Столбовой знаменный распев – основа разных видов богослужебного пения

Церковь

На Руси XIV – XVI века принято называть временем расцвета святости, что нашло отражение в церковном искусстве – иконописи, зодчестве, прикладном искусстве и богослужебном пении.

В этот период знаменный распев, утвердившийся в богослужебной практике, достигает высшей точки своего развития. Вместе с тем начинают складываться и другие распевы: в Москве, Новгороде, других городах появляются певческие школы.

В XV веке возникают путевой и демественный, а XVI веке – большой и малый знаменные распевы и строчное многоголосие. Это было сугубо национальное явление, характерное для Руси. Такое богослужебное пение отличалось от знаменного большей протяжённостью и развёрнутостью мелодий, стремлением украсить его различными звуковыми узорами. Новые распевы употреблялись во время торжественных богослужений великих князей, митрополитов и образовали особый ряд – праздничный мелодический чин.

Столбовой знаменный распев – основа разных видов богослужебного пения

А.Рябушкин

Демественный распев

Самым торжественным пением на Руси считался демественный распев (от позднегреческого «doméstikos» — деместик, руководитель хора и его солист в Византии), впервые упомянутого в Воскресенской летописи 1441 года в связи с описанием смерти Димитрия Красного, внука Дмитрия Донского: умирающий князь, придя в сознание, «начат пети демеством», хотя, по косвенным свидетельствам, существовало на Руси оно намного раньше.

Столбовой знаменный распев – основа разных видов богослужебного пения

Пример записи демественного пения

О происхождении демественного пения высказывались разные мнении: В. В. Стасов считал его византийским по происхождению, В. М. Металлов стоял на позиции, что демественное пение было продуктом творчества «мирских певцов, приспособленных к церковному пению», а Д. В. Разумовский полагал этот вид пения византийским, занесенным в Киевское государство балканскими славянами и употреблявшимся до XVI века русскими в домашнем быту их как «ежедневное благочестивое упражнение домашней церкви».

Этот вид пения, не подчинённый системе осьмогласия, отличался «цветистым» рисунком и сложностью ритма. Если знаменное пение строилось на основе гласовых попевок, то демественные напевы создавались на основе оригинальных интонаций. С XVI века демественное пение утверждается в богослужебной практике, но первоначально демеством пели в храме лишь величания, стихиры и многолетия.

Большой и малый знаменные распевы

В конце XVI века в певческих рукописях появилось понятие «большой знаменный распев (большое знамя)». Его главная особенность заключалась в том, что один слог мог распеваться большим количеством звуков на протяжении долгого времени. Это был торжественный и величественный стиль «плетения словес» в музыке, характерный для той эпохи.

Малый знаменный распев, возникший в этот же период, стал сокращением песнопений большого столбового, откуда были убраны протяженные мелодические формулы.

Путевой распев

Первые рукописи с записью путевой нотации относятся к XV веку. По одной из версий, путевой распев был создан певчими Иоанна Грозного. Царский хор состоял из двадцати семи певчих и славился талантливыми и знающими мастерами.

Столбовой знаменный распев – основа разных видов богослужебного пения

Иоанн Грозный

О происхождении термина у учёных до сих пор нет единого мнения. Большинство полагает, что «путевой», иначе «путный» означало «толковый», «доброгласный», «хороший». Этот распев отличала большая протяженность, чем столповой. Как и знаменный, он находился в системе осьмогласия и имел аналогичное строение, но все попевки и обороты были более распевны.

Путевой распев исполнялся в великие праздники. Со временем сформировалась собственная путевая нотация, терминология, определявшая принадлежность песнопений путевому распеву, появилась путевая музыкальная азбука.

Строчное пение

Пение по строкам, когда существуют одновременно две или три мелодические линии, получило название строчного пения. В отдельные моменты они могут пересекаться, но всегда среди них выделяется главная. В сущности, в строчном пении на основную линию, исполняемую столбовым распевом, накладываются две или три дополнительных, исполняемых выше или ниже. На Руси этот род богослужебного пения хорошо знали и любили, его красоту сравнивали с многоцветьем красок.

Первые упоминания о строчном пении были найдены в чиновнике новгородского Софийского собора в XVI веке, где указывалось, что в дни памяти местных святых поётся строчная новгородская Литургия, а в дни памяти общерусских святых – строчная московская. В некоторые праздники правый клирос пел демественную, а левый – строчную Литургию.

Столбовой знаменный распев – основа разных видов богослужебного пения

Софийский собор в Новгороде (современный вид)

Разнообразие строчного пения порой заставляли исследователей сомневаться в самом факте его существования. Сегодня этот род пения – наименее изученная разновидность русского богослужебного пения.

Столбовой знаменный распев – основа разных видов богослужебного пения

Все эти виды богослужебного пения существовали до конца XVII века, когда в Русской церкви произошёл раскол. В дальнейшем началось активное насаждение многоголосного партесного пения, вытеснившее древнерусскую традицию, сохранившуюся только у старообрядцев. Сегодня проявляется большой интерес к возрождению древнего богослужебного пения.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий