Этот пятиглавый собор-красавец величественно высится на высоком красочном холме на берегу маленькой и меленькой речушки Пажи. Он виден издалека при подъезде к станции Хотьково. Для людей светских, одна из старейших обителей Подмосковья является главной достопримечательностью городка. А для верующих, Покровский ставропигиальный монастырь – это святое, намоленное место, где можно поисповедаться, причаститься и к святыням приложиться.
Настоящий паломник никогда не обойдет его стороной, ведь главной святыней монастыря являются мощи преподобных Кирилла и Марии Радонежских – родителей великого подвижника и печальника Земли Русской. Как сложилась их судьба, тесно переплетенная с судьбой женского ставропигиального монастыря в Хотькове?
Преподобные Кирилл и Мария Радонежские
Этот небольшой живописный городок находится буквально в нескольких остановках от Сергиева Посада, и неподалеку от села Радонеж, в котором прошло детство преподобного Сергия Радонежского.
Не важно, каким маршрутом добирались, а порой это был длинный паломнический путь, но они сходили на станции в Хотьково, чтобы получить символическое благословение благоверной четы на дальнейший путь.
Впрочем, так поступают и многие современные богомольцы, для которых эта традиция оказывается сильнее логики любого, даже сложнейшего, маршрута. Проделав непростой путь, они тоже выходят на Хотькове, идут в монастырь, с молитвою прикладываются к раке с мощами, и только потом (возможно,даже на службе постояв) продолжают дорогу к Лавре.
Семья Радонежских преподобных
Великий игумен Земли Русской родился и воспитывался в семье самодостаточных ростовских бояр – Кирилла и Марии – потомков знатного боярского рода. Их владения (в селении, называемом Варницы) в начале XIV века простирались на берегу Ишни, в непосредственной близости с Ростовом Великим.
Преподобный Кирилл начинал свою службу у местных удельных князей – Константина II Борисовича, а после и у его младшего сына, Василия III Константиновича. Будучи их ближайшим соратником, он частенько сопровождал князей в походах в Золотую Орду. Это было опасно для жизни, поскольку бояре не жалели жизни своей, защищая Русь и веру свою, и мало кто возвращался целым и невредимым.
Помимо своего высокого социального статуса, глава семейства имел приличное состояние. Однако, как пишут историки, от участия в обычных сельских трудах, согласно простым обычаям того времени, никогда не отказывался. Домашний быт четы был близок к крестьянскому, но благочестив.
Егда крестили отроча пророчество о нем услышали
У супругов был сын, Стефан, но Бог послал и второго ребенка (позже родился младший, Петр). Божественный промысел предвидел в нем великое призвание основателя Свято-Троицкой Сергиевой лавры, и об этом задолго до рождения было знамение.
Житийная литература описывает чудесное событие, когда праведная Мария, ожидавшая чадо, и молящиеся с ней в храме ощутили на себе великую милость Господню, услышав восклицание младенца из ее чрева. Оно прозвучало до чтения Евангелия, во время Херувимской и после произнесения священником «Святая святым».
Мария, понимая, что ее ребенок предназначен для важной миссии, бережно относилась к себе и своему состоянию: избегала всего, что могло осквернить ее душу и мысли; прилежно постилась; отказывалась от алкоголя; употребляла все только полезное для плода и молила Господа сохранить его и ее саму.
Вдохновленные знамением, благочестивые родители пообещали посвятить свое чадо Господу, и 3 мая 1314 года на свет появился мальчик, которого на сороковой день отнесли в церковь, чтобы крестить.
Батюшка нарек младенца Варфоломеем. И после, ощутив, что перед ним особый ребенок, сказал присутствующим:
«Радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».
Мальчик удивлял с первых дней своей жизни. Например, в постные дни или когда мать ела мясо, отказывался от ее молока. Мария стала строже поститься. А Варфоломей, подрастая, продолжал строжить в плане питания, хотя мать и запрещала ему (правда, позднее Мария уступила сыну в этом благом деле).
Переезд семьи, постриг и кончина родителей
Праведные Кирилл и Мария были приверженцами церковных уставов, не оставляли добрых дел (помогали всем нуждающимся и болящим), странноприимничали, помня заповедь апостола Павла о страннолюбии (автор жития преподобных, описывая их милосердие и страннолюбие, указал на посещение их дома Ангелом). Всему этому, а также любви, смирению и целомудрию, добрые родители учили и своих детей, ревностно храня христианский уклад жизни в семействе.
Когда же пришло время испытаний, супруги не заунывали, а старались хранить душевный мир, потому что полагались на волю Божию и помощь Господа. В то время обнищавшему из-за монголо-татарского нашествия и голода ростовскому боярину пришлось переселиться с семейством около 1328 года (Варфоломею было 15 лет) в город Радонеж, Московского княжества.
Отцу семейства, по обычаю того времени, полагалось поместье, но из-за старости он не мог состоять на службе у московского князя. Его обязанность взял на себя тогда уже женатый Стефан. В те времена младший сын Петр тоже обзавелся семейством, и только Варфоломей подвижничал.
Когда молодой человек попросил благословения на иноческое житье, родители, хотя и привечали монашество, ласково отказали, пояснив свой отказ важной причиной. Они просили сына повременить, ибо в противном случае лишились бы последней поддержки, поскольку двое их сыновей уже отделились. Варфоломей, храня повиновение отцу и матери, уступил им и старался сделать их старость спокойной.
Нам, к сожалению, мало известно о деталях жизни этой благочестивой четы, но мы знаем, что, когда они состарились, то решили принять иночество (так поступали некоторые бояре). А позднее приняли и ангельский образ по примеру своего сына (в схиму постриглись) в Хотьковском Покровском монастыре, который в то время был двойной (для мужчин и женщин).
Престарелые схимники-бояре, обремененные множеством недугов и скорбей, доживали в обители, ставшей усыпальницей рода Сергия Радонежского, свои последние дни в постоянной молитве и богомыслии. Однако недолго оставались они в своем новом статусе: в 1337 году преподобные Кирилл и Мария мирно почили о Господе, благословив перед этим Варфоломея в монашество.
Монахом чуть позже стал и Стефан, который сына своего Ивана привел с собой. Овдовев и похоронив жену в Покровской обители, брат Варфоломея решил не возвращаться в мир. Братья вместе были рядом со своими схимниками-родителями до их блаженной кончины.
После погребения новопреставленных на территории Покровской обители, ставшей для тех последним приютом, братья прилежно молились все сорок дней о упокоении своих достохвальных родителей.
Заступничество преподобных и почитание
Преподобные Кирилл и Мария уже в XIV веке были местночтимыми святыми, ведь во все времена православные с благодарностью чтили святое семейство, молившееся за наше Отечество.
Многие прибегали к заступничеству святых, чтобы избежать бедствий, в том числе эпидемии и моровых язв. Обитель, принимая у себя в разные времена верующих, охраняла их, и, по вере их, многие оставались невредимыми.
В различные периоды истории, в том числе в 1770-1771, 1848 и 1871 гг., жители Хотькова находили утешение в молитвах перед гробницей родителей преподобного Сергия. Святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии непрестанно молились, им посвящались непрерывные чтения Псалтири.
Хотя коммунистический режим и уничтожил Хотьковский монастырь (это случилось после революции), в XIX веке по всей России развилось особое почитание преподобных Кирилла и Марию, что доказывают старинные летописи.
Хотьковский женский монастырь открылся в 1992 году. Тогда же, в празднование 600-летия со дня кончины преподобного Сергия, было совершено общецерковное прославление достохвальной четы Кирилла и Марии Радонежских.
Память преподобных Кирилла и Марии, которые были прославлены в лике Радонежских святых (19 июля), отмечается дважды в год: 11 октября и 31 января. Сила веры в помощь святых усилилась благодаря чудесным исцелениям, произошедшим у раки с их чудотворными мощами.
Сюда стекаются сотни паломников, чтобы испросить благословения прославленной четы. Правда, не все обращают внимание на еще одну святыню, которая находится над гробницей и напоминает всем об устоях доброй православной семьи. Это икона Сергиева рода, на которой изображено семейство, пятеро из которых прославлено в лике святых. Это дети, достойные своих прекрасных родителей: преподобный Сергий, Стефан (старший брат, доживший до глубокой старости) с супругой Анной, Петр, младший, с женой Екатериной, и внук преподобных, святитель Феодор (его мощи покоятся в соборе Ростовского Кремля).
В наши дни можно посетить оба монастырских храма. Это величественный красавец Никольский и главный, Покровский, где почивают мощи преподобных Кирилла и Марии и ежедневно совершаются богослужения. По милости Божией, на территории функционирует девичий пансион, работает воскресная школа, открыты музей и библиотека духовной литературы.
Сестры с матушкой Игуменией продолжают восстанавливать прежнее благолепие обители, ставшей центром православного просвещения, религиозно-нравственного воспитания и благотворительности, а также опекают дом престарелых и детское отделение Московской областной психиатрической лечебницы, навещают в церковные праздники многодетные семьи, инвалидов и т.д.
О чем молиться преподобным Кириллу и Марии Радонежским
Если кратко, то обо всем, что касается семьи и крепкой веры.
Так, преподобным Кириллу и Марии, ставшим на небесное служение, обращаются с молитвой про покровительство семейной и монашеской жизни, духовную связь с родителями и Отчизной. Испрашивают у них помощи в восстановлении благочестия в семье и духовных традиций, в созидании доброго христианского уклада и т.д.