища были закрыты из-за падения Константинополя и порабощения магометанами греческих областей. Но энергичному юноше хотелось знать больше, и он впервые покинул отчий дом.
За знаниями в Европу
Состоятельность позволила отцу и матери дать Максиму прекрасное образование – он учился в школе на острове Корфу (к слову, это мы так называем остров – Корфу, а назывался он Керкира), принадлежавшем Венецианской республике.
После неудавшейся его попытки баллотироваться в совет самоуправления этой территории, двадцатилетний юноша решил податься за знаниями и высшим образованием в Европу, где вне отечества многие греки рассеялись по западным странам. Михаил сначала слушал в Галлии уроки своего соотечественника И. Ласкариса – профессора в парижском университете; затем, желая знать древние языки, поехал в Венецию. Здесь он знакомился с произведениями Древней Эллады с помощью знаменитого типографа-издателя А. Мануччи, который щедро делился с любознательным юношей глубокими знаниями древних языков.
Затем из Венеции, в рамках своего образовательного турне, направил юноша стопы свои во Флоренцию и другие итальянские города, зараженные, как и вся Италия, неверием и языческими убеждениями.
Безверие колебало и будущего подвижника. Но он, особой помощью Божией, научился извлекать из всего этого то, что не чуждо было христианской религии, которую высмеивали философы, отвергающие жизнь вечную. Познакомившись со многими учениями, юноша так и остался в своей вере – православной.
Михаил получил желаемое светское образование на Западе, и сумел почерпнуть достаточно много для себя полезного в сфере богословия, философии, истории и словесности, а также изучить несколько языков (включая древнегреческий, итальянский, латинский и французский). Но неожиданно принял решение, которое напрочь отмело все завидные перспективы мирской жизни.
Жизнь в афонском в монастыре
Тридцатилетний Михаил Триволис по светскому образованию мог состояться в качестве видного деятеля, но молодого ученого не привлекала слава, он не нуждался в почестях, чинах и богатстве. Ведь давно задумывался о мирной жизни подальше от шума городов и мечтал удалиться туда, где живут люди, посвятившие себя служению Богу, и где можно заняться любимым делом.
Правда, сначала насельника с европейским образованием встретили настороженно. Ведь это сейчас, в наше время, западная культура без препятствий воцаряется в сердцах людей, а тогда к ней относились настороженно.
Но энергичный и образованный инок, обладающий знаниями священных текстов, скоро сумел расположить всех к себе. Не роптал, выполняя различные послушания. Ему, сыну богатых родителей, приходилось собирать милостыню для монастыря, для чего послушливый монах странствовал по разным городам и весям.
Всего в этой обители будущий просветитель пробудет десять лет, полагая тут мирно окончить свои дни. Но у Господа были другие планы на него. Ему, греку, предстояли невиданные муки и слава исповедника в краях чужих.
Москва
Константинопольскому Патриарху, по просьбе Василия III Иоанновича, надлежало прислать образованного монаха-грека, который бы помог ему, великому князю Московскому, разобраться в некоторых греческих рукописях и книгах из его роскошной библиотеки, недоступных русским людям.
Патриарх выбрал кандидатуру инока Максима и хотя тот просил оставить его в любимой обители, отправил его в Москву. Италийский грек, а в будущем – русский преподобный, предался воле Божией и отправился в поездку. Правда, к месту назначения (по независящим от него причинам) инок прибыл только через два года. А тут, обласканный вниманием великого князя, был благословлен в Чудов монастырь, где ему было назначено жалование от великокняжеского двора.
Максим Грек был в восторге от того, что обнаружил в великокняжеском книгохранилище. Внимательно изучив всю библиотеку, он составил список непереведенных книг и получил задание заняться переводом Толковой Псалтири, пересмотреть и исправить богослужебные книги.
Никого не смутил факт незнания греком-монахом церковнославянского языка, на котором тогда все говорили. Обошлись тем, что прикрепили к нему переводчиков и придумали сложнейший алгоритм перевода. Помощники должны были с латинского языка передать на церковнославянский то, что Максиму следовало перевести с греческого на латынь.
Почти полтора года корпел инок над переводом, но справился. Результатом восхитился святитель Варлаам; князь наградил милостями. Но инок особо не радовался – опасался, что его перевод могут не все понять, неверно истолковать или, что хуже, найти в переводе случайно вкравшиеся ошибки. О чем и писал в письме князю. А еще он очень просился обратно, на Афон, словно чувствуя грядущие беды. Но согласия не получил, ибо сначала великий князь чувствовал нужду в трудах талантливого инока, а потом Максима ждали тяжкие гонения.
Трудолюбивого монаха загрузили переводами других книг. За переводом толкований древних отцов на Деяния апостольские и Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, он изучил русский язык и продолжал работу над пересмотром и исправлением церковно-богослужебных книг.
Гонения
Много времени провел преподобный в трудах. За это время много узнал и увидел такого, чего замечали немногие, и, дерзая о Господе, порой резко выказывал свое недовольство по поводу найденных им в старинных текстах ошибках, обличал в пороках вельмож и т.д.
Но нашлись ропотники, недовольные греческим пришельцем. Мол, он не исправляет русские церковные книги, а портит их. Клеветали, что отвергает Евангелие, Апостол, Устав и пр., устраивали против него другие клеветы.
Еще большее недовольство вызывало его праведное отношение к отступлениям от нравственных принципов. Так, чистый духом инок Максим, ратуя о благочестии, заявил резкий протест великому князю, когда тот, страдая от двадцатилетнего неплодства супруги, вдруг решил с ней развестись.
Он не боялся ничего, потому что был предан Богу и принимал сторону правил церковных. Но после девяти лет сплошных почестей, Максима арестовали (февраль 1524 года). Не задавая ему вопросов, заковали в кандалы и отправили в темницу Симонова монастыря.
Не доказав никакой вины государственной, преподобного отпустили на волю. Но врагам хотелось заточить иноземца, сующего свой нос в их нехорошие дела. И подняли они вопрос об исправлении, точнее, об искажении церковных книг. Объяснить найденные погрешности не помогли никакие попытки Максима.
От побоев, дыма и ран от уз, страдалец терял сознание. Однажды ему со словами утешения явился Ангел, после чего преподобный углем написал (по некоторым сведениям – столовым прибором выцарапал на стенах) канон Утешителю Духу Святому, который и в наше время иногда (в форме молебна) поется в некоторых монастырях.
Через время иноку Максиму предъявили новые обвинения, которых он не признал. Его перевели в Тверь, под строгий надзор епископа. Но здесь, в Отроч монастыре, к нему относились по-божески.
Только через 20 лет принудительного заключения невинный пришлец, ослабленный тяжестью кандалов, внутренними и внешними страданиями, был принят, по просьбам друзей и добродетельных бояр, в Москве, а скоро вступил и в лавру преподобного Сергия Радонежского.
Правда, хотя старец и бодр был духом, ему оставалось недолго, всего пять лет. Спустя 40 лет трудов и страданий преподобный Максим Грек, трижды перекрестившись, преставился ко Господу, и почивает сегодня в Свято-Троице-Сергиевом монастыре.
Почитание
Что особенно поражает в судьбе преподобного? После всего, то, что вынес, оказавшись по послушанию на чужбине и работая о Господе в тюрьме несколько десятилетий, он не озлобился на Русскую Православную Церковь.
Мало кто страдал столько, сколько святой Максим Грек. Но в 1552 году он, оставаясь достойным примером монашеского образа жития и настоящего смирения и терпения, однажды написал в письме вот это словосочетание: «Святая Русь».
Монах высокой жизни, человек невероятных познаний, смиренно несущий крест неправедного осуждения, трудившийся, несмотря на невинные страдания, в застенках, вошел в историю и как разносторонний человек с широким спектром своих сочинений, оставивший после себя не только ревностных учеников, но и обширное наследие в виде переводов церковных книг, толкований (книга Бытия, Псалтирь, книга пророков, Евангелие, Апостол и т.д.).
К счастью, уважение к исповеднику истины стали проявлять, хотя и по его кончине. К священным останкам пророка и учителя притекали вереницы паломников. Над его гробом случались чудеса. В 1591 году, в день обретения мощей Максима Грека, случилось 16 исцелений, что, как и другие чудеса, было зафиксировано в преданиях Лавры.
В XVII столетии образ святого был написан на фресках Успенского собора обители и в других городах. Тогда же имя преподобного было вписано в святцы.
Над могилой смиренного инока и великого светила науки была построена часовня, которая перестраивалась не раз, где служились упокойные панихиды с тропарями святому. Над гробницей на медной доске вырезаны вот эти, много говорящие строки:
«Блаженный здесь Максим телом почивает,
Но с Богом в небеси душою пребывает.
И что божественно он в книгах написал,
То жизнью своей и делом показал.
Оставил образ нам и святости примеры,
Смирения, любви, терпения и веры!».
Канонизирован Максим Грек на Поместном Соборе РПЦ в 1988 году. В 1996 году его святые мощи были подняты, и сейчас покоятся в Духовском храме Лавры. В конце XIX столетия свет увидело житие преподобного – его имя, наконец-то, было вписано в Афонский патерик.
Православные обращаются к преподобному с просьбами укрепить дух и веру, избавиться от разных недугов, побороть уныние. Максим Грек покровительствует студентам, ученым, переводчикам и просветителям.